Инновационные технологии обучения математике как средство формирования УУД в школе
статья по алгебре

Непомнящая Расима Мусаевна

Современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активным участником образовательного процесса, который самостоятельно планирует свою учебную деятельность и который способен к адекватной самооценке. Учителю же, в свою очередь отводится роль координатора действий ученика.

Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1 «Инновационные технологии обучения математике как средство формирования УУД в школе».

Слайд 2

"…учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся".

Сегодня мы живем и работаем в условиях внедрения нового государственного стандарта, который требует от учителя новых подходов к системе обучения и воспитания.

Задача учителя на сегодняшний день – пересмотреть свою систему работы и перейти от традиционного (репродуктивного) уровня работы к более высокому продуктивному.

Современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активным участником образовательного процесса, который самостоятельно планирует свою учебную деятельность и который способен к адекватной самооценке. Учителю же, в свою очередь отводится роль координатора действий ученика.

Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

Слайд 3      Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития критического мышления.

Слайд    Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Слайд Выделяют 3 стадии (этапов) развития критического мышления:

Первая стадия – вызов.   Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома. 

Учение становится активным, учащийся целенаправленно думает, выражает свои мысли собственными словами.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию;
  • осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. На данном этапе  происходит выведение знаний на уровень понимания и применения, идет рефлексия своего процесса учения. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное,  как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

   В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?  Как вы уже знаете, элементы новизны  содержатся в приемах работы с учащимися на каждом  этапе урока.

Сегодня мы хотим  продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.).

Рассмотрим приемы, которые, на наш взгляд,  являются наиболее эффективными :  

                                          Слайд 1.На стадии вызова:

Прием «Ключевые слова»: знаю-хочу узнать- узнал..   Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

Слайд В начале урока, заполняя первую часть таблицы  «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы - «Хочу узнать» - это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.

                 Слайд После усвоения темы на стадии рефлексии учащиеся заполняют третью графу таблицы - «Узнали». ( на слайдах представлен прием по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей и площадь параллелограмма).

             Слайд Прием "Кластеры" используется  как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
В зависимости от цели  организуется индивидуальная самостоятельная работа учащихся или коллективная – в виде общего совместного обсуждения.

Алгоритм создания кластера:

• в центре чистого листа пишется ключевое слово, название рассматриваемой темы;

• вокруг пишутся в «окошках» основные свойства, определения, понятия, характеристики, предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

• по мере записи появившиеся слова соединяются стрелками, показывающими связи с ключевым понятием, образом или чем-то еще. У каждого из «спутников», таким образом, появляются свои «спутники», устанавливаются логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Иногда ключевое слово располагают вверху, ветви («гроздья») опускаются вниз, как гроздья винограда. Такой вариант хорошо воспринимается учащимися и представляется более логичным.

Например, задание: составьте кластер к слову «Треугольник». Учащиеся  выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.

Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.
Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления. 

         Слайд Прием     «Верные и неверные утверждения» может быть началом урока. Учащиеся,  выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем,  описывают заданную тему. Затем учащиеся обосновывают  свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

       

Слайд Прием «Ромашка Блума» названа в честь американского  психолога и педагога Бенджамина Блума. «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок», еще этот прием называют «Ромашкой вопросов»

Этот приём основан на работе с текстом.

 «Ромашка Блума» помогает научить  детей задавать вопросы.  

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:                          

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова –объясни…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", Вопрос следует начать со слова –придумай….

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?",. Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Возможны два варианта использования "Ромашки  Блума" на уроках:

•        Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

•        Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

           Слайд.

   На стадии осмысления осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, лекция, фильм, материал параграфа

      «Пометки на полях» (инсерт). Предлагаются  проработать образцы заданий к новому параграфу ,используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с решением задания, делая карандашом соответствующие пометки в тексте:

«V» -то, что было известно учащимся ранее;

«+»- новая информация;

«-» - информация, противоречащая взглядам учащихся;

«?» - информация не вполне понятна.

   Полученные новые сведения можно оформить в виде таблицы

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Слайд                       Приём  «Толстые и тонкие вопросы»

 используется  на  любой  стадии  урока.

Тонкие вопросы - те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ.   Толстые вопросы - те, на которые ответить столь определенно невозможно .  Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к нему список вопросов. Важно, обговорить с ребятами их минимальное число. Подобное задание можно предложить выполнить учащимся и при повторении темы. Учащиеся работают в парах или микрогруппах, поочередно отвечая на вопросы, предложенные товарищами. Умение формулировать вопросы по теме демонстрирует её понимание.

           Слайд Прием "Кубик"

Прием   «Кубик»   можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

На  этапе изучения блока материала  работу с кубиком можно сделать групповой. Этот способ поможет не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа обсуждать ту или иную тему занятия.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у ребят.

(данный прием представлен по теме КРУГЛЫЕ ТЕЛА)

  Слайд   3. На стадии размышления (рефлексии) можно использовать следующий прием:

   «Написание синквейна».

«синквейн» -это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.

Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Слайд Слайд Слайд Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.

КОНЕЦ!!!!

Используя данную технологию развития критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

Меняется  мир непрерывно, неспешно,

Меняется все – от концепций  до  слов.

И тот  лишь  сумеет   остаться  успешным,

Кто сам  вместе  с миром  меняться готов!

П.Калита

Что даёт ТРКМ ученику

-повышение эффективности восприятия информации

-повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения

-умение ответственно относиться к собственному образованию

-умение работать в сотрудничестве с другими

-повышение качества образования

-желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни

Что даёт ТРКМ учителю

-умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества

-возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения

-стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность

-стать источником ценной профессиональной информации для других учителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»В данной работе представлены нетрадиционные технологии обучения математики, которые помогают решать две актуальные пробл...

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»В работе проводится структурирование содержания по элементам знаний, составляется граф-схема, проводится анал...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ» Ст.1

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»...

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...

«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики как средство формирования инновационной педагогической модели обучения в условиях внедрения ФГОС.»

Актуальность темы За последние два десятилетия в нашей стране появилось большое количество  общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназий и лицеев. Э...

презентация Инновационные технологии обучения математике как средство формирования УУД в школе

Презентация к статье Инновационные технологии обучения математике как средство формирования УУД в школе...