РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»
статья по алгебре (11 класс) по теме

Мерзлякова Оксана Александровна

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»

В работе проводится структурирование содержания по элементам знаний, составляется граф-схема, проводится аналитическое планирование нормировки упражнений и распределения времени, необходимого для изучения каждого раздела темы с учетом его теоретической значимости, а также  обоснование применения технологий для элементов знаний. Во второй приведены сами технологии обучения математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya3.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»

               Развитие науки и техники, широкое проникновение математических методов в новые области научной и практической деятельности предъявляют к математическому образованию новые требования. В настоящее время   важно не просто дать ученику определенную сумму знаний, необходимых для решения прикладных задач, но и помочь учащимся воспринять принципы математического мышления, обеспечивающие возможности осознанного их применения к изучению реальных явлений. В связи с этим, необходимы новые подходы к разработке учебно-методического обеспечения курса математики, позволяющие интегрировать научную информацию и методику ее эффективного изучения. На первый план выходят новые методические и организационные модели учебного взаимодействия учащихся с информационными технологиями.

           В данной работе представлены нетрадиционные технологии обучения математики, которые помогают решать две актуальные проблемы педагогики - развитие умственных способностей  учащихся и  формирование интереса к математике. Эти технологии оригинальны по форме, методике применения в обучении, и обработке результатов. Широкий спектр дидактических технологий разработан в трудах А.И.Архиповой  [3], [4].,   на примере тем ¾ молекулярная физика,    механика .

 

 Они базируются на традиционном содержании учебного материала. Технологии обучения реализованы на математическом содержании темы «Тригонометрические функции». Они представлены набором практических заданий, которые объединяются в систему.          При создании системы ставились задачи:

  1. отразить в практических задачах как можно больше вопросов темы  «Тригонометрические функции».
  2. развивать с помощью заданий определенные учебные умения и проводить диагностику качества знаний.
  3. достигать прочных учебных умений и навыков, предлагаемых в теме.
  4. сделать изучение темы интересным для учащихся.

В Работе проводится структурирование содержания по элементам знаний, составляется граф-схема, проводится аналитическое планирование нормировки упражнений и распределения времени, необходимого для изучения каждого раздела темы с учетом его теоретической значимости, а также  обоснование применения технологий для элементов знаний. Во второй приведены сами технологии обучения математике.

     

Технологические приемы обучения  могут быть реализованы  на уроках математики, на факультативах и кружках, на тематических вечерах, для предпроффессиональной подготовки.

 В работе приведена теоретическая граф-схема указанных тем и локальных технологий обучения для отдельных элементов этой структуры.

Далее для каждого из выделенных структурных элементов определим дидактические цели изучения,  проектируемые умственные действия, а также технологические приемы (локальные технологии обучения), активизирующие познавательную деятельность учащихся. Получим обоснование применения технологий для элементов знаний. Оформим их в виде таблицы .

                                                                                                                                       

Элементы

знаний

Дидактические

цели

Предметные

умения

Общие интел-лектуальные умения

Технологи-ческие

приемы

1

Числовая окружность.

Добиться понимания

радианной и градусной

системы из-

мерения уг-

лов

Умение отли-

чать градусную систему изме-

рения углов от радианной

Выделение ключевых ризнаков

Морской бой, Математичес-

кий футбол, Восхождение

 на вершину «Тригономет-рия».Тест «Да-Нет».

2

Вращательное движение и его свойства

Научиться стро-

ить произволь-

ный угол, знать,

 в чем состоит периодичность вращательного движения

Выявление

свойств вращательно-

го движения

Графичес-

кое представ-ление инфор-мации

Графический диктант,  Математичес-

кий футбол

3

Определение тригонометри-ческих функций

Добиться твер-

дого знания sin,

 cos, tg, ctg

Уметь отли-

чать виды

Выделить главное в

 тесте

Калейдоскоп заданий, тест «ДА-Нет», тест «Лови ошибку»

4

Периодичность

Добиться проч-

ного усвоения

Проверять

свойство периодичности

Чтение графиков

Математичес-

кий футбол, тест «Лови ошибку»

 Таким образом локальные технологии обучения конструируются не спонтанно, а обосновываются содержанием, основными дидактическими целями и соответствуют введенным показателям таблицы. В этих показателях отражена логика развития учебных знаний, и в разработке используются общие принципы , схемы и процедуры, выполняющие роль системообразующих факторов. Поэтому данная совокупность технологий обучения образует единую систему.  

педагогических и компьютерных технологий может стать новым образовательным направлением в развитии  методик школьного обучения.

Применение Интернет-технологий в учебно-информационных комплексах улучшают процесс обучения.  Стимулируется активная самостоятельная работа, интеллектуальное развитие учащихся.

Использование на web-страницах графиков, таблиц, гиперссылок создает обучающую среду с ярким и наглядным представлением информации.

Преподаватель математики МОУ СОШ № 49 Мерзлякова О.А.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Грушевский С.П., Архипова А.И, Проектирование учебно-информационных комплексов. Краснодар, 2000.
  2. Архипова А.И.,  Грушевский С.П. Пешеходы и автомобили. Технологии обучения математике. Школьные годы №8. Краснодар, 2001.
  3. Архипова А.И.  Технологический учебник с программным приложением.Раздел «Молекулярная физика». Ростов-на-Дону, 2003.
  4. Архипова А.И. Механика. Технологический учебник физики. Школьные годы №7. Краснодар, 2000.
  5. Архипова А.И.,  Грушевский С.П., Карманова А.В. Конструирование профильных компонентов курса математики с применением новых технологий обучения. Краснодар, КубГУ, 2004.
  6. Грушевский С.П. Учебно-информационные комплексы как новое средство обучения математике на современном этапе развития образования. /Под ред. А.И. Архиповой. СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2001.

1.Углы и их измерение

2.Вращательное движение

и его свойства

3.Определение тригонометрических функций

4.Периодичность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»В данной работе представлены нетрадиционные технологии обучения математики, которые помогают решать две актуальные пробл...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ» Ст.1

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»...

Урок по математике по теме: Тригонометрические функции

Цели урока: ·          закрепить умение и навыки построения графиков тригонометрических функций;·          зак...

Инновационные технологии обучения математике как средство формирования УУД в школе

Современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активным участником образовательного процесса, который самостоятельно планирует свою учебную деятельность и кот...

презентация Инновационные технологии обучения математике как средство формирования УУД в школе

Презентация к статье Инновационные технологии обучения математике как средство формирования УУД в школе...