КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Обратная функция»
план-конспект урока по алгебре (10 класс)
Данный материал урока входит в разработку: Крупно-блочное изучение тем : "Показатеоьная и логарифмическая функции. Решение покампзательных и лагорифмических уравнений.", часть материала опубликованно раннее
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока: "Обратная функция | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» города Реутов Московской области.
Конспект
УРОКА
Тема: «Обратная функция»
/из опыта работы
Кузьмичевой Н.А.,
учителя высшей категории/
Требуемые нормы к введению нового материала:
- Последовательность
- Четкость
- Краткость
- Лаконичность
- Обоснованность (Всегда постановка вопроса: Почему?)
- Компактность записей
- Наглядность
- Доступность
Урок 1,2 ;
Урок 1
Цель: Знать определение обратимой и обратной функций, свойство обратной функции. Усвоить алгоритм составления обратной функции. Уметь среди функций быстро выделять, какая функция обратима, а какая нет.
Для введения понятия обратной функции
- Работа 3-х учеников у доски (самостоятельно)
Задание: а) Построить график функций и симметрично отобразить
графики относительно прямой у = х.
б) Найти D(х)? Е(у)?
в) Получившиеся графики задают ли функции или нет?
г) Записать формулы функций
Решение: 1) у = х 3
f(у)=3√х
2)у = х2, на R (отобразившийся график– не функция)
3)у = х2,х ≥0
g(x) = √x
4) у = 2х-2
У(х) = ½ х+1
II Работа с классом (фронтальный опрос)
А) Повторение:
- Определение функций: Функцией называют соответствие между двумя множествами X и Y, при котором каждому числу х € X по правилу f соответствует ед. число у € Y.
- Способы задания функции
- D(х)?
- E(f)?
- Обозначение аргумента: х, u, t, и т.д.
- Обозначение функции: у(х), f(x), g(t), Y(u) и т.д.
Б) Найти: E(f),) Е(у), E(g)и D(х)для каждой из функций.
В) Разбор заданий, сделанных учащимися на доске.
III Работа с к-и №1
- Отработка понятий обратимая функция, обратная функция.
- Составление карточки - информатора.
- Доказательство теоремы об обратной функции: Если функция f (или ) на Х, то она обратима, обратная к f функция g, определенная в области значения f, является или ) на множестве X
а)Пусть f строго возрастает, тогда разным значениям х будет
соответствовать разное значение у (т.к. чем х >, тем и > у), по теореме о корнях: Если f возрастает ./(или убывает. ) на Y, а число у0 - любое из значений, €- щих f на Y, тогда f(x) = у0 имеет единственный корень, f - обратима
б) Докажем, что функция g обратная к f также. Пусть x1 и х2
произвольные значения из E(f)., такие что х2 > х1 .
Пусть у1, = g(x1), у2 = g(x2)
х1 = f(y1), х2 = f(y2), по определению обратной функции.
Допустим y1≥ у2, то f(y1,) ≥f(y2), т.е. х1≥ х2, а это противоречит условию х2 > х1
поэтому y2 > у1, а значит из условия х2>х1 следует g(x2) > g(x1)
- Алгоритм составления обратной функции, свойство обратной функции
- Работа по учебнику устного характера №534 (а, б), (быстро назвать E(f), D(f) и обратную функцию D(g). E(g)
IV Работа по группам
Выяснить какие функции обратимы и в случае, если функция обратима, найти обратную.
Задание гр. 1 ответы | Задание гр. 2 ответы | ||
1) у = 2х-1 2) У = 1 X 3) у = √х2-1 4) у = __1__ 2х-1 | 1)y = x+l 2 2)y = l X 3)- 4)y = x+l 2x | 1) y = x3-l 2) y = -√2x-l 3) y= _1_ x+1 4) y = x2-l | 1) y = 3√x+l 2) y= x2+l 2 у≤0 3)y = -l +1 X
|
Задание гр. 3 | Задание гр. 4 | ||
1) y = 3√x+ 1 2) 2√х~-1 3)у = 1 √x 4) y=х+1 X | Ответы 1) y = (x-l)3 2) у = (x+1)2 4 x≥0 3) у = 1 x2 x>0 4) - | 1) y = √x + l 2) y =√х2 3) y = (√x)2 4) (x-1)2 | Ответы 1)y = x2-l x ≥ 0 2) - 3) y = x x ≥0 4) - |
- Закрепление материала (номера из учебника: 536 (а, б) 533 (а, в))
- Самостоятельная работа (дидактический материал)
- Работа по карточкам
- Задание на дом 533 (б, г), 536 (г, в)
Урок 2
- Проверка домашнего задания.
- Опрос теории. Алгоритм составления обратной функции, свойство обратной функции.
- Фронтальный опрос.
- Работа с графиками.
Можно ли для функции найти обратную? Обратимы ли функции?
- Работа по учебнику устного характера №534 (а, б), (быстро назвать E(f), D(f) и обратную функцию D(g). E(g)
IV Закрепление
Записать формулы обратной функции.
f(x) = 2x+l f(x) = 1/2 х-l
f(x) = -2x+l f(x) = -1/2x-l
Проверка обратимости: f(x) = у0 единственный корень
x€D(f) Доказать, что f имеет обратную: (исп. Т или систему)
f(x) = х2 +1 х < 0 f(x) = 2х,х-люб.ч
f(x) = 4√x, х>0 f(x) = x3+l(-∞;+l)
Д/3 Решать из файла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме «Обратные тригонометрические функции» в 4-х вариантах
Задачи теста «Обратные тригонометрические функции» соответствуют программным требованиям. Тест предназначен для проверки уровня знаний, умений и навыков учащихся по данной теме и могут помочь выпускни...
Методическая разработка презентации по теме: "Обратные тригонометрические функции"
Представлена презентация для 10 кл...
Открытый урок по теме: «Функция: понятие, способы задания, основные характеристики. Обратная функция. Суперпозиция функций».
Изложены основные характеристики функции. Приведены определения обратной функции и сложной функции....
Зачётная работа по теме "Обратные тригонометрические функции" 10 класс
Зачётная работа для обобщения учебного материала темы "Обратные тригонометрические функции" 10 класс....
2 презентации учеников по теме "обратные функции"
Понятие обратной функции , ее свойстваи примеры...
Открытый урок по теме "Обратная функция" (2019 г.)
Разработка открытого урока по математике в 10 классе...
урок по теме "Взаимно обратные функции", 10 кл
урок для 10 класса в формате "Перевернутый класс"...