Открытый урок по теме "Обратная функция" (2019 г.)
методическая разработка по алгебре (10 класс)

Евграшина Наталья Васильевна

Разработка открытого урока по математике в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11prezentatsiya_k_uroku_10_klass.pptx500.32 КБ
Файл evgrashina_urok_10_klass.docx779.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Аль – Бируни

Слайд 2

Цель: актуализировать знания по теме «Обратная функция», закрепить при решении задач. Обратная функция

Слайд 3

А роза упала на лапу Азора 2 Задачи: повторить свойства обратной функции; закрепить и отработать алгоритм нахождения обратной функции при решении заданий; проверить свои знания по теме «обратная функция».

Слайд 4

3.Если прямая функция возрастает, то обратная.... 4.Графики взаимно обратных функций … 6 . у = , обратная у = 3 - 1. 2.

Слайд 6

Вариант 1 1.Да имеет Вариант 2 2.Да имеет 4. у=7/ х нет

Слайд 7

Группа 1: По алгоритму нахождения графика обратной функции найти функцию обратную данной, укажите области определения и области значений данных функций; Группа 2: №10.13(в) Группа3 : №10.14; № 10.16 Группа 4: №10.23(в) у = (2х-1) (х+3)

Слайд 8

Лист самооценки Отметка «5» Отметка «4» Отметка «3» Отметка «2» Могу объяснить , какие функции называются «Обратными». Знаю и применяю алгоритм нахождения обратной функции; Умею строить график обратной функции, но могу допустить 1ошибку по не внимательности. ( из 7 заданий допускается 1 ошибка) Могу объяснить , какие функции называются «Обратными». Знаю и применяю алгоритм нахождения обратной функции; Умею строить график обратной функции, но могу допустить 2 ошибки(( 1вычислит. характера,1 в построении графика) ( из 7 заданий допускаются 2 ошибки) Понимаю , какие функции называются « Обратными». Знаю алгоритм нахождения обратной функции, но не во всех случаях могу применить; Умею строить график обратной функции, но могу допустить ошибки . ( из 7 заданий допускаются 3 ошибки) Понимаю, какие функции называются «Обратными». Не знаю, алгоритм нахождения обратной функции, но могу сделать задание по образцу и допустить вычислительные ошибки. Не умею строить график обратной функции. ( из 7 заданий больше половины сделано не верно)



Предварительный просмотр:

Учитель математики:  Евграшина Н.В.

Город:  Славгород

Образовательное учреждение:  МБОУ «Лицей №17»

Предмет: математика

Класс: 10

Уровень образования: профильный

Тема: «Обратная функция»

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных навыков ЗУНов.

Цель: актуализировать знания по теме «Обратная функция»,  закрепить при решении задач.

Оборудование: учебник: Алгебра и начала математического анализа 10 класс для общеобразовательных учреждений (профильный уровень), М: Мнемозина,2011 г. под редакцией А.Г. Мордковича, доска, мультимедиа проектор, компьютер,  презентация «Обратная функция».

Ресурсы:  мультимедийный проектор, презентация.

Задачи урока:

  • повторить: а) свойства обратных функций; б) проверить умения определять имеет обратную функцию данная функция или нет;
  • рассмотреть задачи на свойства обратных функций;
  • развивать компетентности: учебно-коммуникативные, учебно-интеллектуальные, учебно-организационные, учебно-информационные.
  • воспитывать учебно-познавательную активность,прививать интерес к предмету
  • формировать ответственность, трудолюбие, организованность в работе на уроке.

Основные понятия: обратная функция, график обратной функции

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный этап

(1 мин.)

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

"Здравствуйте",слово какое чудесное, 
Красивое, доброе, всем нам известное.

Давайте улыбки друг другу дарить,и в жизни всегда верный путь находить. 

Учащиеся слушают учителя.

2.Мотивация учебной  деятельности

(1 мин.)

Начать урок я хочу с вопроса. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Аль – Бируни

(слайд1)

Эти слова будут эпиграфом нашего урока.

Ответы учащихся.

3. Этап целепологания и постановки задач урока.
(2мин.)

Чем мы занимались на предыдущем уроке?

Сегодня мы продолжаем работу по теме «Обратная функция».

Сформулируйте цель, которую вы ставите  перед собой?

 Хорошо, наши цели практически совпали. Сегодня на уроке мы будем закреплять знания по данной теме.

(слайд 2)

Давайте определим круг задач, чтобы добиться поставленной цели.
(пишет задачи на доске)

Перед вами листы самооценки, куда вы в конце урока поставите себе оценку(слайд 3).

Ответы учащихся.

  • повторить свойства обратной функции;
  • закрепить и отработать алгоритм нахождения обратной функции при решении заданий;
  • проверить  свои знания по теме «обратная функция».

4.Актуализация и систематизация знаний и фиксация  затруднения  в пробном действии.

Этап повторения теоретического материала

(4 мин.)

На шкале продвижений отметьте свой уровень знаний по данной теме.

А чтобы правильно решать задания по  теме урока, что необходимо знать?

(слайд4)

Рассматриваем картинки-перевертыши, понятия палиндрома в русском языке и свойство суммы двух положительных взаимно обратных чисел в алгебре, знакомлю, где в высшей математике применяют обратные функции.Палиндром – это текст, одинаково читающийся от начала к концу и от конца к началу. Привожу пример “А роза упала на лапу Азора”, слова русского поэта – лирика.

Афанасия Афанасьевича Фета (1820 — 1892гг.).

(слайд5)Устно:

5..На столах у вас находятся карточки, отражающие шаги алгоритма нахождения обратной функции. Работая в парах, составьте алгоритм.  

6.Найти ошибку в решении нахождения функции,  обратную к данной:

у =

Отмечают по 10 бальной шкале

Ответы учащихся

  • определение обратной функции;
  • алгоритм нахождения обратной функции;
  • построение графика обратной функции;.

1.Да.

2. Да. Монотонна, область определения и область значений взаимнообратны.

3.Возрастает

4.Убывает.

5. Алгоритм

  1. Определяем монотонность функции.
  2. Если функция монотонна, значит обратима.
  3. Выражаем х через у.
  4. Заменяем х на у.

у =-3

5.Применение имеющихся знаний на практике
(7мин)

  • Индивидуальная работа по карточкам, два варианта, с последующей взаимопроверкой.

(слайд 6-7)

Обменяйтесь тетрадями и оцените себя.

Критерии оценивания:

каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.

4.

у=  нет

Сверяют с эталоном на доске, осуществляя взаимопроверку, проставляют баллы.

  • 6. Физкультминутка
  • (2 мин.)

  • 7.  Построение проекта коррекции выявленных затруднений (постановка задач)
    (3 мин.)

- Подведём итоги работы:
-
Кто справился с работой без ошибок?
-
Довольны ли вы своим результатом?
-
 Я вижу,  не все довольны своим результатом.  Не огорчайтесь!
Вспомните крылатые фразы на эту тему.
Ошибаться может каждый, но не все работают над ошибками.
Какую  проблему  мы выявили?
Какую цель теперь поставим перед собой?
Что нужно  сделать, чтобы решить проблему?

Высказываются по поводу решения проблемы, ставят перед собой задачи:

Повторить:

Построение графика обратной функции;

Выражение одной переменной через другую;

Свойства функции.

8. Реализация проекта по устранению затруднений

  • Работа в группах
    (16мин.)

Работая в группах, мы составим конспект по теме «Обратная функция» для подготовки  учащегося 10 класса, по которому легко будет готовиться решать задачи.

Деление на группы дифференцированное:

группы 2;3 выполняют задания среднего уровня, группы 1;4 выполняют задания повышенного уровня.

В каждой группе  свой консультант по данной теме, он поможет разобраться с вашими трудностями.

 (группы по 5 человек, задания на доске и на столе у каждой группы)

(слайд 9)

Группа 1. По алгоритму   нахождения  графика обратной функции найти функцию обратную данной, укажите области определения и области значений данных  функций;

у   =

Группа 2. №10.13(в)

Группа3 .№10.14;10.16

Группа 4. №10.23(в)

Ребята, вы проделали нужную работупо устранению пробелов в знаниях по теме « Обратная функция».

Можем ли мы на данном этапе работы  утверждать, что теперь нет вопросов по нахождению и построению  графика функции, обратной данной?

Работают в группах.

Вывешивают свои решения, кратко комментируют.

Да.

  • 8. Рефлексия (подведение итогов урока) )
  • (3 мин.)

Мы добились своей цели и выполнили все задачи урока?

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы не допускать ошибок в заданиях по этой теме?

Возьмите линейку продвижений и отметьте на ней уровень ваших знаний по теме сейчас.

Посчитайте баллы в тетради  и в лист самооценки  поставьте себе оценку за урок.Сдайте листы мне.

С горы скатившись, камень лег в долине.
Как он упал? Никто не знает ныне –
Сорвался ль он с вершины сам собой,
Иль был низринут волею чужой?

Столетье за столетьем пронеслось:
Никто еще не разрешил  того вопроса.    

  19 век.

Я желаю, чтобы в вашей жизни все проблемы всегда разрешались!

Ответы учащихся

Отмечают продвижение в знаниях по теме. Поднимают шкалу вверх.

Считают баллы и выставляют оценку.

  • 9. Информация о домашнем задании с комментариями.
  • (1 мин.)

П.10,творческое задание: на листе формата А4 построить графики взаимно-обратных функции: линейной и обратной пропорциональности.(записано на доске)

записывают задания в дневнике.

Лист самооценки по теме: «Обратная функция»

Ф. И. ученика    _________________________

Отметка «5»

Отметка «4»

Отметка «3»

Отметка «2»

Могу объяснить, какие функции называются «Обратными».

Знаю и применяю алгоритм нахождения обратной функции;

Умею строить график обратной функции, но могу допустить 1ошибку по невнимательности.

( из 7 заданий  допускается 1 ошибка)

Могу объяснить, какие функции называются «Обратными».

Знаю и применяю алгоритм нахождения обратной функции;

Умею строить график обратной функции, но могу допустить 2 ошибки((1вычислительного характера,1 в построении графика)

( из 7 заданий  допускаются 2 ошибки)

Понимаю, какие функции называются «Обратными»

Знаю , алгоритм нахождения обратной функции, но не во всех случаях могу применить;

Умею строить график обратной функции, но могу допустить ошибки.

( из 7 заданий  допускаются 3 ошибки)

Понимаю, какие функции называются «Обратными».

Не знаю, алгоритм нахождения обратной функции, но могу сделать задание по образцу и допустить вычислительные ошибки.

Не умею строить график обратной функции.

( из 7 заданий больше половины сделано не верно)

Определяем монотонность.

Если функция монотонна, значит обратима.

Выражаем х через у.

Заменяем х на у.

Определяем монотонность.

Если функция монотонна, значит обратима.

Выражаем х через у.

Заменяем х на у.        

Определяем монотонность.Если функция монотонна, значит обратима.

Выражаем х через у.

Заменяем х на у.        

Определяем монотонность.

Если функция монотонна, значит обратима.

Выражаем х через у.

Заменяем х на у.

Определяем монотонность.

Если функция монотонна, значит обратима.

Выражаем х через у.

Заменяем х на у.        

Определяем монотонность функции.

Если функция монотонна, значит обратима.

Выражаем х через у.

Заменяем хна у


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает  сильный эмоциональный отклик,  радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...

Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР.  Оборудование: Раздаточный материал с историч...

Открытый урокпо физике в 8 кл. " ДВС.Экологические проблемы использования тепловых машин"

Тип данного урока- объяснение нового материала. Урок построен в соответствии с программными требованиями....