Блочно-модульное обучение: из опыта работы. Урок математики. 11 класс. Иррациональные уравнения
план-конспект урока по алгебре (11 класс)

Цырежу Нимаевна Будобазарова

Одним из основных целей математического образования является формирование у учащихся умения решать задачи, развитие логики и интуиции.

Учебное время, отводимое на изучение математики, можно условно разделить на две части: затрачиваемое на изучение теории и отводимое на применение теории, т.е. на решение задач. И времени на решение задач не хватает. Поэтому учитель вынужден ограничиваться решением одно – двухшаговых задач и на базе решения таких задач не может быть и речи о развитии мышления.

К этому добавляется дефицит времени, при котором не до поиска решения нестандартных задач.

Решению этой проблемы помогает метод крупноблочного изучения учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blochno-modulnoe_obuchenie_iz_opyta_raboty.docx64.42 КБ

Предварительный просмотр:

Блочно-модульное обучение: из опыта работы. Урок математики, 11-й класс. Иррациональные уравнения




http://geum.ru/next/images/321840-nomer-5a95f6ba.gif

Одним из основных целей математического образования является формирование у учащихся умения решать задачи, развитие логики и интуиции.

Учебное время, отводимое на изучение математики, можно условно разделить на две части: затрачиваемое на изучение теории и отводимое на применение теории, т.е. на решение задач. И времени на решение задач не хватает. Поэтому учитель вынужден ограничиваться решением одно – двухшаговых задач и на базе решения таких задач не может быть и речи о развитии мышления.

К этому добавляется дефицит времени, при котором не до поиска решения нестандартных задач.

Решению этой проблемы помогает метод крупноблочного изучения учебного материала.


__________ класс. Блок 4. Показательная и логарифмическая функции. ________ часов.

http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m48f43446.png

I. Информационный цикл.

После повторения и проверки опорных знаний перехожу к изложению новой темы в виде лекции. Так как происходит укрупнение дидактических единиц, то желательно применение опорных конспектов, таблиц, наглядных средств.

II. Практический цикл (самопогружение).

Ставится цель, выделяются опорные задачи, планируется деятельность учителя и ученика. Учащийся работает с текстом, отвечая на контрольные вопросы. На данном уроке идет отработка навыков и умений.

На
III уроке желательно проведение самостоятельной работы обучающего характера.

М2. Иррациональные уравнения


Цели модуля М2: 

  • Образовательная – дать понятие иррациональных уравнений, показать методы решения иррациональных уравнений.
  • Развивающая – способствовать формированию умений классифицировать иррациональные уравнения по методам решений, научить применять эти методы, способствовать развитию математического кругозора, логического мышления.
  • Воспитательная – содействовать воспитанию интереса к иррациональным уравнениям, воспитывать чувство коллективизма, самоконтроля, ответственности.


Типы уроков модуля М2 

  • Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
  • Отработка умений и навыков решения иррациональных уравнений.
  • Проверка и оценка знаний на первичном уровне.


Методы обучения на модуле М2 

  • частично-поисковый;
  • репродуктивный;
  • системные обобщения.


Формы организации учебной деятельности: 

  • Индивидуальная,
  • фронтальная,
  • парная,
  • групповая,
  • самопроверка,
  • взаимопроверка,
  • коллективные способы обучения.


Оборудование урока: кубик-“экзаменатор”, задачи ., учебники, дополнительная литература, лист учета знаний, справочники.

План модуля:

1.Организационный момент. Постановка цели, мотивация.

2.Актуализация опорных знаний, проверка домашней работы.

3.Изучение новой темы. Лекция.

4.Самопогружение. Закрепление нового материала:

а) на уровне воспроизведения.

б) на уровне творческого применения и добывания знаний.

5. Проверка и оценка знаний.

Урок первый

Урок-лекция


Цели: 

  1. Подготовка к восприятию новой темы.
  2. Дать понятие иррациональных уравнений; рассмотреть методы их решений.


Ход урока

Учитель: На этом уроке встретимся с еще одним видом уравнений– иррациональные уравнения. Рассмотрим различные методы решения. Тема эта актуальна, так как иррациональные уравнения часто встречаются на экзаменах , с их помощью легко диагностируются знания абитуриентов по многим понятиям, начиная с такого понятия как равносильность уравнений и заканчивая понятием ОДЗ.

Перед вами стоит задача – прослушав лекцию, поработав с учебником, прорешав уравнения, показать знания и умения по решению иррациональных уравнений. За каждый этап урока будете получать баллы от 1 до 5. Суммировав – соответствующую оценку. Желаю всем удачи!

К доске вызываются трое учащихся с проверкой домашнего задания, а класс работает устно.

1-й ученик решает уравнение:
ах = 1

2-й ученик решает уравнение: (
а2– 4) х = а + 2.

3-й ученик решает: |у– 2| + |у– 3| = 1.

Остальным учащимся предлагается вспомнить определение и основные свойства корня п-ой степени, ответить устно на вопрос: “Какие виды уравнений вы знаете?”

1)
ах + в = 0 – линейное уравнение.

2)
ах2+вх+с=0 – квадратное уравнение.

3)
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-1f7001c1.png – простейшее степенное уравнение.

4) тригонометрические уравнения:
sin http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m1dc31062.png= a, cos http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m1dc31062.png= a, tg http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m1dc31062.png= a, ctg http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m1dc31062.png= a.

Все эти уравнения могут содержать параметр и модуль.

Из домашней работы выбраны эти 3 уравнения, т.к. они актуальны при изучении новой темы. Есть мудрое изречение: “Гений – это 99% усердия и только 1% таланта.” Вдумайтесь в эти слова и пусть они будут девизом нашего модуля сегодня.

Лекция. Запишите число, тему: Иррациональные уравнения.

Новая тема.

Определение иррационального уравнения, примеры:
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-26138ab7.png, http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m76dc8b25.png, и т. д.

Что значит решить иррациональные уравнения? Это значит: найти все такие значения переменной х, при которых уравнение превращается в верное равенство, либо доказать, что таких значений не существует.

Другие понятия для иррациональных уравнений определяются так же, как и для рациональных уравнений.

Широко распространенными иррациональными уравнениями, предлагаемыми на вступительных экзаменах, являются уравнения вида
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-43e0254b.png= В(х), где А(х) и В(х) – алгебраические выражения, где неизвестная величина содержится под знаком корня и уравнения вида http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m9f4f75c.png.

Вернемся к уравнению вида
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m7cf1b4cb.png):

Показывается способ решения уравнения данного вида:

http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m39fa8101.png(1)

Примеры: 

1)
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m1f7ffcf6.png;

2)
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-470f6d16.png= х – 2.

Учитель показывает решение этих двух уравнений на доске:

Обратите внимательно на правые части уравнений. Во втором уравнении должно налагаться дополнительное условие, которое вытекает из определения арифметического корня
n-ой степени.

Имеем
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-470f6d16.png= х – 2. Пришли к системе

http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m39d59ac8.pngх2– 5х + 4 = 0

х1 = 4,

х2 = 1– посторонний корень, не удовлетворяет условию х ? 2.

Еще один вид иррационального уравнения
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m9f4f75c.pngсводится к системе

http://geum.ru/next/images/321840-nomer-32b99637.png(2)

Кстати, можно проверять и
А(х) ? 0, т.е. то, что в данной задаче проще. Если уравнение не относится ни к одному из видов, то с помощью различных преобразований можно привести уравнения к I или II виду.

Основные методы решения иррациональных уравнений

I. Уединение радикала и возведение в степень.

Решить уравнение:
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-4063233.png.

http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m36b9afc.png

Рассмотрим уравнение системы
х2– 17х + 66 = 0

х1 = 11,

х2 = 6 – пост. корень, т.к. х ? 8.

2. Решить уравнение:
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m7995bb6c.png

Данное уравнение равносильно системе:
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m724e1e3a.png

http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m77a17e4d.png

Решим уравнение системы:
x2 – 44x + 84 = 0

x1= 2,

x2 = 42 - посторонний корень.

Ответ:
x= 2

II. Метод введения вспомогательного неизвестного или “метод замены”.

1.

x2 + 3x – 18 + 4http://geum.ru/next/images/321840-nomer-4bab8c32.png

x2 + 3x – 6 – 12 + 4http://geum.ru/next/images/321840-nomer-4bab8c32.png

Пусть
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-5addfd55.png, у = 0.

Получим новое уравнение:
у2 – 12 + 4у = 0

у2 + 4у – 12 = 0.

у1=– 6 (пост. корень, т. к. у=0)

у2=2.

Вернёмся к подстановке:
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m3e0643ed.png. Данное уравнение дорешаем дома.

2. Решим уравнение:
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-5285be9c.png

ОДЗ: (1;+
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-7f513869.png)

Пусть
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m3efa7772.png, y>0.

Получим уравнение
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m7c71bbf1.png,

y2y – 2 = 0.

у1 = –1 – посторонний корень, т.к. у>0,

у2 = 2.

Возвращаемся к подстановке
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m583f441d.png

x = 2,5. Уравнение дорешать дома.

Часто этот метод встречается при решении других уравнений, не только иррациональных.

III. Уравнения, содержащие кубические радикалы.

420а. 

http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m6566e231.png

х – любое число, следует из свойства корня при n нечётном.

x3 = x3 + x2– 6x + 8

x2– 6x + 8 = 0

x
1 = 2,

x
2 = 4.

Ответ: x
1 = 2, x2 = 4.

Основным методом решения таких уравнений является последовательное возведение в куб обеих частей уравнения, используя формулы

(а + в)
33 + в3 + 3ав(а + в)

(а– в)
3 = а3– в3– 3ав(а– в).

Пример со вступительных экзаменов факультета экономики и управления Бурятского Государственного Университета:

http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m6e582253.png

http://geum.ru/next/images/321840-nomer-1a77492c.png

http://geum.ru/next/images/321840-nomer-6d3450e3.pnghttp://geum.ru/next/images/321840-nomer-3323a32b.png

Обратите внимание,
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m6e582253.png, и доведите решение до конца дома.

Ответ: x
1 = 80, x2 = -109.

IV “Искусство” или нестандартный подход.

1. Пример:
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m3dfd659f.png.

Разделим обе части уравнения на
х ? 0, получим уравнение http://geum.ru/next/images/321840-nomer-2b06b57e.png.

Пусть
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-65188506.pngтогда http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m2957f72a.png.

t2– 2t + 1 = 0,

где
t http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m5bdbba6f.png0, (t – 1)2 = 0, t = 1.

Уравнение дорешать дома.

2. Попробуйте решить:

http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m1cf04355.png

Решение:

http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m674db073.png

Ответ: нет решения.

3.
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-706120cd.png

По определению левая часть неотрицательное число, а (–1– 2х
2 < 0), поэтому уравнение не имеет решения.

Ответ: нет решения.

Обобщение учителя по изложению новой темы: 

  1. Определение иррациональных уравнений.
  2. Два вида иррациональных уравнений.
  3. Четыре метода решения.


Чаще встречаются два метода – “Уединение радикала и возведение в степень” и “Введение новой переменной”. На сегодняшнем модуле подробно остановимся на этих двух методах.

Урок второй

Самопогружение


Цель: отработка навыков самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой.

Задача: проработать учебник, ответить на контрольные вопросы.

Начинается самостоятельная работа по учебнику, в это время учитель оказывает индивидуальную помощь отдельным учащимся.

Под контролем учителя учащиеся разбирают подробно примеры 1-6 из учебника. №417-420,422-425 должны сгруппировать по 4 методам.

На доске запись с первого урока:

http://geum.ru/next/images/321840-nomer-8d321a0.png(1)

http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m9f4f75c.pnghttp://geum.ru/next/images/321840-nomer-m24fffd8f.pnghttp://geum.ru/next/images/321840-nomer-32b99637.png(2)

После того, как примеры сгруппированы, приступаем к решению примеров №_________________________________ у доски.

Самостоятельная работа по группам:

Сгруппировать по 4 методам:

1)
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-1a0d065f.png

2)
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-57cdd63c.png

3)
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m3dab1cca.png

4)
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-122e57c.png

5)
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-11828e52.png

6)
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-73e1c9c4.png

7)
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m37a3c7b0.png

8)
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-2924a73e.png.

Решить уравнения по группам:

  • 1 группа: №2, 4;
  • 2 группа: №1.
  • 3 группа. №3, 5;
  • 4 группа. №6, 8.


Защита от каждой группы по одному примеру. Консультант группы ставит баллы за выполненную работу каждому от 0 до 5 баллов.

Урок третий

Самостоятельная работа


Решить уравнение:

I вариант:
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-49c6e6d.png;

II вариант:
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m7e07025f.png

III вариант:
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-m4e7cc7c8.png;

IV вариант:
http://geum.ru/next/images/321840-nomer-6abf865c.pnghttp://geum.ru/next/images/321840-nomer-m3d65595.png

Проверка самостоятельной работы. Оценивание: суммирование баллов, выставление итоговых оценок. В это время класс работает с “кубиком-экзаменатором”.

Учитель: Прошу на доске записать 10 примеров из дополнительной литературы и сгруппировать их по 4 методам.

Учащиеся выходят к доске и записывают 10 примеров.

Учитель: Эти примеры предлагаю решить вам дома, не забыв довести до конца и те уравнения, которые рассматривали выше.

Итог модуля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочно-модульная технология обучения истории.

Содержание, ключевые понятия, дидактический материал....

Блочно-модульная система обучения как вариант организации профильного образования на старшей ступени школы. Статья.

Статья посвящена вопросам профильного образования в старших классах.  Одной из форм работы в профильных классах старшей школы стало блочно-модульн...

Из опыта работы. Урок в 6 классе по теме: "Качественные прилагательные"

На уроке дети в лёгкой игровой форме знакомятся с новым материалом, закрепляют ранее изученное....

Блочно-модульная система обучения

Блочно-модульная система обучения на уроках математики...

О блочно - модульной системе обучения

Приведены примеры  модульных уроков, рассмотрены теоретические вопросы касающиеся данной педагогической технологии....

О блочно - модульной системе обучения

презентация к статье  о Модульной системе обучения...