Блочно-модульная система обучения на уроках обществознания в старшей школе
статья по обществознанию (10 класс) по теме

методическая статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_obshchestvoznaniyu.kak_napisat_esse.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к ЕГЭ по обществознанию

Полезные советы по написанию эссе

  Уважаемые одиннадцатиклассники! В настоящий момент большинство ВУЗов при поступлении требуют от выпускников результаты сдачи ЕГЭ по обществознанию. Статистика показывает, что число школьников, выбирающих предмет обществознание для сдачи ЕГЭ, ежегодно растёт, а показатель качества оставляет желать лучшего. Хорошая подготовка к экзамену часто зависит от рекомендаций педагога, который заинтересован в наилучших показателях работ учащихся. Давайте обратимся к некоторым рекомендациям по выполнению одного из сложных заданий ЕГЭ по обществознанию – написанию эссе.

  Единый государственный экзамен по обществознанию по своей структуре состоит из трёх частей. Задания части А проверяют знания учащихся базового уровня.

Часть В включает задания базового и повышенного уровня.

Часть С включает задания повышенного и высокого уровня сложности. Соответственно за эти задания и увеличивается количество  баллов.

 Одним из таких заданий высокого уровня сложности в части С является написание эссе. В демонстрационном варианте ЕГЭ по обществознанию 2010 года балл за эссе увеличили с 4 до 5, что существенно повышает значимость этого задания и усложняет экзаменационную работу.

   Казалось бы, что может сложного в изложении пары строк о своей позиции к авторскому высказыванию. Но само слово «эссе», порой, вводит школьников в ступор. Ведь для учащихся не так просто написать мини-сочинение на свободную тему с выражением индивидуальной позиции, проявляя свободу творчества без четкого, строго установленного плана, который существует для сочинений по литературе или русскому языку. Многие учащиеся на уроках достаточно легко озвучивают аргументы в защиту или опровержение конкретной проблемы устно, но изложение этих аргументов письменно в определённом порядке, с приведением ярких примеров требует уже не малых усилий. И на вопрос «каким должно быть эссе?» можно ответить по-разному, и все ответы будут правильными. Но однозначно можно сказать, что эссе это неординарное сочинение публицистического жанра, которое имеет свои определённые особенности.

                «Общие требования к эссе по обществознанию»

 Давайте попробуем разобраться, какие существенные признаки содержит сочинение-эссе.

  Во-первых, эссе посвящено одной конкретной проблеме или вопросу, чтобы позиция автора не носила всеобъемлющий характер. Но часто одна проблема ведёт к раскрытию многих второстепенных вопросов, и ученику нужно постараться «не утонуть» в них, а придерживаться конкретной основной позиции.

 Во-вторых, эссе – достаточно субъективный жанр. И в этом его ценность. Ведь учитель ждёт от автора личностной оценки воспринимаемой темы, неординарности, выражения индивидуальной позиции, стиля мышления и речи, свободного ориентирования в обществоведческих терминах и социальных событиях.

  В-третьих, эссе требует непринуждённости в повествовании,  то есть должна чувствоваться свобода в изложении своих мыслей. Использование каких-либо формальных установок может придать мини-сочинению «сухость»,  «чёрствость», в то время как содержание должно увлекать, порой даже противоречить стандартным принципам.

  В-четвёртых, эссе требует написания небольшого объёма, так как время работы на ЕГЭ ограничено.

  В-пятых, эссе на обществоведческие темы должны быть своеобразными, чтобы удивить читателя, дать возможность по-новому оценить известные факты, оспорить истину, приводя в доказательство парадоксальные определения.

  В-шестых, не смотря на парадоксальные факты, содержание должно иметь внутреннюю гармонию и непротиворечивость личностных суждений автора.

 В-седьмых, эссе обладает такой чертой, как открытость. Конечно, как и в  любом сочинении или статье, в конце эссе необходимо делать вывод, но так, чтобы любой другой автор мог продолжить размышление по раскрываемому вопросу, приводя свой анализ или дополняя аргументы.

 К достоинствам эссе следует отнести:

 - наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (политический деятель, экономист, философ, общественный деятель);

- включение его предшественников, последователей, противников;

- описание различных точек зрения на проблему;

- многозначность используемых понятий и терминов в контексте содержания;

- приведение альтернативных вариантов решения проблемы.

    Критерии оценивания эссе:

 Прежде, чем приступить к написанию эссе, ученик должен быть ознакомлен с требованиями, предъявляемыми к такому типу задания. Чаще всего можно обратиться к тренировочным заданиям по ЕГЭ. Баллы за эссе ставятся в соответствии с такими критериями, как: смысл высказывания раскрыт, представлена собственная позиция с аргументацией, суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и факты. Но эти  критерии не дают учащимся конкретики. Нужно помнить, что эссе как определённый тип задания требует от учащихся выражения своих умений и навыков.

    Что должен уметь экзаменуемый?

1. Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные факты, процессы, явления.

2. Анализировать актуальную информацию об социальных объектах.

3. Уметь объяснять причинно-следственные связи.

4. Раскрывать на примерах теоретические положения обществоведческих наук.

5. Оценивать действия социальных групп, личности, социальные процессы.

6. Формировать собственные аргументы, выводы.

7. Проявлять творческое самовыражение.

 Таким образом, для написания эссе важна серьёзная теоретическая и практическая подготовка учащихся.

 

            Этапы работы над сочинением-эссе. С чего начать?

 Написание эссе начинается с выбора темы. Тематика предлагаемых проблем распределена по категориям: философия, социология, экономика, социальная психология, политология и правоведение. Для подготовки к ЕГЭ учащимся лучше всего определиться с двумя-тремя направлениями, по которым они более успешно ориентируются, апеллируя  понятиями и фактами. Иногда учащиеся сами выбирают конкретное направление, в котором им нравится обсуждать актуальные проблемы. Однако, исходя из опыта подготовки к эссе, ученику нужно попробовать свои силы во всех направлениях, тогда приоритетные будут представлены наиболее ярко, и ученик будет делать упор уже на них. Часто я советую школьникам выбирать те направления, в которых легче привести примеры из современной общественной жизни (политология, экономика, социология).

 Выбор темы эссе – сложная задача. Учащиеся должны быть уверены, что выбранное высказывание понято ими правильно, что они обладают достаточным запасом обществоведческих понятий, что сумеют привести убедительные факты и примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта. Далее необходимо определить проблему, которая отражена в высказывании, её актуальность и социальную значимость.  Чаще всего само высказывание уже содержит подсказку о проблеме. На первых этапах подготовки к написанию эссе необходимо обратить внимание учащихся на те понятия, которые использованы в высказывании. Именно эти понятия необходимо раскрыть в содержании эссе, именно от этих понятий и следует вести свою аргументацию. Обратимся к высказыванию Э. Хаббарда «Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев». Основные понятия «конкуренция», «торговля», а они в свою очередь относятся к понятию «рынок». Следовательно, следует раскрыть значение современного рынка, его механизмы, структуру рыночной экономики, значение конкуренции как движущей силы торговли.

 Выстроить логику изложения содержания эссе учащимся поможет составление плана или своеобразного черновика. Учащиеся имеют возможность сами выбирать последовательность изложения аргументов, фактов, примеров, в этом и будет проявляться неординарность эссе. Но, на мой взгляд, три основные позиции структуры следует  всё же учитывать: вступление, основная часть и заключение. Это существенно облегчить работу учащимся.

 Вступление как раз и показывает, насколько ученик понял проблему, отразил её актуальность. Также во вступлении следует указать и собственную позицию по данной проблеме и определить дальнейшие направления исследования.

  Основная часть эссе – это детальное исследование проблемы с её доказательством или опровержением. Эта часть структуры эссе более объёмна и содержательна. Здесь авторы приводят свои тезисы, определяющие истинность или ложность высказывания. Тезисы необходимо разбавлять фактами, явлениями действительности, научными доказательствами. Факты должны быть взаимосвязаны, и нужно помнить, что любой факт имеет свою действительность лишь в конкретное историческое время. Например, в эссе, в котором раскрываются элементы национализма, фашизма, можно в качестве примера привести события Второй мировой войны, а из более современных – события, связанные с Грузией и Южной Осетией.

 Именно в этой части раскрываются определения понятий через существенные признаки предметов. Кроме того, свободное использование обществоведческих понятий в контексте содержания показывает, насколько полными знаниями обладает автор эссе. Важно, чтобы используемые понятия были чёткими, правильными, общепринятыми.

  Огромным плюсом в написании эссе является приведение примеров. Выигрышно применить пример из истории, общественной жизни, литературных произведений. Если автор затрудняется в этом плане, то можно использовать примеры из собственной жизни и накопленного опыта. Например, в моей практике был случай, когда выпускница, рассуждая в эссе по проблемам предпринимательской деятельности, описала опыт своего дедушки, который был одним из начинающих предпринимателей на селе, а на сегодняшний момент уже является председателем Союза предпринимателей Нефтегорского района.

 Следует учитывать, что примеры должны чётко относится к анализируемой проблеме. Использование примеров показывает свободное ориентирование учащихся в общественном пространстве, умение правильно дать оценку событиям, процессам, действиям личности.

 Заключительная часть эссе может содержать краткие выводы учащихся по теме, отражающие собственную точку зрения, которая носит перспективный характер. Также в заключении автор может предложить своё оригинальное решение проблемы. Эссе станет более интересным, если выводы будут яркими, эмоциональными, непредсказуемыми, с необычными поворотами. Это позволить вести дальнейшее рассуждение по анализируемой проблеме (Человек лишь часть огромного мира, мира, который опутан толстой паутиной тайн и загадок. Найдётся ли такой паук, который распутает её?.. Человек?.. Что это?..  Кто это?..).

  Таким образом, написание эссе лучше всего выполнять последовательно.

  Если позволяет время, то можно воспользоваться следующей подсказкой написания эссе:

   Этапы написания эссе:

  1. Написание эссе в черновом варианте.
  2. Анализ содержания текста, подбор тезисов и аргументов.
  3. Проверка стиля, логичности, последовательности изложения материала.
  4. Корректировка содержания текста и написание окончательного варианта.

                    ПАМЯТКА БУДУЩЕМУ ВЫПУСКНИКУ

                       Алгоритм работы над эссе:

  1. Ознакомление с предложенными темами.
  2. Определение смысла предложенных высказываний.
  3. Осмысление проблемы в контексте базовых наук (Что я должен знать, чтобы раскрыть тему?)
  4. Определение своего отношения к высказыванию.
  5. Определение обществоведческих терминов, понятий, обобщений для теоретической базы доказательств.
  6. Приведение фактов, примеров, убедительно доказывающих собственную позицию.

  В своём эссе учащиеся особое внимание должны уделить стилю написания. Собственный стиль отличается парадоксальностью, образностью, ярко отражает личность ученика, показывает неординарность его мышления. Стиль изложения материала отражает внутреннее смысловое единство и даёт возможность уйти от шаблона и однотипности мини-сочинений.

Советую начинающим подготовку к эссе чаще всего соглашаться с автором высказывания, так легче приводить аргументы. Писать эссе нужно еженедельно, чтобы к выходу на экзамен, выпускник имел весомую базу материала. Бывало даже так, что на экзамене попадалась тема, на которую ученик уже писал эссе вместе с учителем. Кроме того,  вырабатывается свой алгоритм написания и свой стиль, умение выбирать нужные примеры из действительности.

  Не стоит пренебрегать общими требованиями к оформлению текста. Проверяющий не всегда может прочитать неразборчивые слова, теряется связь, а, значит, снижается балл за эссе. Да и аккуратность только приветствуется. Правильно заполненный бланк ответа поможет избежать недоразумений и недочётов.

 Думаю, что данные советы существенно помогут учащимся подготовиться к ЕГЭ по обществознанию. Желаю удачи будущим выпускникам!

Елена Владимировна Конькова,

учитель обществознания

МОУ «Утёвская СОШ» «Образовательный центр»

муниципального района Нефтегорский

Самарской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксцитативные приемы в системе компетентностного подхода в обучении истории и обществознания в современной школе.

В статье размещены эксцитативные приемы , используемые на уроках истории для воспитания патриотизма и гражданственности у современных подростков....

Практические рекомендации на тему: «Психологическое сопровождение уроков обществознания в старшей школе» (из опыта работы)

Данная статья предусматривает трансляцию опыта межпредметной связи (психологии и обществознания). Представляет методы экспресс - диагностики психологических особенностей личности, позволяющие учащимся...

Методическая разработка на тему "Проектная деятельность на уроках обществознания в старшей школе"

Педагогическое исследование, направленное на теоретическое изучение метода проектов на уроках обществознания в 10-11 классах и разработку модели педагогического проекта (применительно к дисциплин...

Выступление на педагогическом совете. Декабрь 2011 год. Преемственность обучения. Качество обученности математики в средней и старшей школе.

Начальная школа у обучающихся формирует знания, умения, навыки, мышление, которые необходимы будут в освоении программы в средней школе. Средняя школа продолжает развивать накопленный запас знаний в н...

«Планирование урока истории в старшей школе с учетом современных методов обучения»

Материал урока по истории представлен в соотвествии с "ФГОС СПО3+"...

Педагогическая мастерская «Блочно-модульный конструктор как инструмент проектирования урока»

Актуальность: предлагаемый в мастер-классе блочно-модульный конструктор (далее – БМК) является универсальным инструментом, направленным на вариативное проектирование педагогической деятельности....