Элективный курс «Квадратный трехчлен и его приложения»
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Раднаева Юлия Базаровна

Данный курс «Квадратный трехчлен и его приложения» поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Материал данного курса, безусловно, может использоваться учителем как на уроках математики в 8-9 классах, так и на занятиях кружков. Данная программа курса по выбору своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее приложения, и которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_matematike.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данный курс «Квадратный трехчлен и его приложения» поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Материал данного курса, безусловно, может использоваться учителем как на уроках математики в 8-9 классах, так и на занятиях кружков. Данная программа курса по выбору своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее приложения, и которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Стоит отметить, что навыки в применении квадратного трехчлена совершенно необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи конкурсных экзаменов, а также будет хорошим подспорьем для успешных выступлений на математических олимпиадах. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Цель курса:

-восполнить некоторые содержательные проблемы основного курса, придающие ему необходимую целостность;

-показать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений;

-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

-формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.

Задачи курса:

-научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;

-овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;

-приобрести определенную математическую культуру;

-помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Данный курс рассчитан на 8 часов, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Квадратный трехчлен и его применения» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных заданий. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала; расширяются его внутренние логические связи, заметно повышается роль дедукции. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при решении задач.

Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими. Главное, чтобы они были небольшими по объему, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям. Программа мобильна, т.е. дает возможность уменьшить количество задач по данной теме (так как многие задания предназначены на отработку навыков по одному типу задач) при установлении степени достижения результатов.

Программа может быть эффективно использована в 8-9 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.

Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятии могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке учащихся.

Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

С.р. (15мин)

С.р. (15мин)

Пров.р. (45 мин)

лекция

практика

семинар

1

2

3

Квадратный трехчлен

Исследование корней квадратного трехчлена

Решение разнообраз- ных (дополнительных) задач по всему курсу

2

4,5

2

1

1

1

2,5

1

1

1

Содержание программы

Тема 1.Квадратный трехчлен (2ч)

Квадратный трехчлен. Понятие квадратного трехчлена. Общие сведения. Значение квадратного трехчлена при различных значениях переменной. Корни квадратного трехчлена. Составление квадратного трехчлена по его корням. Разложение  квадратного трехчлена на линейные множители разными способами. Метод обучения: репродуктивный: беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Тема 2. Исследование корней квадратного трехчлена (4,5ч)

Расположение корней квадратного трехчлена. Примеры применения свойств квадратного трехчлена при решении задач. Квадратный трехчлен и параметр. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач. Форма контроля:  проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 3. Решение разнообразных (дополнительных) задач по всему курсу. Заключительное занятие (2ч)

Форма занятий: практическая работа.

Метод обучения: беседа, творческие задания.

Форма контроля:  итоговая проверочная работа.

Ожидаемые результаты

Данный элективный курс «Квадратный трехчлен» задает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники. В этот объем, безусловно, входят те знания, умения и навыки, обязательное приобретение которых всеми учащимися предусмотрено требованиями программы общеобразовательной школы: однако предполагается  более высокое качество их сформированности. Учащиеся должны научиться решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности, овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне их свободного использования. Следует отметить, что требования к знаниям и умениям ни в коем случае не должны быть завышены. Чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса. Одна из целей преподавания данного курса – ориентационная – помочь осознать ученику степень значимости своего интереса к математике и оценить свои возможности, поэтому интерес и склонность учащегося к занятиям на курсах должны всемерно подкрепляться и развиваться.

Вводя учащихся в тематику занятий курса, следует отметить, что использование свойств квадратного трехчлена позволяет решать довольно сложные задачи. На уроках можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает точную, лаконичную речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.

Можно рекомендовать комментированные упражнения, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему придает уверенность, а слабому помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.

Поурочные домашние задания являются обязательными для всех. Активным учащимся можно давать задания из дополнительной части. Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется на занятии путем узнавания способа действия и называния ответа. Данный курс содержит дидактический материал как для учителя, так и для  учащихся, а также приводятся возможные варианты организации деятельности учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

-уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;

-преобразовывать квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение квадрата двучлена);

-уверенно владеть системой  определений, теорем, алгоритмов;

-проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена;

-решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена.

Для успешного анализа и самоанализа необходимо определить критерии оценки деятельности учащихся, они должны быть известны и родителям.

Возможные критерии оценок.

Критерии при выставлении оценок могут быть следующие:

Оценка «отлично»(5) – учащийся демонстрирует сознательное и ответственное  отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно. Как правило, для получения высокой оценки учащийся должен показать не только знание теории и владение набором стандартных методов, но и известную сообразительность, математическую культуру.

Оценка «хорошо»(4) - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.

Оценка «удовлетворительно»(3) - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.

Оценка «неудовлетворительно»(2) – ученик не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса, не справляется с решением простых задач.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

 Управление образования администрации Баргузинского района

МОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа».

Утверждаю

        Директор школы        /Дондупова Е.Р./

                                 «      »                            2009 года.

Авторская  программа  элективного курса по математике «Квадратный трехчлен и его приложения»

Для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

                                               

                                               

                                                 

                                                 Класс: 9.

                                                 Предмет: Алгебра.

                                                 Количество часов: 8.5часа.

                                                 Раднаева Юлия Базаровна,

                                                 учитель математики,

                                                 высшая категория.

2009 год.

Программа элективного курса составлена на основании общих положений и организации предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях.

Программа одобрена методическим советом  Баянгольской общеобразовательной средней школы 24 мая 2009года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс Квадратный трехчлен и его приложения

 Цели курса: - восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;- показать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного ...

Презентация "Квадратный трехчлен. Квадратичная функция. Квадратные уравнения. Разложение квадратного трехчлена на множители" 8 класс

Данная работа может быть использована при объяснении нового материала в 8 классе или в 9 классе  как повторительный материал при подготовке к ГИА. В работе есть как теоретический, так и практичес...

Программа элективного курса "Квадратный трехчлен в задачах", 9 класс.

Элективный курс по теме  "Квадратный трехчлен в задачах."...

Элективный курс Квадратный трехчлен и его приложения.9 класс

Элективный курс Квадратный трехчлен и его проложения.9 класс...

Рабочая программа курса по выбору "Квадратный трехчлен и его корни"

Данный курс будет полезен учителя препадающих уроки в 9 класс...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «КВАДРАТНЫЙ ТРЕХЧЛЕН И ЕГО ПРИЛОЖЕНИЯ» для 9 классов

Данный курс «Квадратный трехчлен и его приложения» поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики....

Рабочая программа элективного курса для 9 класса 34 часа Квадратный трехчлен и его приложения

Рабочая программа элективного курсадля 9 класса 34 часа  Квадратный трехчлен и его приложения...