Программа элективного курса "Квадратный трехчлен в задачах", 9 класс.
элективный курс по математике (9 класс)
Элективный курс по теме "Квадратный трехчлен в задачах."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа элективного курса по алгебре | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного
курса по алгебре
«Квадратный трехчлен в задачах»
Учитель: Фёдорова Е А
Пояснительная записка
Квадратный трехчлен и его свойства систематически изучаются в школьном курсе алгебры на протяжении нескольких лет. Задачи по этой теме – непременный атрибут экзамена по алгебре в школе и вступительного экзамена в вуз. Между тем, опыт показывает, что многие школьники усваивают этот материал формально и неглубоко, в результате чего возникают проблемы при решении задач такого типа. В процессе изучения данного элективного курса старшеклассник познакомится с различными методами решения задач данной темы. Элективный курс предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения ученика, логической и эвристической составляющих мышления. Задачи по данной теме, как правило, относятся к наиболее трудным задачам, носят исследовательский характер. Во-первых, следует помнить, что не всякое уравнение с параметром, внешне похожее на квадратное, является таковым при всех значениях этого параметра. Следует внимательно отслеживать те значения параметра, при которых обращается в нуль первый коэффициент уравнения: в этом случае уравнение вырождается в линейное, а известная формула для вычисления корней квадратного уравнения становится неприменимой. Знак первого коэффициента квадратного трехчлена существенно влияет на его свойства. В этой связи часто бывает полезно рассмотреть по отдельности те множества значений параметра, на которых первый коэффициент трехчлена принимает определенный знак. Необходимым и достаточным условием того, что квадратное уравнение имеет действительные корни, является неотрицательность дискриминанта. Вместе с тем, можно придумать много других достаточных (но не необходимых!) условий существования действительных корней квадратного трехчлена. Составить квадратное уравнение по двум известным его корням – задача несложная. Оказывается, чтобы составить квадратное уравнение с рациональными коэффициентами, иногда (но не всегда) достаточно знать только один его корень. В школьных учебниках по математике таких задач недостаточно. Учащиеся, изучившие данный материал, смогут реализовать полученные знания в профильных классах, а также на итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Освоив методы и приемы решения задач по этой теме, школьники успешно справятся с олимпиадными задачами. Для реализации целей и задач данного элективного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, семинары, уроки исследования. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса. Критерием успешного прохождения курса может служить умение анализировать проблемы, умение применять знания в конкретной ситуации, разрешать проблемные вопросы. Форма контроля может быть различной: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование.
Цель курса:
показать некоторый общий подход, с помощью которого учащийся, владеющий «Азбукой» квадратного трехчлена, сам может при необходимости получить и доказать соответствующее утверждение
Задачи курса:
- систематизация и углубление знания учащихся о квадратном трехчлене;
-усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач по темам: «Приведенный квадратный трехчлен и его корни», «Квадратный трехчлен и параметры», «Решение квадратного неравенства».
- овладение методами решения задач повышенной сложности;
- овладение умением геометрически интерпретировать задачи, связанные с квадратным трехчленом;
- развивать умение исследовать квадратный трехчлен не только на всей числовой прямой, но и на конкретном числовом промежутке
№ п /п | Дата | Тема | Примечание |
1. Азбука квадратного трехчлена.(4 часа) | |||
1 | 5-10.09.2011 | Корни квадратного трехчлена. Решение квадратных уравнений. | |
2 | 12-17.09.2011 | Теорема Виета и следствие о знаках корня. | |
3 | 19-24.09.2011 | Разложение квадратного трехчлена на множители. Приведенный квадратный трехчлен и его корни | |
4 | 26-30.09.2011 | Знаки значений квадратного трехчлена. Решение квадратных неравенств. | |
2. Квадратный трехчлен в неявном виде.(13 часов) | |||
5 | 3-8.10.2011 | Изображение на координатной плоскости множества точек, координаты которых удовлетворяют заданному уравнению, неравенству. | |
6 | 10-15.10.2011 | Изображение на координатной плоскости множества точек, координаты которых удовлетворяют заданному уравнению, неравенству. | |
7 | 17-22.09.2011 | Изображение на координатной плоскости множества точек, координаты которых удовлетворяют заданному уравнению, неравенству. | |
8 | 24-29.10.2011 | Изображение на координатной плоскости множества точек, координаты которых удовлетворяют заданному уравнению, неравенству. | |
9 | 31.10-3.11.2011 | Доказательство неравенств. | |
10 | 14-19.11.2011 | Доказательство неравенств. | |
11 | 21-26.11.2011 | Неравенство Коши- Буняковского. | |
12 | 28.11-3.12.2011 | Решение уравнений с двумя переменными и их систем, содержащих квадратный трехчлен в неявном виде. | |
13 | 5-10.12.2011 | Решение уравнений с двумя переменными и их систем, содержащих квадратный трехчлен в неявном виде. | |
14 | 12-17.12.2011 | Решение уравнений с двумя переменными и их систем, содержащих квадратный трехчлен в неявном виде. | |
15 | 19-24.12.2011 | Доказательство тождеств и разложение многочленов на множители. | |
3. Коэффициенты, корни и значения квадратного трехчлена | |||
16 | 26-30.12.2011 | Свойства квадратного трехчлена f (x)=ax+bx+c: f(0)=c, f(1)=a+b+c ,f(-1)=a-b+c | |
17 | 10-14.01.2012 | Связь коэффициентов квадратного трехчлена с его корнями. | |
18 | 16-21.01.2012 | Связь коэффициентов квадратного трехчлена с его корнями. | |
19 | 23-28.01.2012 | Геометрическая интерпретация корней квадратного трехчлена со знаками его значений. | |
20 | 30.01-4.02.2012 | Геометрическая интерпретация корней квадратного трехчлена со знаками его значений. | |
21 | 6-11.02.2012 | Геометрическая интерпретация корней квадратного трехчлена со знаками его значений. | |
22 | 13-18.02.2012 | Геометрическая интерпретация корней квадратного трехчлена со знаками его значений. | |
23 | 20-25.02.2012 | Задачи ГИА повышенного уровня | |
24 | 27.02-3.03.2012 | Задачи ГИА повышенного уровня | |
25 | 5-10.03.2012 | Задачи вступительных экзаменов в ВУЗы и ЕГЭ. | |
26 | 12-17.03.2012 | Задачи вступительных экзаменов в ВУЗы и ЕГЭ. | |
4. Исключение «лишних корней» квадратного трехчлена. | |||
27 | 19-24.03.2012 | Квадратные уравнения с параметрами. | |
28 | 2-7.04.2012 | Квадратные уравнения с параметрами. | |
29 | 9-14.04.2012 | Квадратные уравнения с параметрами. | |
30 | 16-21.04.2012 | Дробно-линейные уравнения с параметрами. | |
31 | 23-28.04.2012 | Дробно-линейные уравнения с параметрами. | |
32 | 1-5.05.2012 | Дробно-линейные уравнения с параметрами. | |
33 | 7-12.05.2012 | Квадратный трехчлен в решении задач по физике. | |
34 | 14-19.05.2012 | Итоговое занятие. Смотр презентаций по теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс Квадратный трехчлен и его приложения
Цели курса: - восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;- показать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного ...
Программа элективного курса "Практикум решения текстовых задач" 8 класс.
Пояснительная записка Предлагаемый курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов. Программа рассчитана на 9 часов и п...
Программа элективного курса по математике "Текстовые задачи" 10 класс.
Данный элективный курс предназначен для расширения и углубления знаний по математике, он поможет учащимся открыть новые методы решения задач....
Элективный курс Квадратный трехчлен и его приложения.9 класс
Элективный курс Квадратный трехчлен и его проложения.9 класс...
Программа элективного курса «Методы решения физических задач» 9 класс
Мои выпускники выбирают физику для сдачи итоговой аттестации в форме ОГЭ, получая положительные результаты по итогам экзаменов. Положительные результаты сдачи ЕГЭ дос...
Программа элективного курса"практикум по решению задач" 11 класс, 35часов
Элективный курс по математике в 11 классе...
Рабочая программа элективного курса "Методы решения физических задач" 11 класс
Рабочая программа элективного курса...