Рабочая программа курса по выбору "Квадратный трехчлен и его корни"
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему

Вихарева Ольга Григорьевна

Данный курс будет полезен учителя препадающих уроки в 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_vyboru_9_klass_kvadr_treh.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ВЕРЕЩАГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОКОЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

        

Проверил:

___________ Селукова И.А.

«____» _______________ 2015 г.

        Утверждаю:

                 Директор школы

               _________ Михайлова А. С

              «_____» ___________2015 г.

Рабочая программа курса по выбору

«Квадратный трехчлен и его корни»

9 класс

на 2015-2016 учебный год

Учитель: Вихарева О.Г.

Соколово, 2015


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе

  1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне;
  2. авторской программы элективного курса «Проценты на каждый день» В.Н. Студенецкой, Л. С. Сагателовой Волгоград. 20067год.

Данная рабочая программа является типовой, составлена на основе программы элективного курса по математике «Квадратный трехчлен и его приложения» для 8-9 классов в рамках предпрофильной подготовки.

Тип курса: предметно-ориентированный.

        Данный курс «Квадратный трехчлен и его приложения» поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Данная программа курса по выбору своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее приложение, и которым  захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. Навыки в применении квадратного трехчлена необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи экзаменов, для успешных выступлений на математических олимпиадах. Данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

        Ц е л и  к  у р с а:

- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;

- показать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений;

- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

- формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.

        З а д а ч и   к у р с а:

- научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;

- овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;

- приобрести  определенную математическую культуру;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

        П о з и ц и я  п е д а г о г а:

- информатор;

- инструктор;

- координатор;

- консультант.

        Т е х н о л о г и и:

 - современные информационно-коммуникационные технологии обучения;

- исследовательские методы обучения;

- проектный метод обучения.

        Методы организации и осуществления деятельности учащихся:

- словесные;

- наглядные;

- практические.

        Формы организации деятельности учащихся:

- индивидуальная;

- парная;

- фронтальная.

        Уровень деятельности учащихся:

- репродуктивный;

- исследовательский;

- творческий.

        Методы контроля уровня достижения учащихся:

- письменный;

- устный;

- самопроверка.

        Данный курс рассчитан на 13 часов, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Предлагаемые задачи курса различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных заданий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа, семинар. Уровень сложности задач варьируется  от простых до конкурсных и олимпиадных.

        Программа используется в с учащимися с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, представляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.

        В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;

- преобразовывать квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение квадратного двучлена);

- уверенно владеть системой определений, теорем, алгоритмов;

- проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена;

- решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена.

Возможные критерии:

зачет– учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.

-         учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.

 – учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнить простые задания.

Учебно – тематический план.

Тема/занятие

Количество часов

Форма

провед.

Образ

продукт

Теор

Практ

Всего

1

Квадратный трехчлен

1

2

3

Лекция,

практикум

Практич. работа

2

Исследование корней квадратного трехчлена

1

4

5

Лекция,

практикум,

семинар

Зачетная работа

4

Решение разнообразных (дополнительных)    задач по всему курсу

-

5

5

Практикум,

семинар

Творческая работа,

зачетная работа,

проект.

Содержание программы

        Тема 1. Квадратный трехчлен (3 ч)

        Квадратный трехчлен. Понятие квадратного трехчлена. Общие сведения. Значения квадратного трехчлена при различных значениях переменной. Корни квадратного трехчлена. Составление квадратного трехчлена по его корням. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители разными способами. Метод обучения: репродуктивный: беседа, объяснения.

Тема практической работы: составление квадратных трехчленов и разложение их       на множители; частные случаи нахождения корней квадратного трехчлена.

Учащиеся должны уметь:

 - находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;

- преобразовывать квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение квадратного двучлена);

- составлять квадратный трехчлен по его корням.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная                        работа.

        

Тема 2. Исследование корней квадратного трехчлена (5 ч)

Расположение корней квадратного трехчлена. Примеры применения свойств квадратного трехчлена при решении задач. Квадратный трехчлен и параметр.

Форма занятий: объяснение, практическая работа.

Метод обучения: выполнение тренировочных задач.

Темы практических работ: расположение корней квадратного трехчлена на координатной плоскости; решение задач с параметрами.

Учащиеся должны уметь:

- проводить исследование корней квадратного трехчлена;

- решать задачи с параметром.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 3. Решение разнообразных (дополнительных) задач по всему курсу. Заключительное занятие (5ч)

Форма занятий: практическая работа.

Методы занятий: беседа, творческие задания.

Темы практических работ:

- упрощение рациональных выражений, содержащих квадратный трехчлен;

- составление квадратных трехчленов;

- решение задач с параметрами.

Учащиеся должны уметь:

- упрощать рациональные выражения;

- решать задачи с параметрами.

Форма контроля: итоговая проверочная работа.

          Итоговый контроль в форме зачетной работы.

Литература

Литература для учителя:

Основная:

  1. Галицкий, М.Л., Гольдман, А.М., Звавич, Л.И. Планирование учебного материала для 8 класса с углубленным изучением математики: методическое пособие. – М., 1988. – 78 с.

Дополнительная:

 1. Горнштейн, П.И., Полонский, В.Б., Якир, М.С. задачи с параметрами. – 3-е изд. – М.: Илекса; Харьков: Гимназия, 1998. – С.159-202.

2.Звавич, Л.И., Шляпочник, Л.Я., Чинкина, М.В. Алгебра и начала анализа. 8-11 кл.: пособие для школ с углубленным изучением математики. – М.: Дрофа, 1999. – 352с.

Литература для учащихся:

Основная:

           1. В.Н. Студенецкая, Л. С. Сагателова «Сборник элективных курсов». В. «Учитель», 2007г.

2. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И.. Сборник задач по алгебре. Учебное пособие для 8-9 классов с углубленным изучением математики. – 8-е изд. – М.: Просвещение 2002г.

Дополнительная:

  1. Аверьянов, Д.И., Алтынов, П.И., Баврин, Н.Н. Математика: Большой справочник для школьников и поступающие в вузы. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.- 864 с.
  2. Виленкин, Н.Я., Виленкин, Л.Н., Сурвилло, Г.С. и др. Алгебра. 8 класс: учебн. Пособие для учащихся школ и классов с углубленном изучением математики. – М.: Просвещение, 1995. – 256 с.
  3. Виленкин, Н.Я., Сурвилло, Г.С., Симонов, А.С., Кудрявцев, А.И. Алгебра. 9 класс: учебн. Пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение,1996. – 348 с.
  4. Шарыгин, Н.Ф. Учебное пособие для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1994. – 252 с.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

пп/п

Наименование тем

Метод

обучения

Контрольные мероприятия

Квадратный трехчлен 3 часа

11

Квадратный трехчлен

лекция

тестовые задания

10 мин

22

Частные случаи нахождения корней квадратного трехчлена

беседа

тестовые задания

10 мин

33

Сокращение дробей

практич. занятия

Проверка самост. решенных задач

Исследование корней квадратного трехчлена 5 часов

34

Исследование корней квадратного трехчлена

лекция

тестовые задания

10 мин

45

Расположение корней квадратного трехчлена

беседа

6

Применение свойств квадратного трехчлена при решении задач

решение задач

Проверка самост. решенных задач

67

Расположение корней квадратного трехчлена с заданными свойствами на координатной плоскости

беседа,

обьяснение

Проверка самост. решенных задач.

78

Исследование корней квадратного уравнения

семинар

тестовые задания 10 мин.

Решение разнообразных (дополнительных) задач по всему курсу. (5ч)

89

Решение задач с применением утверждений о расположении корней трехчлена

беседа

решение упражнений

проверка самостоятельно решенных задач

910

Решение задач второй части ГИА

беседа, работа в парах

проверка самостоятельно решенных задач

111

Практическая работа

объяснение

проверка самостоятельно решенных задач

112

Итоговая работа

Сам. решение

контрольная работа

113

Заключительное занятие. Подведение итогов работы.

Сам. решение

проверка самостоят. Решенных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по технологии одноуровнего цикла по теме: "Квадратный трехчлен и его корни" ( 9 класс)

Технология учебных циклов мною применяется очень широко в старших классах. Разработка данного урока позволить учителю   познакомиться с этой технологией, а ученикам оценить себя....

Квадратный трехчлен и его корни

Презентация к уроку математики в 9 классе по теме "Квадратный трехчлен и его корни" с содержанием заданий углубленного уровня изучения предмета. Презентация расчитана на продолжительное использование ...

Рабочий лист "Проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова."

Данный материал содержит графическую схему и практический материал; возможно использование на этапах изучения, закрепления и повторения при подготовке к ГИА и ЕГЭ...

Презентация по теме "Квадратный трехчлен и его корни" (9 класс)

Пропедевтика к уроку алгебры в 9 классе по теме "Квадратный трехчлен и его корни"...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса 34 часа Квадратный трехчлен и его приложения

Рабочая программа элективного курсадля 9 класса 34 часа  Квадратный трехчлен и его приложения...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...