Технологическая карта к уроку в 11 классе "Производная и первообразная показательной функции"
план-конспект урока по алгебре (11 класс)

Урок - лекция. Познакомить с функцией y=ex, с теоремами дифференцируемости показательной функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока276.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата

11. 03.2019

Класс

11«Д»

УМК

А. Н. Колмагоров, А. М. Абрамов и др. Алгебра и начала анализа. Москва. «Просвещение» 10 - 11 класс

Тип урока

Урок - лекция

Тема урока

Производная и первообразная показательной функции»

Цель урока

Познакомить с функцией , с теоремами дифференцируемости показательной функции.

Задачи урока

(планируемый результат)

  • Развивать навыки логического мышления, математической речи.
  • Воспитать культуру труда
  • Показать практическую направленность темы.

Методы обучения

наглядно - иллюстративный, поисковый, исследовательский, групповой, творческий, информационно-коммуникационная деятельность.

Формы организации ПД

коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения

УМК, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер, проектор.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые

учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые

учебные действия

Формируемые способы действий

Организационный момент

Учитель проверяет готовность рабочего места, создаёт ситуацию успеха

Отвечают на приветствие учителя

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Мобилизуют силы и энергию. Прогнозируют результат.

Умение настраиваться на занятие

2. Постановка цели и задач урока

Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели.

Повторение

Учитель задаёт вопросы:

  1. Определение  производной.
  2. Что значит функция, дифференцируемая в точке?
  3. Лемма о непрерывности дифференцируемой функции.
  4. Определение показательной функции
  5. Определение логарифма
  6. Определение первообразной функции
  7. Основное логарифмическое тождество.

Отвечают на вопросы учителя

Актуализация личного жизненного опыта.

Развивают творческую и познавательную активность

Слушают учителя, товарищей.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение формулировать полученные знания, умение слушать в соответствии с целевой установкой.

3. Актуализация знаний

Объяснение нового материала.

(Графики спроектированы на экран)

Посмотрим на графики показательных функций при различных . Все графики проходят через точку М (0;1) и

Являются плавными кривыми.

Значит, в каждой их точке можно провести касательную. Но существование касательной к графику функции в точке равносильно её дифференцируемости в этой точке. Поэтому естественно предположить, что показательная функция дифференцируема во всех точках.

Проведём касательную в точке М(0;1) к графикам функций. Мы видим, что чем больше основание , тем круче расположение касательной, т. е. при непрерывном изменении угловой коэффициент касательной в точке М(0;1)

( к графикам функции) будет непрерывно меняться и найдётся такое значение  , для которого этот коэффициент будет равен 1.

Вывод (определение) Существует такое число, больше 2 и меньше 3 (Это число обозначают буквой е), что показательная функция y =  в точке Оимеет производную, равную 1.

Ребята: отвечают на вопросы, в конце

обсуждение.

Компетенция

обучающихся в области алгебры.

Сотрудничество учителя и ученика.

Развитие монологической речи.

Развитие

регулятивной

учебной деятельности.

Взаимоконтроль

выполнения заданий в группе.

Проверка выполненных заданий, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.

4. Первичное усвоение новых знаний

4. Первичное усвоение новых знаний

Теорема (о дифференцируемости функции y = ).

Показательная функция дифференцируема в каждой точке области определения и )’ = )

Доказательство.

  1. Найдём приращение функции в точке

∆y = -  =  - = ( - 1)

  1. Составим отношение:

 =  = при  0

По определению производной y’ =  при любом .

Замечание:  Доказано, что число eиррационально и поэтому записывается в идее бесконечной десятичной непериодической дроби. Это замечательное число вошло в обиход в 18 веке.

Работа с презентацией.

Слушают, обсуждают новую информацию, рассматривают графики, решают.

Пример 1

Найти, если y =

Решение

()=

Формирование умения сравнивать

Работа в группах и индивидуально.

Умение работать в команде,

распределение ролей, опыт

выступления.

Контроль за работой

обучающихся

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения

задания.

Умение работать в соответствии с целевой установкой. Планирование своих действий.

В современной математике число «е» играет важную роль. С помощью ЭВМ  найдено более 2000 знаков после запятой e = 2,7118281928459045…

Функцию  ещё называют экспонентой и обозначают expx.

Экспонентами называют и функции более общего вида y = .

Определение: Натуральным логарифмом

Называется логарифм по основанию e: ln x =

По основному логарифмическому тождеству для любого положительного числа

=

Поэтому = (=

Усвоение новых знаний, умение работать в коллективе.

Работа в группах

Строить монологическое высказывание

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися.

Формирование навыков работы с информацией. Формирование навыков работы  с графиками.

Теорема 2.  При любом положительном функция  дифференцируема в каждой точке области определения и()’ =

Доказывают теорему 2.

Один ученик у доски, остальные в тетрадях.

Доказательство:

()’=(’= =

Следствие.

Показательная функция  непрерывна в каждой точке своей области определения, т. е. при любом  и любом  имеем  при x

Выявление следственно - причинных связей.

Ответы на поставленный вопрос.

Умение высказывать свою точку зрения, оценивают результат.

рефлексия своих действий, объективная самооценка результатов своей деятельности.

Использование речи для регуляции своего действия.

5. Первичная проверка понимания

Даёт учащимся задание работать с карточками, задаёт вопросы.

Наблюдает за работой учащихся.

Выбирают карточку, решают

Пример 2

Найти (); ()

()’=;  ()’=-3

Пример 3

Исследовать на возрастание (убывание) и экстремумы функцию

y= x

Решение

y’=(x)’= x ’+x() ’=+x= (1+x)

y’=(1+x);  для любого x

y при x, y при x

x

(-; -1)

-1

(-1; +;)

y

-

0

+

y

-

Работа в группах

Умение работать в команде

6. Первичное закрепление

Теорема 3Функция есть первообразная для функции  на R

Первообразной для функциина Rявляется функция

Пример 4. Найти первообразные для функции

  1. ;  б.  3 ;  в.  5

Пример 5. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями y=, y=0, x=-1, x=2

Доказывают теорему, отвечают на вопросы учителя.

Доказательство:

  1. )’=для всех x
  2. )’ = ()’ =

Решение

  1. F(x) = ; б. F(x) =; в. F(x) =

Решение

S=dx= = -  =  - =

Ответ: S=

Перенос знаний в новые условия

работа в команде 

Обсуждение.

Самооценка результатов своей деятельности.

Выделение и осознание учащимися того что

уже усвоено и что подлежит усвоению

7. Домашнее задание

Информация о домашнем задании. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ. Дает дифференцированное ДЗ. Представление права выбора ДЗ.

Делают выбор ДЗ, задают вопросы

Обсуждение вариантов ДЗ.

Осуществление выбора в выполнении ДЗ.

8. Итог урока

Подводит итоги учебного занятия:

На уроке изучены новые понятия и теоремы

Отвечают на вопросы.

Осознанно и

произвольно

строят

речевое

высказывание

Формулируют

собственное мнение и позицию.

Проводят

контроль,

самоконтроль

9. Рефлексия

Выявить уровень достижения учебных задач урока. Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников. Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке?

С середины 17 в. появилось предположение, что число е иррационально.  Однако доказать эту догадку долгое время даже не пытались. И только в 1766 году Ламберт доказал, что «е» иррационально. Особый интерес к числу «е», проявившейся в 18 столетии, был вызван исключительной ролью, которое это число стало играть в математическом анализе. Оно входит в большое число формул. Логарифмы по основанию «е» позволяют выражать математическую зависимость, которая характеризует разнообразные химические, физические и др. процессы.

По-видимому, этим и объясняется название «натуральные логарифмы», т. е. естественные.

Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД.

Осознанно и

произвольно

строят речевое

высказывание

Использование речи для регуляции своего действия

Развитие монологической речи.

Подводят итог своей работы.

Объективная самооценка результатов своей деятельности.

Урок соответствует современным требованиям

Директор МБОУ СОШ № 38                                                                                            М. Т. Сланова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе по теме: Формирование познавательной рефлексии и действия смыслообразования учащихся на уроке математики по теме «Показательная функция, ее свойства и график» по учебнику А.Г. Мордковичтся первым в данной теме.

Тема «Показательная функция, ее свойства и график» изучается в разделе «Показательная и логарифмическая функции», на изучение которого запланировано 28 часов.  По тематическому планированию это п...

Повторительно-обобщающий урок по теме Свойства показательной функции. Решение показательных уравнений

Цели:-повторить свойства показательной функции;-проверить навыки выполнения заданий ЕГЭ базового уровня по данной теме;- повторить и систематизировать способы решения показательных уравнений;-расширит...

Урок-семинар на тему: "Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ"

Конспект открытого урока-семинара, проведенного в 10 классе, на тему: Показательная функция. Решение показательных уравнений и неравенств в рамках подготовки к ЕГЭ". Предоставленный материал дает возм...

Конспект урока в 11 классе "Показательная функция. Решение показательных уравнений"

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний. Цели урокаОбразовательные:      Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.    Закрепит...

Технологическая карта урока по теме "Обобщение показательной функции" с кадрами презентации и дополнительными материалами.

Технологическая карта урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме "Показательная функция. Обобщение".  Один из двух уроков по данной теме. С кадрами презентации и дополнитель...

Технологическая карта к уроку в 11 классе "Логарифмическая функция."

Обобщение свойств логарифмической функции...

Технологическая карта открытого урока Показательная функция, ее свойства и график

Планируемые результатыПредметные: правильно употреблять в речи термины связанные с изучаемой темой.определять и правильно называть для функций их свойства, используя знания предыдущей и изучаемой темы...