Математическая игра «Счастливый случай» для учащихся 7 – х классов
план-конспект занятия по алгебре (7 класс)
Математическая игра «Счастливый случай» для учащихся 7 – х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_igra_schastlivyy_sluchay_dlya_uchashchihsya_7_-_h_klassov.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Математическая игра «Счастливый случай» для учащихся 7 – х классов
Цель мероприятия:
- повысить уровень математического развития учащихся и расширить их кругозор;
- развивать у учащихся интерес к занятиям математикой;
- углубить представление обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни;
- воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности и коллективизма.
В игре принимают участие команды учащихся 7 – х классов в количестве 4 – 5 человек. Заранее определяется счетная комиссия из учителей, учеников и их родителей.
Оборудование: презентация, составленная по материалам к каждому гейму, секундомер, бочка с бочонками, музыкальное оформление, грамоты.
Ход мероприятия.
1 этап. Вступительное слово
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Я рад приветствовать вас на математической игре «счастливый случай»!
Наши команды приготовились идти по нелёгкому пути к победе. И для того, чтобы сегодня выиграть, не забывайте пословицы: «Обдумай раньше, чем дело начать», «Видит око далеко, а ум дальше».
Пусть Математика и Удача принесут вам, ребята, Счастливый случай!
2этап. Первый гейм «Дальше… дальше… дальше…»
Вопросы первой команде:
- Сколько получится, если два десятка умножить на три десятка? (60)
- Автор книги «Начала», ученый, который вывел геометрию на первое место? (Евклид)
- Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны? (медиана)
- Прибор для построения окружности? (циркуль)
- Каким действием можно заменить произведение одинаковых множителей? (возведением в степень)
Вопросы второй команде:
- Число, обратно 2. ().
- Сумма углов треугольника? (1800)
- Наука, изучающая свойства фигур на плоскости? (планиметрия)
- Хорда, проходящая через центр окружности? (диаметр)
- Число, определяющее положение точки на координатной прямой? (координата)
Вопросы третьей команде:
- Какую часть часа составляет 20 минут? ( часть)
- Прибор для измерения углов на местности? (астролябия)
- Угол, смежный с каким – либо углом треугольника? (внешний)
- Что является графиком линейной функции? (прямая)
- Число открытое Архимедом и приближенно равное 3,14? (число )
Вопросы четвёртой команде:
- Чему равна четверть часа? (15 минут)
- Луч, делящий угол пополам? (биссектриса)
- Прибор для построения параллельных прямых? (рейсшина)
- Треугольник, у которого две стороны равны? (равнобедренный)
- Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство? (корень)
3 этап. Второй гейм «Гонка за лидером» -игра «Перевёртыши»
Эта игра заключается в том, что слова какой – нибудь известной фразы, например, пословицы, заменяются антонимами. Выигрывает тот, кто первым разгадает настоящую фразу. Например, «зайцев пугать – с опушки бежать». Какая пословица зашифрована? Ответ: «Волков бояться – в лес не ходить».
В нашем гейме будут «зашифрованы» математические выражения. Не все математические термины имеют антонимы, поэтому заменяем слова по принципу: «квадрат» - «куб», «параллельный» - «перпендикулярный», «площадь» - «периметр» и т.д.
- Умножать на 1 можно! (Делить на 0 нельзя!)
- Неправильное целое больше 0. (Правильная дробь меньше 1)
- Кривая дуга больше свёрнутой. (Прямой угол меньше развёрнутого)
- Перпендикулярные отрезки скрещиваются. (Параллельные прямые не пересекаются)
- Периметр треугольника не равен кубу чужого угла (Площадь квадрата равна квадрату его стороны)
4 этап. Третий гейм «Заморочки из бочки»
Каждая команда получает один бочонок с номером задания и выполняет его.
1. Имеются двое песочных часов: на 7 минут и на 11 минут. Каша должна вариться 15 минут. Как сварить её, перевернув часы минимальное количество раз?
[Одновременно перевернём часы, через 7 минут начнем варить кашу. После 4 минут (песок в часах на 11 минут закончится) вновь перевернуть часы на 11 минут]
2. Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек, расстояние между ступеньками 30 см. Первая ступенька касается воды. Океан очень спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду на 15 см в час. Через сколько времени вода достигнет третьей ступени веревочной лестницы?
[Ступенька не покроется водой,
т.к. вместе с водой поднимается и корабль]
3. Писатель Ю.Олеша писал: «В бархате лежит плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намериваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку» Этот геометрический инструмент согласно римскому поэту Овидию (I в.), был изобретен в Древней Греции.
[Циркуль]
4. Сережа пришел к своему другу Диме.
- Что же ты у нас не был вчера? - Спросил Дима.- Ведь вчера моя бабушка праздновала день рождения.
- Я не знал, - сказал Сережа – А сколько лет твоей бабушки?
Дима ответил замысловато:
- Моя бабушка говорит, что в её жизни не было такого случая, чтобы не справлялся её день рождения. Вчера она праздновала этот день в 15 раз. Вот сколько лет моей бабушке?
[60 лет – 29 февраля празднует через год]
5 этап. Четвёртый гейм «Тёмная лошадка»
I
Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.
Вопрос 1: Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое сравнение», что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь? (Л.Н.Толстой)
Вопрос 2: По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий его имя ныне? (М.В.Ломоносов)
Вопрос 3: Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? (Л.Н.Толстой для детей Яснополянской школы)
II
Перед вами портреты древнегреческих учёных, живших в VI – III вв. до н.э., Пифагора, Архимеда, Фалеса.
Вопрос 1: Кто из ученых сформулировал следующие теоремы: «Вертикальные углы равны», «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны», «Диаметр делит круг пополам» и др.? (Фалес)
Вопрос 2: кто из ученых помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над ученым, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу. (Архимед)
Вопрос 3: Кому из них принадлежат слова «Числа правят миром»? (Пифагор)
III
Вопрос 1: верно ли, что это единицы измерения длины?
Ответ: нет, фунт – мера веса.
Вопрос 2: расположите единицы длины в порядке убывания.
Ответ: 1 локоть , 1 фут ,1 дюйм
6 этап. Пятый гейм «Ты – мне, я – тебе»
Объявление для всех!
Конкурсантов ждет успех!
Построенье выполняйте, счет команды пополняйте.
Задача конкурса: совместными усилиями в атмосфере взаимопомощи выполнить построение на координатной прямой.
Отметить на координатной плоскости точки и последовательно соединить.
(-9;-1); (-2;-5); (0;5); (2;3); (2;1); (0;-1); (-1;-1); (-5;-5); (-6;-5); (-9;-8); (-11;-9); (-8;-5); (-12;-8); (-10; -5); (-12:-6); (-10;-4); (-12;-4); (-11;-1); (-11;2); (-6;6); (-4;7); (-4;10); (-2;12); (-3;12); (-1;14); (0;14); (-1;15); (0;15); (1;14); (1;16); (2;15); (2;16); (3;15); (3;16); (4;15); (4;16); (6;14); (6;8); (7;8); (6;7); (7;6); (6;6); (5;5); (5;0); (4;-1); (4;-2); (-1;-7); (-5;-9); (-12;-17); (-11; -14); (-13;-15); (-11;-12); (-12;-12); (-10;-10); (-9;-8); (2;10).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ
- Как называется четвёртая буква греческого алфавита? (Дельта)
- Чему равна сумма внутренних углов четырехугольника? (360 градусов)
- У людей какой профессии постоянно перед глазами пять параллельных линий? (Музыканты. Нотный стан имеет пять линий)
- Как на языке геометрии будет называться правильный шестигранник? (Гексаэдр, или куб)
- Какой древний город по преданию стоял на 7 холмах? (Рим)
- В какой спортивной игре, изобретённой в 1895 году в США В.Морганом, на площадке играют команды, состоящие из шести человек? (Волейбол)
- Какой угол образуют часовые стрелки, когда на часах 6.00? (Развёрнутый)
- В каком городе мира впервые стали отмерять ход времени семидневными неделями? (Вавилон)
- Какую приставку обычно употребляют физики и математики, когда видят число 106? (Мега…)
- Какую процедуру народная мудрость советует совершить семь раз, прежде чем один раз совершить другую процедуру? («Семь раз отмерь, один раз отрежь»)
СТАРИННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ЗАЛА
1. Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по кошке. Сколько существ направлялось в Москву?
[1]
2. Торговка, сидя на рынке, соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину из да ещё десяточек, то у меня была бы целая сотня. Сколько яблок у нее было?
[60]
3. Брат и сестра получили в наследство 90 тыс.рублей. Если сестра отдаст брату из своей доли 10 тыс.рублей, то брат окажется вдвое богаче своей сестры. Сколько денег досталось брату и сестре?
[50000 и 40000]
4. Две богомолки отправились в Тоице-Сергиеву Лавру. Обе они прошли 60 вёрст. Сколько верст прошла каждая, если шли с одинаковой скоростью?
[60 вёрст]
5. Арбуз стоит 100 рублей и ещё поларбуза. Сколько стоит арбуз?
[200 руб.]
6. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?
[6 дней]
7. В классе 35 учеников. Мальчиков на три больше, чем девочек. Сколько мальчиков и сколько девочек?
[19 мальчиков и 16 девочек]
8. Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей останется?
[2]
9. Угол в 1о рассматривают в лупу, дающую четырехкратное увеличение. Какой величины окажется угол.
[1о]
10. Заглавия каких литературных произведений начинаются с чисел 3, 20, 80, 20000, 12, 2?
11. На дереве сидело 10 птиц. Охотник выстрелил и подстрелил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве.
[Ни одной]
12. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
[30 км]
7 этап. Подведение итогов игры. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая игра «Счастливый случай» (10-11 классы)
Эту игру можно использовать во внеклассной работе для учащихся 10 - 11 классов....
Математическая игра "Счастливый случай". 9 класс.
Математическая игра для учащихся 9 классов. Цель: развить знания, разносторонне развивать учащихся....
Математическая игра "Счастливый случай 6-7 класс"
разработка внеурочного мероприятия по математике для учащихся 6-7 классов с презентацией Power Point...
Игра "Счастливый случай" для учащихся 7 класса.
Целью данного мероприятия является расширение кругозора учащихся, воспитывается стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний....
Методическая разработка математической игры «Счастливый случай» для 6 классов.
Санкт-ПетербургМетодическая разработка математической игры «Счастливый случай» для 6 классов. Цели и задачи игры: Расширение кругозора по разделам математикиПривитие навыка...
Математическая игра «Счастливый случай» для учащихся 6-ых классов
Сценарий математической игры "Счастливый случай" для обучающихся 6-ых классов ( с использованием интерактивной доски)...
Игра «Счастливый случай» для учащихся 8 классов
Игра состоит из 5 геймов и содержит интересные задания....