Конспект урока по теме "Различные способы решения одного логарифмического неравенства" в 2 частях
план-конспект занятия по алгебре (11 класс)
Даннная разработка может быть интересна для учителей, которые хотят обощить материал по способам решения логарифмических неравенств на примере одного неравенства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_1.docx | 21.85 КБ |
plan-konspekt_uroka_2.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока на тему «Различные способы решения одного логарифмического неравенства» (часть 1).
Автор: Семёнов Илья Владимирович,
учитель ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский».
Цель урока: показать многообразие способов решения логарифмических неравенств.
Задачи урок:
- образовательная: научить учащихся решать сложные логарифмические неравенства рациональным способом, при этом правильно применять свойства логарифма;
- развивающая: развитие умения составлять алгоритмические предписания и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, развить навык рационального способа решения задач, развивать творческое мышление;
- воспитательная: воспитать культуру оформления сложных логарифмических неравенств, культуру графической иллюстрации, самостоятельность, внимательность, умение работать в коллективе, умение вести диспут.
Тип урока: урок решения одной задачи.
Метод преподавания: словесный, объяснительно-иллюстративный.
Требования к учащимся:
- учащиеся должны знать: определение логарифма, его свойства; формулу перехода к новому основанию; особенности решения логарифмических неравенств по разному основанию; определение модуля.
- учащиеся должны уметь: решать дробно-рациональные неравенства, использовать метод интервалов, раскрывать модуль.
Оборудование: мел, доска.
Формы работы: фронтальная, индивидуальна, групповая.
Структура урока:
- Организационная часть урока.
Проверка учащихся и класса к уроку: наличие учебников и тетрадей, тишина в классе, чистота доски и влажность губки. Приветствие учащихся.
- Основная часть. Первичное закрепление.
Учащимся сообщается тема урока и задачи, которые необходимо достичь.
Учащимся предлагается решить логарифмическое неравенство:
и 5-7 минут на нахождения решений.
Учителю необходимо скоординироваться между 4-мя способами решений и решениями, предлагаемыми учащимися.
1 способ. По определению логарифма с использованием модуля.
Прежде чем приступить к решению логарифмического неравенства учащимся предлагается составить некоторый алгоритм для решения логарифмических уравнений и неравенств. Его суть заключается в следующем:
- Нахождение области допустимых значений (О.Д.З.) логарифмического уравнения или неравенства, или же когда оно существует.
- Решить логарифмическое уравнение или неравенство и проверить влияет ли О.Д.З.
- Найти пересечение множеств решения О.Д.З. и решения логарифмического уравнения или неравенства.
О.Д.З.: .
Данные неравенства системы равносильны друг другу и имеют одно решение: .
Переходим к решению логарифмического уравнения.
Воспользуемся определением модуля: .
Решим первую систему совокупности:
Решим первое неравенство системы:
Решим второе неравенство системы:
Одна из основных и частых проблем при решении логарифмических уравнений и неравенств является то, что они переходят в дробно-рациональные неравенства. Учащихся можно спросить:
- Какого вида является данное неравенство?
- Как решаются данного вида неравенства?
С данного шага можно спросить учащихся, что есть метод рационализации и в чем он заключается?
Решением данного неравенства является:
Найдем пересечение множеств первой системы совокупности: : Решение данной системы:
Переходим к решению второй системы совокупности:
Решим первое неравенство системы:
Решим второе неравенство системы:
Разложим числитель на линейные множители. Для это найдем его корни. Т.к. дискриминант данного выражения меньше , то выражение в числителе не имеет решения.
Решением данного неравенства является промежуток и он совпадает с решением первого неравенства системы (соответственно решение второй системы совокупности).
Найдем объединение множеств совокупности: .
Решение данной совокупности является промежуток: .
Найдем пересечение множеств решения логарифмического неравенства и О.Д.З.: . Решение данной системы является промежуток: .
Итак, данное логарифмическое неравенство решено при помощи модуля. Довольно часто учащиеся не хотят,, а порой и не могут правильно решить логарифмическое неравенство с модулем, как же им поступить в данном случае? На помощь в данном случае приходит второй способ решения данного логарифмического неравенства.
2 способ. По определению логарифма без использования модуля.
О.Д.З. как и для прошлого неравенства остается таким же
и имеет аналогичное решение: .
Переходим к решению логарифмического уравнения.
С данного шага стоит акцентировать внимание на двух возможных путях решения:
1) решать, как было решено в первом способе.
2) не избавляться от степени логарифма и переходить к его решению.
С данного шага можно спросить у учащихся как можно поступить для решения данного дробно-рационального неравенства. Возможные ответы:
- раскрыть скобки в числителе и разложить его на линейные множители;
- приглядеться и увидеть разность квадратов.
Решим по второму пути:
Разложим числитель на линейные множители. Для это найдем его корни. Т.к. дискриминант данного выражения меньше , то выражение в числителе не имеет решения.
В знаменателе квадрат линейного выражения. На этом стоит акцентировать внимание, так как зачастую учащиеся забывают, что у корней линейных выражений, степень которых четна необходимо сделать «петлю».
Решением данного неравенства является промежуток: .
Осталось найти пересечение множеств решения логарифмического неравенства и О.Д.З.: .
Решение данной системы является промежуток: , как и при решении первым способом.
- Информация о домашнем задании.
Решить логарифмическое неравенство аналогично способами разобранным на уроке:
Ответ:
Можно дать совет, чтобы учащиеся разложили знаменатель подлогарифмического выражения на линейные множители.
- Подведение итогов урока.
Учитель спрашивает, полезна ли была данная информация для учащихся, весь ли материл был доступен и понятен. Есть ли у учащихся вопросы?
Учитель прощается. Урок окончен.
Предварительный просмотр:
План-конспект урока на тему «Различные способы решения одного логарифмического неравенства» (часть 2).
Автор: Семёнов Илья Владимирович,
учитель ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский».
Цель урока: показать многообразие способов решения логарифмических неравенств.
Задачи урок:
- образовательная: научить учащихся решать сложные логарифмические неравенства рациональным способом, при этом правильно применять свойства логарифма;
- развивающая: развитие умения составлять алгоритмические предписания и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, развить навык рационального способа решения задач, развивать творческое мышление;
- воспитательная: воспитать культуру оформления сложных логарифмических неравенств, культуру графической иллюстрации, самостоятельность, внимательность, умение работать в коллективе, умение вести диспут.
Тип урока: урок решения одной задачи.
Метод преподавания: словесный, объяснительно-иллюстративный.
Требования к учащимся:
- учащиеся должны знать: определение логарифма, его свойства; формулу перехода к новому основанию; особенности решения логарифмических неравенств по разному основанию; метод рационализации;
- учащиеся должны уметь: решать дробно-рациональные неравенства, использовать метод интервалов.
Оборудование: мел, доска.
Формы работы: фронтальная, индивидуальна, групповая.
Структура урока:
- Организационная часть урока.
Проверка учащихся и класса к уроку: наличие учебников и тетрадей, тишина в классе, чистота доски и влажность губки. Приветствие учащихся.
- Проверка домашнего задания.
Учащимся предлагалось решить логарифмическое неравенство аналогично способами разобранным на прошлом уроке:
Ответ:
- Основная часть. Первичное закрепление.
Учащимся сообщается тема урока и задачи, которые необходимо достичь.
Учащимся предлагается решить логарифмическое неравенство:
и 5-7 минут на нахождения решений.
3 способ. Использую свойства логарифма (его разложение).
Как и прежде решение логарифмического неравенства начинаем с нахождения его области допустимых значений.
О.Д.З.: ,
и имеет решение .
Переходим к решению логарифмического уравнения.
Стоит дать возможность решить учащимся, так как они заходят, при этом учитель лишь конспектирует слова учащихся на доске.
Таково возможное решение учащихся.
Решением данного неравенства является:
Найдем пересечение решения логарифмического неравенства и О.Д.З.: .Решением данной системы является промежуток .
С данного шага можно попросить учащихся сравнить ответ. Учащиеся замечают, что ответы различны, что нет еще одного промежутка.
Возможные варианты исхода (ответы учащихся):
- Т.к. нет одного промежутка, то возможно в ходе решения мы что-то забыли учесть и отбросили корень.
- Учащиеся захотят сравнить решения и заметят, что в выражении (*) в знаменателе не хватает модуля.
Далее учитель задает наводящие вопросы:
- О.Д.З. логарифма что является?
- При каких случаях подлогарифмическое выражение больше нуля.
В нашем случае роль подлогарифмических выражений выполняют .
Второй вопрос можно поставить иначе: когда произведение и частное двух множителей больше нуля. Ответ: когда оба из них положительны или когда оба из них отрицательны.
После этого умозаключения учащиеся должны прийти к выводу, что мы рассмотрели, когда оба выражения принимали положительные значения, а область допустимых значений это промежуток . Следовательно, мы рассмотрели случай когда .
С учетом введенных ограничений получаем . Решением данной системы является промежуток .
Теперь необходимо рассмотреть как ведет наше выражение на промежутке
С данного шага у учащихся может стать вопрос а как же расскрывать выражение с отрицательным знаком. Выражение примет следующий вид.
Решением данного дробно-рационального неравенства является промежуток
С учетом введенных ограничений получаем, что решение
Объединим решения на промежутках и , т.е. .
Ответ совпал с первыми двумя способами.
Но главное заключается в следующем. При использовании разложения логарифма часто допускается ошибка. И часто в учебниках так же на это не акцентируется внимания, разве что только в профильных учебниках в замечаниях написанных маленьким почерком. А разложение принимает следующий вид:
Осталось решить 4 способом.
4 способ (Метод рационализации).
Учащимся предлагается вспомнить суть метода рационализации для выражения вида:
Воспользуемся методом рационализации:
Найдем пересечение множеств решения логарифмического неравенства и О.Д.З.: . Получаем:
Ответ: .
Итак, мы решили данное неравенство 4 способами. Дело каждого ученика, каким способом решать. Задача учителя – показать его возможности.
- Информация о домашнем задании.
Решить логарифмическое неравенство аналогично способами разобранным на уроке:
Ответ:
- Подведение итогов урока.
Учитель спрашивает, полезна ли была данная информация для учащихся, весь ли материл был доступен и понятен. Есть ли у учащихся вопросы?
Учитель прощается. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение некоторых логарифмических неравенств группы С3.
Урок по теме "Решение некоторых логарифмических неравенств группы C3" рекомендован учащимся 11 классов для подготовки к ЕГЭ. Рассмотрены логарифмические неравенства, содержащие модуль под знаком логар...
Презентация.Решение некоторых логарифмических неравенств группы С3
Данная презентация составлена учащимися 11 класса к уроку по теме " Решение некоторых логарифмических неравенств группы С3" как результат проектной деятельности. Рассмотрены логарифмические неравенств...
Конспект урока по теме «Методы решения уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции»
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе физико – математического профиля. Цель урока: рассмотреть способы решения уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции и спосо...
Нахождение рациональных способов решения уравнений и неравенств
Конспект урока...
Рабочая программа элективного курса "Алгебра плюс: полиномиальные алгебраические уравнения. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем"
Программа состалена на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики"....
урок по теме "Способы решения тригонометрических уравнений"(урок одного уравнения) 08.03.16
методическая разработка урока алгебры и начал математического анализа в 10 классе по УМК Мордкович, содержит спсобы решения тригонометрического уравнения вида asinx +bcosx=c...
Урок на тему "Методы решения показательных, логарифмических уравнений и неравенств"
Этот урок был проведен в 11 классе. Тип урока - урок обобщения и систематизации пройденного материала с целью подготовки к ЕГЭ....