Рабочая программа элективного курса "Алгебра плюс: полиномиальные алгебраические уравнения. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем"
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
Программа состалена на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса
«Алгебра плюс: полиномиальные алгебраические уравнения. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем»
10 класс
- Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Алгебра плюс: полиномиальные алгебраические уравнения. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем» составлена на основе авторской программы элективного курса «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» (А.Н.Земляков, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциации образования ЦЭПД РАО, г. Черноголовка, Моск. обл./Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика»/Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита – Пресс, 2004.).
Цель курса:
- повторить и обобщить курса алгебры и основ анализа;
- изучить дополнительные, нестандартные методы решения тригонометрических уравнений, систем уравнений;
- ознакомить с решением задач с модулями и решением полиномиальных алгебраических уравнений;
- создать условия для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний;
- подготовить к ЕГЭ и к учебе в высшей школе.
Задачи курса:
- реализация индивидуализации обучения;
- удовлетворение образовательных потребностей школьников по алгебре;
- формирование устойчивого интереса учащихся к предмету;
- выявление и развитие их математических способностей;
- обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач и уравнений.
- развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
- формирование и развитие аналитического и логического мышления.
- расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
- развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
- Общая характеристика элективного курса
Элективный курс ориентирован на обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений, реализующих профильную подготовку. Курс дает широкие возможности повторения и обобщения курса алгебры и основ анализа. В курсе большое число сложных задач, многие из которых понадобятся, как при учебе в высшей школе, так и при подготовке к различного рода экзаменам. Структура курса представляет собой логически законченные и содержательно взаимосвязанные темы, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников.
Рабочая программа данного курса предусматривает:
- формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- развитие математических способностей;
- повышение уровня обученности учащихся;
- подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ, ЦТ.
Тематика программы обеспечивает:
- интеллектуальное развитие учащихся;
- формирование математического мышления;
- формирование представлений об идеях и методах математики;
- развитие познавательной активности учащихся и творческого подхода к решению математических задач;
- формирование потребности к самообразованию и способности к адаптации в изменившемся обществе
Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация.
- Описание места элективного курса в учебном плане
Элективный курс рассчитан для изучения в 10 классе в объеме 34 часов, 1 час в неделю.
- Содержание элективного курса
Многочлены, полиномиальные алгебраические уравнения
Делимость и деление многочленов с остатком. Алгоритм деления с остатком. Теорема Безу. Корни многочлена. Следствия из теоремы Безу: теоремы о делимости на двучлен и о числе корней многочленов. Кратные корни.
Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля
Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Раскрытие модулей – стандартные схемы: раскрытие модуля по определению, возведение обеих частей уравнения в квадрат, метод интервалов. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Простейшие неравенства. Схемы освобождения от модулей в неравенствах.
Методы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем
Дополнительные методы решения тригонометрических уравнений: замена переменной, разложение на множители, разложение на тригонометрическую функцию. Дополнительные методы решения тригонометрических систем: подстановка и почленное сложение (вычитание) уравнений системы, разложение на множители и почленное деление уравнений системы, замена переменной. Методы решения тригонометрических неравенств: замена переменной, метод интервалов.
- Тематическое планирование
№ урока | Раздел, тема урока | Примечание |
| Многочлены, полиномиальные алгебраические уравнения (6 часов) | |
1 – 2 | Делимость и деление многочленов с остатком. Алгоритм деления с остатком. | |
3 – 4 | Теорема Безу. Корни многочлена. | |
5 – 6 | Следствия из теоремы Безу: теоремы о делимости на двучлен и о числе корней многочленов. Кратные корни. | |
Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля (13 часов) | ||
7 | Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Раскрытие модулей – стандартные схемы: | |
8 – 10 | А) раскрытие модуля по определению; | |
11 – 13 | Б) возведение обеих частей уравнения в квадрат; | |
14 – 15 | В) метод интервалов. | |
16 | Тестирование | |
17 - 19 | Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Простейшие неравенства. Схемы освобождения от модулей в неравенствах. | |
Методы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем (15 часов) | ||
20 | Дополнительные методы решения тригонометрических уравнений: А) замена переменной; | |
21 | Б) разложение на множители; | |
22 – 23 | В) разложение на тригонометрическую функцию | |
24 – 25 | Дополнительные методы решения тригонометрических систем: А) подстановка и почленное сложение (вычитание) уравнений системы; | |
26 – 27 | Б) разложение на множители и почленное деление уравнений системы; | |
28 | В) замена переменной. | |
29 – 30 | Методы решения тригонометрических неравенств: А) замена переменной; | |
31 – 32 | Б) метод интервалов. | |
33 | Тестирование | |
34 | Обобщающий урок |
- Материально-техническое обеспечение
УМК
Класс | Учебник | Дидактический материал | Контрольный материал |
10 | «Факультативный курс по математике. Решение задач», 10 кл. И.Ф.Шарыгин, Москва, «Просвещение», 2006 г «Алгебра+: рациональные и иррациональные алгебраические задачи» Элективный курс: Учебное пособие / А.Н.Земляков.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.-319с. ил. |
|
ЕГЭ: 1000 задач с ответами и решениями по математике. Все задания группы С / И.Н. Сергеев, В.С. Панферов. – М.: |
Интернет-ресурсы
Необходимые ТСО
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- интерактивная доска
- Контроль и диагностика
Учебная неделя | Тема | Форма контроля |
16 | Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля | Тест |
34 | Методы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем | Тест |
- Планируемый результат изучения
В результате изучения курса «Алгебра плюс: полиномиальные алгебраические уравнения. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем» учащиеся должны знать и уметь:
- знать различные методы решения уравнений высших степеней, уметь применять при решении теорему Безу и следствия из этой теоремы, теорему о рациональных корнях многочленов с целыми коэффициентами;
- знать методы решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
- знать дополнительные методы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем.
- уметь проводить логически грамотные преобразования выражений и эквивалентные преобразования алгебраических задач (уравнений, неравенств, систем, совокупностей);
- уметь использовать основные методы при решении алгебраических задач с различными классами функций (рациональными, тригонометрическими, содержащими переменную под знаком модуля), в том числе: методы замены, разложения, подстановки, интервалов, эквивалентных преобразований.
Общеинтеллектуальные умения:
- уметь анализировать различные задачи и ситуации, выделять главное, достоверное в той или иной информации;
- владеть логическим, доказательным стилем мышления, уметь логически обосновывать свои суждения;
- уметь конструктивно подходить к предлагаемым заданиям;
- уметь планировать и проектировать свою деятельность, проверять и оценивать ее результаты.
Общекультурные компетенции:
- понимать элементарную математику как неотъемлемую часть математики, методы которой базируются на многих разделах математики высшей;
- понимать роли элементарной математики в развитии математики, роли математиков в развитии современной элементарной математики;
- воспринимать математику как развивающуюся фундаментальную науку, являющуюся неотъемлемой составляющей науки, цивилизации, общечеловеческой культуры во взаимосвязи и взаимодействии с другими областями мировой культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по математике в 10 классе "Способы решения нестандартных уравнений"
Разработка программы элективного курса по математике в 10 классе "Способы решения нестандартных уравнений". Программа расчитана на 34 часа, состоит из 6 блоков....
Авторская программа элективного курса для обучающихся 10-11 классов "Способы решения тригонометрических уравнений"
Курс содержит теоретическое обоснование к каждому разделу тригонометрии, являющееся небольшим справочником по практическому материалу, позволяющий систематизировать бзовый уровень, теоретические знани...
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ. ВАРИАНТЫ ЗАЧЕТА ПО ТЕМЕ.
Опорный конспект для работы с учащимися 10 класса по индивидуальному маршруту....
Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам математического анализа «Решение логарифмических уравнений и неравенств».
Данный элективный курс посвящен теме «Решение логарифмических уравнений и неравенст.в ЕГЭ по математике сдает каждый выпускник школы, поэтому подготовка к нему до...
урок по теме "Способы решения тригонометрических уравнений"(урок одного уравнения) 08.03.16
методическая разработка урока алгебры и начал математического анализа в 10 классе по УМК Мордкович, содержит спсобы решения тригонометрического уравнения вида asinx +bcosx=c...
Авторская программа элективного курса для обучающихся 10-11 классов "Способы решения тригонометрических уравнений"
Курс дает теоретическое обоснование к каждому разделу тригонометрии, являющееся небольшим справочником по практическому материалу, позволяюий систематизировать базовый уровень к знаниям учащихся. К те...
Рабочая программа элективного курса для 11 класса (34 часа) Способы решения нестандартных уравнений
Рабочая программа элективного курсадля 11 класса (34 часа) Способы решения нестандартных уравнений...