Технологическая карта урока "Необычный способ получения синусоиды" (с презентацией)
план-конспект урока по алгебре (11 класс)
Нестандартный урок для с элементами исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobychnyy_sposob_polucheniya_sinusoidy.doc | 198.5 КБ |
neobychnyy_sposob.ppt | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики
- Тема урока: «Необычный способ получения…».
Класс: 11а.
- Тип урока: урок комплексного применения знаний.
- Главная дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в новой учебной ситуации средствами технологии проблемного обучения
- Цели урока:
образовательная – способствовать пониманию закономерности получения синусоиды в зависимости от расположения сечения прямого кругового цилиндра;
развивающая - продолжить обучение интеллектуальным приёмам самостоятельной познавательной деятельности (анализу, сравнению, обобщению, оформлению выводов);
воспитательная – продолжить формирование опыта сотрудничества учащихся в процессе групповой самостоятельной деятельности.
- ФОПД: групповая, фронтальная.
- Технология обучения: проблемное обучение.
- Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
- Средства обучения:
1) Потоскуев, Е.В. Геометрия.11 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с углубл. и профильным изучением математики / Е.В.Потоскуев, Л.И.Звавич.-М.: Дрофа, 2005.-368 с.; 2) мультимедийная презентация; 3) карточки; 4) наглядный материал для опыта (свеча, лист бумаги прямоугольной формы, нож).
- Интегративные связи:
внутрипредметные – опора на изученные в 9-10 классах темы: «Преобразования графиков функций», «Определение синуса, косинуса угла», «Функция y=sin x, её свойства и график»;
межпредметные – опора на знание геометрического материала по теме «Цилиндр»; применения синусоиды в физике, астрономии.
- Структура урока:
Этапы логики познания | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемый результат |
Оргмомент | Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учителя и учащихся. | Приветствуют учителя, настраиваются на самостоятельную работу по ходу урока, проверяют готовность своего рабочего места. | Хороший настрой на урок. | |
Факты | Целеполагание и мотивация | Обращает внимание на то, что тема урока сформулирована не полностью. Демонстрирует опыт (см. приложение 1), результат которого позволит завершить формулировку темы урока. Просит сформулировать цель урока, оформить работу в тетради. | Формулируют тему урока. Ставят цель урока. | Заинтересованность учащихся. |
Актуализация | Предлагает повторить:
(см. приложение 2) | Повторяют необходимый материал. | Готовность к исследованию. | |
Модель | Применение знаний в новой ситуации | Строит математическую модель представленной практической ситуации. Предлагает решение частного случая (см. приложение 3). | Разбирают вместе с учителем частный случай. | Вникают в проблему. |
Следствия | Применение знаний в изменённой ситуации | Предлагает ответить на вопрос: «От каких величин может зависеть вид кривой, полученной в опыте?» Организует работу в группах (см. приложение 4). Предлагает ответить на вопрос: «Какие ещё условия могут оказать влияние на вид кривой?». Организует работу в группах (см. приложение 5). | Перечисляют величины, которые могут повлиять на вид кривой. Работают в группах. Сообщают результаты. Выясняют (возможно, с помощью учителя) новое условие, которое может повлиять на вид кривой. Работают в группах. Сообщают результаты. | Сделаны выводы о виде кривых в рассмотренных случаях. |
Эксперимент | Рефлексия | Предлагает вернуться к цели урока, сделать вывод. Предлагает учащимся назвать области, в которых можно встретиться с синусоидой. Высказывает своё суждение об уровне достижения школьников. | Вспоминают цель урока, определяют уровень и способы её достижения. Перечисляют области, в которых используется синусоида. | Адекватная самооценка. |
- Литература:
Смирнова, И.М. Необычный способ получения синусоиды [Текст] / И.М. Смирнова // Математика в школе.-1993.- ╧ 3.-С. 56-58.
- Приложения.
Приложение 1.
В известной книге Г. Штейнгауза «Математический калейдоскоп» (М.: Наука, 1981) читателю предлагают следующий способ образования синусоиды: если обвернуть свечу несколько раз листком бумаги, перерезать свечу наклонно острым ножом, затем разнять обе половинки свечи и развернуть бумагу, то получится кривая линия, которая называется синусоидой.
Приложение 2. Определение синуса угла. Связь между длиной дуги и её радианной мерой.
1) AB=Rsin
AB=OBtg
2) =
3) R=1AB=sin
=
Преобразования графиков функций (правила записаны на карточке, есть у каждого ученика)
- График функции y= f(x)+a получается из графика y= f(x) сдвигом вдоль оси Oy на а единиц. Направление сдвига определяется знаком числа а
( при а>0 график сдвигается вверх, при а<0 – вниз).
- График функции y=f(x-a) получается из графика y= f(x) сдвигом вдоль оси Ox на а единиц. Направление сдвига определяется знаком числа а
( при а>0 график сдвигается вправо, при а<0 – влево).
- График функции y= аf(x) при а>1 получается из графика функции y= f(x) растяжением в а раз по оси Oy (в случае 0<а<1 получается сжатие).
- График функции y= f() при а>1 получается из графика функции y= f(x) растяжением в а раз по оси Ox (в случае 0<а<1 получается сжатие).
Установите связь между формулой и графиком функции.
- y=│x-2│; 2) y=│x│-2; 3) y=2│x│; 4) y=│ │; 5) y=; 6) y=2│x+2│-2.
Приложение 3.
На прямоугольном листе бумаги нарисовать оси координат параллельно соответствующим сторонам (рис.1). Свернуь этот прямоугольник в прямой круговой цилиндр, радиус основания которого принять за единицу. Ось Ox свернётся в окружность радиусом 1, а ось Oy станет образующей цилиндра. Через диаметр полученной окружности, проходящей через точку O, провести сечение, составляющее с плоскостью окружности угол в 450. В этом случае сечением будет эллипс (рис.2).
На эллипсе взять произвольную точку А, опустить из неё перпендикуляры на плоскость окружности и диаметр окружности OD. Отметить соответственно точки B и C. Треугольник ABC прямоугольный и равнобедренный, т.к. ABC=900, а ACB=450. Следовательно, AB=BC.
BC=sin x, где x-длина дуги OB (рис.3).
Итак, AB=sin x. Если развернуть цилиндр обратно в прямоугольник, то получится кривая, для которой AB=sin x, где x=OB, т.е. эта кривая является частью синусоиды (рис.4).
Приложение 4.
Задание для групп.
- Ответьте на вопрос: «Какие кривые получатся, если сечения проводить под углом 0<<450?»
- Ответьте на вопрос: «Какие кривые получатся, если сечения проводить под углом 450<<900?»
- Ответьте на вопрос: «Какие кривые получатся, если исходный прямоугольник (рис.1) свернуть в прямой круговой цилиндр произвольного радиуса?»
Приложение 5.
Задание для групп.
Ответьте на вопрос: «Изменится ли вид кривой, если плоскость сечения цилиндра проходит через диаметр, образующий с OD угол?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: доказать, что полученная опытным путём кривая - синусоида
Установите связь между формулой и графиком функции y =│ x -2│; 2) y =│ x │-2; 3) y =2│ x │; 4) y =│ │ ; 5) y = ; 6) y =2│ x +2│-2. а) в) д) б) г) е)
X
АВ=ВС, => AB=sin x ВС= sin x X X
R=1, α =45 ° y=sin x
Проблемные вопросы Какие кривые получатся, если сечения проводить под углом 0< α <45 0 ? (R=1) Какие кривые получатся, если сечения проводить под углом 45 0 < α <90 0 ? (R=1) Какие кривые получатся, если исходный прямоугольник свернуть в прямой круговой цилиндр произвольного радиуса?
Какие кривые получатся, если сечения проводить под углом 0< α <45 0 ? (R=1) y=k sin x, 0 Какие кривые получатся, если сечения проводить под углом 45 0 < α <90 0 ? (R=1) y=k sin x, k > 1 Какие кривые получатся, если исходный прямоугольник свернуть в прямой круговой цилиндр произвольного радиуса? R=2 y=2sin x/2 y=R sin x/R Изменится ли вид кривой, если плоскость сечения цилиндра проходит через диаметр, образующий с OD угол φ ? ( R=1 , α = 45 0 ) Изменится ли вид кривой, если плоскость сечения цилиндра проходит через диаметр, образующий с OD угол φ ? ( R=1 , α = 45 0 ) Изменится ли вид кривой, если плоскость сечения цилиндра проходит через диаметр, образующий с OD угол φ ?» y=sin (x- φ ) φ = y=sin (x- ) Физика Механические колебания Электромагнитные волны Астрономия Заход Солнца Дата Время Дата Время 1 января 15.59 1 июля 20.25 1 февраля 16.45 1 августа 19.53 1 марта 17.37 1 сентября 18.53 1 апреля 18.39 1 октября 17.31 1 мая 19.28 1 ноября 16.30 1 июня 20.18 1 декабря 15.51 Цель урока: доказать, что полученная опытным путём кривая - синусоида Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока "Способ группировки"
Первый урок по теме, формирование понятия...
Технологическая карта, тема: "Способы подключения к сети Интернет"
Описание хода урока информатики в 10 классе(базовый)...
Технологическая карта урока «Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях» (10 класс)
Приемы и методы нахождения корней тригонометрического уравнения на указанном числовом промежутке....
Технологическая карта урока. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
Технологическая карта урока. 6 класс. ФГОС. УМК Босова Л.Л. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»...
Технологическая карта урока "Способы толкования слов"
Способы толкования слов (УМК под ред. Шмелева)...
Технологическая карта урока "Способы выражения необходимости must и have to"
Технологическая карта урока английского языка в 5 классе на тему: "Способы выражения необходимости"...
Технологическая карта урока "Способы увеличения и уменьшения давления"
Технологическая карта к уроку физики для 7 класса...