Технологическая карта урока "Необычный способ получения синусоиды" (с презентацией)
план-конспект урока по алгебре (11 класс)

Нестандартный урок для с элементами исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neobychnyy_sposob_polucheniya_sinusoidy.doc198.5 КБ
Office presentation icon neobychnyy_sposob.ppt1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

  1. Тема урока: «Необычный способ получения…».

Класс: 11а.

  1. Тип урока: урок комплексного применения знаний.
  2. Главная дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в новой учебной ситуации средствами технологии проблемного обучения
  3. Цели урока:

образовательная – способствовать пониманию закономерности получения синусоиды в зависимости от расположения сечения прямого кругового цилиндра;

развивающая -  продолжить обучение интеллектуальным приёмам самостоятельной познавательной деятельности (анализу, сравнению, обобщению, оформлению выводов);

воспитательная – продолжить формирование опыта сотрудничества учащихся в процессе групповой самостоятельной деятельности.

  1. ФОПД: групповая, фронтальная.
  2. Технология обучения: проблемное обучение.
  3. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
  4. Средства обучения:

1) Потоскуев, Е.В. Геометрия.11 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с углубл. и профильным изучением математики / Е.В.Потоскуев, Л.И.Звавич.-М.: Дрофа, 2005.-368 с.; 2) мультимедийная презентация; 3) карточки; 4) наглядный материал для опыта (свеча, лист бумаги прямоугольной формы, нож).

  1. Интегративные связи:

внутрипредметные – опора на изученные в 9-10 классах темы: «Преобразования графиков функций», «Определение синуса, косинуса угла», «Функция y=sin x, её свойства и график»;

межпредметные – опора на знание геометрического материала по теме «Цилиндр»; применения синусоиды в физике, астрономии.

  1. Структура урока:

Этапы логики познания

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат

Оргмомент

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учителя и учащихся.

Приветствуют учителя, настраиваются на самостоятельную работу по ходу урока, проверяют готовность своего рабочего места.

Хороший настрой на урок.

Факты

Целеполагание и мотивация

Обращает внимание на то, что тема урока сформулирована не полностью. Демонстрирует опыт (см. приложение 1), результат которого  позволит завершить формулировку темы урока. Просит сформулировать цель урока, оформить работу в тетради.

Формулируют тему урока. Ставят цель урока.

Заинтересованность учащихся.

Актуализация

Предлагает повторить:

  • определение синуса угла;
  • связь между длиной дуги и её радианной мерой;
  • преобразования графиков функций;
  • сечения цилиндра плоскостью, пересекающей ось цилиндра и не перпендикулярной ей

 (см. приложение 2)  

Повторяют необходимый материал.

Готовность к исследованию.

Модель

Применение знаний в новой ситуации

Строит математическую модель представленной практической ситуации. Предлагает решение частного случая (см. приложение 3).

Разбирают вместе с учителем частный случай.

Вникают в проблему.

Следствия

Применение знаний в изменённой ситуации

Предлагает ответить на вопрос: «От каких величин может зависеть вид кривой, полученной в опыте?»

Организует работу в группах (см. приложение 4).

Предлагает ответить на вопрос: «Какие ещё условия могут оказать влияние на вид кривой?». Организует работу в группах

(см. приложение 5).

Перечисляют величины, которые могут повлиять на вид кривой.

Работают в группах. Сообщают  результаты.

Выясняют (возможно, с помощью учителя)  новое условие, которое может повлиять на вид кривой. Работают в группах. Сообщают  результаты.

Сделаны выводы  о виде кривых в рассмотренных случаях.

Эксперимент

Рефлексия

Предлагает вернуться к цели урока, сделать вывод.

Предлагает учащимся назвать области, в которых можно встретиться с синусоидой.

Высказывает своё суждение об уровне достижения школьников.

Вспоминают цель урока, определяют уровень и способы её достижения.

Перечисляют области, в которых используется синусоида.

Адекватная самооценка.

  1. Литература:

Смирнова, И.М. Необычный способ получения синусоиды [Текст] / И.М. Смирнова // Математика в школе.-1993.- ╧ 3.-С. 56-58.


  1. Приложения.

Приложение 1.

В известной книге Г. Штейнгауза «Математический калейдоскоп» (М.: Наука, 1981) читателю предлагают следующий способ образования синусоиды: если обвернуть свечу несколько раз листком бумаги, перерезать свечу наклонно острым ножом, затем разнять обе половинки свечи и развернуть бумагу, то получится кривая линия, которая называется синусоидой.

Приложение 2. Определение синуса угла. Связь между длиной дуги и её радианной мерой.

 1) AB=Rsin

     AB=OBtg

 2) =

 3)  R=1AB=sin

                     = 

Преобразования графиков функций (правила записаны на карточке, есть у каждого ученика)

  1. График функции y= f(x)+a получается из графика y= f(x) сдвигом вдоль оси Oy на а единиц. Направление сдвига определяется знаком числа а

       ( при а>0 график сдвигается вверх, при а<0 – вниз).

  1. График функции y=f(x-a) получается из графика y= f(x) сдвигом вдоль оси Ox на а единиц. Направление сдвига определяется знаком числа а

       ( при а>0 график сдвигается вправо, при а<0 – влево).

  1. График функции y= аf(x) при а>1 получается из графика функции y= f(x) растяжением в а раз  по оси Oy (в случае 0<а<1 получается сжатие).
  2. График функции y= f() при а>1 получается из графика функции y= f(x) растяжением в а раз  по оси Ox (в случае 0<а<1 получается сжатие).

Установите связь между формулой и графиком функции.

  1. y=x-2;                 2) y=x-2;                 3) y=2x;                 4) y= │;                 5) y=;                 6) y=2x+2│-2.

                               

                       


Приложение 3.

На прямоугольном листе бумаги нарисовать оси координат параллельно соответствующим сторонам (рис.1). Свернуь этот прямоугольник в прямой круговой цилиндр, радиус основания которого принять за единицу. Ось Ox свернётся в окружность радиусом 1, а ось Oy станет образующей цилиндра. Через диаметр полученной окружности, проходящей через точку O, провести сечение, составляющее с плоскостью окружности угол в 450. В этом случае сечением будет эллипс (рис.2).

На эллипсе взять произвольную точку А, опустить из неё перпендикуляры на плоскость окружности и диаметр окружности OD. Отметить соответственно точки B и C. Треугольник ABC прямоугольный и равнобедренный, т.к. ABC=900, а ACB=450. Следовательно, AB=BC.

BC=sin x, где x-длина дуги OB (рис.3).

Итак, AB=sin x. Если развернуть цилиндр обратно в прямоугольник, то получится кривая, для которой AB=sin x, где x=OB, т.е. эта кривая является частью синусоиды (рис.4).

   

                   

  Приложение 4.

   Задание для групп. 

  1.  Ответьте на вопрос: «Какие кривые получатся, если сечения проводить под углом 0<<450
  2. Ответьте на вопрос: «Какие кривые получатся, если сечения проводить под углом 450<<900
  3. Ответьте на вопрос: «Какие кривые получатся, если исходный прямоугольник (рис.1) свернуть в прямой круговой цилиндр произвольного радиуса?»

 

  Приложение 5.

   Задание для групп.

    Ответьте на вопрос: «Изменится ли вид кривой, если плоскость сечения цилиндра проходит через диаметр, образующий с OD угол

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Необычный способ получения синусоиды

Слайд 2

Цель урока: доказать, что полученная опытным путём кривая - синусоида

Слайд 3

Установите связь между формулой и графиком функции y =│ x -2│; 2) y =│ x │-2; 3) y =2│ x │; 4) y =│ │ ; 5) y = ; 6) y =2│ x +2│-2. а) в) д) б) г) е)

Слайд 4

X

Слайд 5

АВ=ВС, => AB=sin x ВС= sin x X X

Слайд 7

R=1, α =45 ° y=sin x

Слайд 8

Проблемные вопросы Какие кривые получатся, если сечения проводить под углом 0< α <45 0 ? (R=1) Какие кривые получатся, если сечения проводить под углом 45 0 < α <90 0 ? (R=1) Какие кривые получатся, если исходный прямоугольник свернуть в прямой круговой цилиндр произвольного радиуса?

Слайд 9

Какие кривые получатся, если сечения проводить под углом 0< α <45 0 ? (R=1) y=k sin x, 0

Слайд 10

Какие кривые получатся, если сечения проводить под углом 45 0 < α <90 0 ? (R=1) y=k sin x, k > 1

Слайд 11

Какие кривые получатся, если исходный прямоугольник свернуть в прямой круговой цилиндр произвольного радиуса? R=2 y=2sin x/2 y=R sin x/R

Слайд 12

Изменится ли вид кривой, если плоскость сечения цилиндра проходит через диаметр, образующий с OD угол φ ? ( R=1 , α = 45 0 )

Слайд 13

Изменится ли вид кривой, если плоскость сечения цилиндра проходит через диаметр, образующий с OD угол φ ? ( R=1 , α = 45 0 )

Слайд 14

Изменится ли вид кривой, если плоскость сечения цилиндра проходит через диаметр, образующий с OD угол φ ?» y=sin (x- φ ) φ = y=sin (x- )

Слайд 15

Физика Механические колебания

Слайд 16

Электромагнитные волны

Слайд 17

Астрономия Заход Солнца Дата Время Дата Время 1 января 15.59 1 июля 20.25 1 февраля 16.45 1 августа 19.53 1 марта 17.37 1 сентября 18.53 1 апреля 18.39 1 октября 17.31 1 мая 19.28 1 ноября 16.30 1 июня 20.18 1 декабря 15.51

Слайд 18

Цель урока: доказать, что полученная опытным путём кривая - синусоида

Слайд 19

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока "Способ группировки"

Первый урок по теме, формирование понятия...

Технологическая карта, тема: "Способы подключения к сети Интернет"

Описание хода урока информатики в 10 классе(базовый)...

Технологическая карта урока «Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях» (10 класс)

Приемы и методы нахождения корней тригонометрического уравнения на указанном числовом промежутке....

Технологическая карта урока. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

Технологическая карта урока. 6 класс. ФГОС. УМК Босова Л.Л. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»...

Технологическая карта урока "Способы толкования слов"

Способы толкования слов (УМК под ред. Шмелева)...

Технологическая карта урока "Способы выражения необходимости must и have to"

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе на тему: "Способы выражения необходимости"...

Технологическая карта урока "Способы увеличения и уменьшения давления"

Технологическая карта к уроку физики для 7 класса...