Рабочая программа учебного курса «Алгебра учит рассуждать» для 8 класса
рабочая программа по алгебре (8 класс)
Решение алгебраических задач является одним из важнейших элементов учебной деятельности школьника. Задачи способствуют мотивации введения понятий, выявлению их свойств, усвоению терминологии и символики; раскрытию взаимосвязи одного понятия с другими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_mat_8_fgos_05_algebra_uchit_rassuzhdat.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Колыбельская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Методическое объединение МКОУ «Колыбельская средняя общеобразовательная школа _________/Лютикова Г.В./
Протокол №___ от «___» __________201__ г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «Колыбельская средняя общеобразовательная школа» __________/Козинцева Л.В./
«___» ___________201__ г | «Утверждаю» И.о. директора МКОУ «Колыбельская средняя общеобразовательная школа» __________/Козинцева Л.В./
Приказ № 104/1-О от « 20 » августа 2019 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Алгебра учит рассуждать»
для 8 класса
Учитель: Гончарова Елена Васильевна
Квалификационная категория первая
2019 г.
Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закона « Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации: «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года № 1897
- Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Учебного плана МКОУ «Колыбельская СОШ» на 2019-2020 учебный год Приказ № 88-О от 07 августа 2019 года.
- Примерной авторской программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г. и «Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы», - М.Просвещение, 2011. Составитель Т. А. Бурмистрова.
Решение алгебраических задач является одним из важнейших элементов учебной деятельности школьника. Задачи способствуют мотивации введения понятий, выявлению их свойств, усвоению терминологии и символики; раскрытию взаимосвязи одного понятия с другими.
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры. Он призван способствовать развитию умения рассуждать, доказывать, решать стандартные и нестандартные задачи, формированию познавательного интереса, формированию опыта творческой деятельности, развитию мышления и математических способностей учащихся.
Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых.
Отличительные особенности данного курса в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Алгебраические задачи являются хорошей основой для формирования умения рассуждать. Рассуждения при их выполнении являются, как правило, простыми, и это позволяет эффективно учить учащихся разбираться в структуре логического доказательства. Алгебраические задачи целесообразно использовать для выработки умения применять общие и специфические методы рассуждений и доказательств. Многие задачи на доказательство решаются с использованием тождественных преобразований. Это особый способ доказательства, специфический для школьного курса алгебры.
Цели данного курса:
- повышение интереса к предмету;
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования;
- развитие умения рассуждать и доказывать;
Задачи курса:
- систематизировать, обобщить и углубить учебный материал;
- сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, развить мышление учащихся;
- формировать познавательный интерес к математике, развить творческие способности;
- формировать умение выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза;
- расширить сферы ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач.
2. Планируемые результаты изучения учебного курса
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| - умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; - умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, - умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; Регулятивные УУД -Умение выдвигать версии решения проблемы; - ставить цель деятельности на основе определенной проблемы; - выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать ресурсы для достижения цели; - составлять план решения проблемы (выполнения проекта). Познавательные УУД - Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, класси-фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли-вать причинно-следственные связи и делать выводы. Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учите-лем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, по-нимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; - критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; - представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; - креативность мышления, активность при решении математических задач; - умение контролировать процесс учебной математической деятельности; - способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; Личностные результа |
Планируемые результаты изучения учебного курса
В предметном направлении:
Обучающийся научится:
-решать сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
-строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
-осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
-составлять план решения задачи;
-выделять этапы решения задачи;
-интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
-знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
-решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
-решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
-находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
-решать логические задачи методом рассуждений.
-выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
Обучающийся получит возможность:
-решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
-использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
-различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели текста задачи;
-знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
-моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
-выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
-уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно;
-анализировать затруднения при решении задач;
-выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные;
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
0,5 часа в неделю,
всего 17 часов за год
Текстовые задачи и техника их решения (1 час)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами ( по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их схемы. Значение правильного письменного оформления текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.
Задачи на движение (3 часа)
Движение тел по течению и против течения реки, навстречу друг другу и в противоположных направлениях. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
Зачет по теме.
Задачи на проценты (3 часа)
Понятие процента. Перевод процентов в дробь. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби.
Задачи на сплавы, смеси, растворы (3 часа)
Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации . Особенности выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
Задачи на работу (3 часа)
Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
Задачи на составление систем уравнений (3 часа)
По условиям задач на составление систем уравнений с двумя переменными рассмотреть разные типы задач.
Итоговая контрольная работа (1 час)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела | Количество часов | Количество контрольных работ |
17 | 1 | ||
1 | Текстовые задачи и техника их решения | 1 | 0 |
2 | Задачи на движение | 3 | 0 |
3 | Задачи на проценты | 3 | 0 |
4 | Задачи на сплавы, смеси, растворы | 3 | 0 |
5 | Задачи на работу | 3 | 0 |
6 | Задачи на составление систем уравнений | 3 | 0 |
7 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 |
4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Алгебра учит рассуждать
8 класс
По программе – 17 ч.
По годовому учебному календарному графику - 16 ч.
№ п/п | Перечень разделов, тем | Количество часов на изучение каждого раздела и темы | Дата проведения урока | |
План | Факт | |||
1. | Текстовые задачи и техника их решения | 1 | ||
Задачи на движение | 3 | |||
2. | Движение тел по течению и против него. | |||
3. | Движение навстречу и в противоположном направлении. | |||
4. | Движение навстречу и в противоположном направлении. | |||
Задачи на проценты | 3 | |||
5. | Понятие процента. Перевод процентов в дробь. | |||
6. | Решение задач на проценты | |||
7. | Решение задач на проценты | |||
Задачи на сплавы, смеси, растворы | 3 | |||
8. | Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации. | |||
9. | Задачи на сплавы и смеси. | |||
10. | Задачи на сплавы, смеси, растворы | |||
Задачи на работу | 3 | |||
11. | Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. | |||
12. | Задачи на совместную работу. | |||
13. | Задачи на совместную работу. | |||
Задачи на составление систем уравнений | 3 | |||
14. | Задачи на составление систем уравнений | Обьединение тем уроков см.лист коррект | ||
15. | Задачи на составление систем уравнений | |||
16. | Задачи на составление систем уравнений | |||
17. | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
Итого | 17 |
Итого по рабочей программе – 17 часов, по годовому учебному графику 16 часов.
Причина корректировки: несоответствие часов, отведенных на изучение предмета по рабочей программе, годовому учебному календарному графику.
Лист корректировки рабочей программы учителя Гончаровой Е.В. по учебному курсу «Алгебра учит рассуждать» для 8 класса
В связи с тем, что количество часов, отведённых на изучение предмета по программе не соответствует годовому календарному учебному графику, в данном календарно-тематическом плане была произведена следующая корректировка с целью приведения к единым показателям выполнения содержательной и временной частей учебной программы:
- В разделе «Задачи на составление систем уравнений» содержание уроков №14 и №15 тема которых совпадает («Задачи на составление систем уравнений») будет изучено за один урок 11.12.2019
Лист корректировки тематического планирования
по учебному курсу «Алгебра учит рассуждать»» для 8 класса
учителя Гончаровой Е.В.
Раздел тематичес кого плана | Колич-во часов отмены занятий в четверти по плану | Дата по плану | Форма изучения пропущенного материала | Количество часов | Причины корректи-ровки | Время изучения пропущенного материала | |
Самостоятельное изучение | 2 темы за один урок | ||||||
Сводная таблица
«Выполнения рабочих программ»
Предмет | Количество часов по плану |
класс | Отставание | Причина отставания | Компенсирующие мероприятия | |||
четверти | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Перечень литературы и средств обучения
1. Гольдич В.А.Алгебра 7. Задачи повышенной сложности. Изд. «Эксмо»,2012
2. Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.
Изд. «Просвещение», 2015
3. Кочагина М.Н., Кочагин В.В. Математика 9. Подготовка к малому ЕГЭ. Изд. «Эксмо», 2017
4. Материалы ГИА Лысенко Ф.Ф. Математика Подготовка к ГИА-2016 Изд. «Легион», Ростов-на-Дону, 2016
5. Ершова А.И., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре для 7 класса. М «Илекса», 2017
6. Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.
Изд. «Просвещение», 2017
7. Сайт examen.ru›add/gia/gia-po-matematike
8. Сайт http://fipi.ru
9. Сайт shpargalkaEGE.ru›egepomatematike.shtml
10. Сайт Сдам ГИА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШевченкоНиныВасильевны по учебному курсу «Алгебра и начала анализа» 10 класс Учебник: С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин,
Рабочая программа составлена для 10 общеобразовательного класса по учебнику С. М. Никольского, М. К. Потапова и др.Она может быть использована в работе молодыми специалистами....
Рабочая программа для курса "Алгебра и начала анализа" 11 класс
Программа по алгебре и началам математического анализа для 11 класса составлена на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования средней (полной) общ...
Тематическое планирование и рабочая программа курса алгебры в 7 классе
Материал содержит рабочую программу по алгебре (7 класс), составленную на основе Государственного стандарта, ориентированную на учебник под редакцией С.А.Теляковского (2008 год издания). Тематическое ...
Рабочая программа курса Алгебра и начала анализа для 11 класса
Рабочая программа курса "Алгебра и начала анализа" для общеобразовательных школ к учебнику а. Н. Колмогорова...
Рабочая программа курса: Алгебры иначала математического анализа для 10 класса.
Рабочая программа основного общего образования по алгебре началам математического анализа для 10 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результа...
Рабочая программа курса алгебра 9 класс
Рабочая программа и КТП составлена на 136 часов в год( 4часа в неделю)...
Рабочая программа курса Алгебра и начала анализа для 10 класса
Рабочая программа по Алгебре и началам анализа для 10 класса. Углубленное изучение математики. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов....