Внеурочное занятие по теме «Подготовка к ЕГЭ. Математическая модель: кредиты, если известна сумма долга до начисления процентов»
методическая разработка по алгебре (11 класс)
Данное внеурочное занятие предназначено для систематизации знаний учащихся в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ (профильный уровень).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglikova_o.a._vneurochnoe_zanyatie_11_klass.docx | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Алгебра и начала анализа
Класс: 11
Тема внеурочного занятия: Решение экономических задач
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» Ставропольский край, Шпаковский район, с. Верхнерусское
Название: Внеурочное занятие по теме «Подготовка к ЕГЭ. Математическая модель: кредиты, если известна сумма долга до начисления процентов»
Автор работы: Кругликова Ольга Александровна, учитель математики, I категория.
Аннотация
Данное внеурочное занятие предназначено для систематизации знаний учащихся в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ (профильный уровень).
Реализация цели осуществляется в течение всего занятия. При организации учитываются:
Средства обучения: интерактивная доска; слайды; тетради учащихся, карточки для индивидуальной работы:
- Карточки №1,№2;
Формы работы: фронтальная, в парах;
Методы обучения: иллюстративный, частично-поисковый (сочетание репродуктивных и продуктивных методов);
Виды контроля: индивидуальный, фронтальный;
Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Развитие навыка работы над изученной темой осуществляется путем чередования разных видов деятельности учащихся, что способствует снятию утомления. Логически продуман переход от одного вида деятельности к другому. На уроке обеспечивается активное участие каждого ученика в процессе образования. Темп и ритм урока оптимальны. Задания для самостоятельной работы подобраны с учетом закрепления данного метода решения задач на кредиты, если известна сумма долга до начисления процентов.
При подведении итогов урока проводится рефлексия, дается балльная и вербальная оценка деятельности учащихся.
Единица содержания: способы решения задач на кредиты, если известна сумма долга до начисления процентов.
Тема: «Подготовка к ЕГЭ. Математическая модель: кредиты, если известна сумма долга до начисления процентов»
Тип урока: Внеурочное занятие.
Методы:
- частично-поисковый;
- системные обобщения.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся при подготовке к единому государственному экзамену при решении задач №17 «Математическая модель: кредиты, если известна сумма долга до начисления процентов».
Задачи занятия:
обучающие
- применять формулы арифметических прогрессий,
- уметь находить рациональный способ преобразования и вычисления значений числовых выражений,
- уметь находить рациональный способ преобразования и вычисления значений алгебраических выражений,
- уметь составлять условие задачи в виде таблицы;
развивающие
- развивать аналитическое мышление при определении вычислительных способов решения задач,
- развивать смысловое чтение,
- развивать культуру сотрудничества при работе в парах— устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать,
- развивать умение самостоятельно ставить цель, планировать и оценивать свою учебную деятельность,
- развивать математическую речь понимать значение математических терминов, грамотно и точно употреблять термины;
воспитательные
- воспитывать познавательный интерес к математике, пониманию ее роли в решении практических задач,
- воспитывать культуру сотрудничества при работе в паре.
Вид деятельности: познавательный.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Подготовка к основному этапу
Решение задач «на простые» проценты
- Основной этап
- Физкультминутка.
- Обобщение и систематизация информации
Тренировочная работа
Решение задач на доске и в тетради
- Рефлексия.
Формы организации труда:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- индивидуально-дифференцированная.
Оборудование и материалы: компьютер, экран, проектор, слайды, карточки
Ход урока:
- Организационный момент
Ребята, мы с вами живем в нестабильное время, постоянно что-то меняется: цены на товары, оплата проезда на транспорте, оплата коммунальных услуг, кредиты, вклады. И когда на уроках математики мы с вами решаем задачи, то естественным этапом является математическое моделирование реальных процессов.
Хорошо ли мы ориентируемся в этих экономических условиях?
Как бы вы определили цель нашего урока? (Научиться строить математические модели для встречающихся жизненных ситуаций)
Для достижения поставленной цели необходимо владеть некоторыми знаниями и умениями. Как вы думаете, какие знания и умения необходимы для решения экономических задач?
- Подготовка к основному этапу
1. Найти:
а) 20% от 3000 Решение: 3000*0,2=600
б) 15% от 200 Решение: 200*0,15 = 30
в) 60% от 900 Решение: 900*0,6 = 540
2. Цена яблок в сентябре увеличилась на 10%, а в октябре снизилась на 10%. Как изменилась цена?
Решение: r1 = 10% тогда к = 1+ = 1,1
Пусть х руб. цена яблок, тогда после увеличения она станет 1,1·х. После понижения цены к = 1- = 0,9, и цена станет 1,1·0,9х= 0,99х т.е. увеличится в 0,99 раз.
3. Что нужно сделать, чтобы увеличить число 55 на 10%; на 125%; на 0,05%,на 700%?
Решение: 55·1,1= 60,5 55·(1+1,25) = 55·2,25 = 123,7; 55·(1+0,05:100) = 55·0,0005 = 0,0275 55·(1+700:100) = 55·8 = 440.
4. Что нужно сделать, чтобы уменьшить число 125 на 15%, 35%, 40%?
Решение: 125·(1-) = 125· 85 = 106,25,
125· 0,65 = 81,25,
125* 0,6 = 75.
5. На сколько процентов увеличилось число, если к = 1,2; 1,09; 1,1?
Решение: i = 20%, i = 9%, i = 10%.
- Основной этап
Сегодня мы с вами рассмотрим математическую модель:
Кредиты, известна сумма долга до начисления процентов.
Задача1: В июле планируется взять кредит в банке на сумму 10 млн рублей на 5 лет. Условия его возврата таковы:
- каждый январь долг возрастает на 10% по сравнению с концом предыдущего года;
- с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить часть долга;
-в июле каждого года долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на июль предыдущего года.
Сколько млн рублей составила общая сумма выплат после погашения кредита?
Решение:
S = 10 млн. руб.
n = 5 лет
r = 10%, значит к = 1,1
Sвып = ?
Так как кредит взят на 5 лет и в июле каждого года долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на июль предыдущего года, то 10:5 = 2 млн руб. сумма уменьшается. То есть сумма долга до начисления процентов в 1 год 10 млн руб., во 2- ой год 8 млн руб. и т.д. до 5-го года 2 млн руб. С точки зрения арифметической прогрессии
а1 = 10, а6 = 0, тогда d =
1сопособ решения этой задачи:
Составим таблицу:
Год | Сумма долга до начисления % | Сумма долга после начисления % | Выплаты |
1 | 10 | 1,1 ·10 = 1,1 | 1,1 - 8 = 3 |
2 | 8 | 1,1 · 8 = 8,8 | 8,8 - 6 = 2,8 |
3 | 6 | 1,1 · 6 = 6,6 | 6,6 – 4 = 2,6 |
4 | 4 | 1,1 · 4 = 4,4 | 4,4 – 2 = 2,4 |
5 | 2 | 1,1 · 2 = 2,2 | 2,2 – 0 = 2,2 |
6 | 0 |
По формуле суммы n членов арифметической прогрессии
S =
Sвып =
Ответ: 13 млн. рублей
2 способ решения задачи:
Sвып = S + S%
Год | Сумма долга до начисления % | Начисленные % |
1 | 10 | 10 · 0,1 |
2 | 8 | 8 · 0,1 |
3 | 6 | 6 · 0,1 |
4 | 4 | 4 · 0,1 |
5 | 2 | 2 · 0,1 |
Sвып = 10 + 0,1 · (10+8+6+4+2) = 10 + 0,1 ·30 = 13
Ответ: 13 млн. рублей
Задача:
5-го декабря планируется взять кредит в банке на 26 месяцев. Условия возврата таковы:
- 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 3% по сравнению с концом предыдущего месяца;
- со2-го числа по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
- 15-го числа каждого месяца с 1-го по 25-ый долг должен быть на 20 тысяч рублей меньше долга на 15-е число предыдущего месяца;
- к 15-му числу 26-го месяца кредит должен быть полностью погашен.
Какой долг будет 15-го числа 25-го месяца, если общая сумма выплат после полного погашения кредита составит 1407 тысяч рублей?
Решение:
S руб. – сумма долга
n = 26 мес.
r = 3%, значит i = 0,03
S2-S1 = 20 тыс. рублей
Sn-Sn-1 = 20 тыс. рублей
Sвып = 1407 тыс руб.
Sвып = S +S%
Составим таблицу
Месяцы | Сумма долга до начисления процентов | Начисленный процент |
1 | S | 0,03S |
2 | S-20 | 0,03(S-20) |
… | … | … |
26 | S-20·(26-1) = S-500 (an = a1-d(n-1)) формула n-го члена арифметической прогрессии | 0,03(S-500) |
Sвып = S +S% = S + 0,03(S + (S-20) +… + (S-500)) = S+ 0,03· ·26 = S + 0,39(2S - 500) = S +0.78S – 195 = 1,78S – 195
1,78S = 1407+195
S = 1602:1,78
S = 900
В 25-ый месяц 900-500 = 400 тыс рублей.
Ответ: 400 тыс рублей
- Физкультминутка.
- Обобщение и систематизация информации
Ребята, предлагаю вам решить задачу в парах.
Тренировочная работа по вариантам
Вариант 1
Задача:
15-го декабря планируется взять кредит в банке на 21 месяц. Условия возврата таковы:
— 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 3% по сравнению с концом предыдущего месяца;
— со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
— 15-го числа каждого месяца с 1-го по 20-й долг должен быть на 30 тысяч рублей меньше долга на 15-е число предыдущего месяца;
— к 15-му числу 21-го месяца кредит должен быть полностью погашен.
Какую сумму планируется взять в кредит, если общая сумма выплат после полного его погашения составит 1604 тысяч рублей?
Ответ: 1100 000 рублей
Вариант 2
Задача:
15-го декабря планируется взять кредит в банке на сумму 300 тысяч рублей на 21 месяц. Условия возврата таковы:
— 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 2% по сравнению с концом предыдущего месяца;
— со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
— 15-го числа каждого месяца с 1-го по 20-й долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на 15-е число предыдущего месяца;
— 15-го числа 20-го месяца долг составит 100 тысяч рублей;
— к 15-му числу 21-го месяца кредит должен быть полностью погашен.
Найдите общую сумму выплат после полного погашения кредита.
Ответ: 384 000 рублей
- Рефлексия
Подведение итогов.
Пожелания и советы учащимся
• Помните и понимайте, что подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, где результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.
• Выполняйте как можно больше различных тестов по предмету.
• Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов.
• Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину успеха.
Литература:
- Источник: ЕГЭ — 2018. Основная волна 01.06.2018. Вариант 301 (C часть). Задания 17 (С5) ЕГЭ 2018
- Источник: ЕГЭ — 2018. Основная волна 01.06.2018. Вариант 991 (C часть). Он же: вариант 751 (резервный день 25.06.2018), Задания 17 (С5) ЕГЭ 2018
- "Задачи на проценты. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений" Составитель: Ю.В. Шарапов.4-е издание.
- Шевкин А.В., ФМШ № 2007, г. Москва Ох уж эти банковские задачи из ЕГЭ…
- https://math-ege.sdamgia.ru/test?theme=221
- https://foxford.ru/ Решение экономических задач
Приложение 1
Тренировочная работа
Вариант 1
Задача:
15-го декабря планируется взять кредит в банке на 21 месяц. Условия возврата таковы:
— 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 3% по сравнению с концом предыдущего месяца;
— со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
— 15-го числа каждого месяца с 1-го по 20-й долг должен быть на 30 тысяч рублей меньше долга на 15-е число предыдущего месяца;
— к 15-му числу 21-го месяца кредит должен быть полностью погашен.
Какую сумму планируется взять в кредит, если общая сумма выплат после полного его погашения составит 1604 тысяч рублей?
Тренировочная работа
Вариант 2
Задача:
15-го декабря планируется взять кредит в банке на сумму 300 тысяч рублей на 21 месяц. Условия возврата таковы:
— 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 2% по сравнению с концом предыдущего месяца;
— со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
— 15-го числа каждого месяца с 1-го по 20-й долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на 15-е число предыдущего месяца;
— 15-го числа 20-го месяца долг составит 100 тысяч рублей;
— к 15-му числу 21-го месяца кредит должен быть полностью погашен.
Найдите общую сумму выплат после полного погашения кредита.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций" в 7 классе
Подобный урок может быть проведён с целью закрепления пройденного материала....
Урок алгебры в 9 классе по теме: "Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций"
Урок комплексного применения знаний и формирования обобщённых умений средствами системы интегративных познавательных задач по алгебре в 9 классе...
урок по теме "Квадратное уравнение как математическая модель текстовой задачи"
Урок обобщение по теме "Квадратное уравнение как математическая модель текстовой задачи" 8 класс...
Внеурочное занятие по теме «Подготовка к ОГЭ. Четырехугольники»
Данное внеурочное занятие предназначено для систематизации знаний учащихся в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ.Реализация цели осуществляется в течение всего занятия....
Внеурочное занятие по теме «Подготовка к ОГЭ. Четырехугольники»
Закрепление знаний по геометрии, решение геометрических задач для подготовки к ГИА...
Конспект открытого урока по теме «Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций», 8 класс, в рамках недели математики на базе МБОУ СОШ №6
Конспект открытого урока по теме «Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций», 8 класс, в рамках недели математики на базе МБОУ СОШ №6...
Внеурочные занятия 11 класс, подготовка к ЕГЭ
Внеурочные занятия 11 класс подготовка к ЕГЭ...