Спецкурс по решению экономических задач (ЕГЭ математика профиль)
рабочая программа по алгебре (10 класс)

Данный курс предназначен в помощь выпускникам при подготовке к ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к  ООП СОО МОУ СОШ №16  г.о. Электрогорск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16  г.о Электрогорск Московской области

                                                                                                                           УТВЕРЖДЕНО                                                                                                                                                                                                                          

 директор МОУ СОШ №16                                                                                                                                                                                                          

_____________________                                                                                                                                                                                                              

  /Дашевская О.Е./

                                                                                                              Приказ №_________ от                      

«____»____________2019 г.    

ЭТО ПРОГРАММА ВНЕУРОЧКИ, ОФОРМЛЕНИЕ ДРУГОЕ

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

                       Направление                           общеинтеллектуальное

                       Наименование программы   Решение экономических задач

                       Класс                                            10А

Составитель: Горшкова Юлия Михайловна,

учитель математики и информатики

2019 – 2020 учебный   год

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г №413
  • Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №16 на 2019-2020г..;
  • методических рекомендаций к использованию учебного пособия: Математика. Подготовка к ЕГЭ. Задача с экономическим содержанием (задание 19 профильного уровня): учебно-методическое пособие./ Под. ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова.- Ростов-на-Дону: Легион, 2019г.

Место  курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №16 программа «Решение экономических задач» рассчитана на 17 часов в год, из расчета 1 час в неделю.

Возраст воспитанников, на которых ориентированы занятия.

Возраст детей –  10 класс (16-17лет).

Объем часов для реализации программы  -  17 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

«РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником знаний в области экономики):  Овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение экономических знаний, умений (развитие экономического мышления, экономических компетенций)

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к экономическим и финансовым процессам): Получение школьником опыта стремления к росту социальной ответственности бизнеса.

Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других экономических групп, опыт решения экономических задач.

        В процессе обучения и воспитания у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, универсальные учебные действия.

Личностные  результаты:

У ученика будут сформированы:

- Мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои экономические права и обязанности, уважающего свою и чужую собственность;

- форсированность субъективной позиции (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений), а также умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам.

Ученик получит возможность для формирования: 

-  навыков рационального поведения в условиях рыночной экономики;

- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;

- мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в

будущем в общественной, экономической и государственной жизни;

Метапредметные  результаты:        

У ученика будут сформированы:

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый   информационный  поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Ученик получит возможность для формирования:

 - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- владение умением понимать и раскрывать смысл суждений и высказываний авторов культурных текстов и приводить аргументы в подтверждение собственной позиции;

- прогнозирования экономических процессов;

- умения выявлять причинно-следственные функциональные, иерархические связи между экономическими явлениями и процессами;

-  умения осуществлять анализ, синтез, обобщение, классификацию, систематизацию экономических явлений и процессов;

- осуществлять поиск актуальной экономической информации в различных источниках;

-  умения разрабатывать и реализовывать проекты экономического и междисциплинарного характера,  в том числе исследовательские проекты;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

 - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

 - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

Предметные результаты:

У ученика будут сформированы:

- умения использовать математические методы решения задач экономического содержания;

- умения реализовывать этапы построения моделей при решении задач с экономическим содержанием;

- умения определять суммарную способность кредитования системы банков;

- умения выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;

- умения анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной семьи;

- умения объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;

- умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи;

- умения выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;

Ученик получит возможность для формирования:

- проведения  анализа  достоинств и недостатков типов экономических систем;

- анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки

зрения, используя различные источники информации;

- умения применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и

повседневной жизни;

- умения использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

- умения использовать приобретенные исследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем;

- умения сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

- умения грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических

действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

- умения объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;

        Для повышения интереса к изучаемому материалу предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

     Формы организации внеурочной деятельности:

Конкурсы, участие в олимпиадах.

Формы подведения итогов:

Результат обучения по данной программе можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний результат можно увидеть и зафиксировать. Это достижения, выраженные в оценке знаний, в реально решенной задаче, в выполненном проекте.

Внутренний результат выражается в изменении потребностей обучающихся, в повышении мотивации к предмету, изучаемой области знаний, в развитии их коммуникабельности.

Отслеживание результатов обучения осуществляется путем наблюдений, анкетирования, собеседования, проведения практикумов, защиты проектов, участия учащихся в творческих конкурсах.

Формы занятий
лекции

  • практикумы
  • индивидуальные и групповые консультации
  • защита проектов

Используемые методы работы: репродуктивный; проблемный; частично-поисковый;

исследовательский.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

Глава 1. Чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм и таблиц. (1ч)

История возникновения финансовых вычислений и их применение в различных профессиональных областях. Решение задач по ЕГЭ практической направленности. (1ч)

Глава 2.Текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения. (2ч)

Денежные отношения. Платежи за потребляемые ресурсы в обществе. (1ч)

Суммарные расходы на покупку готовых товаров. Товарные отношения. (1ч)

Глава 3.Текстовые арифметические задачи на проценты. (4ч)

Нахождение процента от числа. Нахождение числа по его процентам. (1ч)

Нахождение процентного отношения двух чисел. (1ч)

 Задачи на сложные проценты. (1ч)

Задачи на сплавы и смеси, концентрацию.(1ч)

Задачи о вкладах и кредитовании (банковских процентах) в ЕГЭ. (7ч)

Прогрессии в задачах с финансово- экономическим содержанием. (1ч)

Аннуитетный платеж. (1ч)

Аннуитетный платеж. Дифференцированный платеж. (1ч)

Решение задач на нахождение количества лет выплаты кредита. Решение задач на вычисление процентной ставки по кредиту. (1ч)

Решение задач нахождения суммы кредита. Решение задач на нахождение ежегодного транша. (1ч)

Вклады. Решение задач на вычисление процентной ставки по вкладу.(1ч)

Решение задач нахождения суммы вклада. (1ч)

Задачи оптимизации производства товаров или услуг в ЕГЭ. (3ч)

Логический перебор в задачах оптимизации. Линейные целевые функции с целочисленными точками экстремума. (1ч)

Нелинейные целевые функции с целочисленными точками экстремума. (1ч)

Линейные целевые функции с нецелочисленными точками экстремума. (1ч)

        

        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

Класс  -10А

Количество часов –  17 часов

Количество часов в неделю – 1 ч

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки

Глава 1. Чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм и таблиц.  (1ч)

1

История возникновения финансовых вычислений и их применение в различных профессиональных областях. Решение задач по ЕГЭ практической направленности.

1

02.09 -08.09

Глава 2. Текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения.(2ч)

2

Денежные отношения. Платежи за потребляемые ресурсы в обществе.

1

16.09-22.09

3

Суммарные расходы на покупку готовых товаров. Товарные отношения.

1

30.09-06.10

Глава 3. Текстовые арифметические задачи на проценты. (4 ч)

4

Нахождение процента от числа. Нахождение числа по его процентам.

1

14.10-20.10

5

Нахождение процентного отношения двух чисел.

1

05.11-10.11

6

Задачи на сложные проценты.

1

18.11-24.11

7

Задачи на сплавы и смеси, концентрацию. 

1

02.12-08.12

Глава 4. Задачи о вкладах и кредитовании (банковских процентах) в ЕГЭ. (7ч)

8

Прогрессии в задачах с финансово- экономическим содержанием.

1

16.12-22.12

9

Аннуитетный платеж.

1

13.01-19.01

10

Аннуитетный платеж. Дифференцированный платеж.

1

27.01-02.02

11

Решение задач на нахождение количества лет выплаты кредита. Решение задач на вычисление процентной ставки по кредиту.

1

10.02-16.02

12

Решение задач нахождения суммы кредита. Решение задач на нахождение ежегодного транша.

1

24.02-01.03

13

Вклады. Решение задач на вычисление процентной ставки по вкладу.

1

09.03-15.03

14

Решение задач нахождения суммы вклада.

1

01.04-05.04

Глава 5. Задачи оптимизации производства товаров или услуг в ЕГЭ. (3ч)

15

Логический перебор в задачах оптимизации. Линейные целевые функции с целочисленными точками экстремума.

1

13.04-19.04

16

Нелинейные целевые функции с целочисленными точками экстремума.

1

27.04-03.05

17

Линейные целевые функции с нецелочисленными точками экстремума.

1

11.05-17.05

Всего17 часов

    СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ГМО учителей

математики, физики и информатики

от_________________  2019 года №

                                    СОГЛАСОВАНО

                Заместитель директора по УВР

______________________КусакинаТ.В.

____________________ __2019 года

Руководитель  ГМО

_________________

  /  Шилова И.М. /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов исследования на уроках математики при решении экономических задач

Мастер - класс по применению элементов исследовательской деятельности на уроках математики....

Решение экономических задач с помощью арифметической и геометрической прогрессии

Предлагаю вашему вниманию урок, который я провожу при изучении темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в 9 классе. Материал урока позволяет показать способ решения экономических задач ...

Урок математики в 5 классе "Решение экономических задач"

Обобщающий урок по теме "Проценты". Урок математики в 5 классе "Решение экономических задач"...

Рабочая программа по спецкурсу "Решение экономических задач"

Рабочая программа "Решение экономических задач" включает в себя тематику задач, востребованных  при подготовке №17 в КИМах ЕГЭ-11....

Решение экономических задач на проценты при подготовке к ОГЭ по математике

Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизниОсн...

ЕГЭ по математике профильного уровня. Приемы решения экономических задач и задач прикладного характера.

В предлагаемой работе сделана попытка обзора экономических задач этого экзамена. Можно наблюдать использование короткого набора стандартных приемов решения таких задач, а значит у выпускников есть над...