Рабочая программа по спецкурсу "Решение экономических задач"
рабочая программа по алгебре (10 класс)
Рабочая программа "Решение экономических задач" включает в себя тематику задач, востребованных при подготовке №17 в КИМах ЕГЭ-11.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 34» ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО учителей математики и информатики | заместитель директора по УВР | директор МБОУ «Гимназия №34» |
Протокол__1____________ | _______________ | _________________ |
от « _29 __» _08 _2018 г. _________/_ | «__30__»___08____2018 г. | Приказ от 31.08.2018 г. № __ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по спецкурсу
"РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ"
для учащихся 10-го класса Б
(социально-экономический профиль)
на 2018-2019 учебный год
Уровень обучения:профильный
Составитель Г.И.Милякина,
учитель математики,
высшая квалификационная категория.
Ульяновск,
2018 год
Рабочая программа по спецкурсу
«Решение экономических задач"
10 класс
(1 час в неделю, 34 часа за год)
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
2. Локальный акт «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса» МБОУ «Гимназия 34» города Ульяновска (приказ №697 от 19.12.2016).
Рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций к использованию учебного пособия: Математика. Подготовка к ЕГЭ. Задача с экономическим содержанием (задание 17 профильного уровня): учебно-методическое пособие./ Под. ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова.- Ростов-на-Дону: Легион, 2017/
Рабочая программа предназначена для изучения спецкурса "Решение экономических задач" по математике в 10 классе социально-экономического профиля. Разработанная программа помогает обучающимся выработать устойчивые навыки работы с процентами, умение правильно читать условие и составлять математическую модель по условию задачи, а также находить наибольшее значение как непрерывных функций (с использованием производной или без), так и функций, принимающих дискретные значения. В пособии рассматриваются наиболее типичные задачи с экономическим содержанием и методы их решения, что позволяет обучающимся подготовиться к выполнению задания с экономическим содержанием профильного уровня ЕГЭ по математике (номер 17 согласно проекту спецификации на 2018 год от 21.08.2017). Приказом № 729 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства "Легион" допущены к использованию в общеобразовательных организациях.
Общая характеристика курса
Ориентация на социально-экономические профессии требует экономического мышления, в немалой степени, основанного на специальных математических методах. Доход, прибыль, налог, рентабельность – это все цифры, и без хорошей математики здесь не обойтись: чем правильнее расчет, тем прибыльнее результат. Поэтому математика выступает в качестве предмета, с помощью которого предприниматель может выбрать оптимальный вариант действий из всех возможных.
Данный курс позволяет учащимся изучить эти методы, научиться применять их к решению экономических задач, а главное, предусматривает развитие математических способностей, ориентацию на профессии, а также выбору профиля дальнейшего обучения. К тому же, единый государственный экзамен, в котором имеются текстовые задачи и экономического содержания, показывает, что далеко не все учащиеся справляются с ними, а времени на уроках часто не хватает для качественного усвоения темы.
Курс «Решение экономических задач» поддерживает изучение основного курса математики, направлен на систематизацию знаний, реализацию межпредметных связей, он поможет учащимся определиться с профильной дифференциацией перед поступлением с учреждения профильного образования, в высшие учебные заведения. Курс призван помочь обучающимся с любой степенью подготовленности в овладении способами деятельности, методами и приемами решения прикладных математических задач, повысить уровень математической культуры. Также способствует развитию познавательных интересов, мышления обучающихся, умению оценить свой потенциал для дальнейшего обучения в профильном классе.
Место курса в федеральном базисном учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.
На изучение спецкурса "Решение экономических задач" в 10 классе (социально-экономического профиля) отводится 34 часа в год (1 час в неделю) из расчёта 34 учебные недели.
Цели курса:
- обучение старшеклассников решению задач с экономическим содержанием;
- повышение уровня финансовой грамотности;
- повторение математических формул и алгоритмов, необходимых для таких экономических задач;
- освоение навыков построения математической модели экономической задачи;
- формирование у школьников целостной картины взаимосвязи экономической науки, бизнеса и математики.
- дополнительная подготовка старшеклассников к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.
Задачи курса:
- расширить представления учащихся о сферах применения математики, сформировать устойчивый интерес к предмету;
- формировать навыки перевода прикладных задач экономики на язык математики;
- научить применять математические методы к решению задач экономического содержания;
- подготовить обучающихся к выполнению задания с экономическим содержанием профильного уровня единого государственного экзамена по математики (номер 17).
Методические и учебные пособия:
Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
1. Математика. ЕГЭ. Алгебра: задания с развёрнутым ответом: учебно-методическое пособие./ Под. ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова.- Ростов-на-Дону Легион, 2016.
2. Математика. ЕГЭ. Задача с экономическим содержанием: учебно-методическое пособие./ Под. ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова., Изд. 2-е., перераб. и доп. - Ростов-н/Д., Легион, 2016;
3. Математика. Подготовка к ЕГЭ. Задача с экономическим содержанием (задание 19 профильного уровня): учебно-методическое пособие./ Под. ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова.- Ростов-на-Дону Легион, 2017;
4. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2018. Профильный уровень. 40 тренировочных вариантов по демоверсии 2018 года: учебно-методическое пособие./ Под. редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова.- Ростов-на-Дону Легион, 2017;
5. Шестаков С. А. ЕГЭ 2018. Математика. Задачи с экономическим содержанием. Задача 17 (профильный уровень). . – М.: МЦНМО, 2018;
Электронные ресурсы:
1. www.ege.edu.ru Аналитические отчеты. Результаты ГИА и ЕГЭ. Федеральный институт педагогических измерений; Министерство образования и науки РФ, Федеральная Служба по надзору в сфере образования и науки.
2. http://alexlarin.net/ информационная поддержка абитуриентам при подготовке к ГИА по математике, решении задач и изучении различных разделов элементарной математики.
3. http://сдамгиа.рф Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Математика.
Планируемые личностные и метапредметные и предметные
результаты обучения по программе.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
6) критичность и креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении задач;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и . роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
15) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
16) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
Изучение программного материала учебного курса способствует выполнению требований к результатам освоения программы среднего(полного) общего образования. Соответствуют как базовой подготовке учащихся по математике (алгебра и начала анализа), так и дополнительно отражают требования к предметным результатам освоения профильного курса:
1) сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений;
2) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
3) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о экономической задачи, владение символьным языком алгебры, знание особенностей моделирования экономических процессов;
4) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
5) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
6) умение реализовывать этапы построения моделей при решении задач с экономическим содержанием; применять графические представления для решения и исследования задач с экономическим содержанием;
7) овладение типологией задач с экономическим содержанием, основные способы их решения, использовать функционально - графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Планируемые результаты изучения спецкурса «Решение экономических задач» для обучающихся 10 класса
расширение и углубление знаний учащихся по математике:
- определять модель, этапы математического моделирования в процессе решения задач, оперировать особенностями моделирования экономических процессов;
- реализовывать этапы построения моделей при решении задач с экономическим содержанием;
- определять типологию задач с экономическим содержанием;
- владеть основными способами (с применением производной, определенного интеграла, прогрессий, изображение множеств при решении линейных неравенств) при решении задач с экономическим содержанием;
- решать транспортные задачи способом графов;
- решать задачи, связанные с поиском условий и параметров, характеризующих оптимальное поведение фирмы, действующей на различных рынках;
- определять суммарную способность кредитования системы банков;
- применять специальные математические методы, полученных экономических знаний при решении задач с экономико-производственным содержанием;
- дальнейшее формирование и развитие логического мышления учащихся.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля:
Виды и формы организации контроля должны обеспечивать следующие функции:
- всестороннюю проверку знаний;
- определение уровня усвоения знаний;
- проверку умений и навыков познавательного и практического характера;
- оперативность и своевременность проверки;
- не только контролирующую, но также обучающую и воспитывающую функции.
Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе, во время урока, при выполнении тренировочных работ. Он заключается в систематическом наблюдении за работой класса в целом и каждого обучающегося в отдельности. Этот вид контроля успеваемости имеет большое значение для стимулирования у обучающихся привычки систематической самостоятельной работы по выполнению учебных заданий и воспитанию чувства ответственности.
По окончании раздела (главы) проводится проверочная работа и выполнение зачетных заданий. Сочетание правильно подобранных видов контроля, представляет собой механизм, который дает возможность провести скрыто процесс определения степени обученности учащихся.
Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений и навыков, учащихся способствует выявлению уровня обучаемости, восприятия математической речи обучающимися, помогает организации дифференцированного, личностно-ориентированного подхода на уроках, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки учащихся.
Основные формы контроля реализации программы:
- опрос (устная и письменная формы);
- самостоятельная и практическая работа;
- зачёт (письменная форма);
Виды и формы практической части программы:
В ходе освоения содержания математического образования, учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
- выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
- проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
- самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников, подготовка сообщений и докладов, участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах.
Содержание тематических линий учебного предмета
Предлагаемый курс направлен на углубление и развитие приобретенных программных знаний. Содержание курса реализуется на принципах системности и последовательности
ПРОЦЕНТЫ. ДОЛИ. СОТНОШЕНИЯ.
Процент от числа. Установление взаимно однозначного соответствия между процентами и коэффициентами. Базовая единица (величина). Простые проценты. Сложные проценты. Основная теорема арифметики. Особенности моделирования экономических процессов. Нахождение процента от числа, числа по его проценту, нахождение величины и изменение величины в процентах.
ВКЛАДЫ.
Сложный процент. Вклад. Формула сложного процента для вклада. Расчет сложных процентов. Капитализация процентов. Номинальные и эффективные процентные ставки. Формула расчёта суммы вклада, размещённого с учетом ежегодной и ежемесячной капитализации процентов. Одновременное применение простых и сложных процентов.
КРЕДИТЫ.
Финансовая сделка - кредит. Годовая процентная ставка по кредиту. Сложный процент. Дифференцированная (регрессивная) схема. Вычисление суммарного объема кредитов. Расчет за банковский кредит. Аннуитентная схема. Другие схемы.
НЕПРЕРЫВНЫЕ МОДЕЛИ.
Производственные и бытовые задачи. Составление уравнений и неравенств в соответствии с условием задачи. Применение свойств делимости чисел. Использование свойств функций. Применение производной или специальных методов для отыскания экстремальных (минимальных или максимальных) значений некоторой функции при решении различных экономических задач.
ПОВТОРЕНИЕ.
Решение задач на применение различных схем.
Учебно-тематический план.
№ | Раздел предмета | Количество уроков | Примечание |
1 | Проценты. Доли. Соотношения. | 2 | |
2 | Вклады. | 6 | |
3 | Кредиты. | 11 | |
4 | Непрерывные модели. | 10 | |
5 | Итоговое повторение. | 5 | |
Всего по учебному плану | 34 |
Тематическое планирование.
№ | Кол-во уроков | Дата проведения | Тема урока | Формы занятий, контроля | |
план | факт | ||||
1. Проценты. Доли. Соотношения. | |||||
1 | 2 | Простейшие экономические задачи. | беседа | ||
2 | Проценты, доли и соотношения. | беседа, практикум. | |||
2. Вклады. | |||||
3 | 6 | Вклады. Ставка по вкладу с учётом капитализации процентов | беседа, практикум. | ||
4 | Вклады. Ставка по вкладу с учётом капитализации процентов | беседа, практикум. | |||
5 | Решение задач по теме "Вклады" | практикум | |||
6 | Решение задач по теме "Вклады" | практикум | |||
7 | Решение задач по теме "Вклады" | практикум | |||
8 | Решение задач по теме "Вклады" | зачетная работа | |||
3. Кредиты. | |||||
9 | 11 | Кредиты | беседа | ||
10 | Дифференцированная схема | беседа, практикум. | |||
11 | Дифференцированная схема | практикум, зачетная работа | |||
12 | Аннуитентная схема | беседа, практикум | |||
13 | Аннуитентная схема | практикум, зачетная работа | |||
14 | Другие схемы | практикум | |||
15 | Другие схемы | зачетная работа | |||
16 | Решение задач по теме "Кредиты" | беседа | |||
17 | Решение задач по теме "Кредиты" | практикум | |||
18 | Решение задач по теме "Кредиты" | практикум | |||
19 | Решение задач по теме "Кредиты" | зачетная работа | |||
4. Непрерывные модели. | |||||
20 | 10 | Непрерывные модели. Использование свойств функций | беседа, практикум | ||
21 | Непрерывные модели. Использование свойств функций | практикум | |||
22 | Непрерывные модели. Использование свойств функций | практикум | |||
23 | Непрерывные модели. Применение специальных методов | практикум | |||
24 | Непрерывные модели. Применение специальных методов | практикум | |||
25 | Непрерывные модели. Применение специальных методов | зачетная работа | |||
26 | Решение задач на непрерывные модели | беседа, практикум | |||
27 | Решение задач на непрерывные модели | беседа, практикум | |||
28 | Решение задач на непрерывные модели | практикум | |||
29 | Решение задач на непрерывные модели | зачетная работа | |||
5. Итоговое повторение. | |||||
30 | 5 | Итоговое повторение. Решение задач | беседа, практикум | ||
31 | Итоговое повторение. Решение задач | беседа, практикум | |||
32 | Итоговое повторение. Решение задач | беседа, практикум | |||
33 | Итоговое повторение. Решение задач | беседа, практикум | |||
34 | Итоговое повторение. Решение задач | зачетная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономическая теория" для специальности 46.02.01
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 46.02.01 Документационное обеспечение управлен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
Рабочая программа по курсу "Экономическая и социальная география мира" /11 класс/
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же Примерной программы о...
Рабочая программа по курсу "Экономическая география России" для учащихся 9 класса
Рабочая программа по курсу "Экономическая география России" для учащихся 9 класса...
Рабочая программа по предмету Экономические и правовые основы производственной деятельности
Программа предназначена для СПО по профессии "Повар. Кондитер"...
Рабочая программа учебной дисциплины Экономические и правовые основы производственной деятельности по профессии:190631.01 Автомеханик
Рабочая программа учебной дисциплиныЭкономические и правовые основы производственной деятельностипо профессии:190631.01 АвтомеханикУровень освоения: базовый...