Урок в 7 классе "Формула разности квадратов"
учебно-методический материал по алгебре (7 класс)
Предварительный просмотр:
ФИО учителя: Лиц Людмила Юрьевна
Должность: учитель математики
ОУ: МАОУ "Средняя школа № 6"
Предмет: алгебра
Класс: 7
Тема урока: Формула разности квадратов
Базовый учебник: Учебник «Алгебра 7», Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б., 2017
Место в общей структуре курса: 6 урок по теме «Формулы сокращенного умножения»
Тип урок: урок открытия новых знаний
Цель урока: Создание условий для доказательства тождества(a-b)(a+b)= a2-b2. Формирование умения применять формулу разности квадратов для тождественных преобразований выражений (раскладывать многочлены на множители; применять формулу для вычислений).
Задачи:
Образовательные: организовать деятельность учащихся на самостоятельный вывод формулы разности квадратов;
сформировать навык вычисления по формуле разности квадратов
Развивающие: способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать математическую речь обучающихся (устную и письменную); содействовать развитию навыков оценивания и самооценивания, развитие умения сотрудничества в коллективе.
Воспитательные: способствовать выработке умения анализировать проделанную работу и адекватно её оценивать; формировать положительную мотивацию к обучению; способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности, ответственности.
Педагогические технологии: Проблемно – поисковый метод, технология системно- деятельностного подхода в обучении, ИКТ- технологии.
| ||
Планируемые результаты урока | ||
| Формула разности квадратов | |
| Учащиеся будут знать: формулу разности квадратов; Учащиеся будут уметь: применять формулу разности квадратов в преобразованиях выражений и вычислениях; выполнять разложение многочленов на множители | -читать и записывать формулу; -использовать формулу для рационального вычисления; - использовать формулу для преобразования выражений. |
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока | Личностные УУД: ответственно относиться к учению; проявлять инициативу при выполнении заданий; повышать ответственность каждого обучающегося за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи. Регулятивные УУД: организовать свою учебную деятельность; оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»); планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные УУД: структурировать собственные знания; выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач. выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формировать умения коллективного обсуждения проблем; уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. контролировать действия одноклассников. Предметные: Знания: знать формулу разности квадратов (a-b)(a+b)= a2-b2. Умения: применять формулу разности квадратов для тождественных преобразований выражений (раскладывать многочлены на множители; применять формулу для вычислений). Метапредметные: ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного). Добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт). | |
Инструкции и пояснения | ||
| ||
| Работа в паре и группе (учащиеся двух рядом стоящих в ряду парт) | |
| Учитель напоминает в целом о работе на уроке и, в частности, о работе в группе. | |
| ||
Постановка проблемной ситуации, прием «затруднение». | Подведение учащихся к формулированию темы и цели урока. | |
| ||
Устные источники | Устные задания на упрощение выражений | Презентация |
Письменные источники | Решение задач на упрощение выражений | Презентации |
Письменные задания из учебника | №887б, №887в | |
Карточки для самостоятельной работы | ||
Электронные источники | Презентация | |
| ||
Индивидуальная, фронтальная, групповая работа учащихся по выполнению заданий | ||
| ||
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) Самооценка | ||
| ||
Подводят итог своей деятельности, отвечая на вопросы учителя, рисуют смайлики. | Выявление отношения учащихся к уроку. |
Структура и ход урока
Дидактические задачи | Деятельность учителя и задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Деятельность учащихся | УУД | Формы работы | |
I этап: организационный (2 мин.) | |||||
Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку и напоминает о порядке работы на уроке. Предлагает учащимся оценить с помощью смайлика настроение на начало урока. (Слайд 2) | Включаются в деловой ритм урока. Рисуют смайлики, соответствующие их настрою на начало урока. | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организовывать свою учебную деятельность Личностные: мотивация учения | И | |
II этап: этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (8 мин.) | |||||
Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Активизировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала. | Организует актуализацию знаний обучающихся. Помогает обозначить проблему урока через приём противоречия между имеющимися знаниями и необходимыми. -Давайте вспомним, что вы изучали на предыдущих уроках. -На доске записаны части изученных формул: (х+у)2= а2-2аb+b2= (х+у)3 = Допишите правые части. - Что вы делали с помощью этих формул? Продолжаем работать устно (Слайд3) 1) Представить выражение в виде многочлена: а) (m-n)(x+c); б) (a+3)(a-2); в)(m-n)(m+n); г) (a+b)(a-b). 2) Прочитать выражения: х+у; (а-в)2; (m-n)(m+n); a2-c2; (3с)2-(4a)2. (Слайд 4) 3) Найти значение выражения: 1)8,91+25,7+1,09; 2)50*1,34*0,2; 3)0,47*0,4*25; 4)3,5*6,8+3,5*3,2; 5) . (Слайд5) Объясните, что позволило вам решить эти примеры в уме? Учитель предлагает обсудить в группах устное решение примеров: а) 47²-37²; б) 126²-74²; в) 0,849²-0,151² (Слайд 6) Предлагает учащимся объяснить причину затруднения и назвать содержание недостающих для решения новой практической задачи знаний: -Почему вы не можете решить следующие примеры устно? Какие возникли трудности? | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы, выходят к доске для выполнения предложенного задания. Ожидаемые ответы: формулы сокращенного умножения -квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Ожидаемые ответы: раскладывали многочлены на множители и,наоборот, представляли выражение в виде многочлена стандартного вида. Ожидаемые ответы: - Свойства действий над числами. Работают в группах, пробуют объяснить пути решения данных примеров. Ученики формулируют собственные затруднения и устанавливают их причины. | Познавательные: структурировать собственные знания. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Личностные: оценивать усваиваемый материал. | Ф-И | |
III этап: этап построения проекта выхода из затруднения и целеполагания (8мин.) | |||||
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации, выявить причины затруднения. Зафиксировать необходимость введения нового правила. Формировать и развивать умения определять и формулировать познавательную цель (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем). | Организует деятельность учащихся по определению способов решения учебной задачи, мотивируя учащихся на получение недостающих знаний. В процессе фронтальной работы подводит учащихся к ситуации открытия новых знаний - новой формулы сокращенного умножения. -Вернемся к первому слайду и посмотрим на формулу, которую вы вывели (Слайд 7). Итак, (a-b)(a+b) = а2–b2. Еще в древности было замечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. А вы сегодня сами сумели вывести эту формулу, которая так и называется формулой сокращенного умножения. Предлагает выполнить примеры на применение новой формулы, с последующей фронтальной проверкой. (Слайд 8) -Но вернемся к нашим примерам (Слайд 9). А можете ли вы новую формулу применить к предложенным примерам? Какую формулу получили? Эта формула применяется при разложении многочлена на множители и называется формулой разности квадратов. И тема нашего урока «Формула разности квадратов» (Слайд10) -Так какова же цель нашего урока? | Совместно с учителем осуществляют поиск выхода из создавшейся ситуации. Записывают в тетради число и решают предложенные на сладе примеры, записывая в тетрадь ответ, отвечают на вопросы учителя. Ожидаемые ответы: можем, если поменяем местами левую и правую части: а2-b2=(a-b)(a+b). (Слайд9) Записывают в тетрадь тему урока. Выдвигают предположения о цели урока. (Слайд11) | Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | Ф -И | |
| |||||
IV этап: этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (8мин.) | |||||
Апробировать новый способ действия при решении типовых задач. | Создает условия для применения нового способа действий при решении примеров, вызвавших затруднение: -Теперь вы можете решить предложенные ранее примеры? (Слайд12) Предлагает выполнить еще одно задание, подчеркивая, что оно взято из тестов ЕГЭ:. Предлагает в парах выполнить задания из учебника № 887-б,в с последующей проверкой (2 ученика решают у доски на закрытых досках): №887б: ; №887в: Организует деятельность учащихся по осмысленному применению формулы разности квадратов и ей обратную. - Вам нужно «Вылечить равенство». (Слайд13) -Сравните предложенные примеры.
| Применяют новый способ действий для решения заданий, вызвавших затруднение.
Решают в парах типовые задания, оказывая при необходимости взаимопомощь друг другу. При проверке учащиеся у доски проговаривают вслух выполненные действия и их обоснование. Проговаривают устно недостающие части формул. Предполагаемые ответы учащихся: В первых двух примерах мы раскладываем на множители разность квадратов двух выражений, а в следующих трех представляем произведение двух выражений в виде многочлена. | Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач. Коммуникативные: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. контролировать действия одноклассников. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. | Ф-Г | |
V этап: этап самостоятельной работы с самопроверкой (10 мин.) | |||||
Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий с применением нового способа действия; организация самопроверки. . | Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий с применением нового способа действия, самопроверку по эталону, коррекцию выполненной работы. (Слайды 14,15,16) | Выполняют самостоятельную работу. Проводят коррекцию своего решения. | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Личностные: формировать позитивную самооценку. Регулятивные: самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. | И | |
VI этап: этап рефлексии учебной деятельности на уроке, информация о домашнем задании (4мин.) | |||||
Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности.
| Организует самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Проводит беседу по вопросам: Какую цель вы ставили на сегодняшний урок? - Достигли вы поставленной цели? (Слайд17). Для чего нужно изучать формулы сокращенного умножения? - Оцените результат своей деятельности с помощью смайликов (Слайд18) Комментирует задание на дом. Задание на дом: обязательно №857(а,в,д,е), 859(а-в), 888(а,в). Дополнительно: № 858, (888(д) (Слайд19) | Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень ее соответствия. Выполняют самооценку. Записывают домашнее задание. | Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. | Ф-И |
Приложение
Самостоятельная работа
I вариант 1. Упростите выражение: а) (р-7)(р+7); б) (2х+3у)(2х-3у). 2. Разложите на множители: а) а2-п2; б) 81y2-25. 3. Вычислите: а) 252-152; б) ; в) . | II вариант 1. Упростите выражение: а) ( x+6)(x-6); в) (4х+2у)(4х-2у). 2. Разложите на множители: а) c2-m2; б) 16-64х2. 3. Вычислите: а) 232-132; б) ; в) . |
Критерии оценивания:
За каждое верно выполненное задание №1, №2, №3а) -1 балл, задание №3бв) – 2 балла
Максимальное количество баллов – 9.
9 - баллов соответствует отметке «5»;
7-8 – баллов соответствует отметке «4»;
5-6 - баллов соответствует отметке «3».
Слайд2 Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7
Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10
Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13
Слайд 14 Слад 15
Слайд 16 Слайд 17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Разность квадратов", алгебра 7 класс
Урок алгебры в 7 классе по теме : "Разность квадратов". Этот урок разаботан по УМК Мордкович А.Г. 2008г. Данная разработка представлена в виде конспекта урока, презентации , тренажеров, теста и ...
Конспект урока «Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и квадрат разности.
Предлагаю к использованию конспект урока с указываемыми УУД на каждом этапе .Акцентируется внимание на учебно-познавательной компетенции на уроке алгебры в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умнож...
Урок по теме: "Разность квадратов двух выражений"
Данный урок включает развёрнутый материал по теме и интересные примеры, проиллюстрированные в презентации....
Повторение формул - квадрата разности, квадрата суммы и разности квадратов»
Повторение+лист контроля...
Применение формул разности квадратов и квадрата суммы и разности для разложения на множители
Дидактический материал с ответами для самопроверки...
Презентация к уроку "Формулы сокращенного умножения (квадрат суммы и квадрат разности)" с использованием технологии укрупнения дидактических единиц
Приводится план-конспект урока алгебры в 7 классе с использованием технологии УДЕ...
Методическая разработка дистанционного урока в 7 классе на тему "Формула разности квадратов. Разложение разности квадратов на множители"
Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока: Рассмотреть формулу разности квадратов двух выражений;Рассмотреть еще один способ разложения многочлена на множителиРассмотреть использование формул со...