Конспект урока «Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и квадрат разности.
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Предлагаю к использованию конспект урока с указываемыми УУД на каждом этапе .Акцентируется внимание на учебно-познавательной компетенции на уроке алгебры в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умножения.Квадрат суммы и квадрат разности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_dlya_att.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
«Формулы сокращенного умножения.
Квадрат суммы и квадрат разности.»
Алгебра, 7 класс
Цели урока:
-Развивать у учащихся умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы,
-Преобразовывать информацию, учитывать выделенные учителем ориентиры в новом материале
-Вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел. (a + b)2 = a2 + 2ab + b2 и (a – b)2 = a2 – 2ab + b2
-Способствовать формированию практического опыта применения формул сокращенного умножения в вычислениях и преобразованиях многочленов
-Развивать математическое мышление, речь, умение рассуждать, интерес к познавательной деятельности
План урока:
1.Орг. момент.
2. Мотивационно-ориентировочный этап.
3.Актуализация опорных знаний.
4. Сравнительный анализ и вывод формулы.
5.Физкультминутка.
6.Закрепление темы.
7.Инструктаж по домашнему заданию.
8. Подведение итогов урока.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые УУД | |
Учебно-познавательные | сопутствующие | |||
1.Организационный момент | ||||
2. Мотивационно-ориентировочный | Сообщается историческая справка по теме, демонстрируются соответствующие слайды (Приложение 1) | Добавляют в процессе диалога известные факты (о математиках, о способах решения) | Умение преобразовывать информацию Определять составные части объектов | Общекультурная (осознание роли науки в жизни общества) |
Наводящие вопросы по пройденному материалу Что такое: -«квадрат числа а»? -«удвоенное число»? удвоенное произведение чисел»? Демонстрация заданий (приложение 2.) | отвечают на поставленные вопросы Площадь квадрата со стороной, равной а -число, умноженное на 2 -произведение чисел, умноженное на 2 Выполняют предложенные задания | Коммуникативная (умение задавать вопросы ,формулировать собственную позицию) | ||
3.Актуализация знаний | Выдвигается проблема упрощения вычислений Нам уже известно из ранее изученного, как умножить многочлен на многочлен? Воспользуемся этим правилом и найдем произведение (x+y)(x+y)= (n+m)(n+m)= А как можно записать короче произведение (x+y)(x+y) ? Есть ли какая-то закономерность в умножении выше приведенных зданиях? | отвечают на поставленные вопросы -надо каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные одночлены сложить -квадрат произведения суммы чисел x и y Выполняют умножение многочленов и делают вывод о существовании более простого способа умножения | Умение принимать и сохранять учебную задачу, поиск и выделение необходимой информации | Коммуникативная (Умение формулировать собственную позицию, строить высказывание) Познавательная |
4.Сравнительный анализ и вывод формулы | Предлагается выполнить определённые задания ( от простого к сложному), разделившись на группы и выяснить рациональность использования формулы (при необходимости направлять и корректировать ход мысли учеников) (Приложение 3) | Выполняют по группам предложенное задание и выводят формулу, выясняя её рациональность с точки зрения экономии времени и упрощения вычислений | Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, установление аналогий, логический вывод следствий | Коммуникативная (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности)
|
5. физкультминутка | ||||
6.Закрепление темы | Эти формулы имеют и геометрический смысл (Приложение 4.) Вычилите квадраты следующих чисел, используя формулы квадрата суммы и квадрата разности Работа по группам по предложенным карточкам Коррекция возникающих затруднений (индивидуально) (Приложение 5.) | Выполняют задания с последующей проверкой и проговариванием используемой формулы | Самооценка деятельности, выполнение учебной деятельности в речевой и умственной форме | Коммуникативная (умение использовать речь для регуляции своего действия, умение задавать вопросы) |
7.Инструктаж по домашнему заданию | Акцентируется внимание на необходимость строгого соблюдения и проговаривание словесной формулировки изученных формул | Задают возникшие вопросы | ||
8.Подведение итогов урока | Акцентируется внимание на изученной теме и на том, что ребята смогли сами открыть для себя формулы суммы и разности квадратов. | Делают вывод о рациональности использования изученных формул | Выделение существенного, умение выражать мысли в соответствии с поставленными задачами. |
Приложение 1
Историческая справка:
Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Первые общие сведения о тождественных преобразованиях встречаются у древнегреческих математиков, начиная с шестого века до н.э.
Среди математиков Древней Греции было принято выражать все алгебраически утверждения в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, произведение двух чисел истолковывали как площадь прямоугольника. Отказ от геометрической трактовки наметился у Диофанта Александрийского, жившего в 3 веке. В его работах появляются зачатки буквенной символики и специальных обозначений. Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений знали ещё в Древнем Вавилоне, а древнегреческие математики знали их геометрическое толкование. Так появились формулы сокращенного умножения. Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей и откроем для себя эти формулы
Приложение2
задания (демонстрируются на интерактивной доске)
а*а=? а2
(х+у) (х+у)=? (х+у)2
(m+n) (m+n)=? (m+n)2
2cp=? 2*c*p
1. Прочитайте выражения:
а) c+p ;б) r-h ;в) 2df ;г) ck2 ;д)(a-b)2 ;е) (t+m)2 ;ж) (k+3)2 .
2. Представьте в виде квадрата одночлена
а)64k2 ;б) 49y2 ;в) 4x2г)16x2
3.представьте в виде удвоенного произведения
а) 50х;б) 6ху;в)4ав; г)120tm;д)2d
Приложение 3
(■ +▲)·(■ +▲) =? (■*■)+(■ *▲) +(■ *▲)+ (▲*▲)
(а+b)2 =а2+2аb+b2 (а-b)2 =а2-2аb+b2 |
а)(а – 5)2 = а2 – 10а + 25;
б) (х + 4)2 = х2 + 8х + 16;
в) (– 5 + х)2 = 25 – 10х + х2;
г) (0,1х – 3)(0,1х + 3) = 0,01х2 – 9;
д) (0,1у – 0,5)2 = 0,01у2 – 0,1у + 0,25;
е) (– а – 5)2 = а2 + 10а + 25.
Преобразуйте:
- (2x+3)2
- (5y-4x)2
- (9-y)2
- (0,1m+5n)2
- (0,3x-0,5a)2
- (10+8k)2
Приложение 4
геометрический смысл
Приложение5
1,Вычислите квадраты следующих чисел 72 и 39
722=(70+2)2 =702+2*70*2+22
392=(40-1)2 =402-2*40*1+12
2. Преобразуйте квадрат двучлена в многочлен стандартного вида (с проверкой правильных ответов)
Используя формулы, выберите верный ответ
Задания | А | Б | В |
1) (с + 11)2 | c2 + 11c +121 | c2 - 22c + 121 | c2 +22c + 121 |
2) ( 9 - у )2 | 81 - 9у + y2 | 81 - 18у + y2 | 81 + 18у +y2 |
3) ( а+12 )2 | а2 + 24а + 144 | а2 + 24а + 24 | а2+12а + 144 |
4) (2x – 3y)2 | 4x2 -12xy + 9y2 | 81 – 72y + 64y2 | 4x2 – 6xy + 9y2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Формулы сокращённого умножения. Квадрат суммы
Тип урока: «открытие» нового знания.Цели урока:1)Дидактические: выведение формул квадрата суммы выражений;отработка навыка применения данной формулы;2) Развивающие: развитие логического мышления и мир...
Конспект урока "Формулы сокращенного умножения" 7 класс
Приведен пример обобщающего урока по теме "Формулы сокращенного умножения" 7 класс....
Конспект урока "Формулы сокращенного умножения" 7 класс
Конспект урока "Формулы сокращенного умножения" с использованием технологии УДЕ 7 класс, презентация к уроку....
Конспект урока "Формулы сокращенного умножения"
7 класс, алгебра...
Презентация к уроку "Формулы сокращенного умножения (квадрат суммы и квадрат разности)" с использованием технологии укрупнения дидактических единиц
Приводится план-конспект урока алгебры в 7 классе с использованием технологии УДЕ...
Формулы сокращенного умножения "Квадрат суммы и разности"
Задания на отработку темы формулы сокращенного умножения...
Урок "Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы\'
Конспект урока...