Конспект урока «Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и квадрат разности.
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Новикова Ирина Юрьевна

Предлагаю к использованию конспект урока с указываемыми УУД на каждом этапе .Акцентируется внимание на учебно-познавательной компетенции на уроке алгебры в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умножения.Квадрат суммы и квадрат разности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_dlya_att.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Формулы сокращенного умножения.

Квадрат суммы и квадрат разности.»

 Алгебра, 7 класс

Цели урока:

-Развивать у учащихся умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы,

-Преобразовывать информацию, учитывать выделенные учителем ориентиры в новом материале

-Вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел. (a + b)2 = a2 + 2ab + b2  и  (a – b)2 = a2 – 2ab + b2 

-Способствовать формированию практического опыта применения формул сокращенного умножения в вычислениях и преобразованиях многочленов

-Развивать математическое мышление, речь, умение рассуждать, интерес к познавательной деятельности

 План урока:

1.Орг. момент.

2. Мотивационно-ориентировочный этап.

3.Актуализация опорных знаний.

4. Сравнительный анализ и вывод формулы.

5.Физкультминутка.

6.Закрепление темы.

7.Инструктаж по домашнему заданию.

8. Подведение итогов урока.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые УУД

Учебно-познавательные

сопутствующие

1.Организационный момент

2. Мотивационно-ориентировочный

Сообщается историческая справка по теме, демонстрируются  соответствующие слайды

(Приложение 1)

Добавляют в процессе диалога известные факты (о математиках, о способах решения)

Умение преобразовывать информацию



Определять составные части объектов

Общекультурная

(осознание роли науки в жизни общества)

Наводящие вопросы по пройденному материалу Что такое:

 -«квадрат числа а»?

-«удвоенное число»? удвоенное произведение чисел»?


Демонстрация заданий

(приложение 2.)

отвечают на поставленные вопросы

Площадь квадрата со стороной, равной  а

-число, умноженное на 2

-произведение чисел, умноженное на 2



Выполняют предложенные задания

Коммуникативная

(умение задавать вопросы ,формулировать собственную позицию)

3.Актуализация знаний

Выдвигается проблема упрощения вычислений

Нам уже известно из ранее изученного, как умножить многочлен на многочлен?

Воспользуемся этим правилом и найдем произведение

(x+y)(x+y)=

(n+m)(n+m)=

А как можно записать короче произведение

(x+y)(x+y) ?


Есть ли какая-то закономерность в умножении выше приведенных зданиях?

отвечают на поставленные вопросы


-надо каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена  и полученные одночлены сложить



-квадрат произведения суммы чисел x и y


Выполняют умножение многочленов и делают вывод о существовании более простого способа умножения

Умение принимать и сохранять учебную задачу, поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативная

 (Умение формулировать собственную позицию, строить высказывание)

Познавательная

4.Сравнительный анализ и вывод формулы

Предлагается выполнить определённые задания

( от простого к  сложному), разделившись на группы и выяснить рациональность использования формулы

(при необходимости направлять и корректировать ход мысли учеников)

(Приложение 3)

Выполняют  по группам предложенное задание и  выводят формулу, выясняя её рациональность с точки зрения экономии времени и упрощения вычислений

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, установление аналогий,  логический вывод следствий

Коммуникативная

(умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности)

 

5. физкультминутка


6.Закрепление темы

 Эти формулы имеют и геометрический смысл

 (Приложение 4.)

Вычилите квадраты следующих чисел, используя формулы квадрата суммы и квадрата разности

Работа по группам по предложенным карточкам


Коррекция возникающих затруднений (индивидуально)

(Приложение 5.)

Выполняют задания с последующей проверкой и проговариванием используемой формулы

Самооценка деятельности, выполнение учебной деятельности в речевой и умственной форме

Коммуникативная

(умение использовать речь для регуляции своего действия, умение задавать вопросы)

7.Инструктаж по домашнему заданию

Акцентируется  внимание на необходимость строгого соблюдения  и проговаривание словесной формулировки  изученных формул

Задают возникшие вопросы


8.Подведение итогов урока

Акцентируется внимание на изученной теме и на том, что ребята смогли сами открыть  для себя

формулы суммы и разности квадратов.

Делают вывод о рациональности использования изученных формул

Выделение существенного, умение выражать мысли в соответствии с поставленными задачами.

     

 Приложение 1

 

Историческая справка:

Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Первые общие сведения о тождественных преобразованиях встречаются у древнегреческих математиков, начиная с шестого века до н.э.

Среди математиков Древней Греции было принято выражать все алгебраически утверждения в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, произведение двух чисел истолковывали как площадь прямоугольника. Отказ от геометрической  трактовки наметился у Диофанта Александрийского, жившего в 3 веке. В его работах появляются зачатки буквенной символики и специальных обозначений. Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений знали ещё в Древнем Вавилоне, а древнегреческие математики знали их геометрическое толкование. Так появились формулы сокращенного умножения. Сегодня мы с вами выступим  в роли исследователей и откроем для себя эти формулы

Приложение2

задания (демонстрируются на интерактивной доске)

 

а*а=?   а2

(х+у) (х+у)=?  (х+у)2 

(m+n) (m+n)=?  (m+n)2 

2cp=?     2*c*p

      1. Прочитайте выражения:

       а) c+p  ;б) r-h ;в) 2df ;г) ck2 ;д)(a-b)2 ;е) (t+m)2 ;ж) (k+3)2 .

      2. Представьте в виде квадрата одночлена

а)64k2  ;б) 49y2 ;в) 4x2г)16x2          

3.представьте в виде удвоенного произведения

а) 50х;б) 6ху;в)4ав; г)120tm;д)2d

Приложение 3

(■ +▲)·(■ +▲) =?   (■*■)+(■ *▲)  +(■ *▲)+ (▲*▲)


(а+b)2 =а2+2аb+b2


(а-b)2 =а2-2аb+b2

 

 а)(а  –  5)2 = а2 – 10а + 25;
б) (
х  + 4)2 = х2 + 8х + 16;
в) (– 5 +
х)2 = 25 – 10х + х2;
г) (0,1
х  – 3)(0,1х + 3)  = 0,01х2  – 9;
д) (0,1
у – 0,5)2  = 0,01у2 –  0,1у  + 0,25;
е) (– а – 5)
2 = а2 + 10а + 25.

 

Преобразуйте:

  1. (2x+3)2
  2. (5y-4x)2
  3. (9-y)2
  4. (0,1m+5n)2
  5. (0,3x-0,5a)2
  6. (10+8k)2

 Приложение 4

геометрический смысл

Приложение5

 1,Вычислите квадраты следующих чисел   72 и 39

                                         722=(70+2)2 =702+2*70*2+22  

                                          392=(40-1)2 =402-2*40*1+12  

2. Преобразуйте квадрат двучлена в многочлен стандартного вида (с проверкой правильных ответов)

Используя формулы, выберите верный ответ

Задания

А

Б

В

1)    (с + 11)2

c2 + 11c +121

c2 - 22c + 121

c2 +22c + 121

2)      ( 9 - у )2

81 - 9у + y2 

81 - 18у + y2

81 + 18у +y2 

3)           ( а+12 )2

а2 + 24а + 144

а2 + 24а + 24

а2+12а + 144

4)  (2x – 3y)2

4x2 -12xy + 9y2

81 – 72y + 64y2

4x2 – 6xy + 9y2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Формулы сокращённого умножения. Квадрат суммы

Тип урока: «открытие» нового знания.Цели урока:1)Дидактические: выведение формул квадрата суммы выражений;отработка навыка применения данной формулы;2) Развивающие: развитие логического мышления и мир...

Конспект урока "Формулы сокращенного умножения" 7 класс

Приведен пример обобщающего урока по теме "Формулы сокращенного умножения" 7 класс....

Конспект урока "Формулы сокращенного умножения" 7 класс

Конспект урока "Формулы сокращенного умножения" с использованием технологии УДЕ 7 класс, презентация к уроку....

Формулы сокращенного умножения "Квадрат суммы и разности"

Задания на отработку темы формулы сокращенного умножения...