Методическая разработка. Способы решения показательных неравенств
методическая разработка по алгебре (10 класс)
Разработка урока на тему: "Способы решения показательных неравенств"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_resheniya_pokazatelnyh_neravenstv.zip | 441.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 10-м классе
Тема урока: «Способы решения показательных неравенств».
учитель математики
ГБОУ СОШ № 591
Чернышева Е.А.
Проблема:
На уроке будут рассмотрены новые для обучающихся неравенств – показательные, решение которых требует хорошего знания теоретического материала. Данные неравенства ежегодно присутствуют в вариантах ЕГЭ по математике.
Цели урока:
Образовательные:
- обобщение знаний и умений учащихся по применению методов решения показательных уравнений;
- закрепление свойств показательной функции в процессе решения показательных неравенств;
- развитие умения систематизации изученного материала, выделения общих и отличительных признаков и свойств изучаемых понятий, умения применять функционально-графический метод при решении уравнений и неравенств;
- формирование заинтересованности учащихся в решении нестандартных показательных уравнений и неравенств при подготовке к ЕГЭ.
Развивающие:
- активизация познавательной деятельности посредством использования компьютерных технологий;
- развитие навыков самоконтроля и самооценки, самоанализа своей деятельности.
Воспитательные:
- формирование умения работать самостоятельно, принимать решения и делать выводы;
- воспитание устремленности к самообразованию и самосовершенствованию;
- осознание учащимися социальной, практической и личной значимости учебного материала по изучаемой теме
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование.
ХОД УРОКА
- КОММЕНТАРИЙ К ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Урок построен таким образом, чтобы учащиеся, опираясь на свойства степени и свойства числовых неравенств, а также на свойство монотонности показательной функции, самостоятельно пришли к алгоритму решение показательных неравенств и применили его при решении простейших неравенств.
Актуализация знаний:
Теоретический опрос:
а) определение показательной функции;
б) какова область определения показательной функции;
в) какова область значений показательной функции;
г) в каком случае показательная функция является возрастающей, убывающей;
д) как расположен график;
е) каковы основные методы решения показательных уравнений (метод замены, однородное уравнение, разложение левой части уравнения на множители и переход к совокупности, функционально - графический, метод интервалов);
ж) что называется решением неравенства, что значит решить неравенств.
- ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Цель: Проверка домашнего задания.
Повторение приемов решения показательных уравнений используемых также при решении показательных неравенств.
На интерактивной доске заранее записаны решения уравнений из домашнего задания. Учащимся предлагается сверить свои решения с записями на доске и найти допущенные в решениях ошибки.
- 2)
Ответ: ;
Ответ: ;
3) 4)
Ответ:
Ответ:
Ошибки допущены в уравнениях 2,3,4 и выделены полужирным шрифтом, а та часть решения, где содержится ошибка, подчеркнута.
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРАХ
Цель: Повторение свойства степени при работе с числовыми неравенствами.
На каждом столе находится карточка с заданиями. Учащиеся обсуждают в парах. Для выполнения этих заданий им необходимо вспомнить свойства степени:
- Если ,
- Если
Задание 1
Сравните числа (поставьте знаки или вместо многоточия):
1) ; 2); 3) ; 4);
5)
Задание 2
Сравните показатели и , если верны неравенства:
1); 2) ; 3) 4) ;
5)
Задание 3
Сравните с единицей основания , если известно, что:
- ; 2) ; 3) ; 4) ; 5)
- ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА С КЛАССОМ
Цель: Повторение свойство возрастания-убывания показательной функции и применение его при решении показательных неравенств.
Вопрос к классу: Какое свойство показательной функции было доказано ранее c помощью свойств степени, использованных в задания 1,2 и 3 ?
Ответ: Свойство монотонности.
Ученики формулируют данное свойство, опираясь на графическую иллюстрацию на доске.
функция возрастает функция убывает
Задание 4
Применяя свойство монотонности показательной функции
- указать несколько значений x, которые следующие неравенства обращают в верные числовые неравенства
- записать все решения следующих неравенств
Ответ: Ответ:
Ответ: Ответ:
Задание 5
Проанализировать результаты задания 4 и попытаться сформулировать правило решения простейших показательных неравенств вида
и .
Далее на доске записывается тема урока: Решение показательных неравенств
Правило, сформулированное учениками, переводится на математический язык и запаисывается на доске:
- ОБУЩАЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Цель: Применение алгоритма решения показательных неравенств при решении простейших показательных неравенств.
Задание 6
а)Решить неравенства:
Б)Решить неравенства:
Ответ:
Ответ:
Выполняя это задание, учащиеся обсуждают решение в парах, а затем решение комментируется одним из учеников, а ответы записываются на доске.
- РЕШНИЕ БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ НЕРАВЕНСТ
Цель: Решение более сложные показательных неравенств сведением их различными способами к простейшим, когда можно применить сформулированный на уроке алгоритм.
Рассмотрим методы решения показательных неравенств, не являющихся простейшими. При их решении используются приёмы преобразования выражений, стоящих в левой и правой частях неравенства, аналогичные тем, которые использовались и при решении показательных уравнений.
Задание 7
а) Метод замены переменной. В этом случае новая неизвестная подбирается так, чтобы относительно неё неравенство не было показательным.
Пример :
Решение:
Вернемся к переменной х
Функция возрастает при всех х из области определения
Ответ:
б) Решение однородных неравенств. При решении однородных неравенств используется свойство показательной функции , производим деление обеих частей неравенства на положительную величину и вводим новую переменную. Однородное неравенство первой степени +n решается делением обеих частей неравенства на , а однородное неравенство второй степени решается делением на
Пример №1:
Решение:
возрастает на всей области
Ответ:
Пример №2:
Решение:
Убывает на всей области определения
Ответ:
в) Метод интервалов.
Пример:
Решение.
Вернемся к переменной х
Возрастает на всей области определения
Ответ:
г) Функционально-графический метод.
Пример:
Решение. Функции иопределены на всём множестве действительных чисел. Функция возрастающая на R, а функция убывающая на R, значит, уравнение имеет не более одного корня. Не сложно убедиться в том, что 1 является единственным корнем уравнения. Таким образом, графики функций имеют одну точку пересечения. Неравенство имеет решение тогда, когда график функции лежит не выше графика функции
то есть при Ответ: (
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Цель: Закрепление навыка решения показательных уравнений повышенной сложности и умения решать показательные неравенства.
Задание:
1) Решить уравнения:
2) Решить неравенства №№ 29 (3, 4), 30 (3, 4).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Различные способы решения показательных неравенств
Карточка-инструктор по теме: "Различные способы решения показательных неравенств"...
Конспекты уроков по алгебре (Решение показательных неравенств). 10 класс
Конспекты уроков....
Урок в 11 классе разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Решение показательных неравенств».
Урок в 11 классе разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Решение показательных неравенств». Урок разработан для учащихся 11 класса, проходил в январе 2014 г .Тема урока выбрана на основ...
Решение показательных неравенств. 11-й класс
Место урока в теме: в календарно-тематическом планировании на изучение темы «Решение показательных уравнений и неравенств» отводится три урока, после чего пишется контрольная работа на 20 мин.; данный...
Урок по теме "Решение показательных неравенств"
Урок изучения нового материала...
Методическая разработка урока "Решение иррациональных неравенств"(10 класс).
Цели урока: дидактическая: учить учащихся применять полученные теоретические знания при решении заданий, ...
Методическая разработка открытого урока "Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений"
Методическая разработка открытого урока "Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений"...