Конспект урока по математике в 9 классе «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Цели и задачи урока:
· Обобщить, расширить и углубить знания по применению свойств арифметической и геометрической прогрессии к решению задач;
· Продолжить работу по обучению учащихся умениям анализировать задание, устанавливать взаимосвязь между формулами и данными в задаче, обобщать сведения, делать выводы
· Развивать интерес у учащихся к предмету, их стремление глубже усвоить предмет и навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы;
· Воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике
в 9 классе
«Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Панарина Ольга Ивановна, МАОУ – « СОШ № 17», город Альметьевск.
Математика
9 класс
Цели и задачи урока:
- Обобщить, расширить и углубить знания по применению свойств арифметической и геометрической прогрессии к решению задач;
- Продолжить работу по обучению учащихся умениям анализировать задание, устанавливать взаимосвязь между формулами и данными в задаче, обобщать сведения, делать выводы
- Развивать интерес у учащихся к предмету, их стремление глубже усвоить предмет и навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы;
- Воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: дидактический материал, компьютер.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Класс разбит на группы, каждая группа под руководством консультанта готовит:
Теоретические вопросы:
- 1 группа:
- Определение последовательности;
- способы задания последовательности;
- возрастающие и убывающие последовательности.
- 2 группа:
- Определение арифметической прогрессии;
- формулы n-го члена и суммы n первых членов
- арифметической прогрессии;
- характеристическое свойство арифметической прогрессии.
- 3 группа:
- Определение геометрической прогрессии;
- формулы n –го члена геометрической прогрессии и суммы n первых членов геометрической прогрессии;
- характеристическое свойство геометрической прогрессии.
- 4 группа:
- Предел и его свойства (определение, основные
- свойства) и формула суммы бесконечной геометрической прогрессии).
Задания демонстрируют на экране через проектор
3.Индивидуальная работа учащихся по карточкам на местах.
1.Найдите сумму десяти первых членов арифметической прогрессии,
если сумма третьего и шестого членов равна 8,5, а разность
четвертого и второго равна 1.
2.Найдите сумму шестнадцати первых членов арифметической
прогрессии, если сумма седьмого и пятого равна 10, а сумма шестого
и четвертого равна 9.
3.В геометрической прогрессии b5∙b20=13.Найдите b3∙ b22.
4.Найдите сумму пяти первых членов геометрической прогрессии, в которой:
b2 = 4, b4 = 36, q > 0.
5.Найдите сумму двенадцати первых членов арифметической прогрессии, если а6 = 12,а16 = 100.
Разобрать домашнее задание.( учащиеся работают у доски решают задачи и показывают презентации).
1 группа.
Дано: арифметическая прогрессия
а1 + а5 = 24,а2 . а 3 = 60.
Найти: S6 .
Решение:
а1 + а5 = 24, а1 + а 1 + 4d = 24,
а2 . а3 = 60; (а1 + d) ( а1 + 2d) = 60;
2а1 + 4d = 24, 2а1 = 24 – 4d,
(а1 + d) ( а1 + 2d) = 60; (а1+d) (а1 + 2d) = 60;
а1 = 12 – 2d,
(12-2d+d)(12- 2d + 2d) = 60.
(12 – d) 12 = 60;
12 – d = 5;
d = 7;
а1 = 12 – 2. 7 = 12 – 14 = - 2.
S6 =( 2а1 +d (n-1)n): 2=( 2(-2)+7(6-1)). 6 = 93.
Ответ: 93.
2 группа.
Дано: геометрическая прогрессия
b1+b3 = 15; b2 + b3 = 30.
Найти: S10.
Решение:
bn = b1. qn – 1 ; Sn = b1.(qn – 1):(q – 1);
b1 +b3 = 15, b1 + b1. q2 = 15, b1(1 + q)2 = 15,
b2 + b4 = 30; b1 . q + b1 . q3 = 30; b1.q(1+q2) = 30;
b1 = 15:1 + q2,
15:1 + q2 . (1 + q2) . q = 30;
15:1+q2 . (1+ q2). q = 30;15 . q = 30
q = 2.
b1 = 15: (1+22) = 3.
S10 = 3 . (210 – 1):2 – 1= 3. 1023 = 3069.
Ответ:3069.
3 группа.
Дано: геометрическая прогрессия
b4= 24,b9= 768.
Найти:b5.
Решение:
Дано: Решение:
b4=24 b4=b1×q3 b1×q3=24
b9=768 b9=b1=q8 b1×q8=768
Найти:
b5=? b1=24:q3 24×q5=768
24:q3×q8=768 q5=768:24
q5=32
b1=24:23=24:8=3 q=2
b5=b1×q43×24=3×16=48
Ответ: b5=48.
4 группа.
Дано: арифметическая прогрессия
а3 = -23, а4 = - 41;
Найти: а2.
Решение:
d = -41-(-23) = -18;
а3 = а1+2d;
-23 = а1+ 36;
а1= 13.
а2 = а1+d = 13-18 = -5.
Ответ: - 5.
4. ПрактикумИзвестна интересная история о знаменитом немецком математике К. Гауссе (1777 – 1855), который еще в детстве обнаружил выдающиеся способности к математике. Учитель предложил учащимся сложить все натуральные числа от 1 до 100. Маленький Гаусс решил эту задачу за одну минуту, сообразив, что суммы 1+100, 2+99 и т.д равны, он умножил 101 на 50, т.е. на число таких сумм. Иначе говоря, он заметил закономерность, присущую арифметическим прогрессиям.
Задача очень непроста:
Как сделать очень быстро
От единицы и до ста
Сложить в уме все числа?
Пять первых связок изучи
Найдешь к решению ключи!
1+100=?
2+99=?
3+98=?
4 +97 = ?
5 +96 =?
2. Журнал состоит из 16 вложенных друг в друга двойных листов. На каком двойном листе сумма чисел, обозначающих номера страниц, будет наибольшей?
3.Первые три числа возрастающей арифметической прогрессии (аn) при некотором значении n могут быть представлены соответственно выражениями n +1,4n – 9,2n + 1. На сколько сумма 43 первых членов этой прогрессии больше, чем сумма 40 первых членов этой прогрессии?
4. Сумма десяти первых членов арифметической прогрессии равна 140, а произведение а2 и а9 равна 147.Найдите прогрессию.
5. Докажите что числа вида √n,√n+1,√n+2, где n € N , не образуют арифметическую прогрессию.
5. Задача из ЕГЭ
Благодаря выпуску новых поездов министерство путей сообщения планирует ежемесячно перевозить на 100 пассажиров больше, чем в предыдущем месяце по одному из маршрутов. За сколько месяцев, по этому маршруту проедут 12600 пассажиров, если в первом месяце их было 500?
Решение:
Пусть аn – количество пассажиров, которых министерство путей сообщения планирует перевозить в n-ом месяце. Тогда а1= 500, аn= 500+100(n-1) и {an} – арифметическая прогрессия.
n2+9n-252=0;
n=-21,n=12.
Ответ:12 месяцев.
Дополнительное задание: Решите уравнение
(x2+х+1)+(х2+2х+3)+(х2+3х+5)+…+(х2+20х+39)=4500
6. Сообщение из истории о прогрессиях.
7. Подведение итогов.
Отметить творческие работы учащихся.
8. Домашнее задание.
Литература Учебник Алгебра 9 класс ,Мордкович А.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока на тему" Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий"
В технологии УДЕ (укрупненная дидактическая единица) при обучении математике одним из основных элементов является совместное и одновременное изучение родственных разделов. Арифметическая и геометричес...
Интегрированный урок математика-физика «Арифметическая и геометрическая прогрессия в окружающем нас мире». (9 класс)
Интегрированный урок математика-физика «Арифметическая и геометрическая прогрессия в окружающем нас мире».(9класс)Подготовлен и проведен 05.04. 2012г. учителями высшей категории МБОУ лицей №1 г.В...
Разработка урока по теме "Последовательноси. Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Вид урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.Технологии: тестовые; интернет технологии....
Урок алгебры 9 класс "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
1) Обобщение и систематизация теоретического материала по данной теме . 2) отработка умений и навыков применения формул п-го члена прогрессий, суммы п первых членов, свойств членов прогрессий. 3) разв...
Урок исследование по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" ( 9 класс)
Арифметическая и геометрическая прогрессии...
Презентация к уроку алгебры в 9 классе "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Презентация к уроку алгебры в 9 классе "Арифметическая и геометрическая прогрессии" (обобщающий урок)...