Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем
план-конспект занятия по алгебре (8 класс)

Закирова Фарида Мазитовна

Обобщающий урок алгебры в 8 классе   по теме:

«Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_neravenstv_8_kl.docx58.89 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок алгебры в 8 классе   по теме:

«Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем»  Выполнила   учитель математики Закирова Ф.М.

Класс:  8

УМК:  Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.

Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, СБ Суворова; под редакцией С.А. Теляковского.

Тема: :     Урок систематизации и обобщения изученного материала

              по теме  «Решение линейных неравенств с одной переменной

                                                     и их систем»

Девиз урока   «Математика учит преодолевать трудности и исправлять собственные ошибки»     

Цели урока:

Образовательная:

  1. Повторить и обобщить знания учащихся по теме «Неравенства с одной переменной и их системы»
  2. Продолжить формирование умений работать по алгоритму.

Развивающая:

1.Развивать навыки коллективной работы, взаимопомощи, самоконтроля.

Воспитательная:

2.Воспитывать информационные компетенции, математическую зоркость, математическую речь.    

Тип урока: Урок систематизации и обобщения изученного материала.

Структурные элементы урока: 

1. Организационный этап.

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Постановка целей и задач урока.

3. Этап обобщения и систематизации изученного материала. Повторение

А) тестирование

Б) дополнительные вопросы

С) Устная работа

4.  Систематизация и обобщение  изученного материала.

5.  Повторение.  Работа с классом  у доски.

Решение неравенств с одной  переменной

6. Повторение.      Работа с классом  у доски, с выбором  правильного  

варианта ответа.

Решение систем неравенств с одной переменной

8.  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Самостоятельная работа учащихся по вариантам.

(Взаимопроверка).

9.   Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.  Задания на дом.

 Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, вы сегодня пришли с хорошим  настроением. Мы закончили изучение темы «Линейные неравенства с одной переменной и их системы» и сегодня у нас обобщающий урок подготовки к итоговой контрольной работе.

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Вы правильно определили цель урока и мы можем приступать к реализации нашего плана. (Читает цель: обобщить и закрепить  умения и навыки решения линейных неравенств с одной переменной и их систем.)

Сегодня будем работать в парах. На ваших партах лист самоконтроля, свою работу на уроке вы оцениваете сами, т.е. за правильные ответы ставите баллы, и в конце урока мы подведем итоги.

Записывают число и тему урока.

Повторить пройденный материал, проверить себя как научились решать линейные неравенства с одной переменной и их систем.

2. Актуализация знаний, умений, навыков

Без теории нет практики, поэтому вспомним теорию данной темы.

Ученики работают в парах, спрашивая друг у друга теорию, связанную с темой урока.

Вопросы:

  1. Что значит решить неравенство?
  2. Что называется решением неравенства?
  3. Что значит решить систему неравенств?
  4. Что называется решением системы неравенств?
  5. Если неравенство строгое, то какие будут точки на оси, какие скобки при написании ответа?
  6. Если неравенство нестрогое, то какие будут точки на оси, какие скобки при написании ответа?
  7. Если точка закрашенная, то, какое неравенство, какие скобки?
  8. Если точка пустая, то, какое неравенство, какие скобки?
  9. Если скобки круглые, то, какое неравенство, какая точка?
  10. Если скобки квадратные, то, какое неравенство, какая точка?

Критерии оценивания:

3 балла – знаю слабо;
4 балла – знаю хорошо, но иногда допускаю ошибки;
5 баллов – знаю очень хорошо, рассказываю без запинок.

Учитель читает задание со слайда.

Отгадай кроссворд.

Выдаёт карточки с кроссвордом для каждой группы.

Проверяем ответ со слайда, меняясь карточками.

Решают кроссворд

Задания на повторение, с проверкой.

Каждая пара отвечает по своему заданию.

А сейчас проведем тестирование с последующей проверкой .

Каждое задание теста предполагает ответ «Да» или «Нет».

                     «Да» -1                       «Нет» - 0.

В результате выполнения теста получится какое-то число.

Слайд 8.

№1     Вопросы теста:

  1. Является ли число 12 решением неравенства 2х>10?

2) Является ли число -6 решением неравенства 4х>12?

3) Является ли неравенство

                   5х-15>4х+14 строгим?

4) Существует ли целое число  принадлежащее промежутку

                          [-2,8;-2,6]?

5) При любом ли значении переменной а верно неравенство

                               а² +4 >о?

6) Верно ли, что при умножении или делении обеих частей  неравенства на отрицательное число знак неравенства не меняется?

Назовите число, которое у вас получилось.

Давайте проверим ответ.

Слайд 9.

 1010101.

В тетрадях записывают код, получившийся при ответах на вопросы .

Следующее задание - Найди ошибку при решении неравенств. (слайд)

Один учащийся из пары объясняет, где ошибка.

Работа у доски – решение систем неравенств с одной переменной.

Двое решают у доски, остальные – в тетрадях.

Самостоятельная работа (по карточкам).

Взаимопроверка – обменялись тетрадями, ответы – на слайде.

Решают самостоятельную работу в 2 варианта, по окончании меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют ответы.

Рефлексия (подведение итогов урока).

Учитель напоминает учащимся о листах самоконтроля, на которых  они должны были в течение всего урока, на различных  его этапах, оценивать свою работу  знаком «+».

  Но основную оценку своей деятельности учащимся  предстоит поставить только сейчас, после озвучивания одной древней притчы.

Притча.

Шел мудрец, а навстречу ему – 3 человека. Они под горячим солнцем для строительства храма везли тележки с камнями.

         Мудрец остановил их и спросил:

     -   Что вы делали целый день?

     -   Возил проклятые камни, - ответил первый.

     -    Я добросовестно выполнял свою работу, - ответил второй .

     -   А я принимал участие  в строительстве храма,-  гордо ответил третий.  

В листы самоконтроля, в пункте №3 учащиеся должны вписать фразу, которая соответствовала бы их действиям на этом уроке.

Учитель, подводя итоги урока, отмечает успешные моменты и проблемы, над которыми предстоит провести дополнительную работу.

  Учащимся предлагается оценить свою работу согласно листам самоконтроля, и еще по одной отметке получают ученики по результатам самостоятельной работы.

В конце урока учитель обращает внимание учащихся на слова французского ученого Блеза Паскаля: «Величие человека- в его способности мыслить».

 

 

Решить системы

1.

c5

                                   Варианты ответов: :

                            а)  (-∞; ⅓ )      б)   ( ⅓ ; +∞)        

                            в)  (-0,6; ⅓ )    г) (-0,6; +∞)            

 2.     c2

                                   Варианты ответов:

                             а)  (-∞;1)      б)  (1; +∞)                  

                             в)  [-1;  +∞)   г) (-∞;-1] 

Найдите количество целых чисел, являющихся  

                       решениями систем.

                  3.

         

                       Варианты ответов:    а) 7    б) 8   в) 6    г) 9

                 

               

                   4.

                     c1

                         

                       Варианты ответов: а) 3   б) 5   в) 4     г) 6

8.  Самостоятельная работа учащихся по вариантам.

  (Взаимопроверка).

Слайд  18.

  1. Решите неравенство:

а)4 +12х > 7+13х;                                а)7-4х < 6х-23;

2) Решите системы неравенств:

     

3) Найдите количество целых чисел, являющихся решениями системы

              3-2а ≤ 13,  

    1.

                5a < 15

                   

               12a-36 > 0,

    2.  

                6a  ≤ 48

Взаимопроверка.

Учащиеся сдают работы, предварительно выписав ответы, которые проверяются по окончанию работы.

Ответы самостоятельной работы.

Слайд 20.

9. Подведение итогов урока.

Домашнее задание задается в виде домашней контрольной работы.

Слайд 21.

1. Решите неравенства:

а) 6х ≥ – 18;               в) 0,5(х – 2) + 1,5х < х + 1.

б) – 4х > 36;

2.        Решите систему неравенств:

         

 

3.        При каких значениях переменной имеют  смысл выражения :

А)                                       ?         Б)                                         ?

     

   10. Дополнительные задания для подготовке к ГИА  Слайд 22 - 24.

Найди ошибку в решении неравенств
Объясни почему допущена ошибка
Запиши в тетради правильное решение

1.

31(2x+1)-12x > 50x

62x+31-12x > 50x

    50x-50x > -31

    0*x > -31

    ответ: х >0

2. 3(7-4y) > 3y-7

    21 -12y > 3y-7

    -12y + 3y > -7-21

    -9y > - 28

    y <  3  1/9

  ответ: (3 1/9 ;+ ∞)

3.  5-3y ≤ 80

      -3y ≤ 75

      y ≥ -25

ответ: (-∞;-25)

 

4.-5(x-1)+3 ≤ 1-3(x+2)

    -5x+5+3 ≤ 1-3x-6

    -5x+3x ≤ 1-6-8

    -2x ≤ -13

    x ≤ 6,5

    ответ: (-∞;6,5]

                                    Используемые ресурсы

  1. Беленкова Е. Ю., Лебединцева Е. А. Алгебра 8 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М: Интеллект-Центр, 2005
  2. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, СБ Суворова; под редакцией С.А. Теляковского. – М: Просвещение, АО «Московские учебники», 2018
  3. Алгебра.8 класс. Дидактические материалы. Методические рекомендации  / И.Е.Феоктистов .   2-е издание., стер.-М.: Мнемозина, 2011
  4. Контрольно-измерительные материалы .Алгебра: 8класс / Составитель Л.И. Мартышова.-    М.: ВАКО, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Короткова Н.А. Урок систематизации и обобщения изученного материала. по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» 8 кл

Тема: : Урок систематизации и обобщения изученного материала   по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной    и их систем» Девиз урока «Математика учит преодолевать трудности и исправ...

проект "Методика обучения решению линейных неравенств с одной переменной"

учебный проект по математике. Может использоваться при обобщающем повторении и подготовке к экзаменам....

04.04 решение линейных неравенств с одной переменной

решение линейных неравенств с одной переменной.Урок обобщения,содержит презентацию...

конспект урока алгебры в 9 классе Решение линейных неравенств с одной переменной

Сценарий одного урока с использованием сервиса Учи.ру...

Урок "Решение линейных неравенств с одной переменной"

Урок "Решение линейных неравенств с одной переменной"...