Решение задач с параметром с использованием координатно- параметрической плоскости.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс)

Гайкович Элеонора Бениаминовна

Задачи с параметрами традиционно вызывают  трудности на ЕГЭ. Многие выпускники даже не пытаются их решать,а многие учителя не обращают внимание на эти задачи на уроках в общеобразовательных школах. Я пытаюсь показать один из многих приемов решения таких задач способом,  доступным уже девятикласснику.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неравенства с параметрами Метод интервалов на плоскости Гайкович Э.Б. ГБОУ СОШ № 4 Кусто

Слайд 2

1.РЕШИТЬ НЕРАВЕНСТВО ( х-а )(2х+а)(х-2)≥0 При решении методом интервалов: к ак расположить на прямой точки а, -а:2 и 2 ? Какая из этих точек левее, какая правее? Вариантов много и надо все их рассматривать.

Слайд 3

Попробуем поступить по другому…. На координатной плоскости п остроим прямые а = х , а = - 2х и х=2 1.РЕШИТЬ НЕРАВЕНСТВО ( х-а )(2х+а)(х-2)≥0

Слайд 4

х а а =х а=-2х х=2 1 1 -1 -1

Слайд 5

Нас интересуют области, ограниченные красными прямыми . Причем, среди них есть «хорошие» ( как в обычном методе интервалов) и «плохие» . Если координаты какой-то внутренней точки области удовлетворяют данному в условии неравенству, то и координаты всех точек этой области ему удовлетворяют и область «хорошая» .

Слайд 6

х а а =х а=-2х х=2 1 1 -1 -1 Проверяем для точки М (0;1): (0-1)(0+1)(0-1)≥0 ВЕРНО.

Слайд 7

х а а =х а=-2х х=2 1 1 -1 -1 Область – «хорошая»! Выделим ее.

Слайд 8

«Хорошие» и « плохие» области чередуются, если соответствующие скобки в неравенстве встречаются НЕЧЕТНОЕ число раз. Выделим все «хорошие» области.

Слайд 9

х а а =х а=-2х х=2 1 1 -1 -1

Слайд 10

Итак, мы получили области, координаты точек которых удовлетворяют нашему неравенству. Осталось установить зависимость между а и х , т.е ответить на вопрос : « При каких а верно это неравенства и какие х соответствуют этим а.?» Рассмотрим горизонтальную прямую, которая двигается снизу вверх, т.е рассмотрим а от ─∞ до ∞ .

Слайд 11

х а а =х а=-2х х=2 1 1 -1 -1

Слайд 12

х а а =х а=-2х х=2 1 1 -1 -1

Слайд 13

х а а =х а=-2х х=2 1 1 -1 -1

Слайд 14

х а а =х а=-2х х=2 1 1 -1 -1

Слайд 15

х а а =х а=-2х х=2 1 1 -1 -1

Слайд 16

х а а =х а=-2х х=2 1 1 -1 -1

Слайд 17

х а а =х а=-2х х=2 1 1 -1 -1

Слайд 18

х а а =х а=-2х х=2 1 1 -1 -1

Слайд 19

х а а =х а=-2х х=2 1 1 -1 -1

Слайд 20

х а а =х а=-2х х=2 1 1 -1 -1

Слайд 21

Если а≤ -4 , то а ≤ х ≤ 2 и х ≥ -а:2, если -4 ≤ а≤ 0 , то а≤ х ≤ -а:2 и х ≥ 2, если 0 ≤ а≤ 2 , то –а:2 ≤ х ≤ а и х ≥ 2, если а≥2 , то –а:2 ≤ х ≤ 2 и х ≥ а, ОТВЕТ:

Слайд 22

2 .ПРИ КАКИХ а НЕРАВЕНСТВО ( х-а )(2х+а)(х-2)≥0 ВЕРНО ДЛЯ ВСЕХ 3≤ х ≤ 5 ? Выделим область,соответствующую условию: 3≤ х ≤ 5

Слайд 23

х а а =х а=-2х х=2 1 1 -1 -1 -6 3

Слайд 24

х а а =х а=-2х х=2 1 1 -1 -1 -6 3 -6 ≤ а≤ 3 ОТВЕТ:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КООРДИНАТНО - ПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ ПЛОСКОСТИ . Гайкович Э.Б ГБОУ СОШ № 4 Кусто

Слайд 2

ЗАДАЧА №1 имеет ровно один корень на отрезке ? При каких а уравнение = 0 ). Решение 1)

Слайд 3

а=х а=6-х х а а х

Слайд 4

2) Покажем решения на плоскости ( х;а ):

Слайд 5

а х

Слайд 6

Нам нужно, чтобы на отр езке был только один корень ОТВЕТ: а х

Слайд 7

ЗАДАЧА №2 При каких а уравнение Имеет единственное решение на отрезке ? Решение: Уравнение равносильно системе : Решим неравенство методом интервалов

Слайд 8

а=х- 8 а=3-х х а

Слайд 9

Рассмотрим уравнение =0 Это уравнение окружности с центром (5;0) и радиусом, равным 5. Нас интересуют дуги, попадающие в область решений неравенства а х

Слайд 10

Вопрос задачи: при каких а на отрезке будет единственное решение?

Слайд 11

а х

Слайд 12

Нас интересует прежде всего а=-5. Это самая нижняя точка . Затем найдем ординату точки пересечения окружности и прямой а=х-8.Нам нужен меньший корень уравнения Одно решение будет получаться на данном отрезке еще, если ординаты точек окружности будут больше или равны ординаты точки пересечения окружности и прямой х=2, и меньше или равны ординаты точки пересечения с прямой х=6. Кроме того,а=5. ОТВЕТ: При х=6 получаем отрицательное а=

Слайд 13

При каких a неравенство не имеет решений на интервале (1;2 )? Решение:: ЗАДАЧА №3

Слайд 14

Построим графики и Выделим на плоскости области, соответствующие его решениям. Например, точка (1;0) лежит в области решений. Соседняя область не даст решений и т.д. Решим первое неравенство

Слайд 15

х а -2

Слайд 16

Построим график Решим второе неравенство. Найдем область решений системы неравенств график уже построен.Найдем область решений второго неравенства

Слайд 17

а х

Слайд 18

По условию, нам надо выяснить, при каких а на интервале (1;2) система не будет иметь решений . 1 2 а х а(1)=-0,2 а(2)=8 ; ОТВЕТ: ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Графический подход к решению задач с параметром и модулем

Разработка факультативного занятия для подготовки к ЕГЭ....

элективный курс по алгебра для 9 класса "Решение задач с параметром"

Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, прим...

Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс

Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс. Базовый уровень....

Программа элективного курса по алгебре и началам анализа, 11 класс. "Решение задач с параметрами"

Рабочая прграмма для проведения элективного курса в 11 классе по теме "Решение задач с параметрами"...

Различные способы решения задач с параметрами.

Рассматриваются различные способы решения задач с параметром: алгебраический, графический, с пмощью производной, методом симметрии и т. д....

Координатно-параметрический метод решения задач с параметрами

Решение задач с параметрами систематизирует знание основных разделов школьной математики, повышает уровень математического и логического мышления, формирует первоначальные навыки исследовательской дея...

Параметры в задачах ЕГЭ. Функционально-графический подход к решению задач с параметром.

Внеклассная работа. Подготовка к экзамену. Проведена в форме "Математических чтений" (идея кадетского корпуса). Занятие проводится в форме обмена знаниями между учащимися. Кадеты заранее получают тему...