элективный курс по алгебра для 9 класса "Решение задач с параметром"
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс) по теме
Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами. Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы, которую можно начинать с учащимися 9-х классов.
Способствуя удовлетворению потребностей и запросов учащихся, учитывая результаты итоговой государственной аттестации 2011г. по математике в IX и XIклассах и для организации качественной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ, была разработана данная рабочая программа на 34 часа. Настоящая рабочая программа написана на основе пособий авторов: Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами» (метод «графический – классический») 9 класс: учеб.пособие.- Краснодар: Просвещение.Юг.2010., П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский. «Задачи с параметрами»-М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 1998., Кочагин В.В. ГИА 2012. Математика: сборник заданий : 9 класс/ В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина.-М.:Эксмо,2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс для 9 класса "Решение задач с параметром".docx | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 93города Краснодара
Программа
элективного курса по выбору
для учащихся 9-х классов
«Решение задач с параметрами»
Автор курса:
Хмара Светлана Евгеньевна
учитель математики МОУ СОШ № 93
муниципального образования город Краснодар
2011
Разработанный курс направлен на решение следующих задач:
- Формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- Выявление и развитие их математических способностей;
- Подготовка к сдаче экзамена в 9 классе и сдаче ЕГЭ в старшей школе.
Пояснительная записка
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где ставится задача создания специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.
Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с параметрами.
Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.
Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.
В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме «Решение задач с параметрами».
Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами. Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы, которую можно начинать с учащимися 9-х классов.
Способствуя удовлетворению потребностей и запросов учащихся, учитывая результаты итоговой государственной аттестации 2011г. по математике в IX и XI классах и для организации качественной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ, была разработана данная рабочая программа. Настоящая рабочая программа написана на основе пособий авторов: Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами» (метод «графический – классический») 9 класс: учеб.пособие.- Краснодар: Просвещение.Юг.2010., П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский. «Задачи с параметрами»-М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 1998., Кочагин В.В. ГИА 2012. Математика: сборник заданий : 9 класс/ В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина.-М.:Эксмо,2011.
Цель курса
- Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
- Расширить математические представления учащихся о приемах и методах решения задач с параметрами.
- Развитие логического мышления и навыков исследовательской деятельности.
- Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей.
- Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
- Подготовка учащихся к поступлению в ВУЗ.
Для реализации задач данного элективного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, самостоятельные работы. Занятия должны носить проблемный характер. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика. Ученики самостоятельно или в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания. На занятиях организуются обсуждения результатов этой работы. Для учащихся, которые не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком развития интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Формой итогового контроля может стать зачетная работа или защита собственного исследовательского проекта.
Программа рассчитана на 34 часа , 1 час в неделю.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Первоначальные сведения | 3 | |
2 | Линейная функция | 11 | |
3 | Квадратичная функция | 12 | |
4 | Степень, корень, дробь | 8 | |
ИТОГО | 34 |
Содержание обучения
1.Первоначальные сведения. 3 часа Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр. Основные приемы решения задач с параметрам. Решение простейших уравнений с параметрами 2. Линейная функция. 11 часов График линейной функции, способы его преобразования. Кусочно-заданная функция. Фиксируем параметры. Решения линейных уравнений, содержащих параметры. Решения линейных неравенств, содержащих параметры. 3. Квадратичная функция. 12 часов Квадратичная функция. Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами. 4. Степень, корень, дробь. 8 часов Дробно-рациональная функция. Степенная функция график и свойства. Функция у=ее график и свойства. Рациональные уравнения с параметрами. Защита индивидуальных проектов. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
- Учащиеся должны знать понятие параметра;
- усвоить основные приемы и методы решения линейных и квадратных уравнений, неравенств, систем уравнений с параметрами;
- знать и применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр;
- проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;
- знать зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;
- уметь применять свойства функций при решении задач с параметрами;
- овладеть исследовательской деятельностью.
Литература
- Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами» (метод «графический – классический») 9 класс: учеб.пособие.-Краснодар: Просвещение.Юг.2010.
- Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами» (метод «графический – классический») 10-11 класс: учеб.пособие.-Краснодар: Просвещение.Юг.2010.
- Сукманюк В.Н. «Решение задач с параметрами» (метод «метод каркас функций») учеб.пособие.-Краснодар: Просвещение.Юг.2010.
- Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. - М.: Гимназия, 2002.
- Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти, 2000.
- Математика. Задачи М.И.Сканави. - Минск; В.М.Скакун,1998г.
- Обощающее повторение в курсе алгебры основной школы: учеб.пособие.-Краснодар: КубГУ, 2002
- Готовимся к ЕГЭ по математике. Обобщающее повторение курса алгебры и начал анализа( под ред. Е.А.Семенко.-Краснодар: Просвещение – Юг, 2005-ч.1
- ЕГЭ.2010. Математика. Типовые задания/под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: МЦНМО
- П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский. «Задачи с параметрами»-М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.
- Кочагин В.В. ГИА 2012. Математика: сборник заданий : 9 класс/ В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина.-М.:Эксмо,2011.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание материала (разделы, темы) | Колич- часов | Дата проведения | оборудование | |
По плану | Факти чески | ||||
1 | Первоначальные сведения | 3 | |||
1.1 | Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр | 1 | ИКТ | ||
1.2 | Основные приемы решения задач с параметрам. | 1 | ИКТ | ||
1.3 | Решение простейших уравнений с параметрами | 1 | ИКТ | ||
2 | Линейная функция | 11 | |||
2.2 | График линейной функции, способы его преобразования | 2 | ИКТ | ||
2.3 | Кусочно-заданная функция | 2 | ИКТ | ||
2.4 | Фиксируем параметры | 2 | ИКТ | ||
2.5 | Решения линейных уравнений, содержащих параметры | 3 | |||
2.6 | Решения линейных неравенств, содержащих параметры | 2 | ИКТ | ||
3 | Квадратичная функция | 12 | |||
3.1 | Квадратичная функция | 3 | ИКТ | ||
3.2 | Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры | 5 | ИКТ | ||
3.3 | Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами | 4 | ИКТ | ||
4 | Степень, корень, дробь | 8 | |||
4.1 | Дробно-рациональная функция | 1 | ИКТ | ||
4.2 | Степенная функция график и свойства | 1 | ИКТ | ||
4.3 | Функция у=ее график и свойства | 1 | ИКТ | ||
4.4 | Рациональные уравнения с параметрами | 2 | ИКТ | ||
5.1 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
5.2 | Защита индивидуальных проектов | 2 | |||
ИТОГО | 34 | ||||
К.р. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»
Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...
Элективный курс для профильной подготовки обучающихся "Задачи с параметрами"
Элективный курс для профильной подготовки обучающихся составлен по программе повышенного уровня изучения данного предмета и помогает учащимся в подготовке к ЕГЭ, где предъявляются более высокие требов...
Программа элективного курса по алгебре и началам анализа, 11 класс. "Решение задач с параметрами"
Рабочая прграмма для проведения элективного курса в 11 классе по теме "Решение задач с параметрами"...
Элективный курс по алгебре для 10 - 11 классов "Решение уравнений и неравенств с параметрами"
Элективный курс по алгебре для 10 - 11 классов "Решение уравнений и неравенств с параметрами"...
Элективный курс по алгебре "Задачи с параметрами"
Элективный курс "Задачи с параметрами" предназначен для более углубленного изучения алгебры в 11 классе, для подготовки учащихся куспешной сдачи единого государственного экзамена...
Рабочая программа элективного курса по алгебре "Решение задач с параметрами"
Материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование и разработку уроков к курсу"Решение задач с параметрами"...
Программа элективного курса для 11-ого класса «Задачи с модулями и параметрами»
Элективный курс предназначен для подготовки учащихся 11 классов общеобразовательной школы к ЕГЭ и направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение боль...