Обобщающий урок по теме «Векторы и действия над ними»
учебно-методический материал по алгебре (9 класс)
Цели:
Образовательные: выявить связи геометрии с различными областями человеческих знаний (в частности, на примере решения задач с практическим применением); систематизировать и расширить знания учащихся о векторах.
Развивающие: развить навыки использования векторов в математике и ее приложениях, в частности, навыки, связанные со сложением сил, вычислением длин отрезков и углов, развивать память, логическое мышление, любознательность; развивать умений искать ответы на возникающие вопросы.
Воспитательные: воспитание целеустремленности, самостоятельности учащихся, стремления к получению знаний и применению их в нестандартных ситуациях, уважение друг к другу, взаимопонимание, уверенность в себе..
Требования к знаниям, умениям и способам деятельности: уметь использовать понятие векторов и действий с ним при решении задач практического содержания.
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Формы работы: фронтальная.
Методы: исследовательские, словесные, наглядные.
Оборудование: линейка, медиапроектор, экран, компьютер, доска, мел, карточки для разноуровневой работы, карточки рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vektor.docx | 208.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Векторы и действия над ними»
Цели:
Образовательные: выявить связи геометрии с различными областями человеческих знаний (в частности, на примере решения задач с практическим применением); систематизировать и расширить знания учащихся о векторах.
Развивающие: развить навыки использования векторов в математике и ее приложениях, в частности, навыки, связанные со сложением сил, вычислением длин отрезков и углов, развивать память, логическое мышление, любознательность; развивать умений искать ответы на возникающие вопросы.
Воспитательные: воспитание целеустремленности, самостоятельности учащихся, стремления к получению знаний и применению их в нестандартных ситуациях, уважение друг к другу, взаимопонимание, уверенность в себе..
Требования к знаниям, умениям и способам деятельности: уметь использовать понятие векторов и действий с ним при решении задач практического содержания.
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Формы работы: фронтальная.
Методы: исследовательские, словесные, наглядные.
Оборудование: линейка, медиапроектор, экран, компьютер, доска, мел, карточки для разноуровневой работы, карточки рефлексии.
Структура урока:
I. Организационный момент. 2 мин
II. Проверка владения понятийным аппаратом, устная работа по готовым слайдам.10 мин
III.Решение задач. 15 мин
IV. Релаксация. 3 мин
V. Дифференцированная самостоятельная работа. 10 мин
VI. Домашнее задание. 1 мин
VII. Итог урока, рефлексия. 3 мин
Ход урока.
- Организационный момент, 2 мин
Здравствуйте, ребята! Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет нам хорошее знание такого предмета как геометрия. Начнём наш урок с логического задания. О чём идет речь в данной шараде?
Шарада Слайд 2
Мой первый слог – почтенный срок,
Коль прожит он недаром.
Модель второго – на столе,
Румяна, с пылу, с жару.
Меня вы встретите везде –
Такой я вездесущий.
А имя громкое мое –
Латинское «несущий». (Вектор) Слайд 3
И сегодня на уроке, который является обобщающим по теме «Векторы», мы попытаемся выявить связи геометрии с различными областями человеческих знаний, в частности, на примере решения задач с практическим применением.
Вектор - одно из основных геометрических понятий. Понятие вектора появилось в работах немецкого математика XIX в. Г. Грассмана и ирландского математика У. Гамильтона; затем оно было охотно воспринято многими математиками и физиками. Слайд 4
Термин "вектор" ввел Гамильтон приблизительно в 1845 году. Символ [→a, →b] для обозначения векторного произведения ввел Грасман. Векторы применяются в классической механике Галилея - Ньютона (в ее современном изложении), в теории относительности, квантовой физике, в математической экономике и многих других разделах естествознания, не говоря уже о применении векторов в различных областях математики.
- Проверка владения понятийным аппаратом.
Четверо учащихся (слабоподготовленные) на местах выполняют задания:
Заполните пропуски:
Проверяет задания один из учащихся , если необходимо ему предлагается образец для проверки.
- Устная работа по готовым слайдам.
На протяжении нескольких дней 1 группе ребят было дано задание подготовить проектные работы в виде задач по теме «Векторы», ребятам было предложено составить и предложить своим товарищам устные задания или задания на готовых чертежах. Работу учащиеся выполняли индивидуально, сегодня мы рассмотрим 3 задания, подготовленные Овсянниковой Дарьей, Елагиным Никитой и Никулиным Иваном.
Сейчас рассмотрим здания, которые приготовили ребята. Ребята, подготовившие задания и ребята, активно участвующие в решении задач, получают оценки. Слайды 5-7
IV. Решение задач
Задача 1 Басня И.А.Крылова “Лебедь, Рак да Щука” Слайд 8
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но мало кто пробовал рассматривать эту басню с точки зрения векторов, а правда ли, что воз всегда будет стоять на месте? Результат получается не всегда похожий на вывод баснописца Крылова. Так ли это? Посмотрим.
Мы исследуем этот вопрос с точки зрения механики.
Цель нашего исследования – положение воза в басне И.А.Крылова “Лебедь, Рак да Щука”.
Перед нами задача на сложение нескольких сил, действующих под углом одна к другой.
Направление сил определены в басне так:
… Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а щука тянет в воду. Обозначим векторами OA, OB, OC, направление движения.
Это значит, что одна сила, тяга лебедя (ОА), направлена вверх; другая, тяга щуки (ОВ), – вбок; третья, тяга рака (ОС), – назад. Не забудем, силу тяжести воза направленную отвесно вниз учитывать не будем, так как поклажа легка. В басне утверждается, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю то есть “воз и ныне там”.
Применяя правило сложения векторов, строим на силах ОВ и ОС параллелограмм
сил, диагональ его OD даёт равнодействующую силу. Из рисунка видно, что векторы OD и OA не являются противоположными, значит их равнодействующая сила не равна нулю. В данном случае воз сдвинется с места, в какую сторону – будет зависеть от соотношения сил и от угла между векторами. Если сила лебедя не уравновешивает веса воза, то и в этом случае равнодействующая сила не будет равняться нулю, значит, воз сдвинется с места. Воз останется на месте при одном условии: если трение у его осей и о полотно дороги больше, чем приложенные усилия. Но это противоречит утверждению, что “поклажа бы для них казалась и легка”. Поэтому И.А.Крылов не мог с уверенностью утверждать, что “возу всё нет ходу”, что “воз и ныне там”. Данное утверждение не меняет смысла басни.
Учащийся у доски находит сумму векторов, и делает вывод прав ли Крылов, можно показать разные решения этой задачи, в одном из которых Крылов прав, а в другом нет.
Слайд 9-10
Задача 2 Слайд 11
Парашютист после прыжка из самолёта спускался вниз на землю со скоростью 4 м/с. Но вдруг поднялся ветер, и парашютиста стало сносить в сторону со скоростью 3 м/с. На каком расстоянии от точки выброса окажется парашютист, если время его свободного падения составляло 3 минуты.
Решение.
Ответ: на расстоянии 900 м от точки выброса парашютистов
Задача №796 учебника.
В этой задаче мы используем применение векторов при решении задач
C1 Дано: Окружность, CD – диаметр,C1D1 – касательная,
К СС1С1D1, DD1С1D1, CC1=11cм, СD=27cм.
D1 Найти: DD1
С D
Решение:
C1D1 – касательная к окружности, следовательно ОК⊥C1D1, т.к. СС1⊥С1D1 , DD1⊥С1D1 по условию, то СС1||DD1||OK. O – середина CD ОК – средняя линия трапеции СС1D1D. ОК – радиус окружности, ОК= СD = 27∙0,5=13,5 см. Т.к. ОК - средняя линия трапеции СС1D1D, то ОК =(СС1+DD1) 0,5 DD1 = OK – 0,5 CC1 DD1 = 2∙13,5 – 11= 16 c
Ответ: 16 см
V. Релаксация. Слайд 12
А теперь мы с вами немного отдохнем.
Займите удобное положение. Расслабьте лицо, руки, шею, тело. Представьте, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными. Почувствуйте свое расслабленное тело. Улыбнитесь и представьте, как вы красивы, когда улыбаетесь. Представьте, что все ваше тело улыбается.
А теперь представьте, что вы стоите перед полем, засеянным пшеницей. Полюбуйтесь его красотой. Посмотрите, какие краски вас окружают. Наклонитесь и рассмотрите налитые силой колосья. Какие они. Почувствуйте запахи этого поля. Вдохните аромат нивы. Прислушайтесь к звукам, которые вас окружают: шелесту пшеницы, пению птиц. Ощутите легкий ветерок на своем лице. Насладитесь покоем. Пройдитесь по этому полю. Почувствуйте, как колосья, мягкие и теплые, касаются ваших рук, ног, тела, как они нежно вас гладят, слегка щекочут. А теперь представьте, что ветер стих. Наклонитесь и рассмотрите один колосс. Из маленького зернышка, закопанного в землю, он вырос, стремясь к солнцу. Посмотрите, каким он стал сильным, мощным. Колос сам как вектор: зернышко – это его начало, а прекрасное соцветие – колос – конец. Его направление – это движение к солнцу. Все колосья как стрелы направлены вверх Сорвите один колос. Колосья как и вектора имеют длину, могут быть сонаправленными или противоположно направленными друг другу. Пройдите еще по полю. Погладьте колосья, подержите их в своих руках. Насладитесь красотой и покоем хлебной нивы. Пошлите ей свою любовь. Почувствуйте ступни ног, прилив сил к рукам и ногам. Ощутите спину, плечи. Улыбнитесь и сделайте глубокий вдох. Медленно каждый в своем режиме возвращайтесь в класс. Откройте глаза, потянитесь. Поверните голову влево, вправо. Улыбнитесь соседям, сидящим слева и справа.
VI. Дифференцированная самостоятельная работа, 10 мин
Вариант 1.
Базовый уровень
Упростите выражение:
.
Повышенный уровень
Прямая BM, параллельная боковой стороне CD трапеции ABCD, делит основания на отрезки AM=12 см, MD=8см. Найдите среднюю линию трапеции.
Высокий уровень
В равнобедренной трапеции ABCD ∠А=∠D=600, BC=4 см, АВ=СD=6cм. Найдите среднюю линию трапеции.
Вариант 2.
Базовый уровень
Упростите выражение:
Повышенный уровень
Прямая NE, параллельная боковой стороне MP трапеции KNMP, делит основания на отрезки КЕ=10см, EP=14 см. Найдите среднюю линию трапеции.
Высокий уровень
В равнобедренной трапеции меньшее основание равно 5 см, высота – 6см, углы при основании равны 450. Найти среднюю линию трапеции.
Время истекло ваши работы я проверю позже и скажу результаты на следующем уроке
VII. Домашнее задание, 1 мин Слайд13
№778 (практическое задание на построение векторов), №802 (задание выразить вектор), №809 ( задача на нахождение средней линии трапеции)
VIII. Итог урока. Рефлексия, 3 мин
Где мы ещё встречаемся с понятием вектора?
В наши дни понятие вектор постоянно встречается в газетных и журнальных публикациях, в выступлениях политиков, ученых, педагогов. Обсуждая важнейшие процессы в жизни общества, говорят о векторе реформ и его социальной составляющей, о векторе экономических преобразований и его изменении, о направлении вектора развития системы образования. Понятие о векторе как направленном отрезке вошло в сознание и речь современного образованного человека.
Кроме наук, в которых векторы применяются в прямом значении, их ещё применяют и в переносном значении. Чаще всего для необходимого объяснения в спортивных командных играх.
В спортивных играх тренер не всегда может показать игрокам данный манёвр или просто какой-либо финт. Ему помогают модели поля, на которых он изображает перемещение игроков векторами.
Предложенные примеры показывают единство геометрии и физики, геометрии и физкультуры. Их содержание отличается тем, что применение векторов при их решении (объяснении задач для команды) предпочтительнее, чем использование других средств.
Вектор – чисто математическое понятие, которое применяется в физике или других науках, и которое позволяет упростить решение (пояснение) задач.
Карточка самооценки деятельности учащегося на уроке
Критерий | Оценка деятельности |
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен |
Домашнее задание мне кажется | легким / трудным |
Я вижу, что сегодня мы с вами поработали плодотворно. Спасибо, за урок. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 7 классе по теме "Многочлены и действия с ними"
Разработка обобщающего интегрированного урока по математике на тему: «Многочлены и действия с ними»...
урок в 7 классе по теме : "Многочлены и действия над ними"
обобщение и систематизация знаний и умений по теме: Многочлены и действия над ними. Выполнение действий над многочленами....
Обобщающий урок по теме: "Векторы на плоскости"
Обобщение материала...
Урок-игра "Зимняя олимпиада" (обобщающий урок по теме "Десятичные дроби. Действия над десятичными дробями")
презентация урока...
Методическая разработка урока по математике по теме "Векторы и действия над ними"
Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающег...
Технологическая карта урока по теме " Многочлены и действия над ними"
Технологическая карта урока по теме " Многочлены и действия над ними"...