Урок алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета"
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_algebry_v_8_klasse_teorema_vieta.docx | 55.82 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК Теорема Виета. По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
ЦЕЛИ УРОКА:
- «открыть» зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами;
- Научить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений.
ХОД УРОКА
- Проверка домашнего задания и постановка проблемы.
- повторение ранее изученного материала
- Сформулируйте определение квадратного уравнения.
- Какое уравнение называют приведенным квадратным уравнением?
'si
- Что называют дискриминантом квадратного уравнения? Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
- Напишите формулу корней квадратного уравнения.
- Сегодня предстоит изучить свойства корней квадратного уравнения. Конечно, было бы проще, если нам кто-то сформулировал некоторые свойства (нам оставалось бы доказать эти свойства). Вам предлагается самостоятельно «открыть одно свойство». Для этого следует проверить домашнее задание, что позволит выполнить анализ данных и высказать некоторые гипотезы, которые после проверки попытаемся доказать.
Дома вы должны были заполнить таблицу. Давайте проверим, как вы справились №641 (а, б, в, з)
(Под диктовку учащихся заполняется таблица на доске)
Уравнение | Корни | Сумма корней | Произведение корней |
А) 4х2+7х+3=0 | -1; -3/4 | -7/4 | 3/4 |
Б) х2+х-56=0 | -8; 7 | -1 | -56 |
В) х2-х-56=0 | -7; 8 | 1 | -56 |
3) х2-х-1=0 | 1+л/5 ; 1-л/5 2 2 | 1 | -1 |
x2+px+q=0 | X1 и Х2 | х1+x2=-p | х1 • x2=q |
ax2+bx+c=0 | X1 и Х2 | х1+x2=-b/a | х1+x2=c/a |
- «Открытие» нового знания.
- Какое предположение можно сделать?
- Сравните сумму и произведение корней с коэффициентами уравнений.
- Какая существует зависимость между корнями приведенного квадратного и его коэффициентами?
- Сформулируйте утверждение и запишите его.
Теорема Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
1. Историческая справка. (Читает ученик)
- Историческая справка.
Впервые зависимость между корнями и коэффициентами квадратного уравнения установил знаменитый французский ученый Франсуа Виет (1540-1603).
Франсуа Виет был по профессии адвокатом и много лет работал советником короля. И хотя математика была всего лишь его увлечением, благодаря упорному труду, он добился в ней больших результатов.
В 1591 году он ввел буквенные обозначения для коэффициентов при неизвестных в уравнениях, что дало возможность записать общими формулами корни уравнения, а также его свойства.
Виет сделал множество открытий, сам он больше всего дорожил установлением зависимости между корнями и коэффициентами квадратного уравнения, которое называется теоремой Виета.
2. Доказательство теоремы Виета
Дано:х1 и х2 корни уравнения х +px+q=0
Док-ть:
Док-во:
x[1]+px+q=0
Д=р2- 4q
Итак,
- Закрепление теоремы Виета.
- Верно ли решены уравнения? (У доски и в тетрадях учащихся)
х2+Зх-40=0 Х1= -8; х2=5.
х2-3х-3=0 X1= -1; х2=3.
х2-2=0 Х1=-√2; x2=√2;.
x2+3x-40=0 x1= 1 - √10 ; х2= 1 +√10.
- Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа
- + √2 и 3 - √2. ( х2-6х+7=0 ) (У доски и в тетрадях учащихся)
- и 2 ( х2-6х+8=0 ) (сам-но I В)
3 и -5 ( х2+2х-15=0 ) (сам-но II В)
IY Обратная теорема Виета.
- Если X1 + х2 =-р; x1. x2=q, то эти числа - корни уравнения х2 +px+q=0. Доказательство данного положения изучается самостоятельно дома.
- № 576 у доски и в тетрадях (а, б, г)
а) х2-9х+20=0 б) х2+11х-12=0 г) х2 -19х+88=0
Х1=5; х2=4 X1= -12; х2=1. Х1=11; х2=9.
- На доске было записано уравнение х2 -Зх+...=0. Кто-то стер свободный член. Учитель вписал вместо него букву m сообщил, что один из корней равен 2. Какое уравнение было написано на доске первоначально?
Х1 + 2 = 3 х=1
Х1 -2 = m m = 2
Решив систему уравнений и найдя т, определим искомое уравнение:
х2-Зх+2=0
- При каких к уравнение кх2 -6х+к=0 имеет один корень?
Ответ: к=0; 3; -3.
Y. Итог урока
-Итак, сегодня мы познакомились с теоремой знаменитого французского ученого Виета и научились ее использовать в простейших случаях. Приводится полностью стихотворение, две строки которого вынесены эпиграфом в начало урока:
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого- Умножишь ты корни, и дробь уж готова:
В числителе «с», в знаменателе «а».
И сумма корней тоже дроби равна,
Хоть с минусом дробь тa, ну что за беда:
В числителе «в», в знаменателе «а».
YI Домашнее задание: п. 23 № 575 (а,в,д), №577, №578.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 9 класс Тема урока: Определение арифметической прогрессии.
Цели: 1. Образовательная: -ознакомить учащихся с понятием арифметической прогрессии, ее элементами и свойствами, формировать умение пользоваться алгоритмом для вычисления членов арифметической пр...
Урок алгебры 9 класс Тема урока: Квадратные уравнения и решение их по формуле.
Цели: 1. Образовательная: -систематизировать знания учащихся по теме уравнения (квадратные уравнения) и методах их решения;- повторить основные способы решения уравнений.2. Воспитательная: -...
Методическая разработка урока алгебры 8 класс по теме "Теорема Виета"
Методическая разработка соответствует УМК«Алгебра 8 класс», авторы: А.Г. Мордкович, Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский, Л.А. Александрова. В учебнике тема соответствует Главе IV «Квадратные уравнения», на ...
Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.
Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...
Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.
Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше...
Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....
Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения"....