Рабочая программа по алгебре в 8 классе
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему
Рабочая программа по алгебре в 8 классе составлена на основе УМК Ю.Н. Макрычев соответсвенно ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algebra_8.doc | 262 КБ |
Предварительный просмотр:
Усть – Катунский филиал
МБОУ «Лесная средняя общеобразовательная школа»
Бийского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _______________/Ларионова Н.И./ Протокол заседания МО №_______ от «_______» ________2018г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Лесная СОШ» _______________/Курцева М.А./ Приказ № _______ от «_____»_____________2018г. |
Рабочая программа
основного общего образования
по алгебре для 8 класса
Составитель программы: Кокунова В.М., учитель математики
Усть – Катунь, 2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе:
1. Образовательной программы МБОУ «Лесная средняя общеобразовательная школа»
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
3. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273 - ФЗ
4. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения – М.: Просвещение, 2011г
5. Учебного плана Усть – Катунского филиала МБОУ «Лесная сош» на 2018 - 2019 учебный год.
6. Авторской программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2018. – с. 53-55)
7. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, реализуемых в МБОУ «Лесная средняя общеобразовательная школа
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цель изучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов, усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В курсе алгебры 8 класса вырабатывается умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; систематизируются сведения о рациональных числах и даётся представление об иррациональных числах, расширяется тем самым понятие о числе; вырабатывается умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни; вырабатываются умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач; знакомятся учащиеся с применением неравенств для оценки значений выражений, вырабатывается умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; вырабатывается умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, формируются начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
Место предмета в учебном плане Усть – Катунского филиала МБОУ «Лесная сош»
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 8 классе отводится не менее 175 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее: 3 часа в неделю алгебры, итого 105 часов; 2 часа в неделю геометрии, итого 70 часов.
Учебный план Усть – Катунского филиала МБОУ «Лесная сош» отводит на изучение алгебры в 8 – ом классе 4 часа в неделю т.е. 140 часов в год.
Количество учебных часов:
В год – 140 часов (4 часа в неделю)
В том числе:
Контрольных работ – 10 (включая итоговую контрольную работу)
Резервное время – 14 ч.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работа. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.
Уровень обучения – базовый.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
Отличительных особенностей рабочей учебной программы от примерной – нет. Изменения количества часов на изучение отдельных тем, структурная перестановка порядка изучения тем, расширение содержания материала не произведено.
Формы, методы, технологии обучения
Основная форма организации обучения – урок. Система уроков условна, но можно выделить следующие виды: комбинированный урок; урок изложения нового материала; урок закрепления изученного материала и выработки практических умений и навыков; урок самостоятельной работы; урок проверки, оценки и систематизации изучаемого материала; урок–игра.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Учебно-тематический план рабочей программы учебного курса «Алгебра – 8»
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
1. Рациональные дроби | 30 | 30 |
2. Квадратные корни | 25 | 25 |
3. Квадратные уравнения | 30 | 30 |
4. Неравенства | 24 | 24 |
5. Степень с целым показателем. Элементы статистики. | 13 | 13 |
6. Повторение. | 14 | 18 |
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Учебно-методический комплекс учителя:
Бурмистрова Т.А. Программа общеобразовательных учреждений Алгебра 7–9 классы изд. М: «Просвещение» 2018г
Макарычев Ю.Н. Алгебра. Учебник. 8 класс изд. М: «Просвещение», 2017г
Макарычев Ю.Н. Изучение алгебры в 7 – 9 классах. Пособие для учителей. изд. М: «Просвещение», 2009г
Жохов В.И., Макарычев Ю.Н. Дидактические материалы Алгебра 8 класс изд. М: «Просвещение», 2010г
Дудницын Ю.П. Алгебра. Тематические тесты 8 класс. изд. М: «Просвещение», 2013г
Учебно-методический комплекс ученика:
Макарычев Ю.Н. Алгебра. Учебник. 8 класс изд. М: «Просвещение», 2017г
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Рациональные дроби (30 часов)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у = и её график.
Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с обучающимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.
При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.
Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции у =.
Глава 2. Квадратные корни (25 часов)
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = , её свойства и график.
Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные обучающимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.
При введении понятия корня полезно ознакомить обучающихся с нахождением корней с помощью калькулятора.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество =, которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида , . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.
Продолжается работа по развитию функциональных представлений обучающихся. Рассматриваются функция у=, её свойства и график. При изучении функции у=, показывается ее взаимосвязь с функцией у = х2, где х ≥ 0.
Глава 3. Квадратные уравнения (30 часов)
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Цель: выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.
Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
Глава 4. Неравенства (24 часа)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Цель: ознакомить обучающихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной Погрешности и точности приближения, относительной погрешности.
Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление обучающихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а<0.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
Глава 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики (13 часов)
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Цель: выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Обучающимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах. Рассматривается вопрос о наглядной интерпретации статистической информации. Известные обучающимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма.
6. Повторение (18 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 8 класса.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Воспитание Российской гражданской идентичности (патриотизма, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной) Осознанное, уважительное и доброжелательное от ношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и на родов мира.
- Готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
- Формирование здорового и безопасного образа жизни
- Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
Метапредметные результаты
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий рамках предложенных условий.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе на ходить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
- Формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления, осознание роли математики в развитии России и мира.
- Умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
- Владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о выражении, уравнении, системе уравнений и способах преобразования и решения их; о функции и графике, степени с натуральным показателем; представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
- Умение выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- Умение пользоваться изученными математическими формулами; применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 8 классе
В ходе преподавания алгебры в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса алгебры8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать[1]
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
АРИФМЕТИКА
уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
АЛГЕБРА
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- понимания статистических утверждений.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
- Макарычев Ю.Н. Алгебра. Учебник. 8 класс изд. М: «Просвещение», 2017г
- Бурмистрова Т.А. Программа общеобразовательных учреждений Алгебра 7–9 классы изд. М: «Просвещение» 2018г
- Макарычев Ю.Н. Изучение алгебры в 7 – 9 классах. Пособие для учителей. изд. М: «Просвещение», 2009г
- Звавич Л.И. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. изд. М: «Просвещение», 2017г
- Дудницын Ю.П. Алгебра. Тематические тесты 8 класс. изд. М: «Просвещение», 2017г
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
Интернет – ресурсы:
- Я иду на урок математики (методические разработки) – Режим доступа: www.festival.1september.ru
- Уроки, конспекты, презентации. – Режим доступа: www.pedsovet.ru http://nsportal.ru/,
Информационно – коммуникативные средства:
Дрофа – ДОС для НФПК Математика 5 – 11
Наглядные пособия:
- Информационные стенды.
- Демонстрационные таблицы по темам курса «Алгебра – 8»
Технические средства обучения:
- Компьютер (ноутбук)
- Проектор
- МФУ
- Колонки
Учебно – практическое оборудование:
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором магнитов для крепления таблиц, схем.
- Шкаф для хранения учебной и методической литературы.
Специализированная мебель: Стол учителя.
Календарно - тематическое планирование по алгебре в 8 классе
учебник «Алгебра-8» автор Ю.Н. Макарычев.
4 ч в неделю (всего 140 часов).
№ | дата | Тема урока | Примечание |
Рациональные дроби (30 часов). | |||
1 | Рациональные выражения. | ||
2 | Рациональные выражения. | ||
3 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | ||
4 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | ||
5 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | ||
6 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | ||
7 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | ||
8 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | ||
9 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | ||
10 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | ||
11 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | ||
12 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | ||
13 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | ||
14 | Контрольная работа № 1 по теме «Сумма и разность дробей» | ||
15 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | ||
16 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | ||
17 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | ||
18 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | ||
19 | Деление дробей. | ||
20 | Деление дробей. | ||
21 | Деление дробей. | ||
22 | Деление дробей. | ||
23 | Преобразование рациональных выражений. | ||
24 | Преобразование рациональных выражений. | ||
25 | Преобразование рациональных выражений. | ||
26 | Преобразование рациональных выражений. | ||
27 | Функция у=к/х и её график. | ||
28 | Функция у=к/х и её график. | ||
29 | Функция у=к/х и её график. | ||
30 | Контрольная работа № 2 по теме «Произведение и частное дробей» | ||
Квадратные корни (25 часов) | |||
31 | Рациональные числа. | ||
32 | Рациональные числа. | ||
33 | Понятие об иррациональных числах. | ||
34 | Квадратный корень. | ||
35 | Арифметический квадратный корень. | ||
36 | Уравнение х2 =а. | ||
37 | Уравнение х2 =а. | ||
38 | Нахождение приближенных значений квадратного корня. | ||
39 | Функция у= х, её свойства и график. | ||
40 | Квадратный корень из произведения. | ||
41 | Квадратный корень из дроби. | ||
42 | Квадратный корень из степени. | ||
43 | Квадратный корень из степени. | ||
44 | Контрольная работа № 3 по теме «Арифметический квадратный корень» | ||
45 | Вынесение множителя из-под знака корня. | ||
46 | Вынесение множителя из-под знака корня. | ||
47 | Внесение множителя под знак корня. | ||
48 | Внесение множителя под знак корня. | ||
49 | Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. | ||
50 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | ||
51 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | ||
52 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | ||
53 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | ||
54 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | ||
55 | Контрольная работа № 4 по теме «Свойства арифметического квадратного корня» | ||
Квадратные уравнения (30 часов) | |||
56 | Квадратное уравнение. | ||
57 | Неполные квадратные уравнения. | ||
58 | Неполные квадратные уравнения. | ||
59 | Формула корней квадратного уравнения. | ||
60 | Формула корней квадратного уравнения. | ||
61 | Формула корней квадратного уравнения. | ||
62 | Формула корней квадратного уравнения. | ||
63 | Формула корней квадратного уравнения. | ||
64 | Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям. | ||
65 | Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям. | ||
66 | Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям. | ||
67 | Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям. | ||
68 | Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям. | ||
69 | Теорема Виета. | ||
70 | Теорема Виета. | ||
71 | Теорема Виета. | ||
72 | Контрольная работа № 5 по теме «Квадратные уравнения и его корни» | ||
73 | Решение рациональных уравнений. | ||
74 | Решение рациональных уравнений. | ||
75 | Решение рациональных уравнений. | ||
76 | Решение рациональных уравнений. | ||
77 | Решение рациональных уравнений. | ||
78 | Решение рациональных уравнений. | ||
79 | Решение задач, приводящих к рациональным уравнениям. | ||
80 | Решение задач, приводящих к рациональным уравнениям. | ||
81 | Решение задач, приводящих к рациональным уравнениям. | ||
82 | Решение задач, приводящих к рациональным уравнениям. | ||
83 | Решение задач, приводящих к рациональным уравнениям. | ||
84 | Решение задач, приводящих к рациональным уравнениям. | ||
85 | Контрольная работа № 6 по теме «Дробные рациональные уравнения» | ||
Неравенства (24 часа) | |||
86 | Числовые неравенства. | ||
87 | Числовые неравенства. | ||
88 | Свойства числовых неравенств. | ||
89 | Свойства числовых неравенств. | ||
90 | Свойства числовых неравенств. | ||
91 | Сложение и умножение числовых неравенств. | ||
92 | Сложение и умножение числовых неравенств. | ||
93 | Погрешность и точность приближения. | ||
94 | Погрешность и точность приближения. | ||
95 | Контрольная работа № 7 по теме «Числовые неравенства и их свойства» | ||
96 | Пересечение и объединение множеств. | ||
97 | Числовые промежутки. | ||
98 | Числовые промежутки. | ||
99 | Линейные неравенства с одной переменной. | ||
100 | Линейные неравенства с одной переменной. | ||
101 | Линейные неравенства с одной переменной. | ||
102 | Линейные неравенства с одной переменной. | ||
103 | Системы неравенств с одной переменной. | ||
104 | Системы неравенств с одной переменной. | ||
105 | Системы неравенств с одной переменной. | ||
106 | Системы неравенств с одной переменной. | ||
107 | Системы неравенств с одной переменной. | ||
108 | Системы неравенств с одной переменной. | ||
109 | Контрольная работа № 8 по теме «Неравенства с одной переменной и их системы» | ||
Степень с целым показателем. Элементы статистики. (13 часов) | |||
110 | Степень с целым показателем. | ||
111 | Степень с целым показателем. | ||
112 | Свойства степени с целым показателем. | ||
113 | Свойства степени с целым показателем. | ||
114 | Свойства степени с целым показателем. | ||
115 | Свойства степени с целым показателем. | ||
116 | Стандартный вид числа. | 14 | |
117 | Стандартный вид числа. | ||
118 | Контрольная работа № 9 по теме «Степень с целым показателем» | ||
119 | Сбор и группировка статистических данных. | ||
120 | Сбор и группировка статистических данных. | ||
121 | Наглядное представление статистической информации. | ||
122 | Наглядное представление статистической информации. | ||
Повторение (18 часов) | |||
123 | Повторение. Умножение дробей. | ||
124 | Повторение. Возведение дроби в степень. | ||
125 | Повторение. Деление дробей. | ||
126 | Повторение. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | ||
127 | Повторение. Неполные квадратные уравнения. | ||
128 | Повторение. Решение квадратных уравнений по формуле. | ||
129 | Повторение. Решение квадратных уравнений по формуле. | ||
130 | Повторение. Решение задач с помощью квадратных уравнений. | ||
131 | Повторение. Решение задач с помощью квадратных уравнений. | ||
132 | Повторение. Решение дробных рациональных уравнений. | ||
133 | Повторение. Решение задач с помощью рациональных уравнений. | ||
134 | Повторение. Решение задач с помощью рациональных уравнений. | ||
135 | Повторение. Решение неравенств с одной переменной. | ||
136 | Повторение. Решение систем неравенств с одной переменной. | ||
137 | Повторение. Решение систем неравенств с одной переменной. | ||
138 | Итоговый зачет. | ||
139 | Контрольная работа № 10 (итоговая). | ||
140 | Контрольная работа № 10 (итоговая). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского
Рабочаяпрограмма содержит подробное календарно-тематическое планирование по учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского 2011года выпуска...
Рабочая программа по алгебре 7 класс .Учебник "Алгебра 7 класс" под редакцией С.А. Теляковского
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование (з часа в неделю)....
Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику "Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."
1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Алгебра 8 » на базовом и повышенном уровнях.3. Содержание учебного...
Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."
Настоящая рабочая программа по алгебре для 7б класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства ...
Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.
Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...