Методическая разработка "Производная и ее применение.Определение производной"
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти «Лицей № 67»
ПРИНЯТО педагогическим советом Протокол № 1 от «30» августа 2016г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ «Лицей № 67» ____________/К.А. Колосов/ Приказ № 317 от «1» сентября 2016 г |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по алгебре и началам анализа
«Производная и её применение.
Определение производной»
(название)
класс _____10__ ____
Составитель:
Столярчук Л.Г, учитель математики первой категории
2016 г.
Определение производной
1.Задачи, приводящие к понятию производной. Часто бывает так, что решая задачи, очень далекие друг от друга по содержанию, мы приходим к одной и той же математической модели. Сила математики состоит в том, что она разрабатывает способы оперирования с той или иной математической моделью, которыми потом пользуются в других областях знаний. Вы умеете работать со многими математическими моделями – уравнениями, неравенствами, системами уравнений, системами неравенств. В этом параграфе речь пойдет о принципиально новой для вас математической модели. Сначала мы рассмотрим две различные задачи – физическую и геометрическую, процесс решения которых как раз и приведет к возникновению упомянутой новой математической модели.
Задача 1 ( о скорости движения ). По прямой, на которой заданы начало отсчета, единица длины ( метр ) и направление, движется некоторое тело ( материальная точка ). Закон движения задан формулой
s = s ( t ),
где t – время ( в секундах ), s ( t ) – положение ( в метрах ) тела на прямой ( координата движущейся материальной точки ) в момент времени t по отношению к началу отсчета. Найти скорость движения тела в момент времени t ( в м / с ).
Решение. Предположим, что в момент времени t тело находилось в точке М ( рис. 1 ):
ОМ = s ( t ).
s
. . .
О М Р
Рис. 1
Дадим аргументу t приращение t , рассмотрим момент времени t + t. В этот момент времени координата материальной точки другая, тело в этот момент находится в точке Р ( рис. 1 ):
ОР = s ( t + t ).
Значит, за t ( с ) тело переместилось из точки М в точку Р, т. е. ) прошло путь МР. Имеем:
МР = ОР – ОМ = s ( t + t ) – s ( t ).
Полученную разность мы назвали в предыдущем параграфе приращением функции: s ( t + t ) – s ( t ) = s. Итак,
МР = s ( м ).
Пусть s ( м ) тело прошло за t ( с ). Нетрудно найти среднюю скорость vср движения тела за промежуток времени [t, t + t ]:
vср = ( м / с ).
?Что такое скорость v ( t ) в момент времени t ( ее называют иногда мгновенной скоростью )?
Можно сказать так: это средняя скорость движения за промежуток времени [t, t + t ] при условии, что t выбирается все меньше и меньше; иными словами, при условии, что t → 0. Это значит, что
v( t ) = lim vср.
t → 0
Подводя итоги, получаем
v = lim
t → 0
Прежде чем формулировать и решать вторую задачу, обсудим вопрос, что следует понимать под касательной к плоской кривой. Термином “ касательная “ мы уже пользовались ( на интуитивном уровне ) в курсе алгебры 7 – 9-х классов. Например, мы говорили, что парабола y = x2 касается оси x в точке x = 0 или, что то же самое, ось x является касательной к параболе y = x2 в точке x = 0 ( рис. 2 ). И дело не в том, что ось x и парабола имеют одну общую точку, однако, вряд ли есть соблазн назвать ось y касательной к параболе. Обычно касательную определяют следующим образом.
Рис. 2
Дана кривая L ( рис. 3 ), на ней выбрана точка М. Возьмем еще одну точку на кривой, причем достаточно близкую к М, - точку Р. Проведем секущую МР. Далее будем приближать точку Р по кривой L к точке М. Секущая МР будет менять свое положение, она как бы поворачивается вокруг точки М. Часто бывает так, что можно обнаружить в этом процессе прямую, представляющую собой некое предельное положение секущей; эту прямую – предельное положение секущей – называют касательной к кривой L в точке М.
Рис. 3
Поставьте эксперимент: возьмите параболу y = x2, проведите секущую ОР, где О – вершина параболы, Р – текущая точка. Возьмите точку Р поближе к О, проведите вторую секущую. Возьмите точку Р еще ближе к О, проведите третью секущую и т. д. Вы обнаружите, что предельным положением этих секущих будет ось x – это и есть касательная к параболе в ее вершине ( что соответствует нашим интуитивным представлениям ).
Задача 2 ( о касательной к графику функции ). Дан график функции y = f ( x ). На нем выбрана точка М ( a; f ( a )), в этой точке к графику функции проведена касательная ( мы предполагаем, что она существует ). Найти угловой коэффициент касательной.
Решение. Дадим аргументу приращение x, рассмотрим на графике точку Р с абсциссой a + x. Ордината точки Р равна f (a + x ) ( рис. 4 ). Угловой коэффициент секущей МР, т. е. тангенс угла между секущей и осью x вычисляется по формуле
kсек = .
Если мы теперь устремим x к нулю, то точка Р начнет приближаться по кривой к точке М. Касательную мы охарактеризовали как предельное положение секущей при этом приближении. Значит, естественно считать, что угловой коэффициент касательной kкас будет вычисляться по формуле
kкас = = lim kсек .
x → 0
Рис. 4
Использовав приведенную выше формулу для kсек , получаем
kкас = = lim
x → 0
Замечание. В приведенном решении упущен случай, когда касательная перпендикулярна оси абсцисс ( см., например, рис. 5 ). Уравнение такой прямой имеет вид x = a, об угловом коэффициенте говорить некорректно, поскольку он не существует.
Рис. 5
! Подведем итоги. Две различные задачи привели в процессе решения к одной и той же математической модели – пределу отношения приращения функции к приращению аргумента при условии, что приращение аргумента стремится к нулю. Многие задачи физики, химии, экономики и другие в процессе решения приводят к такой же модели. Значит, эту математическую модель надо специально изучить, т. е. :
а) присвоить ей новый термин;
б) ввести для нее обозначение;
в) исследовать свойства новой модели.
Этим и займемся в следующем пункте.
2. Определение производной.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1. Пусть функция y = f ( x ) определена в конкретной точке x и в некоторой ее окрестности. Дадим аргументу x приращение x , но так, чтобы не выйти из указанной окрестности. Найдем соответствующее приращение функции y и составим отношение . Если существует предел этого отношения при условии x → 0, то указанный предел называют значением производной функции y = f ( x ) в точке x и обозначают f /( x) .
Итак,
lim = f /( x)
x → 0
Для обозначения производной часто используют символ y / .
Отметим, что y / = f /( x) – это новая функция ( но, естественно, связанная с функцией y = f( x)) , определенная во всех таких точках x, в которых существует упомянутый выше предел. Эту функцию называют так: производная функции y = f( x).
Вернемся в предыдущий параграф. В примере 6 мы доказали, что для линейной функции y = kx + m справедливо равенство:
lim = k.
x → 0
Это означает, что y / = k, или подробнее
( kx + m ) / = k
В частности,
( x/ ) = 1
В примере 7 мы доказали, что для функции y = x2 справедливо равенство:
lim = 2x.
x → 0
Это означает, что y / = 2x или, подробнее,
x2 = 2x.
Рассмотренные в предыдущем пункте задачи позволяют истолковать производную с физической и геометрической точки зрения.
Физический ( механический ) смысл производной состоит в следующем. Если s ( t ) - закон прямолинейного движения тела, то производная выражает мгновенную скорость в момент времени t:
v / = s ( t )
На самом деле, во многих отраслях науки используется обобщение полученного равенства: если некоторый процесс протекает по закону s = s ( t ), то производная s / ( t ) выражает скорость протекания процесса в момент времени t .
Геометрический смысл производной состоит в следующем. Если к графику функции y = f ( x ) в точке с абсциссой x = a можно провести касательную, непараллельную оси y, то производная f / ( a ) выражает угловой коэффициент касательной:
k = f / ( a ) ( рис. 6 )
Рис. 6
Теперь истолкуем определение производной с точки зрения приближенных равенств. Пусть функция y = f ( x ) имеет производную в конкретной точке x :
lim = f / ( x ) .
x → 0
Это значит, что в достаточно малой окрестности точки x выполняется приближенное равенство
f / ( x )
или
f / ( x )
Содержательный смысл полученного приближенного равенства заключается в следующем:
приращение функции почти пропорционально приращению аргумента, причем коэффициентом пропорциональности является значение производной (в заданной точке x).
Например, для функции y = x2 справедливо приближенное равенство = 2x .
Если внимательно прочитать определение производной, то мы обнаружим, что в нем заложен алгоритм отыскания производной. Сформулируем его.
АЛГОРИТМ ОТЫСКАНИЯ
ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ y = f ( x )
- Зафиксировать значение x, найти f ( x ).
- Дать аргументу x приращение , перейти в новую точку x + , найти f (x + ).
- Найти приращение функции: = f ( x + ) - f ( x ).
- Составить отношение .
- Вычислить предел lim .
x → 0
Этот предел и есть f / ( x ).
Пример 1. Найти производную постоянной функции y = C.
Решение. Воспользуемся алгоритмом отыскания производной.
- Для фиксированного значения x имеем: f ( x ) =С .
- В точке x + имеем: f ( x + ) = С.
- = С – С = 0.
- = = 0.
5) lim = lim 0 = 0.
x → 0 x → 0
Итак,
( С / ) = 0
Пример 2. Найти производную функции y = .
Решение. Воспользуемся алгоритмом отыскания производной.
1) Для фиксированного значения x ( разумеется, мы полагаем, что x ≠ 0 ) имеем:
f( x ) = .
2) В точке x + имеем: f ( x + ) = .
3) = f ( x + ) - f ( x ) = - .
4) = =.
5) ) lim = lim = .
x → 0 x → 0
Итак,
Если функция y = f ( x ) имеет производную в точке x, то ее называют дифференцируемой в точке x. Процедуру отыскания производной функции y = f ( x ) называют дифференцированием функции y = f ( x ).
Эти термины имеют глубокий математический смысл, но мы говорить о нем не будем ( нам не хватает теоретических знаний ).
? Как связаны между собой те два достаточно тонких свойства функций, которые мы обсудили в этом и предыдущем параграфах, - непрерывность и дифференцируемость функции в точке?
Пусть функция y = f ( x ) дифференцируема в точке x. Тогда к графику функции в точке М ( x, f ( x )) можно провести касательную, ( причем, напомним, угловой коэффициент касательной равен f / ( x )).
Но тогда график не может “ разрываться “ в М, т. е. функция обязана быть непрерывной в точке x.
Это были рассуждения “ на пальцах “ . Приведем несколько более строгие рассуждения. Если функция y = f ( x ) дифференцируема в точке x, то выполняется приближенное равенство ≈ f / ( x ). Если в этом равенстве устремить к нулю, то и будет стремиться к нулю, а это и есть условие непрерывности функции в точке.
Итак, если функция дифференцируема в точке x, то она и непрерывна в этой точке.
Обратное утверждение неверно. Смотрите: функция y = │x│непрерывна везде, в частности, в точке x = 0 ( рис. 7 ), но касательная к графику функции в “ точке стыка “ ( 0; 0 ) не существует. Если в некоторой точке к графику функции нельзя провести касательную, то в этой точке не существует производная.
Рис. 7
Еще один пример, более тонкий. На рис. 8 изображен график кусочной функции y = f ( x ), где
f ( x ) =
Функция непрерывна на всей числовой прямой, в том числе в точке x = 0. И касательная к графику функции существует в любой точке, в том числе в точке x = 0. Но в точке x = 0 касательная совпадает с осью y , т. е. перпендикулярна оси абсцисс, ее уравнение имеет вид x = 0 , углового коэффициента у такой прямой нет, значит, не существует и f / ( 0 ).
Рис. 8
Итак, мы познакомились с новым свойством функции – дифференцируемостью. Но вы уже привыкли к тому, что формальные определения тех или иных свойств функции – дело, конечно, хорошее, но у нас всегда были приемы “ считывания информации “ о наличии того или иного свойства функции по ее графику. Например, если график был сплошным, мы говорили, что функция непрерывна.
?Как по графику сделать вывод о дифференцируемости функции?
Ответ фактически получен выше. Если в некоторой точке к графику функции можно провести касательную, не перпендикулярную оси абсцисс, то в этой точке функция дифференцируема. Если в некоторой точке касательная не существует или она перпендикулярна оси абсцисс, то в этой точке функция не дифференцируема. Так, по графику функции, изображенному на рис. 9, можно сделать такой вывод:
- функция непрерывна всюду, кроме точки x = a ;
- функция дифференцируема всюду, кроме точек x = a, x = b ( здесь касательная не существует ), x = с ( здесь касательная параллельна оси y ).
Рис. 9
Вычисление производных
- Формулы дифференцирования. Формулами дифференцирования обычно называют формулы для отыскания производных конкретных функций, например,
( С / ) = 0;
( x ) / = 1;
( kx + m ) / = k;
( x2 ) / = 2x;
( надеемся, вы узнали эти формулы – они были получены выше ).
Список формул дифференцирования будет пополняться постоянно и постепенно. Здесь мы добавим три формулы, они выводятся по алгоритму, приведенному выше, но определенные технические трудности при этом, естественно возникают. Поступим так: мы сначала укажем новые формулы дифференцирования, потом разберем несколько примеров, а в конце пункта ( в качестве дополнительного материала ) проведем доказательства новых формул.
Итак, сообщаем три формулы дифференцирования:
( sin x ) / = cos x;
( cos x ) / = - sin x.
Пример 1. Найти значение производной данной функции в данной точке:
а) y = 3x + 5, x = 4; б) y = x2 , x = - 1; в) y = , x = ;
г) y = , x = 4; д) y = sin x, x = 0; е) y = cos x, x = .
Решение. а) Имеем: ( 3x + 5 ) / = 3, значит, производная равна 3 в любой точке x, в частности, в заданной точке x = 4.
Итак, производная функции y = 3x + 4 в точке x = 4 равна 3; на математическом языке это удобнее записывать так: f / ( 4 ) = 3.
б) Имеем: ( x2 ) / = 2x, значит,
f / ( - 1 ) = 2 . ( - 1 ) = -2.
в) Имеем: = - , значит,
f /
г) Имеем: , значит,
f / = ( 4 ) = .
д) Имеем: ( sin x ) / = cos x, значит,
f / ( 0 ) = cos 0 = 1.
е) Имеем: ( cos x ) / = - sin x, значит,
f /
Важное замечание. Когда мы строим график функции y = sin x, то обратили внимание на следующее обстоятельство: из начала координат синусоида выходит как бы под углом 45 ° ( рис. 10 ). И там же сознались: почему это так, мы пока объяснить вам не
Рис. 10
можем, соответствующий разговор будет позднее. Теперь настало время для этого разговора. Мы только что видели, что для функции y = sin x выполняется равенство
f / ( 0 ) = 1.
Но в данном случае f / ( 0 ) – это угловой коэффициент касательной к графику функции y = sin x в точке x = 0. Если угловой коэффициент прямой равен 1, то прямая образует с положительным направлением оси x угол 45°. Это обстоятельство и учитывается при построении графика функции y = sin x.
Пример 2. Составить уравнение касательной к графику функции y = x2 в точке x = 1.
Решение. Уравнение касательной, как уравнение всякой прямой, имеет вид y = kx + m. Найдем сначала k – угловой коэффициент касательной, который, как мы знаем, равен f /( 1 ).
Имеем: ( x2 ) = 2x, значит,
f / ( 1 ) = 2 . 1 = 2.
Итак, k = 2, т. е. уравнение касательной надо искать в виде
y = 2x + m.
Осталось найти значение коэффициента m. Для этого воспользуемся тем, что касательная проходит через точку на параболе y = x2 с абсциссой x = 1, т. е. через точку ( 1; 1 ). Имеем:
1 = 2 . 1 + m, m = - 1.
Итак, уравнение касательной имеет вид y = 2x – 1. На рис. 11 изображена парабола y = x2 и построена прямая y = 2x – 1; чертеж наглядно демонстрирует, что эта прямая касается параболы в точке ( 1; 1 ).
Рис 11
Ответ: y = 2x – 1.
Теперь мы выполним данное выше обещание: выведем новые формулы дифференцирования.
Найдем производную функции y = .
Воспользуемся алгоритмом отыскания производной.
1) Для фиксированного значения x ( разумеется, мы полагаем, что x > 0 ) имеем: f ( x ) = .
2) В точке x + имеем: f (x + ) = .
3) f (x + ) – f ( x ) = - .
- . Здесь полезно применить искусственный прием: домножить и числитель, и знаменатель дроби на выражение . Что это даст? В числителе мы получим “ разность квадратов “
т. е. ( x + ) – x или , а сама дробь примет вид
Итак, =
5) lim = lim =
x → 0 x → 0
Таким образом,
=
Найдем производную функции y = sin x.
Воспользуемся алгоритмом отыскания производной.
- Для фиксированного значения x имеем: f ( x ) = sin x.
- В точке x + имеем: f (x + ) = sin (x + ).
- f (x + ) – f ( x ) = sin (x + ) – sin x.
Преобразуем полученное выражение, воспользовавшись формулой “разность синусов“:
sin s – sin t = 2 sin
Получим
4) В правой части полученного равенства ( обратите внимание ) три раза содержится выражение Есть смысл обозначить его буквой t ; получим
5) lim lim
→ 0 → 0
Далее рассуждаем так: → 0, а t = , значит, t → 0 и под знаком предела вместо условия → 0 можно записать условие t → 0.
Таким образом,
lim lim = lim .
→ 0 t → 0 t → 0 t → 0
Получили произведение пределов. Первый предел равен 1 – это первый замечательный предел. А второй предел равен cos x . В итоге получаем cos x.
Итак,
( sin x ) / = cos x.
Аналогично выводится формула
( cos x ) / = - sin x.
2. Правила дифференцирования. В этом пункте речь пойдет о правилах нахождения суммы, произведения, частного функций. Приведем эти правила.
Первое правило. Если функции y = f ( x ) и y = g ( x ) имеют производную в точке x, то и их сумма имеет производную в точке x, причем производная суммы равна сумме производных:
( f ( x ) + g ( x ) ) / = f / ( x ) + g / ( x )
Естественно, что на практике это правило формулируют короче: производная суммы равна сумме производных, причем речь может идти о дифференцировании суммы любого числа функций.
Например, ( x2 + sin x ) / = ( x2 ) / + ( sin x ) / =2x + cos x.
Второе правило. Если функция y = f ( x ) имеет производную в точке x, то и функция y =k f ( x ) имеет производную в точке x, причем
( kf ( x )) / = kf ( x )
На практике это правило формулируют короче: постоянный множитель можно вынести за знак производной.
Например,
( 5 x2 ) / = 5 ( x2 ) / = 5 . 2x = 10x;
Третье правило. Если функции y = f ( x ) и y = g ( x ) имеют производную в точке x, то и их произведение имеет производную в точке x, причем:
( f ( x ) . g ( x ) ) / = f / ( x ) . g ( x ) + f ( x ) . g / ( x )
На практике это правило формулируют так: производная произведения двух функций равна сумме двух слагаемых; первое слагаемое есть произведение производной первой функции на вторую функцию, а второе слагаемое есть произведение первой функции на производную второй функции.
Например,
(( 2 x + 3 ) sin x ) / = ( 2 x + 3 ) / sin x + ( 2 x + 3 ) ( sin x ) / =
2 sin x + ( 2 x + 3 ) cos x.
Четвертое правило. Если функции y = f ( x ) и y = g ( x ) имеют производную в точке x, причем в этой точке g ( x ) ≠ 0, то и частное имеет производную в точке x, причем:
Например,
Дальнейший план изложения материала в этом пункте будет таким. Сначала мы выведем первые два правила дифференцирования – это сравнительно нетрудно. Затем рассмотрим ряд примеров на использование сформулированных правил и формул дифференцирования, чтобы вы к ним привыкли. В самом конце пункта мы приведем доказательства третьего и четвертого правил дифференцирования – для тех, кому это интересно.
Выведем правило дифференцирования функции
y = f ( x ) + g ( x ).
Воспользуемся алгоритмом отыскания производной.
1) Положим, ради удобства, f ( x ) + g ( x ) = h ( x ). Для фиксированного значения x имеем: h ( x ) = f ( x ) + g ( x ).
2) В точке имеем:
h ( ) = ( f ( ) + g ().
3) h ( ) - h ( x ) = ( f ( ) + g ( )) – (( f ( x ) + g ( x )) =
= ( f ( ) – f ( x )) + ( g ( ) – g ( x )) = .
Итак,
.
4) .
5) lim lim lim lim = f / ( x ) + g / ( x ).
→ 0 → 0 → 0 → 0
Итак,
( f ( x ) + g ( x )) / = f / ( x ) + g / ( x ).
Выведем правило дифференцирования функции
y = kf ( x ).
Воспользуемся алгоритмом отыскания производной.
- Положим, ради удобства, k f ( x ) = h ( x ). Для фиксированного значения x имеем: h ( x )= k f ( x ).
- В точке имеем: h ( ) = k f ().
3) h ( ) - h ( x ) = k f ( ) –k f ( x ) =
=k ( f ( ) – f ( x )) = k .
Итак,
k .
4) .
5) ) lim lim k lim = k f / ( x ) .
→ 0 → 0 → 0
Итак,
( k f / ( x )) / = k f / ( x ) .
Пример 3. Найти производную функции
y = 3x2 – 4x + 2.
Решение. Имеем:
y / = ( 3x2 – 4x + 2 ) / = ( 3x2 ) / + ( - 4x + 2 ) / = 3 ( x2 ) / + ( - 4 ) = 3 . 2x – 4 = 6x – 4.
Мы воспользовались первым и вторым правилами, а также формулами дифференцирования линейной функции y = - 4x + 2 и функции y = x2 .
Пример 4. Найти производную функции:
а) y =x3 ; б) y = x4 ; в) y = x5.
Решение. а) Представим x3 в виде x2 . x и применим правило дифференцирования произведения. Получим:
( x3 ) / = ( x2 . x ) / = ( x2 ) / . x + x2 . ( x ) / = 2x . x + x2 .1 = 3x2.
Итак,
( x3 ) / = 3x2.
б) Представим x4 в виде x3 . x и применим правило дифференцирования произведения. Получим:
( x4 ) / = ( x3 . x ) / = ( x3 ) / . x + x3 . ( x ) / = 3x2 . x + x3 . 1 = 4x3.
Итак,
( x4 ) / = 4x3.
в) Представим x5 в виде x4 . x и применим правило дифференцирования произведения. Получим:
( x5 ) / = ( x4 . x ) / = ( x4 ) / . x+ x4 .( x ) / = 4x3 . x + x4 .1 = 5x4.
Итак,
( x5 ) / = 5x4.
Сравним тепрь пять формул: две формулы, которые мы знали раньше, и три формулы, которые вывели в примере 4. Смотрите:
( x ) / =1;
( x2 ) / = 2x;
( x3 ) / = 3x2;
( x4 ) / = 4x3;
( x5 ) / = 5x4.
Возникает естественная гипотеза: для любого натурального показателя n справедлива формула дифференцирования:
( xn ) / = n xn – 1 ( 1 )
Важное замечание. “ Естественная гипотеза “ – это стилистический оборот из области интуиции. Интуиция хороша для открытия новых фактов, но не для их обоснования. Формулу ( 1 ) мы “ прочувствовали “, но строго не обосновали. Приведем ( для интересующихся ) строгое доказательство.
Мы знаем, что
( x ) / = 1.
Эту формулу можно переписать в виде
( x ) / = 1 . x0.
Значит, формула ( 1 ) верна для n = 1.
Предположим, что формула ( 1 ) верна для натурального числа n = k, т. е. докажем, что
( xk ) / = k . xk – 1.
Докажем, что тогда формула ( 1 ) верна и для следующего натурального числа n=k+1, т. е. докажем, что
( xk + 1 ) / =( k + 1 ) xk.
В самом деле, имеем:
( xk + 1 ) / =( xk . x ) / = ( xk ) / . x + xk . ( x ) / =
= k xk - 1 . x + xk . 1 = ( k + 1 ) xk.
Итак, для n = 1 формула ( 1 ) верна – это мы проверили. Далее, мы доказали, что если формула ( 1 ) верна для n = k, то она верна и для n = k + 1. Воспользуемся этим: формула ( 1 ) верна для n = 1, значит, она верна и для следующего числа n = 2; так как она верна для n = 2, то она верна и для следующего числа n = 3 и т. д. Значит, формула ( 1 ) верна для любого натурального числа n.
Приведенный метод рассуждений носит в математике название метод мааатематической индукции.
Зная формулу ( 1 ) и соответствующие правила дифференцирования, можно найти производную любого многочлена.
Пример 5. Найти точки, в которых касательная к графику функции y = x3 – 3x + 2 параллельна оси x.
Решение. Имеем:
y = ( x3 – 3x + 2 ) / = 3x2 – 3.
Если касательная параллельна оси x, то ее угловой коэффициент равен нулю. Но, с другой стороны, угловой коэффициент касательной равен значению производной в абсциссе точки касания. Значит, нам нужно найти точки, в которых производная обращается в нуль. Имеем:
3x2 – 3 = 0 ;
x1 = 1, x2 = - 1.
Далее,
f ( 1 ) = 13 – 3 . 1 + 2 = 0;
f ( - 1 ) = ( - 1 )3 – 3 . ( - 1 ) + 2 = 4.
Итак, касательная, проведенная к графику функции y = x3 – 3x + 2 в точке ( 1; 0 ) или в точке ( -1; 4 ), будет параллельна оси x. На рис 12 дана геометрическая иллюстрация полученног результата ( мы учли , что f ( - 2 ) = 0, т. е. график пересекает ось абсцисс в точке x = - 2).
Рис. 12
Пример 6. Найти производную функции:
а) y = tg x; б) y = ctg x.
Решение. а) Воспользуемся тем, что
tg x = ,
и правилом дифференцирования частного:
Таким образом, мы вывели еще одну формулу дифференцирования:
( tg x ) / =
Понятно, что эта формула справедлива лишь при допустимых значениях x, т. е. при x ≠
б) Рассуждая аналогично ( советуем вам выполнить соответствующие рассуждения ), получим
Вы привыкли к тому, что в математике, наряду с прямой задачей, часто решают обратную. До сих пор мы говорили о том, как по функции найти ее производную. Но часто бывает так, что известна производная, а найти нужно саму функцию. Если, например, известно, что f / ( x ) = cos x, то f ( x ) = sin x ; в самом деле, производная от sin x равна cos x. Если известно, что f / ( x ) = x2, то нетрудно догадаться, что f ( x ) = ; в самом деле,
Позднее мы подробнее поговорим о решении указанных обратных задач, т. е. о том, как, зная производную функции, найти саму функцию.
3. Дифференцирование функции y = f ( kx + m ). Мы знаем, чему равны производные функций y = xn, y = sin x, y = cos x, y = tg x, y = . Но часто на практике приходится находить производные функций y = 2 sin x, y = cos и т. д . Возникает вопрос: если мы знаем, чему равна производная функции y = f ( x ) , то как вычислить производную функции y = f ( kx + m ).
С функцией y = 2 sin x можно поступить так. Известно, что
sin 2x = 2 sin x cos x.
Тогда
( sin 2x ) / = ( 2 sin x cos x ) / = 2 (( sin x ) / cos x + sin x ( cos x ) /) =
= 2 ( cos x cos x + sin x ( - sin x )) = 2 ( cos2 x – sin2 x ) = 2 cos 2x.
Итак, воспользовавшись правилом дифференцирования произведения и правилом вынесения постоянного множителя за знак производной, а также формулами синуса и косинуса двойного аргумента, мы доказали, что
( sin 2x ) / = 2 cos 2x.
Хорошо, скажете вы, а как быть с производными функций
y = sin 3x, y = cos 4x?
Неужели каждый раз придется применять соответствующие формулы тригонометрии? Отвечаем: не придется. Обратите внимание на выделенную формулу. Чем она отличается от формулы дифференцирования функции y = sin x? Только тем, что появился дополнительный множитель 2, да в роли аргумента выступает не x, а x. Точно так же будет обстоять дело и в других аналогичных случаях: используется отдельная формула дифференцирования и появляется дополнительный множитель, равный коэффициенту при x. Например, справедливы следующие формулы:
( cos 4x ) / = - 4 sin 4x;
( sin 3 x ) / = 3 cos 3x;
(( 2x + 1 ) 5 ) / = 2. 5 ( 2x + 1 ) 4 = 10 ( 2x + 1 ) 4.
Вообще, справедливо следующее утверждение.
ТЕОРЕМА. Производная функции y = kx + m вычисляется по формуле
( f ( kx + m ) ) / = k f / ( kx + m )
Доказательство мы приведем в конце пункта – опять, как и в предыдущих пунктах, это материал, не обязательный для всех.
Пример 7. Найти значение производной функции
в точке x= 1.
Решение. Сначала найдем производную в произвольной точке x. Известно, что
По этой же формуле мы найдем интересующую нас производную, но при этом учтем два обстоятельства:
- под знаком корня следует писать не x, а 7 – 2,16 x;
- следует записать дополнительный множитель, равный –2,16, - это коэффициент при x. Таким образом,
= - 2,16 .
Чтобы вычислить f / ( 1 ) , нужно в полученное выражение подставить x = 1:
f / ( 1 ) = - 2,16 . = - 2,16 .
Ответ: f / ( 1 ) =
Завершая этот параграф, докажем сформулированную выше теорему.
Доказательство теоремы. Введем обозначение
t = kx + m
и заметим, что если аргументу x придать приращение , то переменная t получит приращение k. В самом деле,
t ( x ) = kx + m, t ( x + ) = k ( x + ) + m,
= ( k ( x + ) + m ) – ( kx + m ) = k.
Теперь применим привычный 5-шаговый алгоритм отыскания производной.
- Положим, ради удобства, f ( kx + m ) = h ( x ).
Для фиксированного значения x имеем:
h ( x ) = f ( kx + m ) = f ( t ).
2 ) В точке x + имеем:
h ( x + ) = f ( k (x + ) + m ) =
f ( kx + m + k ) = f ( t + ).
3)
4)
5) lim
Теорема доказана.
Список литературы
- Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. Алимова Ш.А. – М: Просвещение. 1998 г.
- Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11классов общеобразовательных учреждений. Под ред. Мордковича А.Г. – Мнемозиана. 1999 г.
- Дифференциальное и интегральное исчисление. Учебник для ВТУЗов. Под ред. Пискунова Н.С. – М: Наука. 1978 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Применение производной"
Применение производной функции при решении задач на оптимизацию....
Урок-семинар по теме "Применение определенного интеграла к вычислению площадей фигур"
Урок-семинар по теме "Применение определенного интеграла к вычислению площадей фигур" предназначен для учащихся 11 класса с углубленным или профильным изучением математики. Материал будут полезен при ...
Приложение к уроку-семинару по теме "Применение определенного интеграла к вычислению площадей фигур"
В приложении разработаны задания для подготовки к семинару,план-задание семинара, задания для практической части, самостоятельная работа....
«Применение определенного интеграла при решении экономических задач»
«Применение определенного интеграла при решении экономических задач»...
Технологическая карта урока «Применение определенного интеграла в решении задач математики и физики»
Технологческая карта повторительно- ообщающего урока - семинара «Применение определенного интеграла в решении задач математики и физики»...
применение определенного интеграла при решении задач по физике
Интегрированный урок по математике и физике. Форма работы - групповая. Рассматриваются задачи по физике, для решения которых можно применить определенный интеграл. Отрабатываются навыки выч...
Применение определенного интеграла к вычислению площадей плоских фигур.
Применение определенного интеграла к вычислению площадей плоских фигур. плоских фигур....