учебная программа факультативного курса для 10-11 классов
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
данная программа может использоваться для проведения факультативных занятий как в 10, так и в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_razrabotka_11_klass.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Рабочая программа
адаптационная, комбинаторная, радикальная
нужное подчеркнуть
Математический практикум
учебная программа
факультативного курса для 10-11–х классов
Автор разработки:
Шмырёва М.А.
учитель математики
I квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 17»
2016год
г. Усолье – Сибирское
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
- Пояснительная записка стр. 3-5
- Цели и задачи факультативного курса стр. 6
- Требование к уровню подготовки учащихся стр. 7
- Описание разделов факультативного курса стр. 8
- Учебно-тематический план стр.9
- 6. Список литературы стр. 11
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 - 11 классов к итоговой аттестации по алгебре и началам анализа за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию. Она разработана на основе государственной программы по математике для 5 – 11 классов и рекомендованных к ней методических пособий.
Программа рассчитана на один год, 34 часа, предусматривается одно занятие в неделю.
Сдача экзамена в форме ЕГЭ требует от учащихся обширных знаний по всему школьному курсу математики. Все разделы математики, изучаемой в школе, занимают определённое место в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая подготовка учащихся для того, чтобы эффективно систематизировать и обобщить знания, вспомнить основные способы и методы решения задач и пополнить свои знания недостающими сведениями.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по назначению, а также по содержанию, сложности и формам включённых в них заданий. Многие задания первой части «В» можно отрабатывать и на уроках алгебры, и на уроках геометрии. Среди них есть задачи практического характера, с которыми нам приходиться сталкиваться даже несколько раз в день ( посчитать количество денег, затраченных на проезд в автобусе; сумму денег, отданную за покупку в магазине и т.д.). А вот задания второй части типа «С» требуют больших не только познавательных, но и временных затрат. Поэтому для решения заданий этой части приходиться использовать и дополнительную литературу, и дополнительное время. Вот здесь существенную помощь в подготовке могут оказать факультативные занятия и элективные курсы.
Включение в программу дополнительных разделов способствует расширению знаний учащихся. Результатом изучения дополнительных вопросов должно стать не просто знание учащимися соответствующих терминов и формулировок, а умение применять на практике при решении задач. Потому что именно в процессе решения задач отрабатываются соответствующие навыки, развиваются интересы и склонности к математике, что является залогом успешной сдачи экзамена.
Учебники содержат большей частью стандартные вопросы и задачи. Поэтому у учащихся вырабатывается своего рода стереотипный подход к стандартным заданиям. А при выполнении заданий второй части необходимо умение применить свои знания в новой ситуации, не имея готового метода решения, который учащийся должен в сжатые сроки разработать самостоятельно, используя известные методы из различных разделов курса математики средней школы.
Курс алгебры строится как бы по спирали. Одни и те же действия, математические операции периодически повторяются при изучении новых видов чисел, функций. К тому же и число часов по алгебре значительно больше, чем по геометрии. Поэтому учащиеся лучше усваивают алгебраический материал. Совсем иначе строится курс геометрии. Каждое теоретическое положение изучается один раз, а применяется при изучении и планиметрии и стереометрии. В связи с этим, необходимо наиболее полно повторить геометрический материал. Особое внимание, на мой взгляд, необходимо уделить вписанным и описанным фигурам и геометрическим телам.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы.
актуальность
Школьная программа по математике содержит лишь самые необходимые, максимально упрощённые знания. Практика показывает громадный разрыв между содержанием школьной программы по математике и теми требованиями, которые налагаются на абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения. Поступить в вуз нашим выпускникам становится трудно не только в силу экономических и социально-политических условий, но и по причине несоответствия знаний выпускника, которого добросовестно учили по программе, и уровнем вступительных экзаменов в вуз. Учащиеся 10-11 классов, перегружаясь, вынуждены посещать дополнительно платные курсы (которые не всем доступны), а учителя школ, заботясь о своих питомцах, вынуждены организовывать для них разного рода дополнительные занятия. И в целях достижения наилучшего результата по подготовке к вступительным экзаменам дать определённый объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач и научить самостоятельно мыслить, творчески подходить к любой проблеме.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
2.1 Цель курса:
- обобщение и систематизация знаний учащихся по основным разделам математики;
- интеллектуальное развитие учащихся в процессе учебных занятий;
- формирование умений применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач;
- повышение уровня математической подготовки выпускников.
2.2 Задачи курса:
- дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;
- расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач;
- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
- работать над формированием интереса к решению задач различного уровня сложности;
-развить интерес и положительную мотивацию изучения математики.
3.ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- решать рациональные уравнения и неравенства;
- решать тригонометрические уравнения;
- решать иррациональные уравнения и неравенства;
- решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства;
- находить производные и первообразные функций;
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
- уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение графиков функций;
- применять свойства геометрических преобразований к построению графиков функций
4.ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Содержание программы учебного курса
1.Преобразования выражений и вычисления.
Многочлены и тождественные преобразования многочленов. Выделение квадрата двучлена. Теорема Виета. Деление многочленов. Алгоритм Евклида. Теорема Безу.
Алгебраические дроби и действия с дробями. Преобразования выражений, содержащих степени и корни. Тождественные преобразования логарифмических и тригонометрических выражений.
2. Уравнения, неравенства и системы.
Нестандартные приёмы решения уравнений и неравенств. Использование областей существования функции. Использование неотрицательности функций. Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса. Уравнения и неравенства с параметрами и модулями.
3. Функции и графики.
Область определения и область значений функции. Чётность и нечётность. Периодичность. Наибольшее и наименьшее значения.
4. Текстовые задачи.
Задачи на смеси и сплавы. Задачи с целыми и простыми числами. Задачи на проценты.
5. Геометрия.
Повторение из планиметрии тем: «Вписанные и описанные треугольники»,«Вписанные и описанные четырёхугольники», «Вписанные и описанные многоугольники», «Вписанные и описанные пирамиды».
5. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов |
1 | Преобразования выражений. Вычисления. | 6 |
Тождественные преобразования многочленов. | 1 | |
Выделение квадрата двучлена. Теорема Виета. | 2 | |
Деление многочленов. Алгоритм Евклида. Теорема Безу. | 1 | |
Тождественные преобразования рациональных выражений, содержащих степени и корни. | 2 | |
2 | Уравнения, неравенства и системы. | 13 |
Использование областей существования функции. | 2 | |
Использование неотрицательности функции. | 2 | |
Использование ограниченности функции. | 2 | |
Использование свойств синуса и косинуса. | 2 | |
Решение уравнений и неравенств с параметрами и модулями. | 5 | |
3 | Функции и графики. | 3 |
Область определения и область значений. | 1 | |
Чётность, нечётность, периодичность. | 1 | |
Наибольшее и наименьшее значения функции. | 1 | |
4 | Текстовые задачи. | 6 |
Задачи на смеси и сплавы. | 2 | |
Задачи на проценты. | 2 | |
Задачи с целыми и простыми числами. | 2 | |
5 | Геометрия. | 8 |
Вписанные и описанные треугольники. | 2 | |
Вписанные и описанные четырёхугольники и многоугольники. | 2 | |
Вписанные пирамиды. Описанные пирамиды. | 2 | |
Итоговая контрольная работа | 2 |
Средства контроля
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся: выполнение контрольных работ, составленных по КИМам ЕГЭ.
Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется задания для самостоятельного выполнения, часть которых выполняется в классе, а часть - дома. Изучение данного курса заканчивается проведением итоговой контрольной работы.
- Список литературы
1. Галицкий М.А., М.М. Мошкович. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. М., «Экзамен»,2007г.;
2. ЛысенкоФ.Ф., Кулабухов С.Ю Математика, подготовка к ЕГЭ- 2014, учебно-методическое пособие, Ростов-на-Дону, 2013 г.;
3. ЛысенкоФ.Ф., Кулабухов С.Ю Арифметика и алгебра, подготовка к ЕГЭ- 2014, учебно-методическое пособие, Ростов-на-Дону, 2013 г.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса
Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса «Человек и его здоровье»
Два направления медицины клиническое и профилактическое. Гигиена и санитария в быту и на производстве, в школе и на улице. Усилия гигиены и окружающая среда. Социальный характер санитарно-гигиеническо...
программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"
Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...
Авторская адаптационная учебная программа факультативного курса по русскому для 7-8 классов «Лексика и фразеология русского языка»
Данная педагогическая разработка составлена на основе авторской программы факультативного курса Введенской Л. А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского яз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса для 9-го класса: «Язык в речевом общении » НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса. Структура курса. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Содержание программы факультати...
- Мне нравится (1)