элективный курс "Математические задачи в экономике"
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Петросян Оксана Юрьевна

Данный курс предназначен для учеников 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_v_ekonomike.docx41.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №51

(МБОУ СОШ №51)

Рассмотрено

Руководитель методического объединения учителей

________________________

_________/_____________/

подпись           (Ф и инициалы рук-ля МО)

Протокол № ________

от «___»_______201__ г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

 

_________/_____________/

подпись                          (Ф и инициалы зам. по УВР)

«___»___________201__ г.

Утверждаю

Директор школы

_________/_____________/

подпись                (Ф и инициалы директора школы)

Приказ № ________

от «___»___________201__ г.

Программа элективного курса

«Математические задачи в экономике»

для обучающихся 9 класса

МБОУ СОШ № 51

на 2017-2018 учебный год

    Составитель программы:

__Королева Оксана Юрьевна____

__учитель математики

(ФИО учителя-составителя программы,

квалификационная категория)

г.Воронеж

2017 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический  план
  3. Содержание материала программы
  4. Календарно - тематический план  
  5. Требования к уровню подготовки обучающихся

6. Список литературы.

Пояснительная записка

Данный курс разработан в рамках предпрофильной подготовки учащихся в школах. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством образования Воронежской области.

Математические методы исследования все настойчивее проникают в такие науки, как химия, биология, геология, лингвистика, педагогика, генетика, медицина, право, археология и особенно, экономика. Поэтому на многих, в том числе и гуманитарных факультетах университетов, во всех технических вузах поступающие сдают экзамены по математике.

        Таким образом, знания данной науки позволяют лучше ориентироваться в информационном обществе и идти в ногу  со временем научно-технического прогресса.

        Однако настоящее время требует применения математического аппарата для особых отношений сложившихся в современном  обществе - это рыночных отношений, которые выдвигают к индивидууму такие требования, как высокий профессионализм, предприимчивость, способность чётко ориентироваться в сложных ситуациях, быстро принимать решения.

        С рыночной экономикой, с её законами и возможностями учащиеся очень мало знакомы. Однако экономические термины ежедневно звучат по средствам массовой информации и непосредственно касаются каждого школьника. Возникшее противоречие требует разрешения, которое можно осуществить с помощью элективного профиля.

        Элективный курс «Математические задачи в экономике» предназначен для учащихся 9 классов, интересующихся математикой и экономикой. Программа курса в своей основе содержит модульный принцип, при котором к большинству тем программы по математике конструируется экономический модуль, то есть те вопросы экономики, в которых используется изучаемый материал.

        Данная программа способствует расширению математических знаний и экономических приложений, которые рассматриваются в математике.

        Содержание курса дополняет некоторые темы школьной программы, где экономические понятия рассматриваются на конкретных примерах с математической точки зрения.

        Таким образом, курс предоставляет учителю возможность использовать математику для изучения вопросов рыночной экономики; учащимся - обновить и обогатить запас своих знаний, а  также, выработать умения и навыки, необходимые для адаптации и востребованности в обществе с рыночными отношениями.

        Цели курса: - развивать интерес к предмету, интеллект, логику мышления; расширить знания учащихся в области экономики и математики; сформировать первоначальные навыки разрешения жизненных ситуаций экономического характера; показать необходимость математики как учебной дисциплины; профориентация.

Задачи курса:

- сформировать у учащихся понимание значимости экономики для развития современного общества;

- сформировать первоначальные представления о методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;

- познакомить учащихся с новыми терминами, дать им объяснение и учить правильно, использовать в своей речи;

- выработать навык успешного применения математического аппарата при разрешении экономических ситуаций;

- сформировать экономические знания для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и для получения соответствующего образования;

- познакомить с профессиями в области экономики и банковского дела, их требованиями и особенностями;

- формировать чёткую, логически правильную речь.

        Курс имеет практическую направленность. Формы занятий: деловые игры, защита рефератов, практикумы.

        Отработка и закрепление знаний, умений и навыков достигается путем решения достаточного количества упражнений, соответствующих возрасту и уровню знаний учащихся.

        Критерии эффективности изучения программы рекомендуется считать выработку чётких представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умений выражать суждения по экономическим вопросам, подтверждённые фактами, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций и формирование практических навыков принятия экономических решений, аналитически проверенных средствами математики.

        В качестве итоговой формы контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предлагается защита рефератов.

Программа составлена на основе рабочей программы  

Программа элективного курса рассчитана на 34 ч.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок

Кол-во час.

Практическая часть

1

Глава 1. Классические экстремальные задачи

6 ч.

Проект «Квадратичная функция»

2

Глава 2. Математические формулировки экономических задач

4ч.

3

Глава 3.  Определение неотрицательных решений системы линейных уравнений

4ч.

4

Глава 4. Симплексный метод решения задач линейного программирования

8ч.

Проект «Симплексный метод»

5

Глава 5. Методы решения транспортной задачи

8ч.

Деловая игра

6

Глава 6. Задачи нелинейного программирования

4ч.

Защита проектов и рефератов.

Итого:

34ч.

Всего: 4ч

Содержание материала программы

1. Классические экстремальные задачи (6 ч.).

1.1. Наибольшее и наименьшее значение квадратного трехчлена.

1.2. Применение теоремы о среднем арифметическом и среднем геометрическом.

1.3. Практические задачи, приводящие к линейной целевой функции.

2. Математические формулировки экономических задач (4 ч.).

2.1. Математическая модель транспортной задачи.

2.2. Математическая модель задачи составления производственного плана.

2.3. Математическая модель задачи составления смеси.

2.4. Каноническая форма задач линейного программирования.

3. Определение неотрицательных решений системы линейных уравнений (4 ч.).

3.1. Метод последовательного исключения переменных при решении системы линейных уравнений.

3.2. Метод полного исключения переменных.

3.3.  Правило прямоугольника.

3.4. Нахождение базисных решений системы линейных уравнений.

4. Симплексный метод решения задач линейного программирования (8 ч.).

4.1. Графический метод решения задач линейного программирования.

4.2. Аналитическое введение в симплексный метод.

4.3. Алгоритм симплексного метода.

4.4. Примеры применения алгоритма симплексного метода.

4.5.  Решения задач линейного программирования симплексным методом.

5. Методы решения транспортной задачи. (8 ч.)

5.1. Основная идея метода.

5.2. Алгоритм решения транспортной задачи.

5.3. Примеры решения транспортных задач.

6. Задачи нелинейного программирования (4 ч.)

6.1. Общая задача нелинейного программирования.

6.2.Задачи нелинейного программирования с линейной целевой функцией и нелинейной системой ограничений.

6.3.Задчи нелинейного программирования с линейной системой ограничений, но нелинейной целевой функцией.

6.4.Задчи нелинейного программирования с нелинейной целевой функцией и нелинейной системой ограничений.

        7. Защита рефератов (4 ч.)

Календарно - тематический план

урока

Наименование

тем  уроков

Кол-во

час.

Дата проведения

Основные

понятия и

термины

Образовте

льные техноло

гии,

эл. ресурсы

по плану

по факту

Глава 1. Классические экстремальные задачи. (6ч.)

1-2

Наибольшее и наименьшее значение квадратного трехчлена.

2

Квадратный трехчлен,наибольшее значение, наименьшее значение, среднее арифметическое, среднее геометрическое, линейная целевая функция.

Здоровьесберегающие технологии,

3-4

Применение теоремы о среднем арифметическом и среднем геометрическом.

2

5-6

Практические задачи, приводящие к линейной целевой функции.

2

Глава 2. Математические формулировки экономических задач. (4ч.)

7-8

Математическая модель транспортной задачи. Математическая модель задачи составления производственного плана.

2

Модель транспортной задачи, производственный план, задача составления смеси, задача линейного программирования.

Здоровьесберегающие технологии,

9-10

Математическая модель задачи составления смеси. Каноническая форма задач линейного программирования.

2

Глава 3. Определение неотрицательных решений системы линейных уравнений. (4ч.)

11-12

Метод последовательного исключения переменных при решении системы линейных уравнений. Метод полного исключения переменных.

2

Последовательное исключение переменных, полное исключение переменных, правило прямоугольника, базисное решение.

Здоровьесберегающие,технологии,Игровые технологии

13-14

Правило прямоугольника. Нахождение базисных решений системы линейных уравнений.

2

Глава 4. Симплексный метод решения задач линейного программирования. (8ч.)

15-16

Графический метод решения задач линейного программирования.

2

Графическое решение ЗЛП, симплексный метод.

Здоровьесберегающие технологии,

17-18

Аналитическое введение в симплексный метод. Алгоритм симплексного метода.

2

19-20

Примеры применения алгоритма симплексного метода.

2

21-22

Решения задач линейного программирования симплексным методом.

2

Глава 5. Методы решения транспортной задачи.(4ч.)

23-24

Основная идея метода. Алгоритм решения транспортной задачи.

2

Транспортная задача.

Здоровьесберегающие технологии,

25-26

Примеры решения транспортных задач.

2

Глава 6. Задачи нелинейного программирования.(8ч.)

27-28

Общая задача нелинейного программирования. Задачи нелинейного программирования с линейной целевой функцией и нелинейной системой ограничений.

2

Задача нелинейного программирования, нелинейная система ограничений.

Здоровьесберегающие технологии,  игровые технологи

29-30

Задачи нелинейного программирования с линейной системой ограничений, но нелинейной целевой функцией. Задачи нелинейного программирования с нелинейной целевой функцией и нелинейной системой ограничений.

2

31-34

Научно  - практическая конференция.  (Защита рефератов.)

4

Итого

34ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения программы элективного курса « Математика в  экономике » учащиеся получат:

Знания:

- основы экономической теории,  задачи и закономерности;

- основные категории экономики: товар, деньги, прибыль, финансы и т. д.;

- природу и суть экономических процессов;

- правила ведения персональной экономики;

- основы банковского дела: производительность труда, рентабельность, налоги, инфляция;

- внутренние и внешние тенденции нашей страны.

Умения:

- планировать собственный бюджет;

- засчитывать заработную плату, налоги, кредиты;

- выбирать оптимальный способ погашения кредита и форму кредита;

- сравнивать прибыльность;

- работать с таблицами, графиками, анализировать полученные данные;

- объяснять, какой математический аппарат является основой для содержания конкретной экономической задачи или ситуации.

Навыки:

- решать основные задачи на вычисление прибыли, себестоимости, рентабельности, величины налога, простых и сложных процентов;

- принятия экономических решений в повседневной жизни;

- пользования услугами банков и различными платёжными средствами.

Литература.

  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебник. − М.: Юрайт. 2001.−384с.
  2. Ермакова И., Протасевич Т. Начала экономики/Школьный экономический журнал. №№6-7/1998. -69-78 с
  3. Куликов Л. М. Основы экономических знаний. −М.: «Финансы и статистика», 1999. −268 с.
  4. Магнус Я. Р., Катышев П.К., Пересецкий А. А. «Эконометрика» начальный курс. Академия народного хозяйства при Правительстве российской Федерации. − М.: Дело, 2000.− 390 с.
  5. Мицкевич А. материал по теме «Спрос и предложение» /Школьный экономический журнал. №№6-7/1998. −22-44 с.
  6. Мицкевич А. Предпринимательство и предприниматель»/Школьный экономический журнал, №4/1996. −34-38 с.
  7. Монахов В. М. Методы оптимизации. Применение математических методов в экономике. Пособие для учителей. −М.: Просвещение, 1978. −175 с.
  8. Новиков В.А. Словарь «Практическая рыночная экономика». − М.: Флинта, 1999. −372 с.
  9. Никулина И. Методические материалы (тесты)/Журнал «Экономика в школе». №3/2001. −41-48 с.
  10. Самохина А. Последовательность работы над рефератом/Школьный экономический журнал. № 4/1996 г. −43-46 с.
  11. Симонов А.С. О математических моделях экономики в школьном курсе математики/Математика в школе, №5/1997.
  12. Сюдсетер К. ,Стрем А., Берк П. Справочник по математике для экономистов. −Спб.: Экономической школы 2000 .−229 с.
  13. Фирсов Е. Г. Интеллектуальные игры для школьников. Экономика. −Ярославль.: Академия развития,1998. −207 с.
  14. Чепурин М. Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории. − Киров.: АСА, 1998 . −624 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов

Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными ...

Элективный курс "Введение в экономику"

Данный элективный курс поможет учащимся почувствовать себя в мире экономики более уверенно, познакомит с тем, как этот мир устроен и позволит понять, почему события в нём разви...

Рабочая программа элективного курса «Право и экономика».

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических ...

программа элективного курса "Основы домашней экономики и предпринимательства"

Элективный курс «Основы домашней экономики и предпринимательства» является пропедевтикой к школьным базовым курсам «Экономика» и «Технология»для 10 - 11 класса....

Программа элективного курса "Математические задачи в экономике и статистике"

Программа элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» предназначена для обучающихся 10 – 11-х классов.Программа ориентирована на овладение обучающимися знаниями и умениями...

Рабочая программа элективного курса "Математика в экономике"

  Актуальность элективного курса «Математика в экономике» состоит в том, что он дополняет и развивает школьный курс математики, а так же является информационной поддержкой выбранного...

Авторская образовательная программа элективного курса «Путешествие в экономику и решение задач»

      Курс "Путешествие в экономику" предназначен для учащихся пятых классов, интересующихся математикой и экономикой.     Предлагаемый курс ориенти...