Программа элективного курса "Математические задачи в экономике и статистике"
элективный курс по алгебре (11 класс) по теме
Программа элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» предназначена для обучающихся 10 – 11-х классов.Программа ориентирована на овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми для успешного продолжения образования, применения полученных знаний в текущей и будущей практической жизни и деятельности, осознанного социального и профессионального самоопределения. В процессе работы по изучению материала данного курса ученики овладевают новыми знаниями в области математики, экономики и статистики, получают возможность практического применения своих интеллектуальных способностей. Программа элективного курса предусматривает формирование и развитие у обучающихся ключевых образовательных компетентностей, кооперативно – коммуникативных умений. В этом направлении приоритетным является участие школьников в проектной и исследовательской деятельности, выполнение творческих работ по выбранной теме, участие в итоговой конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_elektivnogo_kursa_matematicheskie_zadachi_v_ekonomike_i_statistike.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Математические задачи в экономике и статистике»
Рецензия на программу написана кандидатом педагогических наук,
доцентом, доцентом кафедры М и МОМ ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» Коркиной П.С., 2012 год.
Пояснительная записка.
Каждому человеку в его повседневной практической деятельности приходиться выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить в справочниках и использовать нужные формулы, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, производить несложные финансовые вычисления и т.д. Покупая товар в кредит, обменивая рубли на доллары, внося деньги на счет в банк, участвуя в лотерее или вступая в игру, человек для своего материального и морального благополучия должен выбрать оптимальный вариант действий из многих возможных.
Актуальность введения элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» заключается в том, что профессий, связанных с науками математика, экономика и статистика, очень много и ученикам необходима дополнительная специализированная подготовка для более точного определения своего дальнейшего профессионального пути. Данная тема актуальна в связи с тем, что современным школьникам требуются не просто задачи на вычисление, а задачи, наиболее приближенные к жизненным ситуациям.
Программа элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» ориентирована на овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми для успешного продолжения образования, применения полученных знаний в текущей и будущей практической жизни и деятельности, осознанного социального и профессионального самоопределения.
В процессе работы по изучению материала данного курса ученики овладевают новыми знаниями в области математики, экономики и статистики, получают возможность практического применения своих интеллектуальных способностей.
Цель курса – сформировать представления о математических методах и способах решения нестандартных задач в экономике и статистике.
Задачи курса:
1). Систематизировать и углубить знания по математике, необходимые для решения задач по экономике и статистике.
2). Способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности при проектировании решения задач в области экономики и статистики.
3). Содействовать формированию опыта творческой деятельности школьников
через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач и выполнении проектов.
4). Содействовать формированию навыков работы с научной литературой, использования различных Интернет-ресурсов.
Программа элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» предназначена для обучающихся 10 – 11-х классов.
В ходе изучения материала элективного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы как лекции, семинары, практикумы по решению задач, деловые и ролевые игры, консультации.
Программой предусмотрены разнообразные виды деятельности обучающихся: самостоятельное приобретение знаний из различных источников информации и применение этих знаний, работа в группах, работа в парах, участие в дискуссиях.
Программа элективного курса предусматривает формирование и развитие у обучающихся ключевых образовательных компетентностей, кооперативно – коммуникативных умений. В этом направлении приоритетным является участие школьников в проектной и исследовательской деятельности, выполнение творческих работ по выбранной теме, участие в итоговой конференции. Тематика творческих работ составлена с учетом развития исследовательских умений. Наряду с информационно – реферативными творческими работами, имеются проблемно – реферативные, экспериментальные и исследовательские. Оптимальное сочетание различных видов творческих работ дает возможность каждому ученику развивать как когнитивные, так и креативные умения. Групповая форма работы будет способствовать развитию оргдеятельностных и коммуникативных компетенций школьников.
Программа соответствует цели и задачам профильного обучения – социализации личности, развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, решимости реализовать свои жизненные планы.
Общее количество часов – 60, из них:
- 40 часов – теоретическая часть, направленная на расширение знаний обучающихся по математике, экономике и статистике, расширение знаний о профессиях, связанных с математикой, экономикой и статистикой;
- 20 часов – проектная деятельность, направленная на развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся.
Итоги работы обучающихся на занятиях элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» будут подводиться в виде тестирования после каждой основной темы, на итоговом занятии с выступлениями обучающихся о проделанной работе по выбранной теме и по результатам творческой работы на Дне науки.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Название темы | Всего занятий | В том числе | |||
теория | практика | семинар, конференция | деловые и ролевые игры | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | - | - |
2. | Исторический экскурс в мир наук. | 2 | 1 | - | 1 | - |
3. | Процентные вычисления в жизненных ситуациях. | 6 | - | 4 | - | 2 |
4. | Требования к исследователь-ской работе. | 2 | - | 2 | - | - |
5. | Банковские операции. | 4 | 1 | 2 | 1 | - |
6. | Бюджет. | 2 | - | - | - | 2 |
7. | Работа по основным разделам темы проекта. | 10 | - | 10 | - | - |
8. | Основы предпринима-тельства. | 6 | 2 | 2 | - | 2 |
9. | Случайные величины. | 6 | 2 | 2 | 2 | - |
10. | Математическое описание случайных событий. | 6 | 1 | 1 | 2 | 2 |
11. | Статистическая информация. | 8 | 3 | 3 | 2 | - |
12. | Анализ выполненной работы. | 5 | - | 2 | 3 | - |
13. | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 | - | - |
Итого: | 60 | 11 | 30 | 13 | 6 |
Содержание курса (теоретическая часть – 40 часов).
Тема 1. Исторический экскурс в мир наук.
Основная цель – познакомить обучающихся с возникновением и взаимосвязью наук: математики, экономики, статистики.
Содержание:
1). История возникновения математики.
2). История возникновения экономики.
3). История возникновения статистики.
Тема 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
Основная цель – показать применение основного математического понятия – «процент» в жизни человека.
Содержание:
1). Тарифы.
2). Голосование.
3). Распродажа.
Тема 3. Банковские операции.
Основная цель – раскрыть суть основных банковских операций.
Содержание:
1). Кредиты.
2). Вклады.
Тема 4. Бюджет.
Основная цель - рассмотреть виды бюджетов, способы увеличения доходной части бюджета семьи.
Содержание:
1). История возникновения бюджета.
2). Бюджет семьи.
Тема 5. Основы предпринимательства.
Основная цель – рассмотреть основы предпринимательской деятельности.
Содержание:
1). История становления предпринимательства в России.
2). Виды предпринимательской деятельности.
3). Бизнес - план.
Тема 6. Случайные величины.
Основная цель – познакомить обучающихся с понятием «случайная величина», рассмотреть ее виды.
Содержание:
1). Распределение вероятностей случайной величины.
2). Математическое ожидание случайной величины.
3). Дисперсия и стандартное отклонение.
Тема 7. Математическое описание случайных событий.
Основная цель – рассмотреть основные формулы теории вероятности и способы решения задач по данным формулам.
Содержание:
1). Классическое определение вероятности.
2). Сложение и умножение вероятностей.
3). Объединение и пересечение событий.
Тема 8. Статистическая информация.
Основная цель – рассмотреть основные статистические характеристики и показать их применение при статистической обработке данных; показать роль графиков, таблиц и диаграмм в представлении информации.
Содержание:
1). Наглядное представление информации.
2). Статистические характеристики.
3). Статистическая обработка данных.
Содержание курса (практическая часть – 20 часов).
Тема 1. Вводное занятие.
Основная цель – познакомить обучающихся с целями и задачами курса, темами творческих работ.
Содержание:
1). Презентация курса.
2). Темы творческих работ.
3). Диагностика обучающихся.
Тема 2. Требования к исследовательской работе.
Основная цель – познакомить обучающихся с требованиями к содержанию и оформлению творческих работ.
Содержание:
1). Требования к оформлению проекта.
2). План работы над проектом.
Тема 3. Работа по основным разделам темы проекта.
Основная цель – провести индивидуальные консультации по отбору литературы, написанию текста творческой работы.
Содержание:
1). Раздел «Аннотация»
2). Раздел «План исследований».
3). Раздел «Научная статья».
4). Раздел «Заключение».
Тема 4. Анализ выполненной исследовательской работы.
Основная цель – провести анализ работы над проектом и подготовить выступление для защиты проекта.
Содержание:
1). Проекты обучающихся.
2). Презентация проекта.
Тема 5. Итоговое занятие.
Основная цель – подвести итоги работы элективного курса.
Содержание:
1). Диагностика обучающихся.
2). Рефлексия.
Тематика творческих работ.
1). На перекрёстке наук.
2). Экономическое развитие предприятия.
3). Экономия семейного бюджета.
4). Кредиты. Жизнь в долг…
5). Мир денег.
6). Задачи на проценты в нашей жизни.
7). История звонкой монеты.
8). Инфляция. Виды инфляций.
9). Вероятность вокруг нас.
10). Нужна ли современному человеку пластиковая карта?
11). Безработица в условиях рынка труда.
12). Мое собственное дело.
13). Статистика как метод изучения явлений экономики.
14). Исследование потребления электроэнергии в зависимости от времени года.
Анализ статистических результатов перехода на летнее время.
15). Определение цены сделки квартиры исходя из ее равноценности с
квартирами данного типа.
Планируемые результаты.
Предметные результаты: в ходе освоения содержания курса обучающиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
- выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; - использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента; - самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт; - проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений; - самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к учению и познанию;
- ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- готовность и способность обучающихся к самоопределению.
Метапредметные результаты:
- умение организовать свою деятельность: определять цель деятельности на занятии; высказывать свою версию, сравнивать ее с другими; определять последовательность действий для решения предметной задачи (проблемы); давать оценку и самооценку своей работы и работы всех;
- умение пользоваться информацией: искать и находить нужную информацию в разных источниках; записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т.д.; пользоваться словарями, справочником, компьютером;
- умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать, группировать предметы, явления; определять причины явлений, событий; обобщать знания и делать выводы;
- умение общаться: соблюдать правила этикета в общении; высказывать и доказывать свою точку зрения; слушать других; умело говорить и писать с учётом речевой ситуации;
- умение работать в коллективе: работать в группе (сотрудничать в совместном решении проблемы, прогнозировать последствия коллективных решений;
- умение оценивать то, что происходит вокруг: оценивать то, что происходит с тобой и вокруг тебя; уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договориться.
Диагностика обучающихся.
С целью выявления положительных результатов изучения материала элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике», на вводном и итоговом занятии проводится диагностика обучающихся. Для этого используется стандартизированная методика «Интеллектуальный тест Р.Кеттелла» из комплекта программ компьютерной обработки психологических тестов научно – производственной фирмы «Амалтей».
Ученик индивидуально на компьютере проходит данный тест. Время выполнения теста – 30-40 минут. При прохождении теста учениками, желательно присутствие психолога.
Интеллектуальный тест Р.Кеттелла является наиболее подходящим инструментом для оценки интеллектуального развития школьников, выбора уровня образования.
Методика теста состоит из 4 субтестов: дополнения, классификация, матрицы и топология. Перед выполнением каждого субтеста, ученику предоставляется инструкция по выполнению заданий и 3 – 4 задания по данной теме. Затем ученик выполняет 8 – 14 заданий каждого субтеста. Результаты субтестов суммируются, и на экран компьютера выходит результат и его обработка. Полученные результаты соотносятся с возрастными нормами.
При сравнении и анализе результатов диагностики на вводном и итоговом занятии можно говорить об уровне обученности и обучаемости испытуемого, а также об особенностях его познавательной деятельности.
Список литературы.
1. Автономов, В. С. Введение в экономику [Текст] / В.С. Автономов. –М.: Вита-Пресс, 2010. – 256 с.
2. Акимов, Д. В. Задания по экономике: от простых до олимпиадных [Текст] / Д. В. Акимов, О. В. Дичева, Л. Б. Щукина. –М.: Вита-Пресс, 2008. – 320 с.
3. Бродский, Я. С. Статистика. Вероятность. Комбинаторика [Текст] / Я. С. Бродский. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. — 544 с.
4. Васильев, В. П. Экономика для школьников и абитуриентов [Текст] / В. П. Васильев. - М.:Дело и сервис, 2005. – 132 с.
5. Глеман, М. Вероятность в играх и развлечениях: Элементы теории вероятностей в курсе средней школы. Пособие для учителя [Текст] / М. Глеман, Т. Варга. Пер. с фр. А. К. Звонкина. - М.: Просвещение, 2009. — 176 с.
6. Грызина, Н. Ю. Математические методы исследования операций в экономике [Текст] / Н. Ю. Грызина, И. Н. Мастяева, О. Н. Семенихина.- М.: ЕАОН, 2008. – 204 с.
7. Евич Л. Н., Ольховая Л. С., Ковалевская А. С. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2012. Элементы теории вероятностей и статистики: учебно-методическое пособие [Текст] / Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011. — 32 с.
8. Кондратьев, Д. Л. Твоя коллекция монет [Текст] / Д. Л. Кондратьев. - М.: Детская литература, 2004. – 170 с.
9. Лютикас, В. С. Факультативный курс по математике. Теория вероятностей [Текст] / В. С. Лютикас. - М.: Просвещение, 2009. – 198 с.
10. Прокопенко, Н. И. Задачи на смеси и сплавы [Текст] / Н.И. Прокопенко.- М.: Чистые пруды, 2010. – 215 с.
11. Просветов, Г. И. Экономика для школьников. Задачи и решения [Текст] / Г. И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2008. – 232 с.
12. Просветов, Г. И. Теория вероятности и статистика для школьников [Текст] / Г. И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2009. – 120 с.
13. Тюрин, Ю. Н. Теория вероятностей и статистика [Текст] / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров, И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко. -2-е изд., переработанное. - М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. —256 с.
14. Шевчук, Д. А. История экономики. Учебное пособие [Текст] / Д. А. Шевчук. - М.: Эксмо, 2009 – 305 с.
15. Юдин, С. В. Математика в экономике. Учебное пособие [Текст] / С. В. Юдин. - Тула: РГТЭУ, 2009. – 228 с.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Форма занятия | Виды деятельности | Количество часов | Сроки проведения | |
теоретических | практических | |||||
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Знакомство с темами творческих работ. Выбор темы творческой работы, способов работы над темой. | Презентация | Беседа. Проектирование личного учебного плана. Диагностика обучающихся | 1 | 1 | |
2 | Исторический экскурс в мир наук. | Лекция, семинар | Сообщение. Работа в группах | 1 | 1 | |
3 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Тарифы. | Практикум | Работа в парах | - | 2 | |
4 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Голосование. | Практикум | Деловая игра | - | 2 | |
5 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Распродажа. | Практикум | Работа в группах. Тестирование | - | 2 | |
6 | Требования к оформлению исследовательской работы. Обсуждение и составление плана исследовательской работы. | Консультация | Сообщение. Индивидуальные беседы | - | 2 | |
7 | Банковские операции. Кредиты. Вклады. | Лекция. Семинар | Беседа. Работа в парах | 1 | 1 | |
8 | Банковские операции. | Экскурсия в банк | Беседа | - | 2 | |
9 | Бюджет. История возникновения бюджета. Бюджет семьи. | Практикум | Ролевая игра | - | 2 | |
10 | Работа по основным разделам темы проекта. | Консультация | Работа с литературой. Индивидуальные беседы | - | 2 | |
11 | Основы предпринимательства. История становления предпринимательства в России. | Лекция. Практикум | Беседа. Работа в парах | 1 | 1 | |
12 | Основы предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности. | Лекция. Практикум | Беседа. Работа в группах | 1 | 1 | |
13 | Основы предпринимательства. Бизнес-план. | Практикум | Ролевая игра. Тестирование | - | 2 | |
14 | Работа по разделу «Научная статья». | Консультация | Работа с литературой. Обсуждение результатов работы над разделом | - | 2 | |
15 | Работа по разделам «Аннотация», «План исследований», «Заключение». | Консультация | Работа с литературой. Обсуждение результатов работы над разделом | - | 2 | |
16 | Случайные величины. Распределение вероятностей случайной величины. | Лекция. Семинар | Беседа. Работа в группах | 1 | 1 | |
17 | Случайные величины. Математическое ожидание случайной величины. | Практикум | Работа в парах | - | 2 | |
18 | Случайные величины. Дисперсия и стандартное отклонение. | Лекция. Семинар | Беседа. Работа в группах | 1 | 1 | |
19 | Работа по основным разделам темы проекта. | Консультация | Обсуждение результатов работы над проектом | - | 2 | |
20 | Математическое описание случайных событий. Классическое определение вероятности. | Семинар | Работа в группах | - | 2 | |
21 | Математическое описание случайных событий. Сложение и умножение вероятностей. | Лекция. Практикум | Беседа. Работа в парах | 1 | 1 | |
22 | Математическое описание случайных событий. Объединение и пересечение событий. | Практикум | Деловая игра | - | 2 | |
23 | Оформление творческой работы. Оформление приложения. | Консультация | Индивидуальные беседы | - | 2 | |
24 | Статистическая информация. Наглядное представление информации. | Лекция. Практикум | Работа в парах | 1 | 1 | |
25 | Статистическая информация. Статистические характеристики. | Лекция. Практикум | Работа в группах | 1 | 1 | |
26 | Статистическая информация. Статистическая обработка данных. | Лекция. Семинар. Экскурсия в отдел статистики | Беседа. Работа в парах. Тестирование | 1 | 3 | |
27 | Анализ выполненной исследовательской работы. Подготовка выступления. | Консультация | Индивидуальные беседы | - | 2 | |
28 | Подведение итогов работы над проектом. Защита проектов. | Конференция | Индивидуальные выступления | - | 3 | |
29 | Итоговое занятие. | Практикум | Беседа. Диагностика обучающихся | - | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов
Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными ...
Рабочая программа элективного курса «Право и экономика».
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических ...
программа элективного курса "Основы домашней экономики и предпринимательства"
Элективный курс «Основы домашней экономики и предпринимательства» является пропедевтикой к школьным базовым курсам «Экономика» и «Технология»для 10 - 11 класса....
Рабочая программа элективного курса "Математика в экономике"
Актуальность элективного курса «Математика в экономике» состоит в том, что он дополняет и развивает школьный курс математики, а так же является информационной поддержкой выбранного...
программа элективного курса "Введение в экономику"
Современное общество настойчиво требует от выпускников школ не слепого подражания и бездумного соблюдения инструкций и правил, а вдумчивого, творческого подхода к действительности. Осознанный выбор бу...
9 класс. Программа элективного курса "Математика и экономика"
Программа эллективного курса по математике для обучающихся 9 класса "Математика и экономика"...
Авторская образовательная программа элективного курса «Путешествие в экономику и решение задач»
Курс "Путешествие в экономику" предназначен для учащихся пятых классов, интересующихся математикой и экономикой. Предлагаемый курс ориенти...