Элективный курс по математике 9 класса "Функция: просто, сложно, интересно"
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) по теме
В центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не позволяют показать в сколько-нибудь полном объеме все многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции; нет времени изложить историю возникновения этого интереснейшего раздела в школьном курсе математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс по алгебре 9 кл "Функция: просто, сложно, интересно" | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
по алгебре 9 класса
«Функция: просто, сложно, интересно»
Руководитель: Торештей М.К.
учитель математики и физики
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
В центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не позволяют показать в сколько-нибудь полном объеме все многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции; нет времени изложить историю возникновения этого интереснейшего раздела в школьном курсе математики.
С другой стороны, авторы контрольно-измерительных материалов ЕГЭ уделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства функции, использовать их в решении уравнений и неравенств. Тесты итоговой аттестации по математике за курс основной школы предполагают наличие у школьников подобных знаний, поэтому формировать основы этих знаний необходимо начинать как можно раньше.
Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.
Цель: создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций.
Задачи:
- закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;
- расширение представлений о свойствах функций;
- формирование умений «читать» графики и называть свойства по формулам;
- вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.
Содержание курса
Курс предназначен для учащихся 9 класса среднего общеобразовательного учреждения, реализующегося предпрофильную подготовку. Рассчитан на 34 часов аудиторного времени.
Включенный в программу материал имеет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников вследствие своей обобщенности и практической направленности. Развертывание учебного материала четко структурировано и соответствует задачам курса.
Формами итоговой аттестации являются представление «Портфеля достижений», а также дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний».
«Портфель достижений», на наш взгляд, должен включать:
- конспекты занятий;
- схему исследования функции;
- самостоятельные исследования свойств функций (не менее четырех);
- «Применение функций в природе и технике» (информация в любой форме);
- тесты (не менее двух);
- анализ собственных успехов (в любой форме);
- описание своего участия в игре, баллы, набранные в ней.
Требования к усвоению курса.
Учащиеся должны знать:
- понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей;
- определение основных свойств функции (область определения, область значений, четность, возрастание, экстремумы, обратимость и т.д.);
Учащиеся должны уметь:
- правильно употреблять функциональную терминологию;
- исследовать функцию и строить ее график;
- находить по графику функции ее свойства.
Тематическое планирование учебного материала
Тема | Кол-во часов | Технология реализации |
Подготовительный этап: постановка цели, проверка владения базовыми навыками | 3 | Беседа, тестирование |
Историко-генетический подход к понятию «функция» | 3 | Лекция, демонстрация диафильма |
Способы задания функций | 3 | Беседа, практикум |
Четные и нечетные функции | 3 | Беседа, практикум |
Монотонность функции | 3 | Лекция, практикум, тестирование |
Ограниченные и неограниченные функции | 3 | Семинар, практикум |
Исследование функции элементарными способами | 3 | Практикум, тестирование |
Построение графиков функций | 3 | Практикум, тестирование |
Функционально-графический метод решения уравнений | 4 | Беседа, практикум |
Функция: просто, сложно, интересно | 3 | Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний» |
Функция: просто, сложно, интересно | 3 | Презентация «Портфеля достижений» |
Итого: | 34ч. |
Дидактические материалы:
- таблицы, раздаточные материалы, методические пособия с электронным приложением
Методические рекомендации:
Задачи составлены на основе минимальных требований математической подготовке учащихся. С точки зрения решения они не представляют, никаких трудностей, ради которых их стоило бы подробно рассматривать. Соответствующие приемы решений хорошо известны учащимся.
В то же время «вечным» вопросом остается оформление решения, а точнее говоря, грамотная, достаточно логически полная его запись.
Литература:
- М.Е.Козина. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов/, Волгоград: Учитель, 2006.-137 с.
- Единый государственный экзамен 2002: контрольные измерительные материалы: Математика / Л.О.Денищева, Е.М.Бойченко, Ю.А.Глазков и др. – М.: Просвещение, 2002, - 217 с.
- Е.С. Канин и др. Упражнения по началам математического анализа в 9-10 классах: кн. Для учителя / Е.С.Канин, Е.М.Канина, М.Д.Чернявский. – М.: Просвещение, 1986.-160с.
- В.С.Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа.- М.: Просвещение, 1990.- 416 с.
- В.С.Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии.- М.: Просвещение, 1992.- 320 с.
- Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. Алгебра: доп. Главы к шк. Учеб. 9 кл.: Учебное пособие для учащихся шк. И Кл. с углубл. Изуч. Математики / Под ред. Г.В.Доровеева.- М.: Просвещение, 1997.- 224 с.
- Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин.- М.: Педагогика, 1985.- 352 с.
Приложения
- Тематический словарь математических терминов
- Вопросы для повторения
- Стихи о функциях
- Кроссворды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс Функция просто, сложно, интересно
Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками...
Программа элективного курса «Функции: просто, сложно, интересно» для 9 классов (34 часа)
Курсы по выбору...
Элективный курс по математике "Учимся решать сложные задачи"
Рабочая программа элективного курса по математике для подготовки к ГИА в 9 классе....
Программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Функция: просто, сложно, интересно"
Представлена программа элективного курса...
Рабочая программа предпрофильного курса 9 класса «Функция: просто, сложно, интересно».
Начиная с 7 класса в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не поз...
Элективный курс по математике "Функция - просто, сложно, интересно" 10 класс
Элективный курс по математике "Функция - просто, сложно, интересно" 10 класс...