Методическая разработка урока алгебры по теме "Показательные уравнения"
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Матвеева Наталья Юрьевна

План-конспект и технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_uroka_algebry.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока алгебры по теме "Показательные уравнения".

План - конспект урока.

Предмет: алгебра

Класс: 11, общеобразовательный

Автор УМК: А.Г. Мордкович

Тема урока: Показательные уравнения

Тип урока: изучение нового материала

                   (первый урок из трех).

Цели:

  • образовательные - обеспечить осознанное усвоение методов решения показательных уравнений и тренировать способность к их практическому использованию; формировать познавательные УУД;
  • развивающие - развивать познавательный интерес, память учащихся, умения организовать свой труд; формировать регулятивные, коммуникативные  УУД;
  • воспитательные - воспитывать самостоятельность, аккуратность, потребность к приобретению знаний; формировать личностные УУД.

Задачи:

  1. Структурировать материал, подлежащий изучению;
  2. Определить виды деятельности учащихся и систему разноуровневых упражнений;
  3. Продумать систему оценивания.

Ход урока.

I этап. Вводно-мотивационный.

  1. Устная работа. Фронтально.
  1. Какую функцию называют показательной?
  2. Изобразите график показательной функции, перечислите свойства.
  3. Перечислите свойства степеней.
  4. Что называется корнем уравнения?
  5. Какие уравнения называются равносильными?
  1. Рассмотрите уравнения:

                       

                   

               

 Где содержится переменная в данных уравнениях? (в показателе степени).

               Как можно назвать эти уравнения? (показательными).

               Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Показательные уравнения).

               Сформулируйте цель урока и запишите в тетрадь. (Научиться решать показательные уравнения).

II этап. Изучение нового материала.

  1. Прочитайте в учебнике (стр. 243) определение показательного уравнения и запишите в тетрадь.

Какое из данных уравнений вы можете решить? (первое графическим методом). Учащиеся решают.

Какие корни получаются при графическом методе решения уравнений? (приближенные).

Как получить точные корни? (решить аналитически). Решают.

  1. Прочитайте и разберите пример 1 (стр. 244).

(Далее вместе с учителем пишут в тетрадь и на доске решение).

   

   (уравняли показатели, сделали равносильный переход)

Ответ: 5.                          Данный метод называется методом уравнивания показателей.

  1. Как решить третье уравнение? Прочитайте и разберите пример 3 (стр. 245) в учебнике.

Вместе с учителем на доске

Заменим

Введём новую переменную:

           

           

Корней нет    

                         

Ответ: 2.                                           Данный метод называется методом введения новой переменной.

Подведём некоторые итоги.

Сколько методов решения уравнений можно выделить? (3). Назовите их.

  1. Функционально - графический метод.
  2. Метод уравнивания показателей.
  3. Метод введения новой переменной.

III этап. Проверка осознанности усвоения материала.

  1. Какое уравнение называется показательным? Приведите пример.
  2. Какие основные способы решения показательных уравнений существуют?
  3. Укажите метод решения уравнений, записанных на доске?

                                                                                                         

                                                                                                                 

                                                                                                             

IV этап. Физкультминутка.

     Гимнастика для глаз по офтальмологическому тренажеру.

V этап. Закрепление усвоенного материала. Организация учебной деятельности учащихся по уровням.

             Работа в группах (по 4 чел.)

Карточка №1

I уровень

II уровень

III уровень

=2х + 9

Самопроверка по эталону.

VI этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цель урока. Достигли ли вы цели?

Отметьте "+" или "-".

+ или -

Я знаю определение показательного уравнения

Я знаю основные методы решения показательных уравнений

Я умею решать показательные уравнения

Задание по уровням. Карточка № 2.

   

I уровень

II уровень

III уровень

Самопроверка по эталону.

Посмотрите, объективно ли вы оценили себя?  (Хорошо! Молодцы!)

VII этап. Домашнее задание.

 Учебник (с. 243-245), карточка № 3.          (Трехуровневое задание. Кто на каком уровне желает выполнить?)

http://interneturok.ru, 11 класс, глава 3, урок по теме «Показательные уравнения».

                         Карточка № 3.

I уровень

II уровень

III уровень

=0

 

Технологическая карта урока.

п/п

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.

Вводно – мотивационный

(3 мин.)

Цель: организовать деятельность учащихся на формулирование темы и цели урока.

Ставит учебную задачу.Организу-ет деятельность учащихся по формулированию темы и целей урока. Уточняет понимание учащимися поставленной цели.

Слушают, самоорганизуются к деятельности, анализируют, решают задачи. Формулируют тему и цель урока.

Развитие ответственности.

Целеполагание, планирование.

Самостоятельное формулирование целей урока.

Умение слушать, осознанно строить речевое высказывание.

2.

Изучение нового материала

(10 мин.)

Цель: организовать познавательную деятельность учащихся.

Организует познавательную деятельность учащихся на доступном для каждого уровне.

Читают, анализируют, конспектируют, отвечают на вопросы.

Ответственность,  

готовность к сотрудничеству.  

Волевая саморегуляция.

Смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации.

Умение слушать, осознанно строить речевое высказывание.

3.

Проверка осознанности усвоения материала

(2 мин.)

 Цель: установить уровень усвоения и устранить пробелы.

Ставить учебную задачу, задаёт вопросы, осуществляет контроль.

Анализируют, отвечают.

Ответственность.

Контроль, оценка.

Построение логической цепи рассуждений.

Умение слушать собеседника, способность строить понятные для партнёра высказывания.

4.

Физкультминутка

(1 мин.)

 Цель: восстановление физических и духовных сил, повышение активности и внимания учащихся.

Проводит гимнастику для глаз.

Выполняют гимнастику для глаз.

Ответственность, формирование установки на здоровый образ жизни.

Волевая регуляция.

Умение слушать.

5.

Закрепление усвоенного материала

(18 мин.)

Цель: закрепить изученный материал.

Ставит учебные задачи по уровням, контролирует включение учащихся в деятельность, консультирует, осуществляет индивидуальный контроль.

Решают учебную задачу, анализируют, выполняют самопроверку и взаимопроверку.

Ответственность, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, разви-тие доброжела-тельности и доверия.

Рефлексия, коррекция, контроль, волевая саморегуляция.

Умение выбрать наиболее эффективные способы решения, контроль и оценка процесса и результатов.

Умение договариваться, вступать в диалог, ориентация на позицию других людей, умение обосновать собственное мнение.

6.

Подведение итогов. Рефлексия.

(5 мин.)

Цель: провести самооценку, организовать проверку оценивания.

Организует самооценку деятельности учащихся.

Осуществляют самопроверку, самооценку. Анализируют допущенные ошибки, выполняют проверку своего оценивания.

Ответственность.

Контроль, коррекция, оценка.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов.

Умение слушать.

7.

Домашнее задание (1 мин.) Цель: определение достигнутого уровня, проведение самооценки.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Слушают, записывают домашнее задание.

Ответственность.

Волевая саморегуляция.

Умение выбрать наиболее эффективные способы решения.

Умение слушать.

Используемые ресурсы.

  1. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы/ авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, М.: Мнемозина, 2010 г.
  2. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. В 2 частях. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) /А.Г. Мордкович, М.: Мнемозина, 2010 г.
  3. http://interneturok.ru, 11 класс, глава 3, урок по теме «Показательные уравнения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока алгебры в 10 классе по теме Решение тригонометрических уравнений"

Обобщающий урок по алгебре в 10 классе по теме "Решение тригонометричкских уравнений". Одна из задач урока:развитие навыка применять знания в нестандартных ситуациях, нацеливание на решение задания С1...

Методическая разработка урока алгебры в 9 классе школы глухих по теме "Решение задач с помощью уравнений"

Особенностью урока является использование специального рабочего листа для каждого учащегося. В ходе урока ученики в рабочих листах отражают все этапы познавательной деятельности. Цели урока: образоват...

методическая разработка урока алгебры по теме "Квадратные уравнения"

Материал содержит конспект  обобщающего урока по теме "Квадратные уравнения",  в котором содержится иматематический диктант, тест по теме....

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений

Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...

Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 11 классе по теме "решение нестандартных показательных уравнений"

Урок способствует формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учеников при решении заданий, содержащих параметры; углу...

Учебно-методическая разработка урока алгебры на тему "Логарифмические уравнения" (для учащихся 11 классов)

Развернутый план открытого урока -соревнования по теме "Логарифмические уравнения" в 11 классе....