разработка урока по теме: "Решение логарифмических уравнений различными методами"
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Разработка урока по теме "Решение логарифмических уравнений различными способами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.66 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕШЕНИЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ
РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДАМИ
Цели: выделить основные методы решения логарифмических уравнений; формирование умения решать логарифмические уравнения методами подстановки, логарифмирования и функционально-графическим методом.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Решить уравнение.
а) log 5 x = 2; б) log 0,4 x = –1;
в) log 9 x = –; г) lg x = 2;
д) log 2 x = log 2 3 + log 2 5; е) log 3 (x2 + 1) = 0.
III. Проверочная работа.
Вариант 1
Решите уравнение.
1. log 2 (4x + 5) = log 2 (9 – 2x).
2. log 3 (x2 – 5x – 23) = 0.
3. lg (x + 2) + lg (x – 2) = lg (5x + 10).
Вариант 2
Решите уравнение.
1. log 5 (3x – 4) = log 5 (12 – 5x).
2. log 3 (x2 + 3x – 7) = 1.
3. lg (x – 1) + lg (x + 1) = lg (9x + 9).
Вариант 3
Решите уравнение.
1. lg (5x – 4) = lg (1 – x).
2. (x2 + 3x – 9) = –2.
3. 1 + log 2 (x + 1) = log 2 (7x + 2) – log 2 (x – 1).
Вариант 4
Решите уравнение.
1. lg (3x – 10) = lg (7 – 2x).
2. log 0,5 (x2 – 4x + 20) = –5.
3. 1 + log 3 (x – 2) = log 3 16x – log 3 (x + 2).
IV. Объяснение нового материала.
1. При выполнении устной и проверочной работы учащиеся использовали метод потенцирования для решения логарифмических уравнений. Проговариваем последовательность шагов, реализующих этот метод.
2. Рассматриваем пример 3 со с. 264 учебника. Замечаем, что, введя новую переменную y = lg x, мы получаем дробное рациональное уравнение относительно переменной y (y ≠ 1). Решая его, получаем корень у = 2 и делаем обратную подстановку: lg x = 2, значит, х = 100.
Методом подстановки можно решать логарифмические уравнения, сводящиеся к квадратным, дробно-рациональным, иррациональным и другим видам уравнений.
3. Решаем уравнение: log 2 x = 1 – x2.
Данное уравнение решается функционально-графическим методом. Учащиеся должны «видеть» такие уравнения. Если в обеих частях уравнения стоят функции «разного» характера (логарифмическая и квадратичная), то решать потенцированием мы не сможем. Строим в одной координатной плоскости графики функций y = log 2 x и y = 1 – x2 и находим абсциссы точек пересечения графиков.
Графики функции пересекаются (в силу характера монотонности обеих функций) в единственной точке с абсциссой равной 1. Значит, уравнение имеет единственное решение х = 1.
4. Рассматриваем пример 4 со с. 265 учебника. Вспоминаем, что действием обратным потенцированию является логарифмирование обеих частей уравнения. Замечаем, что для применения этого метода необходимо соблюдение двух условий:
а) обе части уравнения должны принимать только положительные значения;
б) выбор основания логарифма зависит от исходного выражения, мы должны получить в итоге логарифмическое уравнение, которое можем решить методом подстановки.
5. На основании систематизированного материала формулируем и выносим на доску следующую запись.
Основные методы решения логарифмических уравнений:
1. Функционально-графический метод.
2. Метод потенцирования.
3. Метод введения новой переменной.
4*. Метод логарифмирования, как метод сведения уравнения к логарифмическому.
V. Формирование умений и навыков.
Упражнения, выполняемые на этом уроке, направлены на формирование умения решать логарифмические уравнения методом подстановки (1 группа); функционально-графическим методом (2 группа) и методом логарифмирования (3 группа). Решению уравнений методом потенцирования были посвящены прошлый урок и проверочная работа.
Решение:
1 группа
№ 44.6, № 44.12, № 44.13 (а; б), № 44.14 (а).
№ 44.6.
а) – 4 log 4 x + 3 = 0.
Пусть y = log 2 x, тогда y2 – 4y + 3 = 0;
у1 = 3; у2 = 1.
Проведем обратную подстановку.
log 2 x = 3 или log 2 x = 1;
х = 23; х = 21;
х = 8. х = 2.
б) – log 4 x – 2 = 0.
Пусть y = log 4 x, тогда y2 – y – 2 = 0;
у1 = –1; у2 = 2.
Проведем обратную подстановку.
log 4 x = –1 или log 4 x = 2;
х = 4–1; х = 42;
х = 0,25. х = 16.
в) x + 2 = 0.
Пусть y = x, тогда y2 + 3y + 2 = 0;
у1 = –2; у2 = –1.
Проведем обратную подстановку.
x = –2 или x = –1;
х = ; х = ;
х = 4. х = 2.
г) + log 0,2 x – 6 = 0.
Пусть y = log 0,2 x, тогда y2 + y – 6 = 0;
у1 = –3; у2 = 2.
Проведем обратную подстановку.
log 0,2 x = –3 или log 0,2 x = 2;
х = (0,2)–3; х = 0,22;
х = 125. х = 0,04.
Ответ: а) 2; 8; б) 0,25; 16; в) 2; 4; г) 0,04; 125.
№ 44.12.
а) log x (2х2 + х – 2) = 3.
По определению 2х2 + х – 2 = х3, где
х3 – 2х2 – х + 2 = 0;
х2 (х – 2) – (х – 2) = 0;
(х – 2)(х2 – 1) = 0;
(х – 2)(х – 1)(х + 1) = 0;
х1 = 2 или х2 = 1 или х3 = –1.
ОДЗ удовлетворяет только корень х = 2.
б) log x – 1 (12х – х2 – 19) = 3.
По определению 12х – х2 – 19 = (х – 1)3, где
12х – х2 – 19 = х3 – 3х2 + 3х – 1;
х3 – 2х2 – 9х + 18 = 0;
х2(х – 2) – 9(х – 2) = 0;
(х – 2)(х2 – 9) = 0;
(х – 2)(х – 3)(х + 3) = 0;
х1 = 2 или х2 = 3 или х3 = –3.
ОДЗ удовлетворяет только корень х = 3.
Ответ: а) 2; б) 3.
№ 44.13 (а).
lg2 x – lg x + 1 = ;
lg2 x – lg x + 1 = .
Пусть y = lg x, тогда y2 – y + 1 = ⇔
⇔ ⇔
⇔ ⇔ y = 2.
Проведем обратную подстановку.
lg x = 2; x = 100.
Ответ: а) 100.
№ 44.14 (а).
lg 100x · lg x = –1;
(2 + lg x) · lg x + 1 = 0;
2 lg x + lg2 x + 1 = 0;
lg2 x + 2 lg x + 1 = 0.
Пусть y = lg x, тогда y2 + 2y + 1 = 0;
у = –1.
Проведем обратную подстановку.
lg x = –1;
х = 0,1.
2 группа
Задание. Решить графически уравнения.
а) log 3 x = 4 – x; б) log 0,5 x = x – 3;
в) ; г) 10 log 4 x + x2 = .
3 группа
№ 44.16 (а).
= 81.
Прологарифмируем обе части уравнения (основание логарифма равно 3).
log 3= log 3 81;
log 3 x · log 3 x = 4;
= 4;
log 3 x = 2 или log 3 x = –2;
х = 9. х = .
Ответ: а) ; 9.
VI. Итоги урока.
Вопросы учащимся:
– Какие основные методы решения логарифмических уравнений существуют?
– В чем сущность функционально-графического метода? Назовите основные этапы решения логарифмических уравнений этим методом.
– Какие логарифмические уравнения можно решить методом подстановки?
– В чем сущность метода логарифмирования? Каким образом определяем основание логарифма?
Домашнее задание: № 44.7, № 44.13 (в; г), № 44.14 (б), № 44.15, № 44.17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-83379-1350819786.jpg)
Разработка урока по теме "Решение дробных рациональных уравнений"
Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная при этом результаты некоторых дей...
Разработка урока по теме: «Решение неполных квадратных уравнений»
Цель урока:систематизация знаний по данной теме;контроль усвоения знаний.Задачи:образовательные:научить учащихся решать неполные квадратные уравнения, создавать условия для воспроизведения в памяти уч...
Методическая разработка урока по теме "Решение логарифмических и показательных уравнений и неравенств"
Обобщение и систематизация знаний...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-500169-1413735058.jpg)
Разработка бинарного урока на тему: «Решение систем алгебраических уравнений методом Крамера»
Достижения профессиональной компетентности обучающегося ГАОУ СПО «Нижнекамский политехнический колледж им.Е.Н.Королева» обеспечивается интеграцией двух групп компетенций: профессиональных и общи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/09/picture-187035-1497026062.jpg)
Разработка урока по теме «Решение задач с помощью рациональных уравнений, применяя метод подобия. ( первый урок по теме)» (8 класс)
На уроке показано, как для решения задачи можно применять подобие треугольников.Данная разработка урока содержит технологическую карту....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/14/picture-201808-1360859621.jpg)
Разработка урока по теме "Решение систем линейных уравнений"
Данная разработка поможет учителям математики в интересной форме провести урок....