Открытый урок по теме "Алгебраические дроби"
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Торештей Маргарита Кок-ооловна

Методическая разработка урока по алгебре 8класса "Алгебраические дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algebraicheskie_drobi_2018.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кызыл-Дагская средняя общеобразовательная школа имени Хертек

Амырбитовны  Анчимаа -Тока села Кызыл- Даг муниципального района « Бай - Тайгинский кожуун Республики Тыва»

        

Открытый урок

«Алгебраические дроби»

/ 8 класс /

        

                                                                                Подготовил:    Торештей М.К.

                                              с. Кызыл –Даг, 2013

Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни (Л. Карно).

Тема урока: “Алгебраические дроби”.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, в диалоге.

Цель методическая: более глубокое усвоение, обобщение и систематизация знаний по теме “Алгебраические дроби” для обеспечения возможности их осмысленного использования учащимися вне урока математики.

Цели образования:

  • Обучения: Закрепление знаний, отработка навыков использования формул сокращенного умножения, приемов разложения многочленов на множители, правил преобразования, совместных действий над алгебраическими дробями. Обобщение материала по теме.
  • Развития: Создание условий, обеспечивающих активную познавательную позицию учеников на уроке путем использования различных видов опроса, самостоятельной работы,  развитие умений объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
  • Воспитания: Воспитание самооценки, самоконтроля в ходе самостоятельного выбора уровня сложности заданий. Воспитание общей культуры труда.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели урока
  3. Обобщение

Повторение всех основных правил.

1.Что такое алгебраическая дробь?

Ответ: Алгебраической дробью называют выражение Р/G, где Р и G- многочлены; Р – числитель алгебраической  дроби,  G – знаменатель алгебраической дроби.

Примеры алгебраических дробей: х+у / х-у, и т.д.

2.Что такое многочлен?

Ответ: Многочленом называют сумму одночленов.

Примеры одночленов: 2а+в, 5а²в-3ав²+4с; х²-6 и т.д.

3. Какова алгоритм сложения ( вычитания) алгебраических дробей?

Ответ: а) привести все дроби к общему знаменателю;

б) выполнить сложение (вычитание) полученных дробей с одинаковыми знаменателями.

4. Сформулировать правило произведения алгебраических дробей

Ответ: при умножении алгебраических дробей получается дробь, числитель которой равен произведению числителей дробей, а знаменатель — произведению знаменателей: а/в · с/d = ас / вd

5.Сформулировать правило деления алгебраических дробей

Ответ: При делении алгебраических дробей первую дробь умножают на дробь, обратную второй а/в : с/d = а/в · d/с

6. Правило возведения дроби в степень:

Ответ: При возведении алгебраической дроби в степень, ее числитель и знаменатель возводят в эту степень: (а/в)ⁿ = аⁿ / вⁿ

7. Что значит доказать тождество?

Ответ: Это значит установить, что при всех допустимых значениях переменных его левая и правая части представляют собой тождественно равные выражения

8. Что такое О.Д.З уравнения?

Ответ: О.Д.З. уравнения – такие значения, при которых знаменатель дроби не обращается в ноль

9.Что такое рациональное уравнение?

Ответ: Уравнение вида Р(х)=0 (где Р(х) – рациональное выражение) называют рациональным уравнением.

10. Этапы решения текстовых задач:

1 этап. Составление математической модели

2 этап. Работа с составленной моделью

3 этап. Ответ на вопрос задачи

11. Формула квадрата суммы и квадрата разности

Ответ:  (а+в)²=а²+2ав+в²

  (а-в)²=а²-2ав+в²

Квадрат суммы (разности) двух выражений равен сумме их квадратов плюс (минус) их удвоенное произведение.

12. Формула разности квадратов

Ответ:  (а+в)(а-в)=а²-в²

Разность квадратов двух чисел (выражений) равна произведению суммы этих чисел (выражений) на их разность.

  1. Отработка практических умений
  1. Найти значение алгебраической дроби      а²-в² / а²-2ав+в²   при: а=3, в=2.
  2. Привести дробь        3х / 2х-3у   к знаменателю   3у-2х.
  3. Сократить дробь       а²+2ав / а²-4в²
  4. Сложим дроби         3а-3в / 16а²в    и    5а+3в / 16а²в
  5. Вычтем из дроби      3а² / а+2в    дробь    12в² / а+2в.
  6. Перемножим дробь           х+2у / х+у   и многочлен  х²-у².
  7. Возведем дробь       3а² / 4в   в четвертую степень.
  8. Разделим дробь     15х / 4у    на дробь   5х² / 2у
  1. Творческое задание

Лодка прошла 10 км по течению реки и 6 км против течения, затратив на весь путь 2 ч. Чему равна собственная скорость лодки, если скорость течения реки равна 2 км/ч?

Решение.

Первый этап. Составление математической модели.

Пусть х км/ч – собственная скорость лодки,

тогда (х+2) км/ч  - скорость лодки по течению реки  

(х-2) км/ч. – скорость лодки против течения

По течению реки, т.е. со скоростью (х+2) км/ч, лодка прошла путь S=10 км. Значит, время (t), затраченное на этот путь, выражается формулой  10 / х+2 (ч).

Против течения реки, т.е. со скоростью (х-2) км/ч, лодка прошла путь S=6 км. Следовательно, время, затраченное на этот путь, выражается формулой  6 / х-2 (ч).

По условию задачи на весь путь (т.е. на 10 км по течению и 6 км против течения) суммарно затрачено 2 ч.

Итак, получаем уравнение 10/х+2 + 6/х-2=2.

Второй этап. Работа с составленной моделью.

     х = 0 или х = 8.

Третий этап. Ответ на вопрос задачи.

Мы получили, что либо х = 0, либо х = 8. Первое значение нас явно не устраивает: собственная скорость лодки не может быть равной 0 км/ч. Второе значение нас устраивает.

Ответ: собственная скорость лодки равна 8 км/ч.

  1. Домашнее задание

Домашняя контрольная работа №1.

Вариант 1. ( №1 - №10, стр. 57-58 )

А.Г.Мордкович Алгебра, 8кл.: Задачник для общеобразовательных учреждений.- 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2000.- 247с.

Изучение дополнительной литературы: Математика. Решебник. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие / Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на-Дону : Легион-М, 2010.-192с.

  1. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

А закончить урок я хотела бы словами советского математика Маркушевича А.И.:

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Обыкновенные дроби".

Обобщение  и систематизация  знаний учащихся по теме «Правильные и неправильные дроби», «Решение задач»; формирование навыков работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности....

Открытый урок Сравнение дробей""

Урок закрепления  нового материала...

Открытый урок "Нахождение дроби от числа"

1.План урока в 6 классе "Нахождение дроби от числа".                                           ...

Открытый урок "Десятичные дроби" математика 5 класс

Открытый урок "Десятичные дроби" математика 5 класс...

Открытый урок математики " Дроби.Сравнение дробей"5 класс

Проблемное обучение на уроках математики...

Открытый урок "Умножение дробей", , изучение нового

Предмет: математикаУчебник: Математика. 6 класс. А.Г. Мерзляк, учебник для общеобразовательных учреждений. Вентана-граф. 2016.Тип урока: изучение нового материала.Цель: создать ситуацию, при которой о...

открытый урок "Понятие дроби. Обыкновенная дробь." 5 класс

этот отрытый урок я проводила в 5 кл,когда участвовала в конкурсе учитель года-2015 на муниципальном уровне...