открытый урок "Понятие дроби. Обыкновенная дробь." 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Сванкулова Алена Анатольевна

этот отрытый урок я проводила в 5 кл,когда участвовала в конкурсе учитель года-2015 на муниципальном уровне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx134.99 КБ
Office presentation icon obyk.drobid.ppt1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Понятие дроби. Обыкновенная дробь.

  1. Сванкулова Алена Анатольевна   МКОУ Кокоринская СОШ
  2. Учитель математики
  3. Математика
  4. 5 класс
  5. Понятие дроби.  Обыкновенная дробь. Урок №1
  6. «Математика 5» Мерзляк
  7. Цель урока: сформировать  понятие дроби и подготовить учащихся к  изучению сравнения дробей и  арифметических действий  с  ними
  8. Планируемые результаты:

Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность  мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;  

Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;

Предметные: развивать  умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе.

  1. Тип урока: открытие новых знаний
  2. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал  для парной работы, самостоятельной работы.
  4. Структура и ход урока

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Настрой на работу.

Создать условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок – начинается урок

В этом классе все друзья?

Да!

Я, ты, он, она, -  вместе дружная семья?

Да!

Посмотри-ка на себя,

На соседа справа, на соседа слева.

В этом классе все друзья?

Да!

Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

- Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра… улыбнитесь.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2.Этап

актуализации и пробного учебного действия.

Активизировали  соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

- Дроби

- Об обыкновенной

Активизирует знания учащихся  и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать, или записывать числа?

-А всегда ли   при делении можно было получить  ответ  в виде натурального числа?

- Помните, как было в детском мультфильме «Апельсин»:

просмотр мультфильма

Какой фрукт делили звери?

Из чего он состоит?

А какие дольки в апельсине?

Значит, что такое доли?

- Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь.                                                                        

В словаре слово «дробить означает делить.

Вам приходилось слышать  слово «дробь» не один раз и с  разными значениями: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь.

-Как вы думаете, о какой дроби сегодня пойдет речь?

                                                       

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические: – формулирование проблемы.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достает для решения исходной задачи (причина затруднения)

Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания,  которого недостает

- Натуральные числа вы умеете записывать. А кто-нибудь сможет записать  рациональные числа или дроби?

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач

4.Этап постановки темы урока   и учебной цели.

В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

предложили и согласовали тему урока.

Консультирует, проверяет,согласовывает, уточняет тему урока

- А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

- Какие задачи стоят сегодня перед нами?

.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: планирование учебной деятельности

5.Этап открытия новых знаний

Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и записи дробей;

зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Слайд 5

  – А как половину записать цифрами?

      Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту.

   – На сколько равных частей разделили полоску?

    Запишем число 2 под чертой вот так:             Черту называют дробной,

а  число, записанное под чертой – знаменателем.   Закрасьте одну часть красным цветом .

 – Сколько частей  закрасили красным цветом?    

   Запишем число 1 над дробной чертой вот так:           .

Число, записанное над чертой, называют числителем.

       ВЫВОД: красным цветом закрашена          (одна вторая) часть полоски

( на практике        обозначает половину некоторой величины)

1/8, 3/8, 5/8 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью. 

Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.

Коммуникативные: развитие умения работать в группе

Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Решили (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия;

при этом проговаривали  вслух выполненные шаги и их обоснование

Ответ ученика к первому рисунку: фигура разделена на 4 равные части, каждая часть составляет Image320фигуры. Закрашено 3 части, они составляют Image321фигуры.

Организовывает решение типовых заданий (фронтально)

При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)

    Например  

  -   одна пятая;

  -  две шестых;

   - восемьдесят три сто пятьдесят вторых

Запишите в виде обыкновенной дроби:

  -   одна пятая;

  -  две шестых;

   - восемьдесят три сто пятьдесят вторых

     

-Ребята, посмотрите на экран и ответьте на вопросы:

-Какой дробью выразим закрашенную часть фигуры?

- Ребята, прочитайте обыкновенные дроби, которые вы видите на экране, назовите числитель и знаменатель.

Ребята, мне на электронный ящик, пришло письмо от Незнайки.

«Дорогие друзья пятиклассники! Я запутался в нахождении части закрашенной и не закрашенной фигуры. Помогите мне их найти».

Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена.

Image3126

(Image3127)

Image3128

(Image3129).

Image3131

(Image3132).

Image3133

(Image3099).

Image3134

(Image3098)

Image3135

(Image3136).

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

7.Этап парной работы.

Работа в парах по карточкам (разноуровневые задания)

Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать)

Вариант А

1. Какая часть фигуры закрашена?

full

2. Начертите прямоугольник со сторонами 2 и 3 см. Разделите его на 6 долей и закрасьте Image323прямоугольника.

Начертите Image324прямоугольника.Image34

Вариант B

1. Какая часть фигуры закрашена?

full

2. Начертите квадрат со стороной 4 см. Разделите его на 4 равные части. Закрасьте Image325квадрата.

Коммуникативные: управление поведением партнёра, разрешение конфликтов, умение полно и точно выражать свои мысли

Познавательные: анализ, синтез,  обобщение, аналогия, сравнение,  классификация и построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Предметные: развитие представлений о числе

8.Этап самостоятельной работы   с самопроверкой  

Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия

Выполнять самопроверку

Выявить причины ошибок и их исправление

Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений ; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления

№674-676

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Предметные: развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных,

9. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты

Выбирают  утверждение, соответствующее настроению на уроке

Намечают перспективу последующей работы

Запись домашнего задания

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

Возьмите карточки . Соедини линиями части определений.

        

Ролевая игра: выходит Обыкновенная Дробь.

– Здравствуйте, я Обыкновенная Дробь. Назовите мой знаменатель, что он показывает? Назовите числитель, что он показывает? (На груди приклеен плакат с дробью.)

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.

На зелёном листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать или написать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.
На красном листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату.
желтый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка".

Комментирует домашнее задание:

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование,  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кокоринская СОШ МКОУ «Кокоринская СОШ» Предмет: Математика 5 класс Алена Анатольевна учитель математики

Слайд 2

Кокоринская СОШ Классная работа Понятие дроби. Обыкновенные дроби

Слайд 3

П рочитайте обыкновенные дроби, назовите числитель и знаменатель. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби?

Слайд 4

Запишите в виде обыкновенной дроби. Две седьмых Четыре девятых Одна сотая Шесть восьмых Три двадцать пятых Половина ; ; ; ; ; .

Слайд 5

Перерисуйте в тетради и закрасьте карандашом нужную часть фигуры 1. Закрасьте фигуры 2. Закрасьте фигуры 3. Закрасьте фигуры

Слайд 6

А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонись ты вправо, влево Упражненье делай смело! Вниз потянемся, пройдёмся, И на место вновь вернёмся . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 7

-Какой дробью выразим закрашенную часть фигуры?

Слайд 8

найти части закрашенной и не закрашенной фигуры

Слайд 9

Вариант А 1. Какая часть фигуры закрашена? 2. Начертите прямоугольник со сторонами 2 и 3 см. Разделите его на 6 долей и закрасьте Вариант B1. Какая часть фигуры закрашена? 2. Начертите квадрат со стороной 4 см. Разделите его на 4 равные части. Закрасьте квадрата

Слайд 10

Вариант А 1. Вариант B1.

Слайд 11

– урок, был полезным, много нового узнал. – я не очень понимал, о чём идёт речь. Мне это не нужно, к ответам на уроке я не был готов. Золотая монета Серебряная монета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие в страну дроби. Обыкновенные дроби.

Урок - игра "Путешествие в страну дроби" . Игровая технология позволяет достичь единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой деятельности ученик проявляет свою индивидуальнос...

Урок математики в 5 кл на тему "Понятие дроби. Обыкновенная дробь"

Математика   5 класс Понятие дроби.  Обыкновенная дробь. Урок №1      по учебнику  «Математика 5» Никольский С.М.,  Потапов М.К. и др....

Открытый урок "Доли. Обыкновенные дроби" математика 5 класс

Открытый урок "Доли. Обыкновенные дроби"...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....

5 класс Самостоятельная работа на тему "Обыкновенные дроби. Сравнение дробей"

самостоятельная работа в 2х вариантах на тему Обыкновенные дроби. Сравнение дробей...

Задания для самостоятельной работы по математике для 6 класса по теме: "Обыкновенная дробь. Десятичная дробь. проценты"

Задания для самостоятельной работы по математике для 6 класса по теме: "Обыкновенная дробь. Десятичная дробь. проценты"...