рабочая программа по алгебре в 10-11 классах авторы Колягин Ю.М. Ткачева М.В.
рабочая программа по алгебре (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа к учебнику "Алгебра и начала математического анализа в" в 10-11 классе, авторы Ю.М.Колягии, М.В.Ткачева и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog-ma_po_algebre_10-11_kolyagin_kaplina_s.v.docx | 92.04 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа ГОУ ТО «Яснополянская средняя школа им. Л.Н.Толстого» по алгебре и началам анализа для 10-11 общеобразовательных классов разработана на основе:
1.Авторской программы «Алгебра и начала анализа 10-11 кл.», авторов Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. Под редакцией А.Б. Жижченко.
2.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: сборник “Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа»” Составитель: Т.А. Бурмистрова, Москва «Просвещение», 2009;
3.Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г.№1089.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам предметного курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Задачи учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
- расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
- развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
- знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
Цели
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени среднего (полного) общего образования отводится 5 ч. в неделю 10 и 11 классах. Программа базового уровня алгебры и начал математического анализа рассчитана на 207 часов. Из них по 3 часа в неделю или 105 часов в 10 классе (35 недель) и 102 часа в 11 классе (34 недели).
По тематическому планированию, представленному в Программах для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А. Бурмистровой, изменений в программе по алгебре и началам анализа Ю.М. Колягина в 10 и 11 классах нет.
Сопоставление содержания программы по предмету с примерной программой федерального базисного учебного плана.
Примерное планирование учебного материала в 10 классе на базовом уровне рассчитано на 85 часов. А рабочая программа предусматривает 105 часов. Поэтому в программу внесены изменения: увеличено количество часов на изучение некоторых тем в 10 классе (сравнительная таблица приведена ниже). Планирование в 11 классе остаётся без изменений.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
| |||
1. | Повторение | -- | 6 |
2. | Степень с действительным показателем | 11 | 11 |
3. | Степенная функция | 13 | 13 |
4. | Показательная функция | 10 | 10 |
5. | Логарифмическая функция | 15 | 15 |
6. | Тригонометрические формулы | 20 | 24 |
7. | Тригонометрические уравнения | 15 | 20 |
8. | Повторение | 1 | 6 |
Итого за год | 85 | 105 | |
Контрольных работ - 7 | |||
11 класс | |||
1. | Тригонометрические функции | 18 | 18 |
2. | Производная и её геометрический смысл | 18 | 18 |
3. | Применение производной к исследованию функции | 13 | 13 |
4. | Производная и интеграл | 10 | 10 |
5. | Комбинаторика | 9 | 9 |
6. | Элементы теории вероятностей | 7 | 7 |
7. | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 7 | 7 |
8. | Итоговое повторение | 19 | 19 |
Итого за год | 102 | 102 | |
Контрольных работ - 8 |
Все разделы программы по алгебре и началам анализа в 10 -11 классах, обязательные для изучения, сохранены и запланированы в полном объёме и оставлены без изменения. Содержание авторской программы изменений не претерпевает.
Имеет место перераспределение часов внутри разделов в 10 классе. Отведено время на повторение курса алгебры за 7-9 кл. Разделы «Тригонометрические уравнения» и Тригонометрические формулы» изучаются в объеме профильного уровня. Увеличено время на итоговое повторение курса алгебры и начал анализа 10 класс.
Все изменения в программе направлены на выполнение Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, реализацию учебной программы, выполнение требований к уровню подготовки выпускников основной школы и не влекут за собой срыв прохождения государственной программы и ухудшения качества знаний, умений и навыков учащихся по математике.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Методы и технологии, используемые при обучении
математике
В данном программе преобладающими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, обучение с применением ИКТ, педагогика сотрудничества. проблемное обучение, уровневая дифференциация, здоровьесберегающие технологии.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые;
индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.
Формы контроля ОУУН: фронтальный опрос, опрос в парах, самостоятельная работа, зачет, тестирование, контрольная работа.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
АЛГЕБРА
Корни и степени. Корень степени n>1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем[1]. Свойства степени с действительным показателем.
Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е.
Преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования.
Основы тригонометрии. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений.
Простейшие тригонометрические уравнения. Решения тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические неравенства.
Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.
ФУНКЦИИ
Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.
Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график.
Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций.
Тригонометрические функции, их свойства и графики; периодичность, основной период.
Показательная функция (экспонента), ее свойства и график.
Логарифмическая функция, ее свойства и график.
Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.
Понятие о непрерывности функции.
Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной.
Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Первообразная. Формула Ньютона-Лейбница.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Примеры применения интеграла в физике и геометрии. Вторая производная и ее физический смысл.
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
Решение рациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Решение иррациональных уравнений.
Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем неравенств с одной переменной.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных.
Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формула числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула Бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместимых событий, вероятность противоположного события. Понятие и независимость событий. Вероятность и статическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов.
Содержание обучения
Алгебра 10 класс
(3ч. в неделю, всего – 105 ч.)
- Повторение курса алгебры за 7-9 классы( 6 часов)
Алгебраические выражения. Линейные уравнения и системы уравнений. Числовые неравенства и неравенства и с одной переменной первой степени. Квадратные корни. Квадратные уравнения и неравенства. Свойства и графики функций.
Основная цель — обобщить и систематизировать знания по основным темам алгебры за 7-9 кл.
2. Степень с действительным показателем (11 часов)
Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с натуральным и действительным показателями.
Основная цель — обобщить и систематизировать знания о действительных числах; сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений.
Необходимость расширения множества натуральных чисел до действительных мотивируется возможностью выполнять действия, обратные сложению, умножению и возведению в степень, а значит, возможностью решать уравнения х + а = b, ах = b,
ха = b.
Рассмотренный в начале темы способ обращения бесконечной периодической десятичной дроби в обыкновенную обосновывается свойствами сходящихся числовых рядов, в частности, нахождением суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Действия над иррациональными числами строго не определяются, а заменяются действиями над их приближенными значениями — рациональными числами.
В связи с рассмотрением последовательных рациональных приближений иррационального числа, а затем и степени с иррациональным показателем на интуитивном уровне вводится понятие предела последовательности.
Арифметический корень натуральной степени п> 2 из неотрицательного числа и его свойства излагаются традиционно. Учащиеся должны уметь вычислять значения корня с помощью определения и свойств и выполнять преобразования выражений, содержащих корни.
Степень с иррациональным показателем поясняется на конкретном примере: число З^2рассматривается как последовательность рациональных приближений З1,4, З1,41, .... Здесь же формулируются и доказываются свойства степени с действительным показателем, которые будут использоваться при решении уравнений, неравенств, исследовании функций.
3. Степенная функция (13 часов)
Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Сложные функции. Дробно-линейная функция. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
Основная цель — обобщить и систематизировать известные из курса алгебры основной школы свойства функций; изучить свойства степенных функций и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.
Рассмотрение свойств степенных функций и их графиков проводится поэтапно, в зависимости от того, каким числом является показатель: 1) четным натуральным числом; 2) нечетным натуральным числом; 3) числом, противоположным четному натуральному числу; 4) числом, противоположным нечетному натуральному числу.
Обоснования свойств степенной функции не проводятся, они следуют из свойств степени с действительным показателем. Например, возрастание функции у = хр на промежутке х >О, где р — положительное нецелое число, следует из свойства: «Если 0 <х1< х2, р>0, то у(х1)<у(х2). На примере степенных функций учащиеся знакомятся с понятием ограниченной функции.
Рассматриваются функции, называемые взаимно обратными. Важно обратить внимание на то, что не всякая функция имеет обратную.
Знакомство со сложными и дробно-линейными функциями начинается сразу после изучения взаимно обратных функций. Вводятся разные термины для обозначения сложной функции (суперпозиция, композиция), но употребляется лишь один. Этот материал в классах базового уровня изучается лишь в ознакомительном плане.
Определения равносильности уравнений, неравенств и систем уравнений и свойств равносильности дается в связи с предстоящим изучением иррациональных уравнений, неравенств и систем иррациональных уравнений.
Основным методом решения иррациональных уравнений является возведение обеих частей уравнения в степень с целью перехода к рациональному уравнению-следствию данного.
С помощью графиков решается вопрос о наличии корней и их числе, а также о нахождении приближенных корней, если аналитически решить уравнение трудно.
Изучение иррациональных неравенств не является обязательным для всех учащихся. При их изучении на базовом уровне основным способом решения является сведение неравенства к системе рациональных неравенств, равносильной данному.
4. Показательная функция (10 часов)
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Основная цель — изучить свойства показательной функции; научить решать показательные уравнения и неравенства, системы показательных уравнений.
Свойства показательной функции у= ах полностью следуют из свойств степени с действительным показателем. Например, возрастание функции у — ах, еслиа >1, следует из свойства степени: «Если хх< х2, то aXl<аХгпри а >1».
Решение большинства показательных уравнений и неравенств сводится к решению простейших.
Так как в ходе решения предлагаемых в этой теме показательных уравнений равносильность не нарушается, то проверка найденных корней необязательна. Здесь системы уравнений и неравенств решаются с помощью равносильных преобразований: подстановкой, сложением или умножением, заменой переменных и т. д.
5. Логарифмическая функция (15 часов)
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
Основная цель — сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении логарифмических уравнений и неравенств.
До этой темы в курсе алгебры изучались такие функции, вычисление значений которых сводилось к четырем арифметическим действиям и возведению в степень. Для вычисления значений логарифмической функции нужно уметь находить логарифмы чисел, т. е. выполнять новое для учащихся действие — логарифмирование.
При знакомстве с логарифмами чисел и их свойствами полезны подробные и наглядные объяснения даже в профильных классах.
Доказательство свойств логарифма опирается на его определение. На практике рассматриваются логарифмы по различным основаниям, в частности по основанию 10 (десятичный логарифм) и по основанию е (натуральный логарифм), отсюда возникает необходимость формулы перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию. Так как на инженерном микрокалькуляторе есть клавиши lg и In, то для вычисления логарифма по основаниям, отличным от 10 и е, нужно применить формулу перехода.
Свойства логарифмической функции активно используются при решении логарифмических уравнений и неравенств.
Изучение свойств логарифмической функции проходит совместно с решением уравнений и неравенств.
При решении логарифмических уравнений и неравенств выполняются различные их преобразования. При этом часто нарушается равносильность. Поэтому при решении логарифмических уравнений необходимо либо делать проверку найденных корней, либо строго следить за выполненными преобразованиями, выявляя полученные уравнения-следствия и обосновывая каждый этап преобразования. При решении логарифмических неравенств нужно следить за тем, чтобы равносильность не нарушалась, так как проверку решения неравенства осуществить сложно, а в ряде случаев невозможно.
6. Тригонометрические формулы (24 часа)
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов ос и -а. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. Произведение синусов и косинусов.
Основная цель — сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений; научить решать простейшие тригонометрические уравнения sinx = a, cosx = а при а = 1, -1, 0.
Рассматривая определения синуса и косинуса действительного числа а, естественно решить самые простые уравнения, в которых требуется найти число а, если синус или косинус его известен, например уравнения sina = 0, cos а = 1 и т. п. Поскольку для обозначения неизвестного по традиции используется буква х, то эти уравнения записывают как обычно: sinx = 0, cosx= 1 и т. п. Решения этих уравнений находятся с помощью единичной окружности.
При изучении степеней чисел рассматривались их свойства ap+q = арaq, ap~q = ар:aq. Подобные свойства справедливы и для синуса, косинуса и тангенса. Эти свойства называют формулами сложения. Практически они выражают зависимость между координатами суммы или разности двух чисел а и Р через координаты чисел а и (3. Формулы сложения доказываются для косинуса суммы или разности, все остальные формулы сложения получаются как следствия..
Формулы сложения являются основными формулами тригонометрии, так как все другие можно получить как следствия: формулы двойного и половинного углов (для классов базового уровня не являются обязательными), формулы приведения, преобразования суммы и разности в произведение. Из формул сложения выводятся и формулы замены произведения синусов и косинусов их суммой, что применяется при решении уравнений.
7. Тригонометрические уравнения (20 часов)
Уравнения cosx = a, sinx= a, tgx = а. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения. Методы замены неизвестного и разложения на множители. Метод оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения. Системы тригонометрических уравнений. Тригонометрические неравенства.
Основная цель — сформировать понятия арксинуса, арккосинуса, арктангенса числа; научить решать тригонометрические уравнения и системы тригонометрических уравнений, используя различные приемы решения; ознакомить с приемами решения тригонометрических неравенств.
Как и при решении алгебраических, показательных и логарифмических уравнений, решение тригонометрических уравнений путем различных преобразований сводится к решению простейших: cosx = a, sinx= a, tgx = a.
Рассмотрение простейших уравнений начинается с уравнения cosx = а, так как формула его корней проще, чем формула корней уравнения sinx = а (в их записи часто используется необычный для учащихся указатель знака (-1)п). Решение более сложных тригонометрических уравнений, когда выполняются алгебраические и тригонометрические преобразования, сводится к решению простейших.
Рассматриваются следующие типы тригонометрических уравнений: линейные относительно sinx, cosx или tgx; сводящиеся к квадратным и другим алгебраическим уравнениям после замены неизвестного; сводящиеся к простейшим тригонометрическим уравнениям после разложения на множители.
Рассматриваются простейшие тригонометрические неравенства, которые решаются с помощью единичной окружности.
8. Повторение (6 часов)
Степень с действительным показателем. Иррациональные уравнения. Показательные уравнения и неравенства. Логарифмические уравнения и неравенства. Решение задач повышенной трудности.
Основная цель — обобщить и систематизировать знания по основным темам алгебры и начал математического анализа за 10 класс.
11 класс
(3ч. в неделю, всего – 102 ч.)
1. Тригонометрические функции (18часов)
Область определения и множество значений тригонометрических функций. Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. Свойства функции y=cosх и её график. Свойства функции y=sinх и её график. Свойства функции y=tgх и её график. Обратные тригонометрические функции.
Основная цель – изучить свойства тригонометрических функций, научить учащихся применять эти свойства при решении уравнений и неравенств; научить строить графики тригонометрических функций, используя различные приемы построения графиков.
Среди тригонометрических формул следует особо выделить те формулы, которые непосредственно относятся к исследованию тригонометрических функций и построению их графиков. Так, формулы sin(-x)=-sin x и cos(-x)=cos x выражают свойства нечетности и четности функций y=sin x и y=cos x соответственно.
Построение графиков тригонометрических функций проводится с использованием их свойств и начинается с построения графика функции y=cosx.С помощью графиков тригонометрических функций решаются простейшие тригонометрические уравнения и неравенства.
Учебная цель – введение понятия тригонометрической функции, формирование умений находить область определения и множество значения тригонометрических функций; обучение исследованию тригонометрических функций на четность и нечетность и нахождению периода функции; изучение свойств функции y = cos х, обучение построению графика функции и применению свойств функции при решении уравнений и неравенств; изучение свойств функции y = sin х, обучение построению графика функции и применению свойств функции при решении уравнений и неравенств; ознакомление со свойствами функций y = tg x и y = ctg x, изучение свойств функции y = cos х, обучение построению графиков функций и применению свойств функций при решении уравнений и неравенств;
2. Производная и её геометрический смысл (18 часов)
Предел последовательности. Непрерывность функции. Определение производной. Правило дифференцирования. Производная степенной функции. Производные элементарных функций. Геометрический смысл производной.
Основная цель – показать учащимся целесообразность изучения производной и в дальнейшем первообразной (интеграла), так как это необходимо при решении многих практических задач, связанных с исследованием физических явлений, вычислением площадей криволинейных фигур и объемов тел с производными границами, с построением графиков функций. Прежде всего, следует показать, что функции, графиками которых являются кривые, описывают важные физические и технические процессы.
Усвоение геометрического смысла производной и написание уравнения касательной к графику функции в заданной точке является обязательным для всех учащихся.
Овладение правилами дифференцирования суммы, произведения и частного двух функций, вынесения постоянного множителя за знак производной; знакомство с дифференцированием сложных функций и правилам нахождения производной обратной функции;обучение использованию формулы производной степенной функции f (x) = xp для любого действительного p;формирование умений находить производные элементарных функций;знакомство с геометрическим смыслом производной обучение составлению уравнений касательной к графику функции в заданной точке.
- Применение производной к исследованию функций (13 часов)
Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба. Построение графиков функций.
Основная цель– является демонстрация возможностей производной в исследовании свойств функций и построении их графиков и применение производной к решению прикладных задач на оптимизацию, дополнительно –применение теоремы Лагранжа для обоснования достаточного условия возрастания и убывания функции, теоремы Ферма и её геометрическому смыслу, а также достаточному условию экстремума, знакомство с понятием асимптоты, производной второго порядка и её приложение к выявлению интегралов выпуклости функции, знакомство с различными прикладными программами, позволяющими построить график функции и исследовать его с помощью компьютера.
Учебная цель – обучение применению достаточных условий возрастания и убывания к нахождению промежутков монотонности функции; знакомство с понятиями точек экстремума функции, стационарных и критических точек, с необходимыми и достаточными условиями экстремума функции; обучение нахождению точек экстремума функции; обучение нахождению наибольшего и наименьшего значений функции с помощью производной; знакомство с понятием второй производной функции и её физическим смыслом; с применением второй производной для нахождения интегралов выпуклости и точек перегиба функции; формирование умения строить графики функций – многочленов с помощью первой производной, с привлечением аппарата второй производной.
4 . Первообразная и интеграл (10 часов)
Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление. Применение интегралов для решения физических задач.
Основная цель ознакомление учащихся с понятием первообразной и обучение нахождению площадей криволинейных трапеций. Площадь криволинейной трапеции определяется как предел интегральных сумм. Большое внимание уделяется приложениям интегрального исчисления к физическим и геометрическим задачам. Связь между первообразной и площадью криволинейной трапеции устанавливается формулой Ньютона-Лейбница. Далее возникает определенный интеграл как предел интегральной суммы; при этом формула Ньютона-Лейбница также оказывается справедливой. Таким образом, эта формула является главной: с её помощью вычисляются определенные интегралы и находятся площади криволинейных трапеций.
Учебная цель – ознакомление с понятием первообразной, обучение нахождению первообразной для степеней и тригонометрических функций; ознакомление с понятием интегрирования и обучение применению правил интегрирования при нахождении первообразных; формирование понятия криволинейной трапеции, ознакомление с понятием определенного интеграла, обучение вычислению площади криволинейной трапеции в простейших случаях; ознакомить учащихся с применением интегралов для физических задач, научить решать задачи на движение с применением интегралов.
5. Комбинаторика (9 часов)
Правило произведения. Размещения с повторениями. Перестановки. Размещения без повторений. Сочетания без повторений и бином Ньютона.
Основная цель – ознакомление с основными формулами комбинаторики и их применением при решении задач, развивать комбинаторное мышление учащихся, ознакомить с теорией соединений, обосновать формулу бинома Ньютона. Основной при выводе формул числа перестановок и размещений является правило умножения, понимание которого формируется при решении различных прикладных задач. Свойства числа сочетаний доказываются и затем применяются при организации и исследовании треугольника Паскаля.
Учебная цель – овладение одним из основных средств подсчета числа различных соединений, знакомство учащихся с размещениями с повторениями. Знакомство с первым видом соединений – перестановками; демонстрация применения правила произведения при выводе формулы числа перестановок из п элементов. Введение понятия размещения без повторений из м элементов по п; создание математической модели для решения комбинаторных задач, сводимых к подсчету числа размещений; знакомство с сочетаниями и их свойствами; решение комбинаторных задач, сводящихся к подсчету числа сочетаний из м элементов по п; обоснованное конструирование треугольника Паскаля; обучение возведению двучлена в натуральную степень с использованием формулы Ньютона. Составление порядочных множеств (образование перестановок); составление порядочных подмножеств данного множества (образование размещений);доказательство справедливости формул для подсчета числа перестановок с повторениями и числа сочетаний с повторениями, усвоение применения метода математической индукции.
6. Элементы теории вероятностей (7 часов)
Вероятность события. Сложение вероятностей. Вероятность произведения независимых событий.
Основная цель – сформировать понятие вероятности случайного независимого события. Исследование простейших взаимосвязей между различными событиями, а также нахождению вероятностей видов событий через вероятности других событий. Классическое определение вероятности события с равновозможными элементарными исходами формируется строго, и на его основе (с использованием знаний комбинаторики) решается большинство задач. Понятие геометрической вероятности и статистической вероятности вводились на интуитивном уровне. При изложении материала данного раздела подчеркивается прикладное значение теории вероятностей в различных областях знаний и практической деятельности человека.
Учебная цель – знакомство с различными видами событий, комбинациями событий; введение понятия вероятности события и обучение нахождению вероятности случайного события с очевидными благоприятствующими исходами; знакомство с теоремой о вероятности суммы двух несовместных событий и её применением, в частности при нахождении вероятности противоположного события; и с теоремой о вероятности суммы двух производных событий; интуитивное введение понятия независимых событий; обучение нахождению вероятности произведения двух независимых событий.
6. Уравнения и неравенства с двумя переменными ( 7 часов)
Линейные уравнения и неравенства с двумя переменными. Нелинейные уравнения и неравенства с двумя переменными.
Основная цель – обобщить основные приемы решения уравнений и систем уравнений, научить учащихся изображать на координатной плоскости множество решений линейных неравенств и систем линейных неравенств с двумя переменными, сформировать навыки решения задач с параметрами, показать применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики.
Учебная цель – научить учащихся изображать на координатной плоскости множество решений линейных неравенств и систем линейных неравенств с двумя переменными.
8. Итоговое повторение курса алгебры и начал
математического анализа ( 19 часов)
Выражения с корнями. Степенные выражения. Иррациональные выражения. Логарифмические выражения. Тригонометрические преобразования выражений. Иррациональные уравнения. Показательные уравнения. Логарифмические уравнения. Показательные и логарифмические неравенства. Тригонометрические уравнения. Дробно-рациональные неравенства. Область определения и область значения функции. Чётные и нечётные функции, периодичность функций. Нули функции. Промежутки знакопостоянства, возрастание и убывание функции. Производная и её применение. Первообразная и её применение.
Уроки итогового повторения имеют своей целью не только восстановление в памяти учащихся основного материала, но и обобщение, уточнение, систематизацию знаний по алгебре и началам математического анализа за курс средней школы.
Повторение проводится по основным содержательно-методическим линиям и выстраивается в следующим порядке: вычисления и преобразования, уравнения и неравенства, функции, начала математического анализа.
Тематическое планирование по алгебре
в 10 классе
Количество часов в неделю: 3 часа
Годовое количество часов: 105 часов
Реквизиты программы: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: сборник “Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа»” Составитель: Т.А.Бурмистрова, Москва «Просвещение», 2009.
УМК : 1) Алгебра и начала математического анализа . 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / ( Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин). - М. : Просвещение, 2017.
2) Дидактические материалы для 10 класса «Алгебра и начала математического анализа» авторов: М.И.Шабунин, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова, О. Н. Доброва, – М.: Просвещение, 2012г.
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Кол – во часов | Из них | ||
Практических (лабораторных) работ | Формы контроля | ||||
1 | Повторение курса алгебры за 7-9 класс | 6 | |||
1.1 | Алгебраические выражения | 1 | |||
1.2 | Линейные уравнения и системы уравнений | 1 | |||
1.3 | Числовые неравенства и неравенства первой степени с одним неизвестным | 1 | |||
1.4 | Квадратные корни | 1 | |||
1.5 | Квадратные уравнения и неравенства | 1 | |||
1.6 | Свойства и графики функций | 1 | |||
2 | Глава IV Степень с действительным показателем. | 11 | |||
2.1 | Действительные числа. | 1 | |||
2.2 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия | 1 | |||
2.3 | Формула суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии | 1 | |||
2.4 | Арифметический корень натуральной степени. Свойства арифметического корня натуральной степени | 1 | |||
2.5 | Вычисление арифметических корней натуральной степени | 1 | |||
2.6 | Упрощение выражений, содержащих арифметический корень натуральной степени | 1 | |||
2.7 | Степень с рациональным показателем. Свойства степени с рациональным показателем | 1 | |||
2.8 | Степень с действительным показателем. | 1 | |||
2.9 | Упрощение выражений, содержащих степень с действительным показателем | 1 | |||
2.10 | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | |||
2.11 | Контрольная работа № 1 по теме: «Степень с действительным показателем». | 1 | КР № 1 | ||
3 | Глава V. Степенная функция. | 13 | |||
3.1 | Степенная функция, её свойства и график. | 1 | |||
3.2 | Построение графиков степенных функций | 1 | |||
3.3 | Сравнение значений выражений, содержащих степень | 1 | |||
3.4 | Взаимно обратные функции. | 1 | |||
3.5 | Сложные функции. | 1 | |||
3.6 | Дробно-линейная функция. | 1 | |||
3.7 | Равносильные уравнения. | 1 | |||
3.8 | Равносильные неравенства. | 1 | |||
3.9 | Иррациональные уравнения. | 1 | |||
3.10 | Решение иррациональных уравнений. | 1 | |||
3.11 | Иррациональные неравенства. | 1 | |||
3.12 | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | |||
3.13 | Контрольная работа № 2 по теме: «Степенная функция». | 1 | КР № 2 | ||
4 | Глава VI. Показательная функция. | 10 | |||
4.1 | Показательная функция, её свойства и график. | 1 | |||
4.2 | Построение графика показательной функции. | 1 | |||
4.3 | Показательные уравнения. | 1 | |||
4.4 | Решение показательных уравнений | 1 | |||
4.5 | Показательные неравенства. | 1 | |||
4.6 | Решение показательных неравенств. | 1 | |||
4.7 | Системы показательных уравнений. | 1 | |||
4.8 | Системы показательных неравенств. | 1 | |||
4.9 | Урок обобщения систематизации знаний. | 1 | |||
4.10 | Контрольная работа № 3 по теме «Показательная функция». | 1 | КР № 3 | ||
5 | Глава VII. Логарифмическая функция. | 15 | |||
5.1 | Понятие логарифма числа. Основное логарифмическое тождество. | 1 | |||
5.2 | Вычисление логарифмов | 1 | |||
5.3 | Свойства логарифмов: логарифм произведения и частного | 1 | |||
5.4 | Свойства логарифмов: логарифм степени | 1 | |||
5.5 | Десятичные логарифмы. Число е. Экспонента. Натуральные логарифмы. | 1 | |||
5.6 | Формула перехода к новому основанию | 1 | |||
5.7 | Логарифмическая функция, её свойства и график. | 1 | |||
5.8 | Построение графика логарифмической функции. | 1 | |||
5.9 | Логарифмические уравнения. | 1 | |||
5.10 | Решение логарифмических уравнений. | 1 | |||
5.11 | Решение систем логарифмических уравнений | 1 | |||
5.12 | Логарифмические неравенства. | 1 | |||
5.13 | Решение логарифмических неравенств. | 1 | |||
5.14 | Урок обобщения систематизации знаний. | 1 | |||
5.15 | Контрольная работа № 4 по теме «Логарифмическая функция». | 1 | КР № 4 | ||
6 | Глава VIII. Тригонометрические формулы. | 24 | |||
6.1 | Радианная мера угла. | 1 | |||
6.2 | Поворот точки вокруг начала координат. | 1 | |||
6.3 | Координаты точки, полученной поворотом вокруг начала координат на заданный угол | 1 | |||
6.4 | Определение синуса, косинуса произвольного угла. | 1 | |||
6.5 | Определение тангенса и котангенса произвольного угла. | 1 | |||
6.6 | Знаки синуса, косинуса и тангенса. | 1 | |||
6.7 | Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. | 1 | |||
6.8 | Основное тригонометрическое тождество. Преобразование простейших тригонометрических выражений. | 1 | |||
6.9 | Тригонометрические тождества. | 1 | |||
6.10 | Применение тригонометрических тождеств при упрощения выражений | 1 | |||
6.11 | Доказательство тригонометрических тождеств | 1 | |||
6.12 | Синус, косину и тангенс углов α и –α. | 1 | |||
6.13 | Формулы сложения. Синус и косинус суммы и разности двух углов. | 1 | |||
6.14 | Формулы сложения. Тангенс суммы и разности двух углов. | 1 | |||
6.15 | Применение формул сложения при упрощении выражений и доказательстве тождеств | 1 | |||
6.16 | Синус, косинус и тангенс двойного угла. | 1 | |||
6.17 | Синус, косинус и тангенс половинного угла. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента | 1 | |||
6.18 | Формулы приведения. | 1 | |||
6.19 | Применение формул приведения при вычислениях и упрощении тригонометрических выражений | 1 | |||
6.20 | Сумма и разность синусов. | 1 | |||
6.21 | Сумма и разность косинусов. | 1 | |||
6.22 | Произведение синусов и косинусов. | 1 | |||
6.23 | Урок обобщения систематизации знаний. | 1 | |||
6.24 | Контрольная работа № 5 по теме «Тригонометрические формулы». | 1 | КР № 5 | ||
7 | Глава IX. Тригонометрические уравнения | 20 | |||
7.1 | Уравнение соs х=а. Аркосинус числа | 1 | |||
7.2 | Решение простейших уравнений соs х=а. | 1 | |||
7.3 | Вычисление арккосинуса числа | 1 | |||
7.4 | Уравнение sin х = а. Арксинус числа | 1 | |||
7.5 | Решение простейших уравнений sin х = а. | 1 | |||
7.6 | Вычисление арксинуса числа | 1 | |||
7.7 | Уравнение tg х =а. Арктангенс числа | 1 | |||
7.8 | Решение простейших уравнений tg х =а | 1 | |||
7.9 | Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. | 1 | |||
7.10 | Однородные уравнения. | 1 | |||
7.11 | Линейные уравнения. | 1 | |||
7.12 | Решение тригонометрических уравнений | 1 | |||
7.13 | Метод разложения на множители. | 1 | |||
7.14 | Метод замены неизвестного . | 1 | |||
7.15 | Метод оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения. | 1 | |||
7.16 | Системы тригонометрических уравнений. | 1 | |||
7.18 | Тригонометрические неравенства. | 1 | |||
7.19 | Решение тригонометрических неравенств. | 1 | |||
7.20 | Урок обобщения систематизации знаний. | 1 | |||
7.21 | Контрольная работа № 6 по теме «Тригонометрические уравнения». | 1 | КР № 6 | ||
8 | Повторение | 6 | |||
8.1 | Степень с действительным показателем. Иррациональные уравнения. | 1 | |||
8.2 | Показательные уравнения и неравенства | 1 | |||
8.3 | Логарифмические уравнения и неравенства | 1 | |||
8.4 | Итоговая контрольная работа | 1 | КР № 7 | ||
8.5 | Анализ итоговой контрольной работы | 1 | |||
8.6 | Решение задач повышенной трудности. | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО АЛГЕБРЕ В 11 КЛАССЕ
Количество часов в неделю: 3 часа в неделю
Годовое количество часов: 102 часа
Реквизиты программы: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: сборник “Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа»” Составитель: Т.А.Бурмистрова, Москва «Просвещение», 2009.
УМК : 1) Алгебра и начала математического анализа . 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / ( Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин). - М. : Просвещение, 2017.
2) Дидактические материалы для 11 класса «Алгебра и начала математического анализа» авторов: М.И.Шабунин, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова, О. Н. Доброва, – М.: Просвещение, 2012г.
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Кол – во часов | Из них | |
Практических (лабораторных) работ | Формы контроля | |||
1 | Глава I. Тригонометрические функции | 18 | ||
1.1 | Область определения тригонометрических функций. | 1 | ||
1.2 | Множество значений тригонометрических функций | 1 | ||
1.3 | Четность, нечётность тригонометрических функций. | 1 | ||
1.4 | Периодичность тригонометрических функций. | 1 | ||
1.5 | Основной период тригонометрических функций | 1 | ||
1.6 | Свойства функции у=соsх и её график | 1 | ||
1.7 | Построение графиков функций, с использованием правил преобразования графиков | 1 | ||
1.8 | Графическое решение тригонометрических уравнений и неравенств и систем уравнений. | 1 | ||
1.9 | Свойства функции у=sinх и её график | 1 | ||
1.10 | Построение графиков функций, с использованием правил преобразования графиков | 1 | ||
1.11 | Графическое решение тригонометрических уравнений и неравенств и систем уравнений. | 1 | ||
1.12 | Свойства функции у=tgх и её график | 1 | ||
1.13 | Свойства функции у=сtgх и её график | 1 | ||
1.14 | Графическое решение тригонометрических уравнений и неравенств и систем уравнений. | 1 | ||
1.15 | Обратные тригонометрические функции | 1 | ||
1.16 | Линейное уравнение с одной переменной. | 1 | ||
1.17 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «тригонометрические функции» | 1 | ||
1.18 | Контрольная работа № 1 по теме «Тригонометрические функции». | 1 | КР № 1 | |
2 | Глава II. Производная и её геометрический смысл | 18 | ||
2.1 | Предел последовательности | 1 | ||
2.2 | Непрерывность функции | 1 | ||
2.3 | Определение производной | 1 | ||
2.4 | Нахождение производной функции kх+b, х², х³ | 1 | ||
2.5 | Правила дифференцирования: производные суммы и разности | 1 | ||
2.6 | Правила дифференцирования: производные произведения и частного | 1 | ||
2.7 | Правила дифференцирования: производная сложной функции | 1 | ||
2.8 | Производная степенной функции | 1 | ||
2.9 | Нахождение производных степенной функции | 1 | ||
2.10 | Производные элементарных функций | 1 | ||
2.11 | Применение производных дифференцирования для нахождения производных | 1 | ||
2.12 | Применение правил дифференцирования для нахождения производных | 1 | ||
2.13 | Угловой коэффициент прямой. | 1 | ||
2.14 | Геометрический смысл производной. | 1 | ||
2.15 | Уравнение касательной к графику функции. | 1 | ||
2.16 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Производная». | 1 | ||
2.17 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Уравнение касательной к графику функции» | 1 | ||
2.18 | Контрольная работа № 2 по теме «Производная и её геометрический смысл». | 1 | КР № 2 | |
3 | Глава III. Применение производной к исследованию функции | 13 | ||
3.1 | Возрастание и убывание функции. | 1 | ||
3.2 | Нахождение интервалов возрастания и убывания функции. | 1 | ||
3.3 | Стационарные точки функции. | 1 | ||
3.4 | Экстремумы функции. | 1 | ||
3.5 | Наибольшее и наименьшее значения функции | 1 | ||
3.6 | Нахождение наибольшего и наименьшего значений функций. | 1 | ||
3.7 | Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции. | 1 | ||
3.8 | Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба | 1 | ||
3.9 | Построение графиков функций | 1 | ||
3.10 | Применение производной к построению графиков функции. | 1 | ||
3.11 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Применение производной к исследованию функции» | 1 | ||
3.12 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции» | 1 | ||
3.13 | Контрольная работа № 3 по теме «Применение производной к исследованию функции». | 1 | КР № 3 | |
4 | Глава IV. Первообразная и интеграл | 10 | ||
4.1 | Первообразная | 1 | ||
4.2 | Нахождение первообразных | 1 | ||
4.3 | Правила нахождения первообразных | 1 | ||
4.4 | Интегрирование. | 1 | ||
4.5 | Площадь криволинейной трапеции. | 1 | ||
4.6 | Интеграл и его вычисления. | 1 | ||
4.7 | Вычисления площадей фигур с помощью интегралов | 1 | ||
4.8 | Применение интегралов для решения физических задач | 1 | ||
4.9 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Первообразная и интеграл» | 1 | ||
4.10 | Контрольная работа № 4 по теме: «Первообразная и интеграл». | 1 | КР № 4 | |
5 | Глава V. Комбинаторика | 9 | ||
5.1 | Правило произведения. Размещения с повторениями | 1 | ||
5.2 | Перестановки | 1 | ||
5.3 | Решение задач на перестановки чисел | 1 | ||
5.4 | Размещения без повторений | 1 | ||
5.5 | Сочетания без повторений | |||
5.6 | Рекуррентное свойство числа сочетаний | 1 | ||
5.7 | Бином Ньютона | 1 | ||
5.8 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Комбинаторика» | 1 | ||
5.9 | Контрольная работа № 5 по теме «Комбинаторика». | 1 | КР № 5 | |
6 | Глава VI. Элементы теории вероятностей | 7 | ||
6.1 | Вероятность события | 1 | ||
6.2 | Комбинация событий | 1 | ||
6.3 | Сложение вероятностей | 1 | ||
6.4 | Решение задач на сложение вероятностей | 1 | ||
6.5 | Вероятность произведения независимых событий | 1 | ||
6.6 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Элементы теории вероятностей» | 1 | ||
6.7 | Контрольная работа № 6 по теме: «Элементы теории вероятностей». | 1 | КР № 6 | |
7 | Глава VIII. Уравнения и неравенства с двумя переменными | 7 | ||
7.1 | Линейные уравнения с двумя переменными | 1 | ||
7.2 | Линейные неравенства с двумя переменными | 1 | ||
7.3 | Нелинейные уравнения с двумя переменными | 1 | ||
7.4 | Нелинейные неравенства с двумя переменными | 1 | ||
7.5 | Решение нелинейных уравнений и неравенств с двумя переменными | 1 | ||
7.6 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | 1 | ||
7.7 | Контрольная работа № 7 по теме: «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | 1 | КР № 7 | |
8 | Повторение | 19 | ||
8.1 | Выражения с корнями | 1 | ||
8.2 | Степенные выражения | 1 | ||
8.3 | Иррациональные выражения | 1 | ||
8.4 | Логарифмические выражения | 1 | ||
8.5 | Тригонометрические преобразования выражений | 1 | ||
8.6 | Иррациональные уравнения | 1 | ||
8.7 | Показательные уравнения | 1 | ||
8.8 | Логарифмические уравнения | 1 | ||
8.9 | Показательные и логарифмические неравенства | 1 | ||
8.10 | Тригонометрические уравнения | 1 | ||
8.11 | Дробно-рациональные неравенства | 1 | ||
8.12 | Область определения и область значения функции. Четные и нечетные функции, периодичность функций | 1 | ||
8.13 | Нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание и убывание функции | 1 | ||
8.14 | Производная и ее применение | 1 | ||
8.15 | Первообразная и ее применение | 1 | ||
8.16 8.17 | Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ | 2 | КР № 8 | |
8.18 | Анализ итоговой контрольной работы | 1 | ||
8.19 | Решение заданий из вариантов ЕГЭ | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать[2]
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
АЛГЕБРА
уметь
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ
уметь
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику и в простейших случаях по формуле[3] поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
уметь
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
- вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
уметь
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построения и исследования простейших математических моделей;
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера.
Учебно-методический комплект
1.Программа для общеобразовательных учреждений по алгебре для 10-11 классов, составитель Бурмистрова Т.А., автор Колягин Ю.М. – М.: Просвещение, 2011г.
2. Учебник: Алгебра и начала анализа для 11 класса, авторов: Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачёва, Н. Е.Фёдорова и М.И.Шабунин, под редакцией А.Б.Жижченко, – М.: Просвещение, 2017г.
3. Дидактические материалы для 11 класса «Алгебра и начала математического
анализа» авторов М.И.Шабунин, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова, О. Н. Доброва,
– М.: Просвещение, 2012г.
Дополнительная литература
- Алгебра: учеб. для 9 кл. общеобразов. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.К. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – М. : Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2017.
- Денищева Л.О. Корешкова Т.А. Алгебра и начала анализа. 10 –11 класс.: Тематические тесты и зачеты для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.Г. Мордковича.- М.: Мнемозина, 2015.
- Ершов А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. – М.:Илекса, 2009.
- Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика.
- Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов. – М.: Просвещение, 2008.
- Контрольно-измерительные материалы. Алгебра и начала анализа: 10 класс/ Сост. А.Н. Рурукин.– М.: ВАКО, 2017 -- 112 с.
- Контрольно-измерительные материалы. Алгебра и начала анализа: 11 класс/ Сост. А.Н. Рурукин.– М.: ВАКО, 2017 -- 96 с.
- Материалы телекоммуникационной системы СтатГрад, публикуемые на сайте http://statgrad.mioo.ru.
- Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
- Студенецкая В.Н., (Авт.-сост). Решение задач по статистики, комбинаторики, теории вероятности Волгоград: Учитель, 2005 .
- Шабунин М.И. и др. Алгебра и начала анализа: Дидактические материалы для 10 – 11 кл. – М.: Мнемозина, 2008.
- 4.Единый государственный экзамен 2016-2017 г.. Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.: Интеллект-Центр, 2016-2017.
Электронные учебники
- Современный учебно-методический комплекс. Алгебра 10-11. Версия для школьника. Просвещение-МЕДИА. (все задачи школьной математики).
- Современный учебно-методический комплекс. Алгебра и начала анализа. Итоговая аттестация выпускников 11.. Просвещение-МЕДИА. (все задачи школьной математики).
- Готовимся к ЕГЭ. МАТЕМАТИКА. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме. Просвещение – МЕДИА.
Перечень сайтов
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.
http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки ЕГЭ
http://geometry2006.narod.ru – авторский сайт В.А.Смирнова, где можно найти рабочие тетради по выполнению заданий В4 и В9.
http://mathege.ru. открытый банк заданий единого государственного экзамена по математике (ЕГЭ).
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
[2] Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
[3] Требования, выделенные курсивом, не применяются при контроле уровня подготовки выпускников профильных классов гуманитарной направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе. Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения. Программа детализирует и раскрыв...
рабочая программа по математике (профиль) в 11 классе авторы Ю.М.Колягин -Л.С.Атанасян
материал расчитан на 6ч в неделю/204ч/год. Рабочая программа +календарно-тематическое планированмие...
Рабочая программа по алгебре для 7-9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник: Алгебра. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. - М. : Просвещение, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре. Уровень образования (класс): основное общее образование ...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
Рабочая программа по алгебре и геометрии 9 класс 2017 - 2018 год по учебнику "Алгебра 9 класс" А.Г. Мордковича и др. и "Геометрия 7 - 9 кл" Л.С. Атанасяна
Рабочая программа содержит планируемые предметные результаты освоения алгебры и геометрии 9 класса, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование по алгебре (5часов) и геометрии (...
Рабочие программы по алгебре для 7-9 классов по учебнику Ю.М.Колягина
Рабочие программы по алгебре для 7-9 классов...
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов
Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник 2002 г ....