Обобщение педагогического опыта "Проблемный диалог на уроках математики"
статья по теме

Тришкина Ольга Михайловна

Обобщение педагогического опыта учителя математики Тришкиной Ольги Михайловны на тему: "Проблемный диалог на уроках математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_ped_opyta.docx708.11 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта учителя математики Тришкиной Ольги Михайловны

по теме «Проблемный диалог на уроках математики»

На протяжении многих десятилетий к каждому поколению предъявлялись свои требования. И это правильно, ведь время не стоит на месте, и мир развивается всё время быстрее и быстрее. Соответственно к современному человеку предъявляются следующие требования: быть разносторонней, коммуникабельной, легко приспосабливающейся и умеющей самостоятельно мыслить личностью. Таким, который постоянно задается вопросами: «Зачем мне это нужно? И как этого достичь?» и, как правило, ищет на них ответы.

Но такие качества не развиваются в каждом человеке самостоятельно, и на помощь в совершенствовании приходит разно уровневая система образования (с требованиями ФГОС). Одним из направлений развития ребенка является умение критически мыслить (то есть подходить к проблеме нестандартно). В моей практике, как средство, для развития такого мышления используется проблемный диалог на уроках математики.

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. 

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. 

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различают два вида диалога:  побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. 

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. 

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Тема критического мышления заинтересовала меня со времен институтской скамьи, мною были рассмотрены многие технологии развития данного мышления. Но для себя я решила начать с использования проблемного диалога на уроках математики. Данная технология универсальна, так как применима на любом предметном содержании и любой ступени обучения. Тем не менее, при глубоком знакомстве с технологией у меня возникали затруднения при определении типа проблемной ситуации, способов поиска решения и даже постановки вопросов.

Пример 1. Используя рисунок, объясните, почему раны дроби?

Вопросы учителя:

  • Что означает дробь ? (Целое, или круг разделили на 5 равных частей и взяли 3 такие части)
  • На сколько равных частей мы потом разделили пятую часть круга? (на 3 части)
  • На сколько частей оказался разделен весь круг? (на 15 частей)
  • Сколько частей в трех пятых круга (9 частей)

Аналогично рассматриваются оставшиеся два рисунка.

Пример 2. Даны числа:

Вопросы учителя:

  • Посмотрите внимательно на числа. Какие действия мы можем выполнить с ними? (Сложение и вычитание)
  • Какие дроби бы сможем с Вами сложить? (Одинаковыми знаменателями)
  • Что делать с теми дробями, которые не имеют одинаковый знаменатель? (Попробовать привести к одинаковому знаменателю)
  • Как привести первую и четвертую дробь к одинаковому знаменателю? (Разбить четвертую дробь до 8 равных частей, но тогда и возьмем мы в два раза больше)
  • После этого приведения дробей к одинаковому знаменателю сможем ли мы их сложить? (Да, мы умеем складывать дроби с одинаковыми знаменателями)

Технология проблемного диалога в моей работе уже дала свои результаты, и тем самым подтверждая свою эффективность. Учащиеся самостоятельно справляются с поставленными задачами (лишь изредка обращаются за помощью к учителю), подходят к её решению нестандартно. Всегда стараются выдвинуть гипотезы и привести доказательства к ней, не боясь, что их предположение не верно. Стали активнее и заинтересованы на уроках математики

Данная технология проблемного диалога, внутренне меняет ребенка, дает возможность раскрыть себя с разных сторон, стать активной и творческой частью общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на примера урока по стихотворению в прозе "Нищий"

Методическое выступление "Опыт работы по применению современных образовательных технологий на уроках литературы"...

Использование технологии проблемного диалога на уроках математики

В презентации собраны проблемные ситуации на уроках математики в рамках технологии проблемного диалога...

Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

Красноперова Л.А., учитель математики МБОУ «Гимназия №22»г. Белгорода Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельно...

Педагогический проект "Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач"

Проект «Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельностного подх...

"Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как одного из средств формирования познавательных универсальных учебных действий".

На мой взгляд, на уроках математики достаточно остро стоит проблема развития познавательной активности учащихся, формирование  у них познавательных универсальных учебных действий.  Для решен...

Метод проблемного диалога на уроках математики

Проблемный диалог на уроках математики является одним из важнейших приемов деятельностного подхода. В данной работе рассказывается об основных приемах проблемного диалога на разных этапах урока...

Обобщение опыта" Устный счет на уроках математики"

Устный счет как средство формирования вычислительных навыков на уроках математики..Данная тема актуальнаи несмотря на использование информационно -технологических средств,вычислительные навыки по- пре...