Обобщение педагогического опыта на примера урока по стихотворению в прозе "Нищий"
статья по литературе по теме

Попова Александра Валерьевна

Методическое выступление "Опыт работы по применению современных образовательных технологий на уроках литературы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Попова Александра Валерьевна

Учитель русского языка, литературы и истории

МБОУ СОШ п. Солидарность

Представление опыта работы

учителя русского языка и литературы

Поповой Александры Валерьевны

Изменение вектора развития общества диктует и необходимость модернизации процесса образования, которая невозможна без инноваций. Учитель сегодня сталкивается с новыми требованиями, выдвижение которых связано с изменениями, произошедшими,  прежде всего в субъекте образовательного процесса – ученике. Соответственно, меняется и роль учителя. «На современном уровне инновационности» «не столько важно передать обучаемому определенный объем знаний, сколько помочь ему освоить виды деятельности, владея которыми, он сам в любой ситуации сможет получать необходимую информацию»  [Олешков М.Ю. Образовательная технология как педагогический феномен]. В реальной практике возникла необходимость применять методы обучения, дающие возможность усваивать больший учебный материал, формировать основные компетентности и универсальные учебные действия в ограниченное время. Речь идет о современных педагогических технологиях.

В дидактике это понятие имеет несколько трактовок. Наиболее часто употребляется определение, предложенное В.А. Сластениным и Н.Г. Руденко, которые под педагогической технологией понимают «упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса»  [Олешков М.Ю.] Любая педагогическая технология универсальна, воспроизводима и тиражируема.

Педагогические технологии имеет достаточно широкую классификацию:

- модульные технологии ( проблемное, модульное, разноуровневое обучение);

- технологии концентрированного обучения («погружение», цикловая система преподавания);

-  технологии контекстного обучения (групповая работа, игровые технологии);

- проектно-исследовательские технологии;

- информационно-коммуникационные технологии и т.д.

       Внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий позволяет учителю:

•        отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

•        развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

•        воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Выбор той или иной образовательной технологии зависит от ряда критериев: целесообразность, возможность воспроизведения в конкретном учебном заведении на определенном контингенте обучающихся, учебная нагрузка, результативность и т.д. Возможно также использование не всей технологии в полном объеме, а отдельных элементов, что сокращает временные затраты, позволяет акцентировать внимание на наиболее значимых результатах деятельности и сокращает нагрузку обучающихся. Остановлюсь более подробно на педагогических технологиях, которые я использую в своей работе.

Проблемное обучение подразумевает создание в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной (или в содружестве с учителем) деятельности обучающихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Проблемное обучение основывается на трех принципах:

§   общности целеполагания (цели преподавателя и учащихся);

§   бинарности (взаимодействие обучающего и обучаемых);

§   проблемности (наличие противоречия в учебном материале или в процессе его усвоения).

Так на сегодняшнем уроке использовался проблемный вопрос, прозвучавший на этапе постановки учебных целей и формирования мотивационной установки обучающихся. Почему урок анализа стихотворения в прозе «Нищий» был назван уроком милосердия?

Таким образом, обучающиеся в начале урока получают установку: проанализировать художественное своеобразие произведения, чтобы ответить на поставленный вопрос. Использование подобного приема позволяет не только рассмотреть литературное произведение с точки жанровых, композиционных и других составляющих, но прежде всего «связать» его с жизнью, сделать урок литературы действенным, усилить практическую направленность. Я считаю, что текст – это не только памятник литературы и к нему нельзя относится как к «мертвому» наследию, художественный текст – это всегда диалог читателя и автора. И использование проблемных вопросов позволяет «оживить» этот диалог, побуждает ребят к активному высказыванию собственной позиции.

Доказано влияние проблемного обучения на активизацию мыслительной деятельности школьников, на формирование у них нестандартных подходов к решению проблем и, наконец, на развитие их творческого мышления. Интерпретация литературного произведения – процесс творческий, зависящий от личностных качеств интерпретатора,  целей, уровня образованности и общей культуры. Школьники в последние годы, к сожалению, не всегда с интересом относятся к урокам литературы, не видя в них практической значимости. В создавшейся ситуации проблемное обучение, особенно применяемое в системе, позволяет значительно повысить интерес к предмету, открывает перед обучающимися духовно-нравственные возможности литературы. Необходимо также оговориться, что не все проблемы, выдвигаемые на уроках литературы,  имеет однозначное решение. Авторская трактовка может не совпадать с мнением критиков, позиция учеников с позицией учителя. Поэтому здесь я считаю особенно важно, что проблемная ситуация заставляет ученика выдвинуть свою позицию, научиться ее аргументировано презентовать, что как известно, не только положительно сказывается на процессе формирования личности подростка, но и является одним из элементов подготовки к итоговой аттестации. (слайд – примеры формулировки проблем)

Групповая работа как технология активного обучения. В числе основных факторов, побуждающих обучающихся к активности, можно назвать состязательность. Наиболее ярко она проявляется при использовании технологии групповой работы.  Групповая работа может быть организована как на уроке, так в качестве одного из элементов домашнего задания.

Доказано, что работа в условиях кооперации – весьма эффективный режим учебной деятельности.

На сегодняшнем уроке данная форма деятельности предложена классу в форе домашнего задания: разбившись на группы (3-4 человека) подготовить представление-презентацию стихотворений в прозе И.С. Тургенева, представленных  в учебнике. Первое условие эффективности групповой работы – наличие четкого плана деятельности, предложенного учителем и максимально точная формулировка конечной цели. Сегодня обучающимся предстоит самостоятельно разбить на группы, определить роли и форму представления произведения. Это может быть использование фрагментов писем, воспоминаний писателя и его современников, подбор иллюстраций или создание собственных, инсценировка или компьютерная презентация и т.д. Задание творческое, что позволит проявить свои способности каждому члену группы. Например, во время выразительного чтения одним обучающимся  его коллеги по группе представят художественное или музыкальное сопровождение, кто-то предпочитает работать с источниками, а кто-то оформлять результаты работы в формате компьютерной презентации и т.д. Численность группы должна отвечать условиям вовлеченности в работу всех ее членов, поэтому предпочтительнее небольшие (от 2 до 4 участников) группы. Групповая работа имеет ряд преимуществ, как то

1. Повышение уровня осмысления материала.

2. Рост числа нестандартных решений.

3. Перенос. Знаменитое высказывание Л. С. Выготского: «То, что дети могут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно» – хорошо подтверждают эксперименты по проверке переноса знаний и умений, приобретенных в группах, в ситуацию индивидуальной работы школьников.

4. Позитивное отношение к изучаемому материалу.

5. Готовность не отвлекаться от решаемой задачи.

Литература – не только учебный предмет, но и вид искусства, поэтому рассмотрение литературного произведения вне сопоставления с произведениями других жанров искусства невозможно. На практике это обращение к живописи, музыкальным композициям и т.п. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Данный метод нельзя назвать новым, но современные педагогические технологии, а именно ИКТ, позволяют интенсифицировать учебный процесс. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. Так, на сегодняшнем уроке для усиления эмоционального воздействия, создания широкого образного представления, «погружения» обучающихся в тему использовалось музыкальное сопровождение в комплексе с видеорядом. Это позволило не просто «рассказать» о затронутой проблеме, но и «показать» ее истинное лицо в историческом преломлении: со второй половины XIX века до наших дней. На уровень восприятия также влияет сопоставление с картиной В. Перова «Чаепитие в Мытищах». Информационные технологии дают возможность подготовить презентацию широкого иллюстративного материала. Безусловно, компьютер не сможет заменить живое слово учителя, непосредственное общение  с художественным текстом, но он становится хорошим помощником в этом процессе. У обучающихся, хорошо владеющих современными компьютерными технологиями, появляется возможность применить свои технические знания на практике при оформлении проектно-исследовательских работ, творческих заданий (например, домашнее задние по представлению одного из стихотворений в прозе) и т.д.

 Современная парадигма образования на первое место выдвигает личностно-ориентированное обучение и деятельностный подход. Последний наиболее ярко проявляется не только в формировании основных предметных компетенций, но и в широкой связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла, как например, русский язык и история. Формирование общепредметных и ключевых компетенций на уроках литературы достигается путем установления межпредметных связей, рассмотрения текста не только как памятника культуры и объекта анализа, но прежде всего и как носителя определенной информации, часто закодированной. Так, на сегодняшнем уроке текст рассматривался с точки зрения его синтаксической,  морфологической и лексической организации, вопросы формулировались таким образом, что для полноценного ответа необходимо привлечение знаний из других областей. Определение «урок милосердия» связывает анализируемый материал с формированием ценностно-смысловых и социокультурных компетенций, позволяет провести параллель с курсом обществознания, коснуться проблем современной социальной структуры общества, отношения к людям, оказавшимся на низшей ступени социальной лестницы.

Важным элементом личностно-ориентированного обучения является дифференцированный подход, который использовался при формулировке домашнего задания. Отдельным элементом каждого урока является саморефлексия. Она может проходить как в устной форме, в процессе беседы с учителем, так и в письменной. Последняя в завершении сегодняшнего урока представляется мне наиболее удачной, так как позволяет охватить весь класс. А заранее сформулированные вопросы или утверждения исключают возможность пропуска какого-либо элемента структуры ученической деятельности.

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Практические условия учебно-воспитательного процесса не всегда позволяют использовать ту или иную технологию в полном объеме. Однако необходимо отметить, что и отдельные элементы той или иной методики, применяемые  в системе дают хорошие результаты. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. В заключении хочется отметить, что, на мой взгляд,  сегодня, как и почти два столетия назад, «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитании», как говорил Адольф Дистервег.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представление опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ п. Солидарность Поповой Александры Валерьевны

Слайд 2

Задача учителя в современной школе - «не столько важно передать обучаемому определенный объем знаний, сколько помочь ему освоить виды деятельности, владея которыми, он сам в любой ситуации сможет получать необходимую информацию» [Олешков М.Ю. Образовательная технология как педагогический феномен].

Слайд 3

Педагогическая технология -упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса (В.А. Сластенин, Н.Г. Руденко, 1997)

Слайд 4

Педагогические технологии: - модульные технологии ( проблемное, модульное, разноуровневое обучение); - технологии концентрированного обучения («погружение», цикловая система преподавания); - технологии контекстного обучения (групповая работа, игровые технологии); - проектно-исследовательские технологии; - информационно-коммуникационные технологии и т.д.

Слайд 5

Проблемное обучение Почему урок анализа стихотворения в прозе «Нищий» был назван уроком милосердия?

Слайд 6

Примеры учебных проблем: «Андрей Штольц - двойник или антипод Обломова?» «Обломов – герой или антигерой своего времени?» «Григорий Печорин – причина страданий других или жертва?» Почему Иван Грозный является одним из главных героев «Песни про …купца Калашникова?» Кто виноват в трагедии Катерины?

Слайд 7

Групповая работа как технология активного обучения Домашнее задание: Разбившись на группы (2-4 человека) подготовьте собственную презентацию одного из приведенных в учебнике стихотворений в прозе.

Слайд 8

Преимущества кооперации Повышение уровня осмысления материала. Рост числа нестандартных решений. Перенос. «То, что дети могут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно» (Л.С. Выготский) Позитивное отношение к изучаемому материалу. Готовность не отвлекаться от решаемой задачи.

Слайд 9

Информационно-коммуникационные технологии

Слайд 10

Деятельностный подход Формирование общепредметных и ключевых компетенций на уроках литературы достигается путем установления межпредметных связей, рассмотрения текста не только как памятника культуры и объекта анализа, но прежде всего и как носителя определенной информации.

Слайд 11

Дифференцированный подход Дифференцированное задание (выберите 1 вариант из предложенных) : 1 вариант . На основе материала учебника и знаний, полученных на предыдущих и сегодняшнем уроках, подготовьте диалог «Разговор о жизни и творчестве И.С. Тургенева» 2 вариант . Попробуйте себя в роли писателя, сочините свое стихотворение в прозе и представьте его одноклассникам. 3 вариант . Напишите сочинение-миниатюру «Милосердие в нашей жизни».

Слайд 12

Саморефлексия Карта самоанализа я на сегодняшнем уроке… Узнал и усвоил, что такое стихотворение в прозе, литературный цикл Занимался анализом текста, работал с литературоведческими терминами и понятиями Был активен Грамотно формулировал ответы на вопросы Понял смысл стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий» и сделал из него выводы Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны.

Слайд 13

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитании» Адольф Дистервег


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Статья Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций на уроках русского языка и литературы».

В работе освещается вопрос развития коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе. Раскрыты теоретические аспекты данной темы, представлено к...

Обобщение педагогического опыта: "Использование ИКТ на уроках истории"

Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществля...

Обобщение педагогического опыта на тему "Проектное обучение как одно из условий развития творческого потенциала старшеклассников" на примере внеучебной деятельности.

Задача формирования всесторонне-развитой, творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В настоящее время под «творчеством» понимается целенаправленная деят...

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...