Педагогический проект "Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач"
проект по теме
Проект «Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельностного подхода. Данный проект позволяет реализовать многие личностные потребности учащихся. Он дает учащимся возможность применить и нарастить не только свои теоретические знания, но и использовать свой житейский опыт, для дальнейшего развития личности.
Тип проекта – практико-ориентированный.
Срок реализации 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд1
Тема проекта «Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач».
Слайд 2
Эпиграфом к проекту выбраны слова замечательного учёного Чебышева Пафнутия Львовича: «Сближение теории с практикой даёт самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает».
Слайд 3
Аннотация проекта
Проект «Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельностного подхода.
Данный проект позволяет реализовать многие личностные потребности учащихся. Он дает учащимся возможность применить и нарастить не только свои теоретические знания, но и использовать свой житейский опыт, для дальнейшего развития личности.
Тип проекта – практико-ориентированный.
Срок реализации 2 года.
Реализация проекта осуществлялась в средних классах Дмитриевщинского филиала МБОУ Платоновской СОШ Рассказовского района в 2011-2013 гг.
Слайд 4
Актуальность темы
Прикладная направленность – одно из традиционных направлений в преподавании математики. Исследуя историю вопроса, было обнаружено, что наши учащиеся, занимая ведущие места среди зарубежных сверстников по качеству и объёму теоретических знаний, в рейтинге резко опускались вниз, если им предлагалось решить жизненную ситуацию. И хотя нынешнее поколение более прагматично, чем предыдущее, существующая система образования такова, что большинство детей не понимает, зачем ему это нужно сейчас и пригодится ли в жизни вообще. Поэтому существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. На усиление прикладной направленности обучения математики указано и в стандартах образования. Содержание и структура экзаменационных работ ЕГЭ и ГИА по математике содержат задания, которые требуют овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения их в практической деятельности и повседневной жизни. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность использования прикладных задач в учебном курсе математике.
Содержание проекта согласуется и с программой развития нашей школы, методической темой которой является «Системно-деятельностный подход в обучении как ресурс качественного образования»
Слайд 5
Проблема:
Ориентируясь на новые образовательные инициативы, в своей деятельности мне пришлось столкнуться с рядом противоречий. Это противоречия между:
- традиционным обучением и потребностями общества в компетентных личностях;
- глубокими теоретическими основами школьного курса математики и его практической направленностью;
- однообразием содержания учебного материала и многообразием форм творческой деятельности детей на школьных и внешкольных занятиях.
Данные противоречия позволили выявить проблему эксперимента
Разрыв между социально обусловленными требованиями общества к выпускнику школы, выражающимися, в частности, в потребности постоянного совершенствования умений, способности самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи профессионального и жизненного плана, и недостаточной разработанностью вопросов использования педагогических систем, обеспечивающих выполнение этих требований.
Слайд 6
Поэтому цель данного проекта следующая:
Цель:
Повышение эффективности современного урока математики в аспекте системно – деятельностного подхода.
В соответствии с поставленной целью мною решались следующие
Задачи:
- освоить методические основы организации обучения по теме исследования.
- обеспечить личностный рост и развитие учащихся в условиях деятельностно – компетентностной образовательной модели урока
- разработать дидактические материалы для учебного процесса и внеклассной работы с применением практических задач .
- организовать проектную и исследовательскую деятельность учащихся на уроках математики и во внеклассной работе
- экспериментально проверить результаты внедрения в школьный курс математики прикладных задач.
Слайд 7
Таким образом, объектом проецирования является Процесс формирования определенного стиля математического мышления в условиях реализации педагогического принципа связи теории с практикой, а предметом исследования -- методические основы организации обучения на уроках математики.
Слайд 8
Целевыми группами являются педагоги, родители и обучающиеся.
Слайд 9
- Новизна данного проекта состоит в активных формах обучения, направленных на развитие компетентностей школьника с помощью интеграции работы над выработкой определенного стиля математического мышления, внедрением информационных технологий в развитие математической культуры.
Слайд 10
В ходе работы над проектом была выдвинута гипотеза
Гипотеза
Если использоваать практические задачи в школьном курсе математики, то это будет способствовать формированию универсальных учебных действий и положительно влиять на динамику познавательной деятельности школьников
По завершению работы ожидаются следующие результаты:
Слайд 11
Ожидаемые результаты
- сформированность у обучающихся устойчивой мотивации к деятельности;
- повышение качественного показателя обучения и эффективности урока
- рост числа обучающихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью;
- переход от информационной, «знаниевой» образовательной модели урока к деятельностно – компетентностной;
- совершенствование собственной профессиональной деятельности;
Реализация данного проекта осуществлялась в несколько этапов:
Слайд 12
Этапы реализации
Слайд 13
На Подготовительном этапе были проведены
- анализ федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ имеющейся литературы, программно-методической документации, учебных планов, индивидуальных разработок.
- Разработаны дидактические материалы
В результате были определены основные параметры исследования, проблема, его предмет, методы.
Слайд 14
В период организационно-практического этапа выявлялись и систематизировались педагогические условия для реализации проекта, создавалась программа обучающего эксперимента; осуществлялась проверка гипотезы и обобщение полученных экспериментальных данных, их математическая обработка. Так были проведены анкетирование учащихся, различные диагностики с целью выявления уровня познавательного интереса и мотивации обучения, входные проверочные работы, в которые были включены не только задачи, решаемые с помощью математического моделирования, но и занимательные задачи, и задачи на решение жизненных ситуаций.
Слайд 15
Обобщающе-практический
Анализ, систематизация и обобщение исследования были осуществлены на обобщающе-практическом этапе. Также были сформулированы выводы и завершено оформление педагогического проекта
Слайд 16
Пути решения
Для проверки гипотезы были намечены пути решения проблем через
- Использование в процессе обучения прикладных задач;
- Изучение разделов прикладного характера: элементов теории вероятностей, математической логики и др.;
- Выполнение практических и лабораторных работ;
- Проведение интегрированных уроков, практикумов, семинаров и т.д.;
- Использование современных педагогических технологий: ИКТ, метод проектов, проблемное обучение модельный метод обучения (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция) и др.;
- Введение элективных курсов, факультативов, курсов по выбору
- Подготовка сообщений о методах использования математического аппарата в разных науках и в производственной сфере
Слайд 17
Следует отметить, что Повышение эффективности уроков и уровня познавательной активности невозможно без различных видов и форм внеурочной деятельности, таких как олимпиады, конкурсы, предметные недели, проектная деятельность, экскурсии.
В работе над проблемой исследования широко использовались Информационно-коммуникативные технологии.
Слайд 18
К сожалению, в условиях нашей школы не предоставляется возможным провести исследования в чистом виде т. к. у нас нет параллелей. Поэтому проведён сравнительный анализ показателей достижения результатов на констатирующем и формирующем этапах в одних этих же классах: учащихся 7-8 класса в количестве 12 человек и 8-9 класса в количестве 15 человек. Результаты проведённых диагностик показаны с помощью диаграмм.
Анализируя данные диаграмм, наблюдаем картину роста уровня сформированности математической культуры у учащихся экспериментальных групп на основе критерия «умение решать задачи практического и прикладного содержания». Он возрос на 6% у учащихся с высоким уровнем и на 4% со среднем, соответственно уменьшился на 10% у учащихся с низким уровнем. Данные получены при проведении проверочных работ.
Слайд 19
Аналогичную картину можно наблюдать и при диагностики по определению познавательного интереса. Доля учащихся, проявивших интерес к математике, повысилась на формирующем этапе как у учащихся с высоким уровнем интереса, так и со среднем на 7% и 14% соответственно. Доля учащихся, не проявляющих интерес к математике, упала на 21%.
Слайд 20
При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.), который показал, что уровень мотивации учащихся в конце эксперимента вырос на 11%
Слайд 21
Положительные результаты получены и в сфере качества знаний: за последние два года выросло качество знаний по математики на 6,3%.
Слайд 22
Результативность:
В результате
- Проанализировано состояние проблемы исследования в психолого – педагогической и научно – методической литературе.
- Экспериментально проверены результаты внедрения в школьный курс математики прикладных задач.
- разработаны дидактические материалы для учебного процесса и внеклассной работы с применением практических задач
- Совместно с детьми разработаны проекты:
- За последние два года выросло качество знаний по математике, уровень познавательного интереса и мотивации деятельности школьников.
Слайд 23
УМК дополнен теоретической частью, разработками элективных курсов, уроков и т. д., и практической частью: набором практических, прикладных и занимательных задач.
Слайд 24
Повысилось количество учащихся занимающихся проектной и исследовательской работой, возросла активность участия в олимпиадах, конкурсах, во внеклассных мероприятиях.
Слайд 25
За время работы над проектом происходило совершенствование собственной профессиональной деятельности
Слайд 26
За ходе реализации проекта было принято участие в районных методических объединениях, проведение семинаров на базе школы, открытых уроков, мастер-классов (выступления и доклады на заседаниях ШМО,РМО по темам: «Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС», «Организация и проведение предметной недели по математике»,, «Социализация личности школьника средствами предмета математика», «Роль моего предмета в жизни учащихся», на муниципальном методическом семинаре по теме проекта: «Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач»
В рамках муниципального этапа конкурса «Учитель года 2012» обобщён педагогический опыт по теме: «Системно-деятельностный подход как условие формирования УУД»
Материалы проекта размещены на странице моего мини-сайта, на сайте нашей школы
Слайд 27
На основании выше сказанного можно сделать следующие выводы: Использование практических задач в школьном курсе математики:
1. Повышает эффективность уроков, что ведёт к повышению качества знаний
2. Способствует положительной динамике познавательной деятельности школьников
3. Решает задачу социализации личности школьника
А это частично разрешает существующие противоречия и
доказывает правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что Использование практических задач в школьном курсе математики способствует формированию универсальных учебных действий и ведет к реальному повышению уровня качества обучения.
Таким образом, следует считать, что гипотеза исследования подтвердилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по математике "Производная в прикладных задачах"
Курс имеет модульную структуру на 17 и 34 часа. Содержание курса посвящено разделам математики в которых производная является инструментом для решения прикладных задач....
урока математики на тему "Решение задач с помощью уравнений"
урок математики на тему...
Применение задач с военным содержанием на уроках математики по теме: «Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени».
Имеющийся опыт в применении военной составляющей показывает, что учащиеся с большим интересом занимаются вопросами военного дела, особенно, если предлагаемые для решения задачи ставить не в сухой мате...
урок математики 6 класс "Решение задач с помощью пропорций" конспект урока и призентация
решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм....
Выступление на заседании педагогического совета Эффективность урока математики-от теории к практике
...
Педагогический проект "Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач"
Первый год работы над педагогическим проектом...
Математика в решении прикладных задач. Наибольшее и наименьшее значения параметров в прикладных задачах (11 класс)
Практическое использование исследования функции с помощью производной....