Педагогический проект "Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач"
проект по теме

Астраханцева Зоя Егоровна

 

Проект «Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельностного подхода. Данный проект позволяет реализовать многие личностные потребности учащихся. Он дает учащимся возможность применить и нарастить не только свои теоретические знания, но и использовать свой житейский опыт, для дальнейшего развития личности.

 Тип проекта – практико-ориентированный.

Срок реализации 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд1

Тема  проекта «Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач».

Слайд 2

Эпиграфом к  проекту  выбраны слова замечательного учёного Чебышева Пафнутия Львовича: «Сближение теории с практикой даёт самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает».

Слайд 3

Аннотация проекта

Проект «Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельностного подхода.

Данный проект позволяет реализовать многие личностные потребности учащихся. Он дает учащимся возможность применить и нарастить не только свои теоретические знания, но и использовать свой житейский опыт, для дальнейшего развития личности.

 Тип проекта – практико-ориентированный.

Срок реализации 2 года.

 Реализация проекта осуществлялась  в средних классах  Дмитриевщинского филиала МБОУ Платоновской СОШ Рассказовского района в 2011-2013 гг.

Слайд 4

Актуальность темы

Прикладная направленность – одно из традиционных направлений в преподавании математики. Исследуя историю вопроса, было обнаружено, что наши учащиеся, занимая ведущие места среди зарубежных сверстников по качеству и объёму теоретических знаний,  в рейтинге резко опускались вниз, если им предлагалось решить жизненную ситуацию. И хотя нынешнее поколение более прагматично, чем предыдущее, существующая система образования такова, что большинство детей не понимает, зачем ему это нужно сейчас и пригодится ли в жизни вообще. Поэтому существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. На усиление прикладной направленности обучения математики  указано и в стандартах образования. Содержание и структура экзаменационных работ ЕГЭ и ГИА по математике содержат задания, которые требуют овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для  применения их в практической деятельности и повседневной жизни. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность использования прикладных задач в  учебном курсе математике.

Содержание проекта согласуется  и с программой развития нашей школы, методической темой которой является «Системно-деятельностный подход в обучении как ресурс качественного образования» 

Слайд 5

Проблема:

Ориентируясь на новые образовательные инициативы, в своей деятельности мне пришлось столкнуться с рядом противоречий. Это противоречия  между:            

  • традиционным обучением и потребностями общества в компетентных личностях;
  • глубокими теоретическими основами школьного курса математики и его практической направленностью;
  • однообразием содержания учебного материала и многообразием форм творческой деятельности детей на школьных и внешкольных занятиях.

Данные противоречия позволили выявить проблему эксперимента

Разрыв  между социально обусловленными требованиями общества к выпускнику школы, выражающимися, в частности, в потребности постоянного совершенствования умений, способности самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи профессионального и жизненного плана, и недостаточной разработанностью вопросов использования педагогических систем, обеспечивающих выполнение этих требований.

Слайд 6

Поэтому цель данного проекта следующая:

Цель:

Повышение эффективности современного урока математики в аспекте системно – деятельностного подхода.

В соответствии с поставленной целью мною решались следующие  

Задачи:

  • освоить методические основы организации обучения по теме исследования.
  • обеспечить личностный рост и развитие учащихся в условиях деятельностно – компетентностной образовательной модели урока
  •  разработать дидактические материалы для учебного процесса и внеклассной работы с применением практических задач .
  • организовать проектную и исследовательскую деятельность учащихся на уроках математики и во внеклассной работе
  • экспериментально проверить результаты внедрения в школьный курс математики прикладных задач.

Слайд 7

Таким образом, объектом проецирования   является Процесс формирования определенного стиля математического мышления в условиях реализации педагогического принципа связи теории с практикой, а предметом исследования -- методические основы организации обучения на уроках математики.

Слайд 8

Целевыми группами являются педагоги, родители и обучающиеся.

Слайд 9

  • Новизна данного проекта состоит в  активных формах обучения, направленных на развитие компетентностей школьника с помощью интеграции работы над выработкой определенного стиля математического мышления, внедрением информационных технологий в развитие математической культуры.

Слайд 10

В ходе работы над проектом была выдвинута гипотеза

Гипотеза

Если использоваать практические задачи в школьном курсе математики, то это будет способствовать формированию универсальных учебных действий и положительно влиять на динамику познавательной деятельности школьников

По завершению работы ожидаются следующие результаты:

Слайд 11

Ожидаемые результаты

  • сформированность у обучающихся  устойчивой мотивации к деятельности;
  • повышение качественного показателя обучения и  эффективности урока
  • рост числа обучающихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью;
  • переход от информационной, «знаниевой» образовательной модели урока к деятельностно – компетентностной;
  • совершенствование собственной профессиональной деятельности;

Реализация данного проекта осуществлялась в несколько этапов:

Слайд 12

Этапы реализации

Слайд 13

На Подготовительном этапе были проведены

  • анализ федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, изучение и обобщение педагогического опыта,  анализ имеющейся литературы, программно-методической документации, учебных планов, индивидуальных разработок.
  • Разработаны дидактические материалы

В результате были определены основные параметры исследования, проблема, его предмет, методы.

Слайд 14

В период организационно-практического этапа выявлялись и систематизировались педагогические условия для реализации проекта, создавалась программа обучающего эксперимента; осуществлялась проверка гипотезы и обобщение полученных экспериментальных данных, их математическая обработка. Так  были проведены анкетирование учащихся, различные диагностики с целью выявления уровня познавательного интереса и мотивации обучения, входные проверочные работы, в которые были включены не только задачи, решаемые с помощью математического моделирования, но и занимательные задачи, и задачи на решение жизненных ситуаций.

Слайд 15

Обобщающе-практический

Анализ, систематизация и обобщение исследования были осуществлены  на обобщающе-практическом этапе. Также были сформулированы выводы и завершено оформление педагогического проекта 

Слайд 16

Пути решения

   Для проверки гипотезы были  намечены пути решения проблем через 

  • Использование в процессе обучения прикладных задач;
  • Изучение разделов прикладного характера: элементов теории вероятностей, математической логики и др.;
  • Выполнение практических и лабораторных работ;
  • Проведение интегрированных уроков, практикумов, семинаров и т.д.;
  • Использование современных педагогических технологий: ИКТ, метод проектов, проблемное обучение модельный метод обучения (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция) и др.;
  • Введение элективных курсов, факультативов, курсов  по выбору
  • Подготовка сообщений о методах использования математического аппарата в разных науках и в производственной сфере

Слайд 17

Следует отметить, что Повышение эффективности уроков и уровня познавательной активности невозможно без  различных видов и форм внеурочной деятельности, таких  как олимпиады, конкурсы, предметные недели, проектная деятельность, экскурсии. 

В работе над  проблемой исследования широко использовались Информационно-коммуникативные технологии.

 Слайд 18

К сожалению, в условиях нашей школы не предоставляется возможным провести исследования в чистом виде т. к. у нас нет параллелей. Поэтому проведён сравнительный анализ показателей достижения результатов на констатирующем и формирующем этапах в одних этих же классах: учащихся 7-8 класса в количестве 12 человек и 8-9 класса в количестве 15 человек. Результаты проведённых диагностик показаны с помощью диаграмм.

 Анализируя данные диаграмм,  наблюдаем картину роста уровня сформированности математической культуры у учащихся экспериментальных групп на основе критерия «умение решать задачи практического и прикладного содержания». Он возрос на 6% у учащихся с высоким уровнем и на 4% со среднем, соответственно уменьшился на 10% у  учащихся с низким уровнем. Данные получены при проведении проверочных работ.

Слайд 19

Аналогичную картину можно наблюдать и при диагностики по определению познавательного интереса. Доля учащихся, проявивших интерес к математике, повысилась на формирующем этапе как у учащихся с высоким уровнем интереса, так и со среднем на 7% и 14% соответственно. Доля учащихся, не проявляющих интерес к математике, упала на 21%.

Слайд 20

При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.), который показал, что уровень мотивации учащихся в конце эксперимента вырос на 11%

Слайд 21

Положительные результаты получены и в сфере качества знаний:  за последние два года выросло качество знаний по математики на 6,3%.

Слайд 22

Результативность:

В результате

  • Проанализировано состояние проблемы исследования в психолого – педагогической и научно – методической литературе.
  • Экспериментально проверены результаты внедрения в школьный курс математики прикладных задач.
  • разработаны дидактические материалы для учебного процесса и внеклассной работы с применением практических задач
  • Совместно с детьми  разработаны проекты:

 «Жить или курить»

«Математика в военном деле»

«Художники без кисти»

  • За последние два года выросло качество знаний по математике,   уровень  познавательного интереса и мотивации деятельности школьников.

Слайд 23

 УМК дополнен теоретической частью, разработками элективных курсов, уроков и т. д., и практической частью: набором практических, прикладных и занимательных задач.

Слайд 24

Повысилось количество учащихся занимающихся проектной и исследовательской работой, возросла активность участия в олимпиадах, конкурсах, во внеклассных мероприятиях.

Слайд 25

За время работы над проектом происходило совершенствование собственной профессиональной деятельности

Слайд 26

За ходе реализации проекта было принято участие в районных методических объединениях, проведение семинаров на базе школы, открытых уроков, мастер-классов (выступления  и доклады на заседаниях ШМО,РМО по темам: «Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС», «Организация и проведение предметной недели по математике»,, «Социализация личности школьника средствами предмета математика»,  «Роль моего предмета в жизни учащихся», на муниципальном методическом семинаре по теме проекта: «Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач»

В рамках муниципального этапа конкурса «Учитель года 2012» обобщён педагогический опыт по теме: «Системно-деятельностный подход как условие формирования УУД»

Материалы проекта размещены на странице моего мини-сайта, на сайте нашей школы

Слайд 27

На основании выше сказанного можно сделать следующие выводы: Использование практических задач в школьном курсе математики:

1. Повышает эффективность уроков, что ведёт к повышению качества знаний

2. Способствует положительной динамике познавательной деятельности школьников

3. Решает задачу социализации личности школьника

А это частично разрешает существующие противоречия и

доказывает правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что Использование практических задач в школьном курсе математики способствует формированию универсальных учебных действий и ведет к реальному повышению уровня  качества обучения.

Таким образом, следует считать, что гипотеза исследования подтвердилась.

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по математике "Производная в прикладных задачах"

Курс имеет модульную структуру на 17 и 34 часа. Содержание курса посвящено разделам математики в которых производная является инструментом для решения прикладных задач....

Применение задач с военным содержанием на уроках математики по теме: «Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени».

Имеющийся опыт в применении военной составляющей показывает, что учащиеся с большим интересом занимаются вопросами военного дела, особенно, если предлагаемые для решения задачи ставить не в сухой мате...

урок математики 6 класс "Решение задач с помощью пропорций" конспект урока и призентация

решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм....