Рабочая программа алгебра 7 класс( Ю.Н.Макарычев)
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Рабочая программа по алгебре для 7 класса расчитана на 4 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a7.docx | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Алгебра»
7 класс
В результате изучения алгебры, ученик должен:
Уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями и с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
2.Содержание учебного предмета
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки и дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том, же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах = b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Изучение темы завершается ознакомлением учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическими, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
2. Функции
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.
Основная цель - ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.
Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kх, где k≠0, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида у = kх + b
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
3. Степень с натуральным показателем
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.
Основная цель — выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере доказательства свойств аm • аn = аm +n , аm : аn = аm-n где m > n, (аm)п = аmn, (аb)п = аnbn учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у = х2, у = х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графика функции у = х2 : график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у = х2 и у = х3 используется для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.
4. Многочлены
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Основная цель — выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами - сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
5. Формулы сокращенного умножения
Формулы (а ± b)2 = а2 ± 2аb + b2, (а ± b)3 = а3 ± 3а2Ь + Заb2 ± b3, (а ± b) (а2 ± аb + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.
Основная цель — выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b) (а + b) = а2 - Ь2, (а ± b)2 = а2 +± 2аb + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».
Наряду с указанными рассматриваются также формулы (a ± b)3 = а3 ± За2b + Заb2 ± b3, а3 ± b3 = (а + b) (а2 ± аb + b2). Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
6. Системы линейных уравнений
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Основная цель - ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения а + bу = с, где а ≠ 0 или Ь ≠ 0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
7.Повторение
3.Поурочное планирование по алгебре
Класс: 7класс
Кол-во часов за год:
Всего _______136____________
В неделю ____4часа_______________
Плановых контрольных работ_____9
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: Математика 5-11 кл./Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк.-М.:Дрофа,2002, рекомендованная Депертаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.
Учебник Алгебра 8/Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Пешков, С.В.Суворова. Под редакцией С.А.Теляковского./М.: Просвещение, 2006
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
I. Выражения, тождества, уравнения. | 26 | |
1-3 | Повторение. Числовые выражения п.1 | 3 |
4-5 | Выражения с переменными п 2. | 2 |
6 | Сравнение значений выражений п.3. | 1 |
7-8 | Свойства действий над числами. | 2 |
9-11 | Тождественные преобразования выражений. | 3 |
12 | Контрольная работа №1. | 1 |
13 | Уравнение и его корни п.6 | 1 |
14-16 | Линейное уравнение с одной переменной п.7. | 3 |
17-19 | Решение задач с помощью уравнений п.8 | 3 |
20-21 | Среднее арифметическое, размах и мода п.9. | 2 |
22-23 | Медиана как статистическая характеристика. п.10 | 2 |
24 | Формулы п.11. | 1 |
25 | Решение задач по теме. Подготовка к К/р. | 1 |
26 | Контрольная работа №2. | 1 |
II. Функции. | 18 | |
27 | Что такое функция п.12 | 1 |
28-29 | Вычисление значений функции по формуле.п.13 | 2 |
30-32 | График функции п.14 | 3 |
33-36 | Прямая пропорциональность и ее график п.15 | 4 |
37-40 | Линейная функция и ее график п.16 | 4 |
41-43 | Задание функции несколькими формулами. | 3 |
44 | Контрольная работа №3. | 1 |
III.Степень с натуральным показателем. | 18 | |
45-47 | Определение степени с натуральным показателем. п.18 | 3 |
48-52 | Умножение и деление степеней. п.19 | 5 |
53-55 | Возведение в степень произведения и степени. п.20 | 3 |
56 | Одночлен и его стандартный вид. п.21 | 1 |
57-59 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. п.22 | 3 |
60-61 | Функции y=x2 , y=x3 и их графики. п.23 | 2 |
62 | Контрольная работа №4. | 1 |
. | IV. Многочлены. | 23 |
63 | Многочлен и его стандартный вид. п.25 | 1 |
64 | Сложение и вычитание многочленов. п. 26 | 1 |
65-66 | Сложение и вычитание многочленов. п.26 | 2 |
67-70 | Умножение одночлена на многочлен. п.27 | 4 |
71-73 | Вынесение общего множителя за скобки.п. 28 | 3 |
74 | Контрольная работа №5 | 1 |
75-77 | Умножение многочлена на многочлен.п.29 | 3 |
78-81 | Разложение на множители многочлена способом группировки.п.30 | 4 |
82-84 | Деление с остатком.п.31 | 3 |
85 | Контрольная работа №6. | 1 |
. | V.Формулы сокращенного умножения. | 23 |
86-87 | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений. п. 32 | 2 |
88-89 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.п.33 | 2 |
90-92 | Умножение разности двух выражений на их сумму.п.34 | 3 |
93-95 | Разложение разности квадратов на множители.п.35 | 3 |
96-98 | Разложение на множители суммы и разности кубов.п.36 | 3 |
99 | Контрольная работа №7. | 1 |
100-102 | Преобразование целого выражения в многочлен.п.37 | 3 |
103-104 | Применение различных способов для разложения на множители.п.38 | 2 |
105 | Применение различных способов для разложения на множители.п.38 | 1 |
106-107 | Возведение двучлена в степень.п.39 | 2 |
108 | Контрольная работа №8. | 1 |
VI. Системы линейных уравнений. | 17 | |
109 | Линейные уравнения с двумя переменными.п.40 | 1 |
110-111 | График линейного уравнения с двумя переменными.п.41 | 2 |
112-114 | Системы линейных уравнений с двумя переменными.п.42 | 3 |
115-117 | Способ подстановки.п.43 | 3 |
118-119 | Способ сложения.п.44 | 2 |
120-122 | Решение задач с помощью систем уравнений.п.45 | 3 |
123-124 | Линейные неравенства с двумя переменными и их системы.п.46 | 2 |
125 | Контрольная работа №9. | 1 |
VII. Повторение. Решение задач. Итоговое контрольное тестирование | 11 | |
126 | Преобразование выражений. | 1 |
127 | Уравнение с одной переменной. | 1 |
128 | Линейная функция и её график. | 1 |
129 | Степень и её свойства. | 1 |
130-131 | Произведение многочленов. | 2 |
132-133 | Формулы сокращенного умножения. | 2 |
134 | Решение систем линейных уравнений. | 1 |
135 | Итоговое контрольное тестирование | 1 |
136 | Анализ итоговой контрольной работы | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Алгебра. 9 класс. Макарычев
Базовый уровень, 4 часа....
Рабоча программа по математике по учебникам: : Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010; Атанасян Л.С.. Геометрия. Учебник для 7-9 классов.
Основные цели курса: 1.овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности , изучения смежных дисциплин, продолжения образования в средней школе ...
Рабочая программа 7 класс алгебра Макарычев
Данные рабочие программы помогут учителям в разработках своих программ....
Рабочая программа Алгебра Макарычев 7 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНИКУ МАКАРЫЧЕВА АЛГЕБРА 7...
Рабочая программа алгебра 9 класс Макарычев
Рабочая программа Алгебра 9 класс Макарычев...
Рабочая программа алгебра 8 класс Макарычев ФГОС
Разработка рабочей программы по алгебре 8 класс, авторы учебника: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворов С.Б., согласно требованиям ФГОС...