Элективный курс "Подготовка к ГИА. Математика"
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским обществом переживает период обновления. Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения. Разработана и утверждена Концепция введения профильного обучения на старшей ступени образования. В соответствии с Концепцией профильного обучения наряду с базовыми общеобразовательными и профильными предметами вводится принципиально новый тип учебного предмета - элективные курсы – обязательные для посещения учащимися.
В связи с этим возникла необходимость разработки элективного курса по математике, который позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии), а также расширить их знания, благодаря нестандартным заданиям, выходящим за рамки школьной программы (графики с модулем, кусочно-заданные функции, решение нестандартных уравнений и неравенств и др.).Знание этого материала и умение его применять в практической деятельности позволит школьникам решать разнообразные задачи различной сложности и подготовиться к успешной сдаче экзамена в новой форме итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс подготовки к ГИА | 51.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 45
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПОДГОТОВКА К ГИА. МАТЕМАТИКА»
Автор: Самойленко
Евгения Дмитриевна
учитель математики
МБОУ СОШ № 45
г. Челябинск
Пояснительная записка
Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским обществом переживает период обновления. Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения. Разработана и утверждена Концепция введения профильного обучения на старшей ступени образования. В соответствии с Концепцией профильного обучения наряду с базовыми общеобразовательными и профильными предметами вводится принципиально новый тип учебного предмета - элективные курсы – обязательные для посещения учащимися.
В связи с этим возникла необходимость разработки элективного курса по математике, который позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии), а также расширить их знания, благодаря нестандартным заданиям, выходящим за рамки школьной программы (графики с модулем, кусочно-заданные функции, решение нестандартных уравнений и неравенств и др.). Знание этого материала и умение его применять в практической деятельности позволит школьникам решать разнообразные задачи различной сложности и подготовиться к успешной сдаче экзамена в новой форме итоговой аттестации. Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале. Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Цель курса.
- Способствовать систематизации знаний и способов деятельности учащихся по математике за курс основной школы;
- способствовать повышениию эффективности подготовки к основному государственному экзамену по математике за курс основной школы;
- способствовать самоопределению школьника относительно выбора профиля обучения в старшей школе.
Задачи курса.
- Обучающие (формирование познавательных УУД):
- сформировать "базу знаний" по алгебре, геометрии и реальной математике, позволяющую беспрепятственно оперировать математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний;
- научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий.
- развить навыки решения тестов;
- раучить максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания;
- подготовить к успешной сдаче ОГЭ по математике.
- Развивающие (формирование регулятивных УУД):
- научить ставить перед собой цель (целеполагание);
- научить планировать свою работу (планирование);
- научить выделению и осознанию учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения (контроль и оценка);
- развитие умений установления учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется (смыслообразование).
- Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- воспитывать ответственность и аккуратность;
- воспитать умение самоорганизации.
Функции курса.
- Совершенствование навыков познавательной и организационной деятельности.
- Компенсация недостатков ЗУН по математике.
Сроки реализации.
Элективный курс « Подготовка к ОГЭ. Математика» разработан для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.
Срок реализации 1 год (34 часа). Программа элективного курса согласована с требованиями ФГОСа, содержанием основных программ курса математики основной школы и сочетается с любым УМК, рекомендованным к использованию в образовательном процессе.
Методы и формы обучения
Методы и формы обучения определяются требованиями обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.
В связи с этим основные приоритеты методики изучения курса:
- обучение через опыт и сотрудничество;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- интерактивность (работа в малых группах, тренинги);
- личностно - деятельностный и субъект – субъективный подход.
Основные формы работы с учащимися:
- лекция;
- семинар;
- дискуссии;
- выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя;
- мини-проект как форма творческой работы учащихся («защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы на образовательных сайтах в Интернете по указанной теме).
Таким образом, программа курса применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что несомненно, поможет им при выполнении заданий ОГЭ. Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися знаний, умений и навыков.
Предполагаемые результаты обучения отражают следующие четыре категории познавательной области:
- Знание/понимание:
- владение термином;
- владение различными эквивалентными представлениями (например, числа);
- распознавание (на основе определений, известных свойств, сформированных представлений);
- использование различных математических языков (символического, графического), переход от одного языка к другому;
- интерпретация.
- Умение применить алгоритм:
- использование формулы как алгоритма вычислений;
- применение основных правил действий с числами, алгебраическими выражениями;
- решение основных типов уравнений, неравенств, систем, задач.
- Умение решить математическую задачу:
- задания, при решении которых требуется применение (актуализация) системы знаний;
- преобразование связей между известными фактами;
- включение известных понятий, приемов и способов решения в новые связи и отношения, умение распознать стандартную задачу в измененной формулировке.
- Применение знаний в жизненных, реальных ситуациях:
- задания, формулировка которых «облечена» в практическую ситуацию, знакомую учащимся и близкую их жизненному опыту.
Планируемые результаты в освоении школьниками УУД по завершении обучения представлены в приложении (Приложение).
Инструментарий для оценивания результатов обучения
В процессе освоения учащимися каждого модуля курса предусмотрено проведение тренировочных тестов и самостоятельных работ, позволяющих проводить текущий и тематический контроль знаний и умений учащихся. В конце изучения курса проводится итоговая контрольная работа.
Тренировочные тесты и самостоятельные работы, нацеленные на проверку знаний основных теоретических сведений, оцениваются «зачтено» (при условии выполнении не менее 75% предложенных заданий) или «не зачтено». Итоговая контрольная работа составляется по материалам в форме ОГЭ. При составлении работы учитель может использовать материалы из списка литературы, рекомендованные для организации подготовки к ОГЭ.
Мониторинг отслеживания результатов обучения позволяет своевременно выявить «западающие» темы курса, провести коррекцию и оказать индивидуальную помощь учащимся.
Итоговой отметкой изучения курса станет результат, полученный на экзамене.
Содержание программы элективного курса
№ модуля | Название и содержание (темы) модуля | Количество часов |
1 | Алгебра | 16 |
Введение: цель и содержание элективного курса, формы контроля. Обыкновенные и десятичные дроби. Стандартный вид числа. Округление и сравнение чисел. Буквенные выражения. Область допустимых значений. Формулы. Степень с целым показателем. Многочлены. Преобразование выражений. Разложение многочленов на множители. Алгебраические дроби. Сокращение алгебраических дробей. Преобразования рациональных выражений. Преобразования алгебраических выражений. Квадратные корни. Линейные и квадратные уравнения. Системы уравнений. Неравенства с одной переменной и системы неравенств. Решение квадратных неравенств. Последовательности и прогрессии. Рекуррентные формулы. Задачи, решаемые с помощью прогрессий. Числа на координатной прямой. Представление решений неравенств и их систем на координатной прямой. Функции и графики. Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Зависимость между величинами. Исследование функции и построение графика. Кусочно-заданные функции. Построение графиков с модулем. Задания с параметром: исследование графиков функций, решение уравнений и неравенств с параметром. Знаки корней квадратного трехчлена. Расположение корней квадратного трехчлена. Параметры a, b, c и корни квадратного трехчлена. | ||
2 | Геометрия | 8 |
Треугольники, четырехугольники. Равенство треугольников, подобие. Формулы площади. Пропорциональные отрезки. Окружности. Углы: вписанные и центральные. Геометрические задачи. | ||
3 | Реальная математика | 7 |
Проценты. Составление математической модели по условию задачи. Сложные проценты. Текстовые задачи на практический расчет. Задачи на движение. Задачи на смеси, сплавы. Задачи на совместную работу. Чтение графиков и диаграмм. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Выражение величины из формулы. | ||
4 | Итоговое занятие | 3 |
Проведение итогового контрольного теста | ||
Общее количество часов | 34 |
Учебно-тематический план
№ занятия | № занятия в модуле | Тема занятия |
Модуль 1. Алгебра (16 часов) | ||
1 | 1 | Обыкновенные и десятичные дроби. Стандартный вид числа. |
2 | 2 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. |
3 | 3 | Линейные и квадратные уравнения. |
4 | 4 | Линейные и квадратные неравенства. Системы неравенств. |
5 | 5 | Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств. |
6 | 6 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. |
7 | 7 | Числа на координатной прямой. Представление решений неравенств и их систем на координатной прямой. |
8 | 8 | Графики функций и их свойства. |
9 | 9 | Исследование функции и построение графика. Задания с параметром. |
10 | 10 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. |
11 | 11 | Многочлены. Алгебраические дроби, степени. Допустимые значения переменной. |
12 | 12 | Преобразования алгебраических выражений. |
13 | 13 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. |
14 | 14 | Числовые последовательности. Прогрессии. |
15 | 15 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. |
16 | 16 | Обобщающий тест модуля «Алгебра» |
Модуль 2. Геометрия (8 часов) | ||
17 | 1 | Треугольник. Четырехугольник. Окружность. |
18 | 2 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. |
19 | 3 | Четырехугольники. Треугольник. Окружность и круг. |
20 | 4 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. |
21 | 5 | Геометрические задачи. |
22 | 6 | Геометрические задачи. |
23 | 7 | Тренировочные задания. |
24 | 8 | Обобщающий тест модуля «Геометрия» |
Модуль 3. Реальная математика (7 часов) | ||
25 | 1 | Чтение графиков и диаграмм. |
26 | 2 | Текстовые задачи на практический расчет. |
27 | 3 | Тренировочные варианты. Самостоятельная работа. |
28 | 4 | Решение задач практической направленности. |
29 | 5 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. |
30 | 6 | Текстовые задачи. |
31 | 7 | Обобщающий тест модуля «Реальная математика». |
Итоговое занятие (3часа) | ||
32 - 34 | 1 - 3 | Итоговый тест. |
Методические рекомендации
Элективные занятия по каждой теме целесообразно разбивать на этапы (блоки). Каждая тема начинается с повторения основных теорем и формул, а также рассмотрения новых, не входящих в основную программу, но необходимых при решении ряда задач на экзамене.
Первый блок «Основные сведения».
Для экономии времени используются таблицы (раздаточный материал) с формулами и рисунками, опорные плакаты, слайдовая презентация.
Второй блок «Решаем вместе».
Предполагает разбор решений опорных демонстрационных задач, использующих основные теоремы и формулы данного раздела и решаемые разными способами, повторяется алгоритм решения задач по теме. Учителем уделяется серьезное внимание разбору типичных ошибок в ходе решения задания, а также записи ответа в экзаменационный бланк. Решаются задания с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов, с кратким ответом и на установление соответствия между объектами двух множеств.
Третий блок «Решаем в группах».
Предполагает решение задач в группах.
Четвертый блок «Решаем сами».
Подразумевает самостоятельное решение заданий. В ходе решения задач рекомендуется придерживаться принципа «от простого к сложному» под руководством учителя.
Учитель может спланировать уроки парной работы, где учащиеся готовятся к самостоятельной и контрольной работе, зачету, защите проекта.
Учителю необходимо поощрять стремление учащихся работать в индивидуальном режиме. На всех типах занятий учителю следует поддерживать активный диалог с учащимися. Учитель систематически осуществляет мониторинг достижения обязательных результатов обучения, своевременно осуществляет коррекцию знаний учащихся.
Список используемой литературы
Учебники: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова «Алгебра7», «Алгебра8», «Алгебра9». Изд. «Просвещение», 2013г.
Учебное пособие "ОГЭ 2017. Практикум. Математика. 3 Модуля. Экзаменационные тесты" Минаевой С.С.
Учебное пособие "ОГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1" Ященко И.В., 2016г.
Учебное пособие "Основной государственный экзамен. 9 класс. Математика. 3 модуля. Тематические тестовые задания" Лаппо Л.Д. Супертренинг ОГЭ 2017 по математике. 9 класс. 3 модуля. Тесты / Л.Д. Лаппо, М.А. Попов
- Л.С.Атанасян и др. «Геометрия 7 – 9» Учебник. М. : Просвещение, 2011
- Н.Б. Мельникова. Геометрия 7, 8, 9. Контрольные работы. М.: Экзамен, 2014
- А.В. Фарков. Тесты по геометрии 7, 8, 9. Экзамен, 2014
- Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова. Дидактические материалы по геометрии 7, 8, 9. М.: Экзамен, 2014
- Проблемы реализации ФГОС при обучении математике в основной и старшей общеобразовательной школе: монография / коллектив авторов: Иванюк М.Е., Липилина В.В., Максютин А.А. – Самара: изд-во ООО «Порто-принт», 2014 – 338с.
- Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА. Задания с параметром: теория, методика, упражнения и задачи. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2014
- Математика. 9 класс. ГИА - 2015. Тренажер для подготовки к экзамену. Алгебра, геометрия, реальная математика: учебно-методическое пособие. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2014
- ОГЭ (ГИА-9). Математика. Основной государственный экзамен. Теория вероятностей и элементы статистики / А.Р. Рязановский, Д.Г. Мухин. – М.: Издательство «Экзамен», 2015
- ОГЭ (ГИА-9) 2015. Математика. 3 модуля. Основной государственный экзамен 30 вариантов типовых тестовых заданий / Ященко И.В., Шестаков С.А. и др. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2015.
- Интернет ресурсы для подготовки к ГИА
- Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) - www.fipi.ru
- тестирование http://www.mathtest.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
элективный курс "Дополнительные главы математики" 10 класс
Элективный курс Дополнительные главы математики.» является одним из предметно-ориентированных курсов по выбору, рассчитанный на перспективу дальнейшего получения технического и физико-математиче...
Элективный курс «Избранные вопросы математики» по теме «Неравенства» для 11 класса.
Элективный курс «Избранные вопросы математики», рассчитан на 34 часа, в объёме один час в неделю и направлен на углубленное изучение темы «Неравенства». Данный курс можно использовать в 10 и 11 ...
Элективный курс Избранные вопросы математики
Обоснование введения модульного элективного курса по математике...
Элективный курс "Избранные вопросы математики"
Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» рассчитана на весь учебный год, предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, является предметно...
Элективный курс "Избранные вопросы математики", 10 класс. Программа.
Предлагаемый курс позволяет систематизировать и углубить материал сложных тем школьной математики: "Модуль. Многочлены. Планиметрия". Курс предназначен для учащихся 10 класса с ...
Занятие элективного курса "Химия в математике или математика в химии?" (конспект)
Занятие разработано и предназначено для учащихся 9 класса, посещающих занятия элективных курсов по математике и химии. Данный методический материал содержит теоретическую часть, игровые задания,...
Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории
Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории...