Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме
Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс, Галимова Нина Викторовна - учитель математики высшей категории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_izbrannye_voprosy_matematiki_9_klass.doc | 639.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа
для детей, нуждающихся в длительном лечении,
«Санаторная школа-интернат №2»
Согласовано.
Утверждаю.
научно-методический совет
директор _____ Шакина И.И.
протокол №1 от 29.08. 2013 30.08. 2013
Программа элективного курса
«Избранные вопросы математики»
9 класс
Галимова Н.В.,
учитель математики
высшей категории
Магнитогорск, 2013 г
Пояснительная записка.
По учебному плану в 9 классе выделяется 0,5 часа из вариативной части учебного плана на организацию элективного курса по математике «Избранные вопросы математики: решение иррациональных уравнений» - это обязательный курс для учащихся.
Элективный курс муниципального уровня, авторы Белоусова С.В., Павлюченко И.В. МОУ СОШ №67 г. Магнитогорска.
Реализация содержания элективного курса обеспечивается программой, учебными пособиями элективных курсов, утвержденными и рекомендованными на муниципальном уровне.
Основная цель данного курса – подготовка учащихся к экзаменам по математике в 9 классе в новой форме и продолжению образования в средней школе и профильных ОУ города. Поэтому его можно рассматривать как предпрофильное обучение выпускников основной школы.
Элективный курс «Избранные вопросы математики: решение иррациональных уравнений» расширяет содержание базисного курса алгебры, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике, а также способствует удовлетворению познавательных интересов не только в области математического образования, но и других учебных предметов.
Целями данного курса являются:
1. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
2. Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи:
1. Приобщить учащихся к работе с математической литературой.
2. Выделять логические приемы мышления и способствовать их осмыслению, развитию образного и ассоциативного мышления.
3. Обеспечить диалогичность процесса обучения математике.
4. Дать ученику возможность реализации личных познавательных интересов.
5. Создавать условия для качественной подготовки к итоговой аттестации.
6. Уточнить готовность и способность ученика осваивать предмет на профильном уровне.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- чётко различать понятия следования и равносильности;
- свободно оперировать аппаратом алгебры при решении иррациональных
уравнений;
- проводить тождественные преобразования алгебраических выражений;
- решать уравнения и системы уравнений изученным методом.
Объём курса:
- 17 часов (0,5 часа в неделю). В расписании - 1 час в 2 недели в течение учебного года
Формы занятий:
- семинары, лекции, творческая лаборатория и др.
- контроль – зачет по курсу.
На занятиях используются:
- принцип дифференциации и индивидуализации в обучении;
- элементы тестовой технологии. В качестве одной из форм обратной связи – тестовый контроль;
- блочно-модульный подход в преподавании математики;
- разноуровневый дидактический материал; материалы ГИА в новой форме и КИМы ЕГЭ.
Ожидаемый результат:
- развитие математических способностей учащихся;
- повышение качества выполнения заданий;
- развитие познавательного интереса к предмету.
Календарно - поурочное планирование элективного курса.
9 класс (17часов)
№ п/п | Содержание | Количество часов | Литература | Форма проведения занятия | Формы контроля |
1. | Равносильность уравнений и систем уравнений. | 5 | |||
1.1 | Понятие о следовании и равносильности. Равносильные уравнения и уравнения – следствия. | 1 | [1],[2],[5] | лекция | |
1.2 | Теоремы равносильности уравнений. | 1 | [1],[2],[5] | семинарское занятие | |
1.3 | Примеры преобразований, связанные с появлением посторонних корней. | 1 | [1],[2],[5] | Творческая лаборатория | |
1.4 | Равносильность систем уравнений, теоремы равносильности систем уравнений. | 1 | [1],[2],[5] | лекция | |
1.5 | Решение задач по теме «Равносильность уравнений и систем уравнений».Тест. | 1 | [1],[2],[5] | cеминарское занятие | тест |
2. | Иррациональные уравнения. | 11 | |||
2.1 | Понятие иррационального уравнения. Способы решения иррациональных уравнений. | 1 | [1],[2],[5],[3] | лекция | |
2.2 | Решение иррациональных уравнений вида )=g(x) возведением обеих частей в квадрат. | 1 | [1],[2],[3],[4] | практикум | С/ р с само- проверкой |
2.3 | Решение иррациональных уравнений вида )=g(x) с помощью равносильной системы. | 1 | [1],[2],[3],[4] | работа в группах | |
2.4 | Решение иррациональных уравнений с помощью свойств монотонности функции. | 1 | [1],[2],[3],[4] | Игра-соревнование | |
2.5 | Решение иррациональных уравнений способом введения одной новой переменной. | 1 | [1],[2],[3],[4] | практикум | с/р по карточкам |
2.6 | Способ введения двух вспомогательных переменных при решении иррациональных уравнений. | 1 | [3],[4] | лекционно-семинарское занятие |
№ п/п | Содержание | Количество часов | Литература | Формы контроля | |
2.7 | Решение иррациональных уравнений различными способами. | 1 | [1],[2],[3],[4], [5] | семинар | |
2.8 | Решение иррациональных уравнений вида f(x)=0. | 1 | [2],[3],[4], | лекционно-семинарское занятие | |
2.9 | Решение иррациональных уравнений путем сведения уравнения к уравнению с модулем. | 1 | [1],[3],[4], [6] | Работа в группах | |
2.10 | Иррациональные уравнения, в которых применяется формула = при f(x)g(x)0. | 1 | [3],[4] | лекционно-семинарское занятие | |
2.11 | Зачёт по теме «Иррациональные уравнения» | 1 | [2],[4] | зачет | |
3. | Обобщающий урок по курсу | 1 | |||
ИТОГО | 17 |
Литература:
1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра: доп. гл. к шк. учеб. 9 кл.: Учеб. пособие для учащихся шк. и Кл. с углубл. изуч. математики – М.: Просвещение, 2008.
2. Макарычев Ю.Н. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса с углубленным изучением математики / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. М.: Просвещение, 2010.
3. Гольдич В.А. Алгебра: Решение уравнений и неравенств. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.
4. Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для учащихся шк. И Кл. с углубленным изучением математики/М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. – М.: Просвещение, 2010.
5. Виленкин Н.Я. Алгебра 9 класс: Учебное пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики.- М.:Просвещение,2010.
6. Чикунова О.И. Уравнения и неравенства с модулями. Учебно-методическое пособие для учащихся 7-11 классов. Шадринск: ПО «Исеть», 2008
7.Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова,. Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева; Под ред. Г.В. Дорофеева. – 2-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2011.
.
Занятие 1.1.
Тема: «Понятие о следовании и равносильности. Равносильные уравнения и уравнения – следствия ».
Цель занятия: дать понятие следования и равносильности предложений,
равносильного уравнения и уравнения – следствия.
Для закрепления можно предложить задания типа:
1. Является второе предложение следствием первого ( при положительном ответе сделайте запись, используя знак ):
а) углы А и В вертикальные; ;
б) отрезки АВ и СD симметричные относительно прямой f ; АВ = СD;
в) в треугольнике АВС угол А равен 700; треугольник АВС – остроугольный?
Ответы : а) да; б) да; в) нет
2. Равносильны ли предложения ( при положительном ответе сделайте запись, используя знак ):
а) y – целое число; - дробное число;
б) p – целое число, кратное 3; 7p – целое число, кратное 3;
в) k – целое число, кратное 24; k – целое число, кратное 4 и 6;
г) модуль числа меньше 1; квадрат числа меньше 1?
Ответы: а) нет; б) да; в) нет; г) да.
3. Следует ли из первого предложения второе; равносильны ли эти предложения:
а) натуральное число оканчивается цифрой 1; четвёртая степень натурального числа оканчивается цифрой 1;
б) натуральное число оканчивается цифрой 5; шестая степень натурального числа оканчивается цифрой 5;
в) целое число кратно 6; квадрат целого числа кратен 36;
г) целое число при делении на 6 даёт остаток 1; квадрат целого числапри делении на 6 даёт остаток 1?
Ответы: а) да, нет; б) да, да; в) да, да; г) да, нет;
4. Верно ли что:
а) для того чтобы целое число делилось на 4, необходимо, чтобы оно оканчивалось чётной цифрой;
б) для того, чтобы сумма ( ) делилось на 17, достаточно чтобы каждое из чисел и делилось на 17;
в) для того чтобы диагонали четырёхугольника были равны, необходимо и достаточно, чтобы он был прямоугольником?
Ответы: а) да; б) да; в) нет
5. Является ли второе уравнение следствием первого; равносильны ли эти уравнения:
;
Занятие 1. 2
Тема: «Теоремы равносильности уравнений»
Цель занятия: доказать теоремы равносильности, рассмотреть на
примерах.
( учащихся можно распределить по группам и предложить каждой группе доказать по одной теореме, а затем из предложенных заданий выбрать те в которых используется соответствующая теорема)
Для работы на данном занятии можно использовать задания:
1. Дайте обоснование равносильности уравнений:
а) и ;
б) 0,04x = 2,6 и 4x = 260;
в) и ;
г) ( 3x -2 )( 8x2 + 5 ) = x( 8x2 + 5 ) и 3x – 2 = x.
2. Может ли нарушиться равносильность, если выполнить следующие преобразования
а) в уравнении раскрыть скобки и привести подобные члены;
б) в уравнении дробь сократить на ;
в) обе части уравнения разделить на ;
г) в уравнении разностьзаменить нулём.
Ответы: а) нет; б) да; в) да; г) да.
3.Решите уравнения и докажите, что построена цепочка равносильных уравнений:
Ответы: а) 7; б) 0; в) ; г) .
Занятие 1.3.
Тема. «Примеры преобразований, связанные с появлением
посторонних корней»
Цель: рассмотреть примеры преобразований, которые могут быть связаны с появлением посторонних корней,
На занятии учащихся разделить на три группы, каждой группе предложить решить по одному уравнению, задав определённый способ решения, и выполнить проверку, чтобы выяснить являются ли найденные ими числа корнями уравнения. Сделать выводы.
Задание 1 группе: решите уравнение умножив обе части уравнения на выражение .Сделайте проверку.
Ответ: -10
Задание 2 группе: решите уравнение возведя обе части в квадрат. Сделайте проверку.
Ответ: 4
Задание 3 группе: решите уравнение . Сделайте проверку.
Ответ: 5
Для работы на данном занятии можно использовать задания:
1. Докажите, что не являются равносильными уравнениями:
а) ;
б).
2.Равносильны ли уравнения:
а) ;
б) ;
в) .
3. Решите уравнения и объясните, какое преобразование могло привести к нарушению равносильности:
а) ; Ответ: корней нет
б) ; Ответ: 2
в) ; Ответ: .
г) ; Ответ: - 4
Занятие 1.4 .
Тема: «Равносильности систем уравнений, теоремы равносильности систем уравнений»
Цель: рассмотреть понятие равносильности систем уравнений, доказать теоремы равносильности систем уравнений, показать применение теорем на примерах.
Занятие предлагается провести в форме лекции.
Для закрепления материала в ходе лекции можно предложить задания:
1. Решите систему уравнений способом сложения. Дайте обоснования равносильности данной системы и полученной простейшей системы вида где и - некоторые числа.
Ответ: ( - 3; 4 )
2. Получится ли система, равносильная данной, если:
а) в системе уравнений заменить первое уравнение уравнением , полученным сложением уравнений системы;
б) в системе уравнений заменить в первом уравнении
выражением ;
в) в системе уравнений все члены первого уравнения умножить на 3, а все члены второго уравнения умножить на 2;
г) в системе уравнений все члены первого уравнения разделить на .
Ответы: а) да; б) да; в) да; г) нет.
3. При каких значениях имеет решение система уравнений:
Ответ: при .
4. Равносильны ли системы уравнений:
а) б)
Ответ: а) нет, б) нет.
Занятие 1.5.
Тема: Решение задач по теме «Равносильность уравнений и
систем уравнений»
Цель: закрепить ранее изученный материал, что позволит учащимся осознанно подойти к изучению приёмов решения уравнений и систем уравнений; проконтролировать уровень усвоения данного материала.
Предложить учащимся самостоятельно выполнить задания с последующей самопроверкой. Провести тест для проверки качества знаний учащихся( 25 мин).
Задания для самостоятельной работы ( 20 мин )
1. Равносильны ли уравнения:
а) ; Ответ: да
б) . Ответ: нет
2. Найдите множество корней уравнения, заменив его равносильной системой или совокупностью уравнений:
а) ;
б) .
Ответы: а) ; б)
3. Решите систему уравнений способом полстановки. Дайте обоснования равносильности данной системы и полученной простейшей системы вида где и - некоторые числа.
Ответ: ( 4; 2
Тест.
1. Укажите уравнение равносильное уравнению :
А. | Б. | В. | Г. |
2. Какое из уравнений является следствием уравнения ?
Б. | В. | А. Г. |
3. Найдите множество корней уравнения , заменив его совокупностью уравнений
А. -4; 7; | Б. 4; 7; -4 | В. 4; -7. | Г. 4; -3; 7 |
4. Найдите множество корней уравнения, заменив его равносильной системой уравнений.
А. -1; 0; 4 | Б. -4; -1; 0 | В. 0; 1; 4 | Г. 1; 4 |
5. При каких значениях равносильны уравнения
А. -8; 21 | Б. 21; - | В. -7; - | Г. 8; |
Ответы: 1 – А; 2 – Б; 3 – А; 4 – В; 5 – Г.
Критерии оценки теста: «5» - за 5 правильно выполненных заданий;
«4» - за 4 правильно выполненных задания;
«3» - за 3 правильно выполненных задания.
Занятие № 2.1.
Тема: Понятие иррационального уравнения.
Способы решения иррациональных уравнений.
Цель занятия: Ввести понятие иррационального уравнения;
Рассмотреть способы решения иррациональных
уравнений.
Занятие провести в форме лекции.
Ввести понятие иррационального уравнения и рассмотреть способы решения иррациональных уравнений на конкретных примерах.
1 способ - Решение иррациональных уравнений вида )=g(x) возведением обеих частей в квадрат.
Пример№1. Решить уравнение =3-х.
Возведем обе части уравнения в квадрат.
Получим уравнение 5х-9=(3-х)².
Приведем полученное уравнение к стандартному виду: х²-11х+18=0.
Найдем корни данного уравнения : х=2, х=9.
Выполним проверку:
- Если х=2, то и 3-2=1. Значит, х=2- корень уравнения.
- Если х=9, то и 3-9=-6. 6-6. Значит, х=9 не является корнем уравнения.
Ответ: 2.
2 способ - Решение иррациональных уравнений вида )=g(x) с помощью равносильной системы.
Пример№2. Решить уравнение =5-х.
Корнями этого уравнения могут быть только числа, при которых 3х-20 и 5-х0.Поэтому данное уравнение равносильно системе
Данную систему можно упростить и получим:
Решим уравнение и найдем его корни:
Оценка корней показывает, что первый корень удовлетворяет системе, а второй не удовлетворяет ей.
Ответ: 6,5-0,5.
3 способ - Решение иррациональных уравнений с помощью свойств монотонности функции.
Пример №3. Решить уравнение +=6.
Для решения данного уравнения воспользуемся свойствами монотонности функций (сумма двух возрастающих функций является возрастающей функцией и всякая монотонная функция каждое свое значение принимает лишь при одном значении аргумента).
Функции и - возрастающие функции. Значит данное уравнение если имеет корень, то только один. Подбором найдем корень уравнения х=5.
Ответ: 5.
4 способ - Решение иррациональных уравнений способом введения новой переменной.
Пример №4. Решить уравнение =х-11.
Пусть ( ). Получим у² = х-3.
Выразим х=у²+3. Далее выразим через у остальные члены уравнения:
х-7=у²-4; х-11=у²-8.
Получим уравнение:
Уравнение имеет единственный корень, равный 3.
Выполним обратную замену: х-3=3², х=12.
Ответ: 12.
5 способ - Решение иррациональных уравнений путем сведения уравнения к уравнению с модулем.
Пример№5. Решить уравнение + =11.
Исходное уравнение свелось к уравнению с модулем.
Решим полученное уравнение с модулем и найдем его корни: х=-6
или х=5.
Ответ: -6; 5.
Занятие № 2.2.
Тема: Решение иррациональных уравнений вида )=g(x)
возведением обеих частей в квадрат.
Цель занятия: совершенствование навыков решения иррациональных уравнений вида )=g(x) способом возведения обеих частей в квадрат.
Данное занятие предлагаем провести в форме практикума.
Фронтальная работа с классом. Обсуждение вопросов:
- Какие уравнения называют иррациональными?
- В чем состоит основная цель при решении иррациональных уравнений?
- Какие существуют способы решения иррациональных уравнений?
Разобрать решение следующих уравнений в классе.
Задание: Решить уравнение, используя способ возведения обеих частей в квадрат.
А) =4-х; Ответ: 2.
Б) =3-2х; Ответ:
В) = х-2,5. Ответ:2,5.
Провести проверочную самостоятельную работу по вариантам с последующей самопроверкой. Ответы к самостоятельной работе написать на доске.
1 вариант.
Решить уравнение, используя способ возведения обеих частей в квадрат:
А) 3х+5 =;
Б) = 2-х;
В) х =.
2 вариант
Решить уравнение, используя способ возведения обеих частей в квадрат:
А) 2х+= 7;
Б) = х-5;
В) - х =.
Ответы к самостоятельной работе:
1 вариант 2 вариант
а) 0,75; а) -1;
б) -1; б) 10;
в) 0,5(1+). в) 0,5(1-).
Занятие №2.3.
Тема: Решение иррациональных уравнений вида )=g(x) с помощью равносильной системы.
Цель занятия: совершенствование навыков решения иррациональных уравнений вида )=g(x) с помощью равносильной системы.
Предлагаем организовать на занятии работу в творческих группах.
Для каждой группы предлагается одно и то же задание. Группы обсуждают решение предложенных уравнений и показывают решение на доске. Оценивается скорость и правильность решения.
Задание для группы:
Решить уравнение с помощью равносильной системы.
1) = х+7; Ответ: -3.
2) =3-х; Ответ: 2
3) =5-3х. Ответ: 1.
4) 3=2х-5. Ответ: 7
5) = 2х+7; Ответ: корней нет
6) 2х =10 Ответ: 20; 5.
Занятие № 2.4.
Тема: Решение иррациональных уравнений с помощью свойств монотонности функции.
Цель занятия: совершенствование навыков решения иррациональных уравнений с помощью свойства монотонности функции.
Занятие предлагаем провести в форме игры-соревнования. В данной игре оценивается командное первенство и личный результат. Учащиеся команды-победителя получают дополнительный балл к своему личному результату.
1 этап игры – командное первенство.
Класс делится на две команды. Задание №1 предлагается всему классу. Отвечает тот, кто первый поднял руку. За правильное решение – 5 баллов. Эти баллы учитель выставляет той команде, в которой состоит ученик, решивший задачу.
2 этап игры – личный результат.
Учащимся предлагается задание №2 по вариантам, которое необходимо выполнить каждому ученику.
Результаты игры объявляются на следующем занятии с комментарием по решению уравнений.
Задание №1.
Решите уравнение, используя свойство монотонности функций:
А) -=2; Ответ: 7;15.
Б) -=1; Ответ: -3;1.
В) = 3+ . Ответ: 12.
Задание №2.
Решите уравнение, используя свойство монотонности функций:
1 вариант.
А) - =2;
Б) += 3-х;
В) - =.
2 вариант.
А) - +1=0;
Б) 2+= 9-х;
В) - =1-2.
Ответы к заданию №2.
1 вариант: а) 3; б) 1; в) 3. 2 вариант: а) -1; б) 4; в) -1.
Занятие № 2.5.
Тема: Решение иррациональных уравнений способом введения одной новой переменной.
Цель занятия: совершенствование навыков решения иррациональных уравнений способом введения новой переменной.
Форма проведения занятия – практикум.
Классу предлагается задание по карточкам на 2 варианта ( по желанию учителя вариантов может быть больше). Учащиеся самостоятельно выполняют предложенное задание на своих местах, а в это время у доски работают по одному ученику от каждого варианта. Учитель проверяет правильность выполнения задания у доски, затем учащиеся сверяют свое решение с решением у доски.
Карточка №1.
Решите уравнение, введя новую переменную:
1)=; Ответ: 7;12
2) - =х-4; Ответ:13.
3) х²+11 +=42; Ответ: -5;5.
4) =. Ответ:
Карточка№2.
Решите уравнение, введя новую переменную:
1)=; Ответ: -1; 2; 7.
2) + =х+6; Ответ: нет корней.
3) 6-7=2х-8; Ответ:3,5; -14.
4) 10=13-. Ответ:
Занятие № 2.6.
Тема. Решение иррациональных уравнений способом введения двух вспомогательных переменных.
Цель: познакомить учащихся со способом решения иррационального уравнения вида ;
совершенствование навыков решения уравнения вида способом введения двух вспомогательных переменных с последующим переходом к рациональной системе.
Занятие предлагается провести в форме лекции. На данном занятии разобрать решение следующих уравнений:
1) Ответ: 2.
2) Ответ: 3.
3) Ответ: -61; 30.
4) Ответ: 8.
5) Ответ: 5; 6; 7.
Занятие №2.7.
Тема. Решение иррациональных уравнений различными способами.
Цель: закрепить умения учащихся решать иррациональные уравнения предложенными способами.
Занятие предлагаем организовать в форме семинара.
В начале занятия проводится фронтальная работа с классом по теоретическому материалу занятия №2.1 ( понятие иррационального уравнения, способы решения иррациональных уравнений). Затем организовать проверку решения уравнений , предложенных учителем на предыдущем занятии в качестве домашней самостоятельной работы. Каждый ученик получает карточку с заданиями (по вариантам).
По каждому заданию у доски работают по одному ученику от каждого варианта и показывают свой способ решения данного уравнения.
1 вариант
1. Решите уравнение:
А) Ответ: 9.
Б) Ответ:3.
2. Докажите, что уравнение не имеет корней:
3. Найдите корни уравнения:
Ответ: 0.
4. Используя свойства монотонных функций, решите уравнения:
А) ответ: 2.
Б) Ответ: 1; -1.
5. Решите уравнение, введя новую переменную:
Ответ:
2 вариант
1. Решите уравнение:
А) Ответ: 4.
Б) Ответ: 5.
2. Докажите, что уравнение не имеет корней:
3. Найдите корни уравнения:
Ответ: корней нет.
4. Используя свойства монотонных функций, решите уравнения:
А) Ответ: 3.
Б) Ответ: 2; -2.
5. Решите уравнение, введя новую переменную:
Ответ:
Занятие 2.8
Тема: Решение иррациональных уравнений вида f(x)=0.
Цель: формировать у учащихся умение решать иррациональные уравнения вида f(x)=0;
Вначале занятия необходимо на решении одного из уравнений показать применение данного способа( можно использовать заготовку ещё одного решённого уравнения на слайдах, а также решения или ответы предложенных уравнений), а затем предложить учащимся решить несколько уравнений. В конце занятия проверить решение уравнений по заготовленным решениям.
Задания для закрепления:
Решите уравнения.
а) Ответ: -1 ; 3.
б) Ответ:
в) ; Ответ:
г) ; Ответ:
д) ; Ответ:
е) Ответ:
Занятие № 2.9.
Тема. Решение иррациональных уравнений путем сведения уравнения
к уравнению с модулем .
Цель: совершенствование навыков решения уравнений с модулем ;
сформировать умения учащихся решать иррациональные
уравнения путем сведения уравнения к уравнению с модулем.
Данное занятие предлагаем провести в форме практикума. На занятии можно организовать соревнование по группам. Каждая группа получает карточку с заданием. Ученик, решивший первым задание, выходит к доске и показывает решение предложенного уравнения. Если решение верно, то всей группе начисляется 1 балл за быстроту решения и 1 балл за правильность решения.
Остальные группы получают 1 балл за правильность решения. Та группа, которая наберет наибольшее количество баллов, получает дополнительный балл к контрольной работе по всему курсу.
Карточка с заданием.
Решите уравнения путем сведения к уравнению с модулем.
1) Ответ: -6; 5.
2) Ответ: корней нет.
3) Ответ:
4) Ответ: 0
5) Ответ:
Занятие 2.10 .
Тема: Решение иррациональных уравнений, с применением формулы = при f(x)g(x)0.
Цель: формировать у учащихся умение решать иррациональные уравнения с использованием формулы = при f(x)g(x)0.
Вначале занятия необходимо на решении одного из уравнений показать применение данного способа( можно использовать заготовку ещё одного решённого уравнения на слайдах, а также решения или ответы предложенных уравнений), а затем учащимся предлагается решить несколько уравнений с применением формулы = при f(x)g(x)0.
В конце занятия проверить решение уравнений по заготовленным решениям.
Задания для закрепления:
Решите уравнения
Занятие 2.11.
Тема. Зачётная работа.
Цель: контроль полученных знаний.
Зачётная работа рассчитана на весь урок. Оценку работы предлагается проводить используя таблицу
кол-во заданий | 3 задания | 4 заданий | 5 заданий |
оценка | зачёт | хорошо | отлично |
Вариант № 1
- Решите уравнение, используя определение арифметического корня
а) ; б) .
- Докажите, что уравнение не имеет не имеет решения.
- Решите уравнение, введя новую переменную
- Используя свойство монотонных функций, решите уравнение
.
5.Решите уравнения:
а) ; б) ; в)
Ответы: 1. а) -1;1 б) 4; 3. 4. 4; 5. а) -2; 0,75 б) -7 в) 7
Обобщающий занятие по курсу.
Цель занятия:
- обобщить и систематизировать знания, полученные знания при изучении тем курса ;
- приобщить учащихся к самостоятельной и творческой работе;
- развить познавательный интерес к предмету.
Занятие можно провести в форме конференции. Учащимся для работы на конференции предлагается подготовить презентации по изученным темам, подобрать интересные задания с готовыми решениями, исторические справки по темам элективного курса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 7 класс - Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа по биологии 7 класс - Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа по биология 8 класс «Человек» базовый уровень - учитель биологии высшей категории Сырова Нина Михайловна
Рабочая программа по биология 8 класс «Человек» базовый уровень - учитель биологии высшей категории Сырова Нина Михайловна...
Проект урока по предмету Предмет: математика Тема: Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольника. Галимова Н.В., учитель математики высшей квалификационной категории
Галимова Нина Викторовна учитель математики высшей категории МОУ «СШИ №2» г.МагнитогорскаПроект урока по предметуПредмет: математикаТема: Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольникаТип ур...
Рабочая программа по английскому языку 2 класс Кошелевой Галины Викторовны, учителя высшей категории.
Рабочая программа по английскому языку 2 класс Кошелевой Галины Викторовны, учителя высшей категории....
Рабочая программа по английскому языку 3 класс Кошелевой Галины Викторовны, учителя высшей категории.
Рабочая программа по английскому языку 3 класс Кошелевой Галины Викторовны, учителя высшей категории....
Рабочая программа по английскому языку 4 класс Кошелевой Галины Викторовны, учителя высшей категории.
Рабочая программа по английскому языку 4 класс Кошелевой Галины Викторовны, учителя высшей категории....
Рабочая программа по английскому языку 5а класс Кошелевой Галины Викторовны, учителя высшей категории.
Рабочая программа по английскому языку 5а класс Кошелевой Галины Викторовны, учителя высшей категории....