Технологии активизации учебной деятельности учащихся на уроках математики
методическая разработка по теме

Кропотина Галина Николаевна

Ведущая идея нашей деятельности в обучении математике – максимально раскрыть перед ребенком не только весь спектр приложений  математических знаний, но и научить их мыслить и творить. Это значит – надо  помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, понимать жизнь во всем ее многообразии

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Как удивительна, заманчива, всесильна и интересна математика! Каждый урок мы пытаемся приблизить ребят к тому, чтобы они осознали это гораздо раньше в своей жизни. Ведущая идея нашей деятельности в обучении математике – максимально раскрыть перед ребенком не только весь спектр приложений  математических знаний, но и научить их мыслить и творить. Это значит – надо  помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, понимать жизнь во всем ее многообразии. Вызвать  и поддержать такое желание – это задача учителя, трудная и интересная. Тем  более что она не имеет однозначного решения, и в каждом новом классе её приходится решать заново, зачастую, находя новые технологии.

«Новый мир имеет новые условия и требует новых действий»    H.Рерих

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования системы образования. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. В основе разработки стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли.

Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.

 Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Задача школы:

научить ребенка учиться; научить ребенка жить; научить ребенка жить вместе;научить ребенка работать и зарабатывать

             В  подростковой  и  старшей  школе  использую  деление  учебного  процесса  на  два  связанных  блока:  блок  изучения  нового  материала;  блок  самостоятельной  работы  учащихся.

При  проведении  уроков-блоков  изучение  всей  темы  делю  на  три  этапа:

1-й  этап:  вводное  повторение,  изучение  материала  темы, решение  задач  минимального  уровня.

2- й  этап:  знакомство  с  дополнительным  материалом, закрепление,

3-й  этап:  развитие  учеников,  консультации,  контроль, коррекция.

Блок  изучения  нового  материала.

            Основное  внимание  уделяю  формированию  у  школьников  системы  научных  знаний  и  освоению  способов  познавательной  деятельности.  Повторение  ранее  изученного  материала,  связанного  с  темой  урока,  провожу  в  форме  дифференцированного  опроса.  На  конкретные  вопросы  учителя  ученики  дают  краткие  ответы.  Соблюдается  принцип  добровольности  -  в  повторении   большинство участвуют  ученики, которые  владеют  необходимыми  знаниями.  Повторение  пройденного  материала – это  опора  для  усвоения  нового  уровня  знаний. На  уроках  изучения  нового  материала  ставлю  только  отличные  оценки  для  стимулирования  школьников.

Это  способствует  познавательной  активности  учеников. Зная  о  том, что  за  неверный  ответ  или  суждение  они  не  будут  наказаны  оценкой,  ученики,  как  правило, активно  включаются  в  познавательный  процесс.  При  этом  привлекаю  учащихся, которые  владеют  развитой  речью, логическим  мышлением  и  логикой  изложения,  к  объяснению  нового  материала  в  качестве  соучителей.

               Это  позволяет  учителю  рационально  использовать  учебное  время  на  уроках  изучения  нового  материала, основное  предназначение  которого  -  организовать  процесс  понимания  на  этом  этапе  урока.  Непонимание  материала  с  первого  раза  не  ставится  в  вину  ученику,  а  побуждает  учителя  менять  методы  работы  в  соответствии  с  личностными  особенностями  детей.

Блок  самостоятельной  работы.

Для  запоминания  школьниками  новой  информации необходимо  сменить  вид  учебной  деятельности.

«Расскажи  ты  мне – и  я  забуду,  покажи – и  я  запомню,  привлеки  меня – и  я  пойму».

На  данном  этапе  учащиеся  осуществляют  закрепление  в  собственном  опыте  приобретенные  знания  и   отработку  вычислительных  навыков  и   умений. Выполняют  практические,  срезовые   и  проверочные  работы,  так  как  требуется  непрерывная  информация  об  успехах  ученика; Получают  индивидуальные  и  групповые  консультации, как  у  учителя, так  и  консультантов  по  предмету.

           Планируя  блок  самостоятельной  работы, определяю  критерии  контроля  уровней  понимания, усвоения  и  применения  изучаемого  материала:

-требования, изложенные  в  Государственных  стандартах  и  примерных  программах  к  учебным  дисциплинам;

-усвоение  учащимися  смысла  и  логики  излагаемой  информации (понятий и  суждений);

-овладение  алгоритмом  решения  учебных  задач  и  умением  его  применять  в  измененных  условиях.

            Результаты  срезовых  работ  дают  учителю  непрерывно  меняющуюся  картину  расслоения  класса  по  уровням  и  позволяют  целенаправленно  планировать  последующие  уроки.  Таким  образом,  в  структуре  блока  выделяется  постоянная  и  переменная  части  учащихся.

           Первый  уровень – это  те, кто  способен  усвоить  предмет  на  репродуктивном  уровне.  Они  не  идут  дальше  узнавания  знакомой  ситуации  и  применения  в  ней  знакомых  алгоритмов.      Этот  уровень  учащихся  можно  считать  обязательным

результатом  обучения. Именно  с  этой  частью  учащихся работа  учителя  является  наиболее  трудоемкой.

           Следующие  два  уровня  учащихся  характеризуются  применением  знаний  в  знакомой  и  в  незнакомой  ситуации.

          Задача  учителя   по  развитию  учеников  состоит  в  том, чтобы  обеспечить  каждому  из  них  возможность  достичь  уровня  отвечающего  его  индивидуальным  способностям.  Достигшие  полного  усвоения  могут  помогать  отстающим,   выполнять  задания  другого  уровня. Предлагаю им  творческие  задания  или  задания  повышенной  трудности,  творческие  домашние  задания, проекты, тем  самым  обеспечивается  индивидуальный  образовательный  маршрут  как  для  сильных   так  и  для  не  очень. Вовлекаю одарённых  учащихся  в исследовательскую  деятельность.

Каждый  учитель  делает  свой  выбор  в  определении  и  организации  образовательного  процесса, в  применении  новых  педагогических  технологий  обучения  и  воспитания,  которые  обусловлены  принципами:

-гарантированность  образовательной  подготовки  учащихся  на  любом  отрезке  учебного  процесса;

- комфортность  ученика  и  комфортность  учителя  в  образовательном  процессе.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникационных технологий

 Развитие внутренних сил человека- это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать с...

ТЕХНОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В статье рассматриваются основы технологии гуманитаризации, а также показывается ее применение на уроке геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"...

«Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выучен...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики средствами ИКТ – технологий

Активизация познавательной  деятельности учащихся на уроках математики средствами ИКТ – технологий...

Активизация учебной деятельности учащихся на уроках математики как стимул для воспитания социально значимой единицы общества.

В статье рассказывается об основных мотиваХ, стимулаХ, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности...