«Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»
по алгебре (10 класс) по теме

Меркулова Инна Васильевна

Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выученному заранее алгоритму, a и в том, чтобы развить их творческие способности, развить их внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Одним из путей решения проблем возникающих перед учителем математики является внедрение информационных технологий на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnedrenie_informatsionno.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»


Оглавление

         Введение                                                                              3-4                    

Паспорт ИР                                                                  4                                Актуальность                                                               5                

Проблема и противоречие                                         5            

Цели, задачи, результативность                                5-6          

            Основная часть                                                                                        

Содержательный блок                                                6

Технологический блок                                               7-8

Контрольно-оценочный блок                                    8-12                

Ресурсное обеспечение                                              12-13              

           Заключение                                                               13-14                  

Список источников                                                              14-16                    

Введение

Современный период развития цивилизованного общества называют этапом информатизации. Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам. Существуют  различные возможности использования компьютеров в школе:

  • Организация учебного процесса (подготовка расписания, электронных документов, баз данных по школьникам, учителям, родителям и т.д.);
  • Подготовка учебных пособий.
  • Обучение пользователей ПК  для решения прикладных задач, обучения основам программирования,  дизайна, компьютерному моделированию.
  • Компьютерное обучение основам наук с помощью специально  разработанных программ. Недостатки – игнорирование принципа доступности.
  • Компьютерный контроль знаний учащихся. Главный недостаток – несоответствие предъявляемых  ученику требований  уровню его подготовки.  Это может создать «ситуацию неуспеха» и снизить мотивацию к учению.
  • Использование компьютера  для получения и работы с информацией из сети Интернет.

Учитель в информационном обществе перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Он превращается в посредника, который облегчает ее получение.  Совершенствование методов решения функциональных задач и способов организации информационных процессов приводит к совершенно новым информационным технологиям, среди которых применительно к обучению выделяют следующие:

  • Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы.
  • Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках.
  • Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях.
  • Распределенные базы данных по отраслям знаний.
  • Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.
  • Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выученному заранее алгоритму, a и в том, чтобы развить их творческие способности, развить их внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Одним из путей решения проблем возникающих перед учителем математики является внедрение информационных технологий на уроке. 

Паспорт ИР

Предмет – алгебра

ИР  представляется на примере  урока

Целевая аудитория:   обучающиеся  10 класса

Сроки  - с 1.02.2013г. по 23.03.2013г.

Предусматривает совместную работу учителя,  администрации школы,  обучающихся.

Место реализации -  ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск Самарской области

Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы

 развитие фундаментальной науки опережает их отражение в содержании образования на 5-7 лет, то средства ИКТ опережает возможности человека по их эффективному использованию на 2-15 лет, поэтому возникает острая проблема соответствующей перестройки всей системы образования.

Актуальность работы очевидна, так как роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Согласно концепции модернизации математического образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Успех процесса обучения определяется уровнем учебной мотивации учащихся. Моя задача, опираясь на диагностические исследования, интересы учащихся, особенности возрастного развития применить такие педагогические технологии, техники и приёмы, которые позволяют повысить учебную мотивацию.

Новые требования ФГОС, предъявляемые к выпускникам основной школы, приходят в противоречия с теми существующими знаниями,  умениями, навыками,  которыми владеют обучающиеся современной школы:

  • между низким уровнем мотивации учащихся к обучению и как    следствие - слабая математическая подготовка и высокими   требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику;
  • между интересами учащихся, возникающими в период ускорения  научно-технического прогресса и содержанием материала,  представленного в учебной литературе;
  • между математическими знаниями, полученными на уроках  математики и способностью применять их в жизненной практике, будущей профессиональной деятельности.

 Цель данной работы – обосновать необходимость применения информационно-коммуникационных технологий в обучении математике как одного из перспективных средств обучения, направленного на повышение результата.

Задачами данной работы являются:

  1. изучить теоретическую и методическую литературу по теме «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся»;
  2. изучить методику и технологию подбора аудиовизуальных технических средств;
  3. включить средства информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;
  4. подобрать условия для положительной динамики познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время посредством использования информационно-коммуникационных технологий;
  5.    повысить инициативность учащихся эффективного       использования своих навыков и умений при выполнении различных математических тестов и итоговых заданий посредством использования информационно-коммуникационных технологий.

Ожидаемые результаты

В применении  новых информационных технологий в своей работе я  выделяю следующие пути:

  1. Компьютер как средство для обучения математике, как инструмент поддержки предметных уроков и других видов занятий.
  2. Использование компьютера для выполнения учебных задач, и для реализации различных видов деятельности.
  3. Компьютер как средство развития ребенка.

Основная часть

В обучении математике должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс информатизации математики, внедрение новейших компьютерных технологий, Интернет и дистанционного обучения (дистанционное обучение способствует восстановлению пробелов знаний при отсутствии на уроке по различным причинам). Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться пользоваться ею.

Формы и место использования компьютеров на уроке, конечно, зависит от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Каковы же функции и особенности применения образовательных программ? Можно выделить следующие функции:

  • инструментальная (изготовление наглядных пособий);
  • демонстрирующая (показ готовых демонстрационных  программ, слайдов,    презентаций и т.д.)
  • обучающая (тренажеры);
  • контролирующая.

Возможны различные виды уроков с применением информационных технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как наглядного средства; уроки постановки и проведения исследований; уроки практической работы; уроки-зачеты; интегрированные уроки и т.д.

 При планировании учебной деятельности учитываю следующие аспекты:

  • определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Информационные технологии на уроках математики

         Основные типы уроков, проводимые для внедрения опыта:

  1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
    При объяснении нового материала используется ЦОР или презентация.
    Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Направление обучаемых на самостоятельную поисковую и исследовательскую работу, возможность моделировать и опробовать различные варианты решения проблем, реализация умений оперирования с мультимедийной информацией как средством индивидуальной информационной защиты, отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.
  2. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
  3. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: тестирование,  контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Одной из возможностей использования ИКТ технологий, является подготовка и проведение интегрированных уроков. ЦОР или презентация может быть использована во время урока-лекции, урока-беседы или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.

Особенно важно использовать информационные технологии на уроках математики, так как математика и информатика связаны теснейшим образом, и необходимо продемонстрировать эту связь учащимся. На занятиях можно познакомить учащихся с возможностями применения пакета Microsoft Office. На пример в 9-ом классе полезно провести урок математики по теме: «Уравнения с одной переменной. Целое уравнение и его корни» в компьютерном классе с использованием программы MS Excel. Одним из способов решения таких уравнений – графический способ, но не всегда им можно получить точное решение, тогда надо выполнить уточнение корней. Программа MS Excel позволяет сделать это быстро и с любой нужной нам точностью, кроме того с помощью этой же программы мы можем построить график.

Важную роль играют при изучении математики уроки-презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, также между учителем и учеником существует посредник – компьютер, что способствует часто эффективному взаимодействию. Старшеклассников полезно знакомить с программами, предназначенными непосредственно для осуществления математических операций – математических пакетов.

Для оптимизации образовательного процесса я практикую объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках математики позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения: повысить качества знаний по теме, продолжить формирование информационной культуры, наиболее полно реализовать учебные возможности каждого ученика.

Анализируя и давая оценку использованию компьютерных технологий на уроках математики, я убедилась, что учащиеся ждут таких уроков и эти уроки стимулируют учащихся изучать материал более детально.

Поэтому в дальнейшем планирую обязательно развивать и продолжать работу по рассматриваемой проблеме. Для удачного её решения я работаю в тесной связи с преподавателем информатики и лаборантом компьютерного класса.

Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое задание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им новых знаний.

Дополнительными условиями достижения целей и задач образования, развития и воспитания считаю: расширение использования возможностей современных компьютерных технологий в школе, их применение при преподавании не только математики, но и других предметов.

В своей деятельности делаю акцент на межпредметной связи.На базе школы существует структурное подразделение под названием «Медиатека, которое регулярно пополняется. Календарно-тематическое планирование составляется мною с учетом использования ИКТ на уроках.

Контрольно-оценочный блок

Оцениваются устные и письменные ответы обучающихся, письменные самостоятельные работы, тестовые задания, контрольные работы.

Оценка устного ответа обучающегося

Критерии:

  1. Полнота и правильность ответа.
  2. Степень осознанности, понимания изученного. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать.
  3. Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка.

Оценка

Критерии оценки

1

2

3

«5»

Изученный материал излагается полностью с верным определением основных понятий

Понимание материала, обоснование суждений, практическое применение знаний

Последовательное оформление материала с учетом литературных норм языка

«4»

Допускаются ошибки в изложении материала, но самостоятельно исправляются

Обоснование суждений с помощью учителя

1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении материала

«3»

Неполное изложение материала, неточности в определении понятий или формулировке правил

Неглубокое обоснование суждения, неумение практически использовать знания

Непоследовательное изложение материала; ошибки в языковом оформлении

«2»

Незнание большей части изучаемого или полное незнание

Неумение обосновать суждение, практически использовать знания

Беспорядочное, неуверенное изложение, неумение пользоваться языковыми средствами

Оценка письменных работ обучающихся

Виды письменных работ

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Ответы на вопросы

Верно даны все ответы на вопросы, допускается 1-2/ 1-2 негрубые ошибки

Верно даны ответы на все вопросы

2/2 ош. + неточности в 2-3 вопросах

Большая часть ответов верна

4-5/3-4 ош.

Половина и более ответов неправильна

5 и более/6 и более ош.

Грамматические задания,

контрольная работа (по заданиям)

Все задания выполнены верно

Верно выполнено не менее3/4 задания

Верно не менее половины задания

Верно менее половины задания или задание не выполнено совсем

Тестовые задания

100-90% верно выполнен

ных заданий

От 90 до 75% верно выполненных заданий

 

От 75 до 50% верно выполненных заданий

Менее 50% верно выполненных заданий

Преимущества рейтинговой системы контроля и оценки:

  • Активное участие учащихся в контроле и оценке своих достижений;
  • Мотивация стремления учащихся к успеху в учебно-познавательной деятельности;
  • Стимулирование самостоятельности в учебе;
  • Учет индивидуальных качеств учащихся;
  • Возможность обеспечения индивидуального темпа по программе.

Результативность

Особенности компьютера как инструмента человеческой деятельности, заключаются в обеспечении доступа к большим объемам информации и ее переработке, усилении познавательно-исследовательских возможностей человека, организации обмена информацией по содержанию выполняемой деятельности и создании новой человеко-машинной коммуникативной системы.
Компонентами учебной деятельности при компьютерном обучении являются:

  • постановка учебной задачи,
  • система учебных действий,
  • моделирование содержания объектов усвоения,
  • преобразование модели,
  • действия самооценки и контроля.

Учебную задачу ставит учитель.

На первом  этапе  - сосредоточении внимания на учебной ситуации - необходимо дать обучаемому информацию об актуальности и практической значимости темы, заинтересовать, развить стремление к получению нового знания.

На втором  этапе  - конкретизировать вопросы, помогающие овладению способами рациональной учебной деятельности, развивающие теоретическое мышление.

На третьем этапе - выборе решения - необходимо создать индивидуальную установку на данную деятельность.

На четвертом последнем этапе, когда обучаемый нуждается в оценке и корректировке действий,.Исследование показало, что наиболее эффективной формой компьютерного обучения является "учитель-компьютер-группа учащихся".

Итак, компьютерное обучение – это обучение с использованием персонального компьютера или его элементов (проектор, доска, Интернет и т.д.). В зависимости от цели компьютерного обучения, выбираются те или иные технические средства. Можно полностью отказаться от учителя или тьютора и самостоятельно проходить обучение (дистанционное обучение), если нет возможности приходить в образовательное учреждение, но при этом должен учителем разрабатываться учебный курс который будет реализовываться, причем достигая хороший результат.

Ресурсное обеспечение

При работе над данной темой мне помогли следующие научные издания:

  • «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Е.С.Полат.
  • «Практические задания и методические рекомендации по использованию информационных технологии» ХК ИППК ПК
  • «Межпредметные связи в процессе обучения» В.Н Максимова
  • «Педагогические технологии» Г.К. Селевко.

Использую ресурсы:

  • Естественно-научный образовательный портал. Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
  • Мною использовались материалы Интернета:
  • "Microsoft PowerPoint как инструментальная среда для создания мультимедиа-приложений", Дмитрий Юрьевич Усенков, старший научный сотрудник Института информатизации образования Российской Академии образования, Москва, журнал "Вопросы Интернет образования № 22.
  • "Создание презентации и техника эффективного выступления", Ястребов Леонид Иосифович, ведущий специалист-преподаватель, Московского учебного центра ФИО, куратор курсов Дистанционного Обучения, журнал "Вопросы Интернет образования № 32.
  1. Научно-методическое обеспечение:  курсовая подготовка по информационно-коммуникационным технологиям, педсоветы и мастер-классы по данной технологии.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: тестирование психолога, психологические тренинги, анкетирование.
  3. Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, комплекты дисков по предмету, раздаточный материал для учащихся.
  4. Кадровые ресурсы: учителя, прошедшие подготовку по внедрению ИКТ.

Заключение

     Возможности ИКТ велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

      Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.

Выводы

Анализируя опыт работы в практике применения ИКТ при обучении математике, считаю, что у учащихся повышается мотивация к обучению, результативность обучения растет, даже у детей с проблемами в обучении по состоянию здоровья.

Для меня применение ИКТ – это экономия времени на уроке, разнообразие дидактического  и наглядного материала, осуществление дифференциации и индивидуализации в обучении контроле знаний учащихся.

В рамках подготовки к уроку также происходит меньше временных затрат. Посредством Интернет появляются возможности апробации передового педагогического опыта, современных педагогических и математических технологий.

Использованные источники

Нормативно-правовая база

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html.

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «  Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  • Приказ Минобразования  и науки Российской Федерации  от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»»
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11.2008 № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования». http://mon.gov.ru/dok/akt/5128/

Библиографический список

  1. Мануйлов, В.Г. Мультимедийные компоненты презентаций Power Point/ В.Г. Мануйлов// Информатика и образование. – 2005. – № 5 – с. 128
  2. Моисеева, М.В. Современное состояние и перспективы развития мультимедиа в образовании/ Моисеева М.В.// Школьные технологии. – 1998. – № 4 – с. 128
  3. Основы дидактики. Под ред. Б.П.Есипова. _М.: 1967.
  4. Педагогика. Под ред. С.П. Баранова, В.А Сластенина -М.: 1986.
  5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Е.С. Полат. – М: Издательский центр «Академия». – 1999. – с.224
  6. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе/ С.П. Новиков//Педагогика. –2003. - №9. с. 25 – 28.
  7. Рейн, А. Г. Информатика/ А. Г. Рейн, А. И. Сенокосов, И. А. Юнерман. – М.: Просвещение, 2003.
  8. Розов, Н.Х. // Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы/ Н.Х. Розов,– Информатика.-2005.- №6. – С 26-29
  9. Розов, Н.Х. //Компьютер и учебный процесс/ Н.Х.  Розов,– Математика. - 2002. - №7.
  10. Рупакова, Л.О. Power Point на уроках математики в 5 классе/ Л.О. Рупакова// Информатика и образование. – 2007. – № 3 – с. 128
  11. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г. К. Селевко,– М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

11. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. – М., 2006.

Рекомендуемые источники

  1. http://www.educom.ru. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  2. http://mon.gov.ru. – Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательном процессе на 2011/12 учебный год.
  3. http://www.school.edu.ru. – Российский общеобразовательный портал
  4. http://mon.gov.ru/structure/minister. – Сайт Министерства образования (примерные программы, перечни учебников, методические письма о преподавании предмета по результатам ЕГЭ).
  5. http://www.profile-edu.ru. – Профильное обучение в старшей школе.
  6. http://www.it-n.ru. – Сеть творческих учителей.
  7. www.fipi.ru. – Федеральный институт педагогических измерений.
  8. http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (математика). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

Приложение 1

Вид урока. Семинар (2 часа).Форма урока. Деловая игра.
Цели:

  • образовательная - обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме;
  • развивающие - развивать информационную культуру учащихся; - развивать познавательные и коммуникативные способности;
  • воспитательная - воспитывать чувство ответственности при работе в коллективе.

Задачи: развивать в учащихся

  • организационно-практические умения – составлять и читать графики, пользоваться компьютером, дополнительной печатной литературой по предмету;
  • интеллектуальные – сравнивать, выделять главное, обобщать, конспектировать, проигрывать варианты решений задач;
  • коммуникативные – слушать и слышать другого, воспринимать другого, выстраивать систему доказательств (выбирать форму доказательства в зависимости от поставленной цели, задавать вопросы, дополнять)

Оборудование урока:
Правила игры (выданы учащихся заранее), экономический словарик, денежные знаки, компьютер, проектор, карточки-задания трех уровней сложности, карточки со свойствами функции, ведомости.

- Деловая игра очень хорошо подходит для коллективного познания. В данном случае игра моделирует реальную “взрослую” деятельность. Несмотря на нагромождение правил, ребята очень быстро схватывают их и активно приступают к работе. Разумеется, приготовить такой урок – трудоемкий процесс, поэтому его можно приурочить к “Декаде математики” и сделать настоящим праздником.- При подготовке к уроку за основу взят принцип деятельности, как один из важнейших принципов педагогической техники. Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать, т.е. применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять, дополнять, находить новые связи, рассматривать в разных моделях.
- Очень часто совместная работа группы взрослых людей превращается в неумение слушать и слышать коллег, неумение спорить тактично, агрессивную реакцию на критику, потому что они просто не умеют работать коллективно, поэтому выбранная мною форма проведения урока поможет ребятам освоить азы коллективного сотворчества и решения общих задач.
- Большинство учащихся, с которыми я работаю, имеют слабый уровень подготовки за основную школу и поэтому несколько неадекватно относятся к тем ребятам, которые несколько успешнее их в учебе. Но при проведении такой игры, президент компании (а выбирают именно более сильных в учебе) должен обладать организационными и интеллектуальными качествами, что поднимает авторитет так называемых “умников” и некоторые одногруппники также стремятся на следующих уроках-играх встать во главе команды, поэтому к учебе начинают относиться более серьезно.
- В ходе игры проявляются как психологические так и нравственные качества учащихся, например, мышление, волевые качества, коммуникабельность и др., а также умение работать в команде и умение провести самооценку, тактичность, справедливость.

Структура урока

Наименование этапа

Действия преподавателя

Действия учащихся

Время (в мин.)

1. Организационный момент

Демонстрирует на экране тему, цели, задачи урока, сообщает план урока, кратко напоминает правила игры

Слушают преподавателя, записывают

3

2. Вступительное слово

Рассказывает о союзе математики и экономики, демонстрирует слайды.

Слушают преподавателя, ведут конспект

5

3. Игра “Математическая ярмарка”, состоящая из четырех туров

“Продает” задания, проверяет их выполнение выдает денежные знаки, ведет общую ведомостьПрим.: данную работу может выполнять помощник из числа учеников или второй преподаватель.

В каждой компании распределяются обязанности, президент выкупает задания, контролирует работу всех членов компании, отчитывается за выполнение работ.

1 этап – 20 2этап – 10
3 этап – 7/8
4 этап – 10
Отчет – 15

4. Подведение итогов игры

Производит “расчет” - оценивает работу компаний в целом озвучивает полученные учащимися оценки,

Оформляют ведомость с указанием заработанных баллов каждым членом компании.

7 минут

5. Заключительное слово преподавателя

Подводит итоги урока (в форме беседы), демонстрируя слайды с основными материалом темы.

Участвуют в подведении итогов – отвечают на вопросы преподавателя и задают вопросы преподавателю.

5 минут

Правила игры
1. Игра проводится на уроке-семинаре по теме “Производная и ее применение” в группе, которая делится на 3-4 компаний. Во главе компании стоит выбранный учащимися президент.
2. Начальным капиталом каждой компании является сумма из расчета 4 таланта на 1 члена команды.
3. В течение двух уроков проводятся 4 тура:
А) БИРЖА знаний. В продажу поступают три вида карточек:

Количество заданий в карточке

Стоимость карточки

Получаемая сумма

5

3

9

4

4

8

3

5

7

Каждое неверно выполненное задание – штраф 2 таланта от общей суммы.
Б) ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ. Компания выкупает (2 таланта) задачу с экономическим содержанием, решаемой с помощью производной. На первом уроке задача решается в команде, в начале второго урока президент озвучивает решение. Верное решение и подробное его обоснование поощряется 5 талантами, только решение (без пояснений) – 2 таланта.
В) АУКЦИОН. Продажа знаний, полученных членами команды самостоятельно на уроке. Найденный материал озвучивается в виде тезисов, схем, “красивых” задач и материала на дискете. На аукцион выставляется обзорное сообщение президента компании, рассчитанное на 5 минут. Участие в туре стоит 3 таланта. Получить за информацию можно от 3 до 5 талантов.
Г) АНАЛИЗ. По выкупленным свойствам (стоимость 1 свойства – 1 талант) необходимо построить график функции. Самый точный график оценивается в 8 талантов, график с неточностями – 5, а неверный график – штрафом в 2 таланта. Всего на продажу выставляется 7 свойств.
4. После окончания игры подводятся итоги, и президент компании сдает преподавателю ведомость, в которой указывается сумма, заработанная каждым участником игры, исходя из общей суммы компании. На основании данной ведомости будет выставлена оценка за урок: “5” - учащемуся, заработавшему 5 или более талантов (эти учащиеся освобождаются от сдачи зачета по теме “Производная и ее применение”), “4” - заработавшему 4 таланта и т.д. Оценка “2” не выставляется.

Ход урока

Комментарии

1. Организационный момент. Для учащихся выводится на экран тема урока, цели и задачи, а также сообщается преподавателем план и форма проведения урока. В командах выбираются президенты, который назначают ответственных учащихся за каждый тур.

- На этом этапе проявляются организационные способности лидера компании, потому что в умело организованном коллективе каждый работает на каждого.

2. Вступительное слово преподавателя.“Математизация современной жизни позволяет нам решать важнейшие народнохозяйственные проблемы. И такая отрасль хозяйства, как экономика, также взяла на вооружение ту тему, которую нам сегодня необходимо будет обобщить “Производная и ее применение”. Обратите внимание на предложенные примеры.

Предельная выручка

Рост производительности труда

Предельные издержки

Скорость износа оборудования

Скорость роста населения

Скорость расхода ресурсов

Как видите каждый экономический процесс тесно взаимосвязан с производной. Но, чтобы решать такие экономические задачи или более сложные, оптимизационные, необходимо усвоить основной теоретический и практический материал. Насколько хорошо вы его освоили и поняли, мы посмотрим на этом уроке, где я предлагаю обобщить и систематизировать все знания по данной теме с целью применения их в задачах прикладного характера.
Но урок наш будет немного необычен. Послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения Н.В. Гоголя и ответьте на вопрос: “О каком событии идет в нем речь?”.
“В один из дней августа тысяча восемьсот… дорога верст за десять до местечка Сорочинец кипела народом. С утра еще тянулись нескончаемою вереницей чумаки с солью и рыбою. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая свои заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгроможденного на возу плетня и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши. Много прохожих поглядывало с завистью на высокого гончара, владельца сих драгоценностей, который медленными шагами шел за своим товаром, заботливо укутывая глиняных своих щеголей и кокеток ненастным для них сеном”.
Правы те, кто назвал данное событие ярмаркой И наш урок сегодня тоже является ярмаркой, только математической. Ярмаркой всегда завершали большой труд. Ваша работа над темой “Производная” тоже завершена и теперь у Вас есть прекрасная возможность продать ту наработанную вами собственность, которая называется интеллектуальной. В современной экономике этот процесс купли-продажи называют биржевыми торгами. Все вы прекрасно знаете, что математические знания используются во всех отраслях народного хозяйства, и такая наука, как экономика тоже взяла на вооружение нашу тему “Производная”. Экономика и Математика позволяют успешно вести хозяйство и любое дело, получать наибольшую выгоду.
(Вступительное слово преподавателя сопровождается показом слайдов с формулами связи экономических понятий и понятия “Производная функции”).

- Для того, чтобы урок прошел эффективно, очень важно настроить учащихся на определенный тип деятельности. Для этого существует процедура “вход в урок”. В зависимости от темы урока и его содержания, а также формы проведения мною было выбрано именно такое начало, в котором соединились старые русские традиции проведения ярмарок, как итога работы и современных возможностей математики и экономики.

3. Игра “Математическая ярмарка”. Итак, прежде чем решать сложные экономические задачи (это у вас впереди), давайте посмотрим, насколько вы к этому готовы. Первый тур – БИРЖА знаний.
На столах у вас лежит папка с рабочим материалом урока, в которой собраны правила игры, экономический словарь, ведомости, алфавит. Пролистайте, если необходимо, ознакомьтесь. Начинаем работу. Вам предлагается выкупить карточку с заданиями по вышеназванным условиям.
(В первой карточке – задания №№ 1, 2, 3; во второй - №№ 1, 2, 3, 4; в третьей - №№ 1, 2, 3, 4, 5)
1. Найти значение производной функции в точке х
о.
А) f (х) = 3х
2 – 1/2 х4, если х0 = 1;
Б) f (х) = (х
3 – 6х – 3) (х – 1), если х0 = -1;
В) f (х) = (3х – 1)
3, если х0 = 0;
Г) f (х) = 6 sin 2х, если х
0 = 0.
2. Касательная к графику функции f (х) = - х
2 + х – 1 в точке х0 = 1 имеет ординату, равную… .
3. Решить неравенство (х – 1) (х = 6)
> 0.
4. Тело постоянной массы движется по закону , где
х – координата, м; t – время, с. Найдите ускорение тела в момент времени t = 0.
5. Для какой функции производная равна 4х – 2 ?
Примечание: первое задание необходимо оформить в таблицу.


А)

Б)

В)

Г)

Действие, которое необходимо выполнить с результатом под буквой:

прибавь 1

отними 2

прибавь 4

прибавь 4

Запиши порядковый номер буквы в алфавите





Запиши букву и определи какому математику эта дата принадлежит






- На протяжении всей игры заполняется таблица результатов, чтобы ученики могли сравнить свои успехи с успехами коллег из других команд и откорректировать свою работу.- Было бы неплохо преподавателю иметь помощника для подсчета результатов и ведения “банковских операций”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...

ТЕХНОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В статье рассматриваются основы технологии гуманитаризации, а также показывается ее применение на уроке геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"...

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Роль игры в сочетании с другими педагогическими технологиями для повышения эффективности географического образования...

«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии»

Игра на уроке – комплексный носитель информаци . Если использовать игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании  химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавате...

Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

статья "Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов. В настоящее время в России идет процесс модерниз...

Устный счет как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе.

УСТНЫЙ СЧЁТкак  средство активизации познавательнойдеятельности учащихся на уроках математики  в коррекционной  школе.(из  опыта  работы)...