Урок алгебры и начала анализа. 10 класс. Исследование функции на монотонность .
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование функции на монотонность. | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры и начала анализа. 10 класс.
(УМК А.Г. Мордковича и др. «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс
М. «Мнемозина»,2013 года )
Тип урока: ОНЗ.
Тема урока: Исследование функции на монотонность .
Учитель: Александра Вячеславовна Евдокимова, I квалификационной категории, МОУ СОШ №43 им. А.С.Пушкина, города Ярославля.
Цели:
- ознакомить учащихся со способом нахождения промежутков монотонности функции с помощью производной..
- повторить и закрепить навык нахождения производной; тренировать вычислительные навыки.
- развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности
1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности(«надо»).
2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»)
3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность(«хочу»)
- Какую тему изучаем? (Производная.)
-Где научились её применять? (при составлении уравнения касательной, скорости движения.)
-А как вы думаете, при исследовании функции можем мы использовать производную? (Возможно.)
-О чём будем говорить сегодня? (О применении произведении производной к исследованию функции.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).
4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.
5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
6) Мотивировать к пробному действию («надо» - «могу» - «хочу»).
7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
- Для повторения выполним № 854: Определите, какой знак имеет производная функции у = f(х) в точках с абсциссами а,в,с,d, если график функции изображен на заданном рисунке.
- Какие функции называются возрастающей и убывающей?
-№855: Определите промежутки возрастания и убывания функции, график которой изображён на заданном рисунке.
-Определите, промежутки возрастания и убывания функции у = х2 – 6х + 1
( на промежутке () убывает, на () возрастает)
- Определите, возрастающей или убывающей является функция у = х3 + 9х?
У учащихся возникает затруднение.
3.Выявление места и причин затруднения.
1) Организовать восстановление выполненных операций.
2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.
3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами(алгоритмом, понятием и т.д.)
4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения- тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
- Чем вы пользовались для выяснения монотонности функции у = х2 – 6х + 1?
(Свойствами квадратичной функции)
- Что не смогли сделать? (Не смогли сделать пробное действие: выяснить возрастающей или убывающей является функция у = х3 + 9х.)
- В чём затруднение? (Мы не знаем правила, для нахождения промежутков возрастания и убывания функции заданной аналитическим способом.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
2) Учащиеся уточняют и согласовывают причины возникшего затруднения.
3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.)
4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
-Какова же цель урока? (Вывести правило для нахождения промежутков возрастания и убывания функции заданной аналитическим способом.)
-Какова тема урока? (Исследование функции на монотонность.)
-Какой способ вы предлагаете использовать (Формулирование правила на основе сравнении, наблюдения и анализа.)
-Для построения плана ваших действий предлагаю разбиться на группы.
Учащиеся работают в группах. Результаты работы фиксируются на листах и вывешиваются на доску. Группы защищают проекты.
Результатом работы групп являются два вывода:
-Эти рассуждения показывают, что между характером монотонности функции и знаком её производной есть определённая связь. Для практики важнее то, что верны и обратные теоремы, показывающие, как по знаку производной можно установить характер монотонности функции на промежутке. Сформулируйте обратные утверждения для выводов, сделанных группами.
Учащиеся формулируют обратные утверждения, на доску вывешиваются теоремы в уточнённом виде:
- Составим правило, для нахождения промежутков возрастания и убывания функции.
Оформление доски.
5.Реализация построенного проекта.
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).
4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.
5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)
-Вернёмся к пробному действию: определите, возрастающей или убывающей является функция у = х3 + 9х?
1 шаг. Находим производную у = х3 + 9х: у/ = 3х2 +9.
2 шаг. Сравниваем производную с нулём: 3х2 +9 ≥0, при любых х, у/ ≥0, функция у = х3 + 9х возрастает.
- Вы справились с вашим планом работы? (Да.)
- Озвучьте результат вашей деятельности. Учащиеся ещё раз формулируют правило.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
№856. По графику производной, изображённому на заданном рисунке, определите, на каких промежутках функция у = f(х) возрастает, а на каких убывает.
№ 857. На каком из указанных промежутков функция у = f(х) убывает, если график её производной представлен на рисунке.
№864 (а,б). Докажите, что функция монотонна на всей числовой прямой; укажите характер монотонности: у=х5+6х3 -7 ; у=sin х – 2х – 15 .
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2) Организовать соотнесение работы с подробным образцом;
3) Организовать вербальное сопоставление работы с подробным образцом;
4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Докажите, что функция монотонна на всей числовой прямой; укажите характер монотонности: 1. у=sin х – 15х;
2. у= соs х +2х -7.
8.Включение в систему знаний и повторение.
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
№866(а) Определите промежутки монотонности функции у = х2 – 5х +4.
9. Рефлексия учебной деятельности.
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения.
3) Выполнения требований, известных учащимся.
4) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
- Что нового узнали на уроке?
- Достигли цель, поставленную в начале урока?
-Где может пригодиться новое знание?
- Как вы оцените свою работу на уроке? (……………………………………)
-Для чего нам необходимо выполнять домашнее задание? (Чтобы закрепить умение решать данный вид уравнений).
- Предлагаю записать обязательное домашнее задание: № 870, № 864 (б), 865(а) и по желанию №8989(аб).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки к уроку "Алгебра и начала анализа" по теме: "Исследования функции с помощью производной" 11 класс
Урок-практикум с использованием компьютера (презентация).Цели: Совершенствовать умения в исследовании функции, построение ее графика;Развивать навыки самоконтроля....
Конспект урока алгебры и начал анализа в 10 классе по теме «Производные тригонометрических функций»
Новый материал...
Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе "Исследование функций. Чтение графика"
Презентация к уроку на тему: Исследование функций. Чтение графика. Программа: государственная базовая "Алгебра и начала математического анализа - 11". Автор учебника Ш.А. Алимов и др., 2010г...
Урок в 9 классе "Исследование функции на монотонность"
Урок в 9 классе "Исследование функции на монотонность". С помощью рассуждений подвести учащихся к понятию возрастающей и убывающей функций. Определить движение строго слева...
Урок в 9 классе "Исследование функции на монотонность"
Исследование функции на монотонность...
Урок алгебры и начал анализа в 11-м классе "Применение производной к исследованию функций"
Урок алгебры и начал анализа в 11-м классе "Применение производной к исследованию функций" для повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся по теме, помогает выявить и устранить пр...