Урок алгебры и начал анализа в 11-м классе "Применение производной к исследованию функций"
план-конспект урока по алгебре (11 класс)
Урок алгебры и начал анализа в 11-м классе "Применение производной к исследованию функций" для повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся по теме, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях теоретических вопросов темы, продолжается совершенствование навыков решения ключевых задач и задач практической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок алгебры и начал анализа в 11-м классе "Применение производной к исследованию функций" | 59.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Елисеева Г.И.,
учитель математики
Урок алгебры и начал анализа в 11-м классе "Применение производной к исследованию функций"
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Оборудование и материалы:
1. а) карточки с заданиями теста;
б) карточки с заданиями;
в) конверт с карточками самостоятельной работы (1-й, 2-й, 3-й уровни) (дифференцированные задания)
2.Мультимедийное оборудование.
Структура урока:
1. Организационный этап (2-3 мин)
2. Актуализация знаний. Тест с взаимопроверкой (10-12 мин)
3. Обобщение и систематизация (15-20 мин)
4. Контроль. Самостоятельная работа (дифференцированные задания (9-11 мин)
5. Рефлексия и подведение итогов (1-2 мин)
6. Домашнее задание (1-2 мин)
ХОД УРОКА:
I. Организационный этап
Приветствие.
- Прежде чем мы приступим к работе по теме урока, выясним: были ли трудности с выполнением домашней работы? У кого-то есть вопросы?
-Тема нашего урока «Применение производной к исследованию функций», и сегодня мы повторим теоретические вопросы темы, а также закрепим решение задач по данной теме.
II. Актуализация знаний
- Так как исследование функций связано с производной, то свою работу начнем с устных заданий по нахождению производных функций:
2.1. Найти производную функции (устно):
а) y = 4x3 − x4
б) y = 6
в) y = -
г) y =
д) y = sin3x
е) y =6cosx+3x
ж) y = e2х
з) y = 5ln(x+7)
и) y = ln(5x+7)
к) y =
л) y = 7х
2.2. Тест с взаимопроверкой
Для повторения теоретического материала по теме выполняется тест, в котором необходимо заполнить пропуски, вписав необходимые понятия.
После выполнения заданий учащиеся проводят взаимопроверку по слайду. (Слайд)
1 вариант
Заполнить пропуски:
1) Если функция у = f (х) непрерывна и дифференцируема в каждой точке некоторого интервала и если f ′(х)< 0для всех х из этого интервала, то функция f (х) …………………. на этом интервале.
2) Промежутки ………………… ………………….. функции называют промежутками монотонности этой функции.
3) Точка х0 называется точкой …………………………. функции f(х), если для всех х ≠ х0 из некоторой окрестности точки хо выполняется неравенство f(х) < f(хо).
4) Точки, в которых функция имеет производную, равную нулю, или недифференцируема, называют ……………………….. точками этой функции.
5) Пусть функция f(х) дифференцируема на некотором интервале и в точке х0 из этого интервала имеет производную равную нулю, тогда: если при переходе через стационарную точку х0 функции f(х) её производная меняет знак с «- » на «+», то х0 - точка ………………………………...
6) Чтобы найти наибольшее значение непрерывной на отрезке [а;b] функции, и имеющей несколько критических точек на этом отрезке, нужно вычислить значение функции …………………………………………………………, а затем из полученных значений выбрать наибольшее.
2 вариант
1) Если функция у = f (х) непрерывна и дифференцируема в каждой точке некоторого интервала и если f ′(х) > 0 для всех х из этого интервала, то функция f (х) ……………………….. на этом интервале.
2) Точка х0 называется точкой …………………………… функции f(х), если для всех х ≠ х0 из некоторой окрестности точки хо выполняется неравенство f(х) >f(хо).
3) Точки максимума и точки минимума называются …………………………………... функции.
4) Точки, в которых производная функции равна нулю, называются………………….. точками.
5) Пусть функция f(х) дифференцируема на некотором интервале и в точке х0 из этого интервала имеет производную равную нулю, тогда: если при переходе через стационарную точку х0 функции f(х) её производная меняет знак с «+» на «-», то х0 - точка …………………...............
6) Чтобы найти наименьшее значение непрерывной на отрезке [а;b] функции, и имеющей несколько критических точек на этом отрезке, нужно вычислить значение функции ………………………………………………………..., а затем из полученных значений выбрать наименьшее.
Ответы:
№ | 1 вариант | 2 вариант |
1 | убывает | возрастает |
2 | возрастания и убывания | минимума |
3 | максимума | точками экстремума |
4 | критическими | стационарными |
5 | минимума функции | максимума функции |
6 | в критических точках и на концах отрезка | в критических точках и на концах отрезка |
2.3. Фронтальная беседа по вопросам темы
- Выполняя тест, вы вспомнили основные понятия темы, а теперь побеседуем с вами по следующим вопросам:
1) Как связан «знак» производной функции с возрастанием и убыванием функции?
2) Приведите пример функции, не имеющей критических точек? (линейная, обратная пропорциональность, показательная, логарифмическая)
3) Приведите пример такой функции, у которой стационарная точка не является точкой экстремума. (y = x3)
4) Приведите пример такой функции, которая имеет экстремум в точке, где эта функция не имеет производной. (y =⃓ х, y =⃓ ⃓)
III. Обобщение и систематизация материала
3.1. Выполнение заданий на исследование функций по графикам
(из открытого банка заданий ЕГЭ (задание 8))
Работа в парах, задания учащиеся выполняют по карточкам, фронтальная проверка – на слайдах.
1. На рисунке изображён график функции y=f(x). На оси абсцисс отмечены шесть точек: x1, x2, x3, x4, x5, x6. В скольких из этих точек производная функции f(x) отрицательна?
2. На рисунке изображён график функции y=f(x), определённой на интервале (− 5; 9). Найдите количество точек, в которых производная функции f(x) равна 0.
3. На рисунке изображён график y=f '(x) — производной функции f(x). На оси абсцисс отмечены шесть точек: x1, x2, x3, x4, x5, x6. Сколько из этих точек лежит на промежутках возрастания функции f(x)?
4. На рисунке изображён график функции y=f(x), определённой на интервале (− 7 ; 7). Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна.
5. На рисунке изображён график y=f '(x) — производной функции f(x), определённой на интервале (− 3 ; 19). Найдите количество точек максимума функции f(x), принадлежащих отрезку [− 2 ; 15].
6. На рисунке изображён график функции y=f(x), определённой на интервале (− 6 ; 6). Найдите количество решений уравнения f '(x)=0 на отрезке [− 4,5 ; 2,5].
7. На рисунке изображён график функции y=f ′(x) — производной функции f(x), определённой на интервале (− 9 ; 3). Найдите точку минимума функции f(x).
8. На рисунке изображён график y=f ′(x) производной функции f(x), определённой на интервале (− 6; 5). В какой точке отрезка [− 5; −1] функция f(x) принимает наименьшее значение?
3.2. Алгоритмы применения производной к решению задач на исследование функций
Каждый ряд получает задания на одно из исследований функции:
1) сформулировать алгоритм исследования функции;
2) провести исследование заданной функции.
Для выполнения данной работы учащиеся каждого ряда делятся на группы: первые две парты работают над теоретическим вопросом, последние две парты – над ходом решения практической части. Один учащийся от каждой группы представляет результаты обсуждения.
1. а) Исследование функции на монотонность.
б) Найти интервалы возрастания и убывания функции
y = − x3 +3x2 (возрастает на (0;2), убывает на (;0), (2;))
2.а) Исследование функции на экстремумы.
б) Найти точки экстремума функции
y = x3 +6x2 (х = – 4 – т. максимума, х = 0 – т. минимума)
3.а) Исследование функции на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.
б) Найти наибольшее и наименьшее значения функции
y =12х – x3 на отрезке [–3; 1] (11– наибольшее, –16 – наименьшее)
3.3. Выполнение практических заданий
(из открытого банка ЕГЭ (задание 11))
№1
Найти интервалы возрастания и убывания функции
y = (убывает на (;3), (3;))
№2
Найти точки экстремума функции
y = ln(x+8) – 10x + 8 (х = – 7,9 – т. максимума)
№3
Найти наибольшее значение функции
y = 6х – 2sinx + 3 на отрезке [– ; 0] (3 – наибольшее)
IV. Контроль. Самостоятельная работа (дифференцированные задания)
В самостоятельной работе представлены задания 1-го, 2-го, 3-го уровня в зависимости от сложности. Учащиеся сами определяют, какой уровень работы им выбрать.
1вариант
1 уровень №1 Найти точки экстремума функции y = 3x – 5x2 №2 Найти наибольшее и наименьшее значения функции y = x2 + 2 на отрезке [–2; 1] ________________ №3 Найти интервалы возрастания и убывания функции y = − x3 +2x2 | 2 уровень №1 Найти точку минимума функции y =(х +8)ех-8 №2 Найти наименьшее значение функции y = 4соsx + 11x + 7 на отрезке [0; ] ___________________ №3 Найти интервалы возрастания и убывания функции y = | 3 уровень №1 Найти точку максимума функции y = (x2 – 14х +14)е3-х №2 Найти наибольшее значение функции y = ln(7x) – 7x + 7 на отрезке [; ] _________________ №3 Найти интервалы возрастания и убывания функции y = |
Ответы:
1 уровень
№1 х = 0,3 – т. максимума
№2 6– наибольшее, 2 – наименьшее
№3 возрастает на (0;1), убывает на (;0), (1;)
2 уровень
№1 х = –9 – т. минимума
№2 11 – наименьшее
№3 убывает на (;-2), (-2;)
3 уровень
№1 х =14 – т. максимума
№2 6– наибольшее
№3 возрастает на (2;)
2вариант
1 уровень №1 Найти точки экстремума функции y = 9х – x3 №2 Найти наибольшее и наименьшее значения функции y = x2 + 1 на отрезке [–1; 2] _____________________ №3 Найти интервалы возрастания и убывания функции y = x3 –3x2 | 2 уровень №1 Найти точку минимума функции y = (х +3)ех-3 №2 Найти наименьшее значение функции y = 4соsx + 15x + 5 на отрезке [0; ] ________________ №3 Найти интервалы возрастания и убывания функции y = 1 + | 3 уровень №1 Найти точку минимума функции y = (x2 – 7х +7)е4-х №2 Найти наибольшее значение функции y = ln(5x) – 5x + 9 на отрезке [; ] ________________ №3 Найти интервалы возрастания и убывания функции y = – |
Ответы:
1 уровень
№1 х =- - т. минимума; – т. максимума
№2 5– наибольшее, 1 – наименьшее
2 уровень
№1 х = –4 – т. минимума
№2 9 – наименьшее
№3 убывает на (;0), (0;)
3 уровень
№1 х =2 – т. минимума
№2 8– наибольшее
№3 убывает на (;)
V. Домашнее задание
п.49, 50,52 №959 №962(2;4) №968 (1;2)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке, продолжив фразу:
Сегодня на уроке я повторил………..;
Сегодня на уроке я закрепил………..;
Мне предстоит ещё раз повторить…………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки к уроку "Алгебра и начала анализа" по теме: "Исследования функции с помощью производной" 11 класс
Урок-практикум с использованием компьютера (презентация).Цели: Совершенствовать умения в исследовании функции, построение ее графика;Развивать навыки самоконтроля....
План – конспект урока алгебры и начала анализа в 11 классе по теме "Применения производной".
Обобщить и закрепить материал по теме "Производная и ее применение»....
Конспект урока алгебры и начал анализа в 10 классе по теме «Производные тригонометрических функций»
Новый материал...
Урок алгебры и начала анализа в 12 классе по теме " Определение показательной функции, ее свойства и график"
цели: образовательные: обеспечитьусвоение учащимися знаний о показательной функции,ее свойствах.развивающие: развитие умений сравнивать , обобщать,правильно формулировать и излагать мысли,развити...
Урок алгебры и начала анализа. 10 класс. Исследование функции на монотонность .
Урок алгебры и начала анализа. 10 класс. (УМК А.Г. Мордковича и др. «Алгебра и начала анализа» 10-11 класс М. «Мнемозина»,2013 года ) Тип урока: ОНЗ. Тема урока: Исследование функции на монотонно...
Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе "Исследование функций. Чтение графика"
Презентация к уроку на тему: Исследование функций. Чтение графика. Программа: государственная базовая "Алгебра и начала математического анализа - 11". Автор учебника Ш.А. Алимов и др., 2010г...