Конспект урока "Неполные квадратные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
Тема «Неполные квадратные уравнения»
Цель урока: организация деятельности учащихся по усвоению понятий квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения, способов решения неполных квадратных уравнений;
Задачи урока:
образовательные: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по приобретению новых знаний и расширению понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, таких как квадратные уравнения и неполные квадратные уравнения; обеспечить усвоение способов решения неполных квадратных уравнений;
развивающие: формировать умения классифицировать уравнения и решать неполные квадратные уравнения; стимулировать познавательную деятельность учащихся; развивать интерес к предмету, четко формулировать свои мысли, применять свои знания на практике;
воспитательные: воспитывать умение работать коллективно и самостоятельно (в зависимости от задания), воспитывать дисциплинированность, формирование у учащихся навыков самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_nepolnye_kvadr._uravneniya_8_kl.docx | 27.21 КБ |
tehnologicheskaya_karta_nepolnye_kvad._uravneniya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Неполные квадратные уравнения» разработан в рамках проведения семинара по системно-деятельностному подходу
Предмет: алгебра . Учебник «Алгебра - 8» Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б Суворова; под. ред. С. А. Теляковского.-13-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2010
Класс: 8
Учитель математики: Башурова И.Н.
Место урока в данной теме: 1-ый
Формы работы: коллективная, фронтальная, индивидуальная
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема «Неполные квадратные уравнения»
Цель урока: организация деятельности учащихся по усвоению понятий квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения, способов решения неполных квадратных уравнений;
Задачи урока:
образовательные: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по приобретению новых знаний и расширению понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, таких как квадратные уравнения и неполные квадратные уравнения; обеспечить усвоение способов решения неполных квадратных уравнений;
развивающие: формировать умения классифицировать уравнения и решать неполные квадратные уравнения; стимулировать познавательную деятельность учащихся; развивать интерес к предмету, четко формулировать свои мысли, применять свои знания на практике;
воспитательные: воспитывать умение работать коллективно и самостоятельно (в зависимости от задания), воспитывать дисциплинированность, формирование у учащихся навыков самооценки.
План урока
- Мотивация учебной деятельности «Настроимся на урок!»
- Актуализация опорных знаний
- Постановка проблемы, после чего учащиеся должны сформулировать тему урока, цель урока.
- Изучение нового материала и первичное закрепление
- Физкультминутка
- Выполнение тренировочных упражнений
- Итог урока (в виде проверочной работы)
- Рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока
- Мотивация учебной деятельности «Настроимся на урок!»
-Здравствуйте, ребята! Математику не зря называют «Царицей наук». Одно из замечательных свойств математики – любознательность. Давайте постараемся сегодня проявить свою любознательность на уроке.
- Актуализация опорных знаний (слайд 1)
Устная работа
1. Представить выражение в виде одночлена:
а) ; б) ;
2. Вычислить: а) ; б) ;
3. Решить уравнения : а) ; б) ;
в) ; г) .
- Постановка проблемы
Учитель: по словам Лейбница, «Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет». Рассказ учителя истории появления первых упоминаний о квадратных уравнениях. (слайд 2)
Впервые квадратное уравнение сумели решить математики Древнего Египта. В одном из математических папирусов содержится задача: «Найти стороны поля, имеющего форму прямоугольника, если его площадь 12, а длины равны ширине». Рассмотрим её
Пусть х- длина поля. Тогда – его ширина, S = – площадь. Получилось квадратное уравнение: . В папирусе дано правило для его решения: «Раздели 12 на».
12 = 16.
Итак, «Длина поля равна 4» - сказано в папирусе. Прошли тысячелетия, в алгебру вошли отрицательные числа. Решая уравнение , мы получаем два корня . Разумеется, в египетской задаче и мы приняли бы х = 4, т.к. длина поля не может быть отрицательным числом.
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 449 году. В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Часто они были составлены в стихотворной форме. Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века Бхаскары звучит так: (слайд 3)
Обезьянок резвых стая,
Власть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась,
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне в этой стае?
Решение:
– 64 + 768 = 0
(решение данной задачи рассмотреть на следующих уроках)
После рассмотрения данных задач, не решая их (учащиеся пока не умеют этого делать), учащиеся пытаются сформулировать тему и цель урока. (слайд 4)
Открыли тетради, записали тему урока.
- Изучение нового материала и первичное закрепление материала
Мы с вами начали изучать большой раздел «Квадратные уравнения». (слайд 5)
- Квадратным уравнением называется уравнение вида , где х – переменная; а, в, с – некоторые числа, причем а .
Коэффициенты а, в, с называют так: а –первый коэффициент, в – второй коэффициент, с – свободный член.
Примеры квадратных уравнений №512 стр.114 учебника.
- Квадратное уравнение называют неполным, если хотя бы один из коэффициентов а, в или с, равен нулю. Примеры в№512 д),е).
- Квадратное уравнение, в котором первый коэффициент равен 1, называют приведенным квадратным уравнением. Примеры в №513 стр. 114 учебника.
- Способы решения неполных квадратных уравнений:
Пример 1 (из египетской задачи)
По смыслу задачи принимаем во внимание только
; если , то уравнение имеет два корня;
если, то уравнение не имеет корней.
Здесь можно сделать вывод (вместе с учащимися): если коэффициенты а и с имеют разные знаки, то уравнение имеет 2 корня, если же коэффициенты а и с имеют одинаковые знаки, то уравнение корней не имеет.
Пример 2.
х(4х + 9) = 0
х = 0 или 4х = -9
х = -2
х(ах + в)=0
х = 0 или ах +в =о
ах= -в
х =-в/а Уравнения вида всегда имеет 2 корня;
Пример 3. , х = 0
, х = 0 – единственный корень (слайд 6)
- Физкультминутка (слайд 7)
Очень важно развивать воображение учащихся. С этой целью выполняется следующее упражнение. Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок (дети в воздухе рисуют геометрические фигуры)
- Выполнение тренировочных упражнений
№515 (а, в, д), №517 (а, в, д) стр. 114 учебника
- Итог урока (в виде проверочной работы) (слайд 8)
Проверь себя
Уравнения | Полные | Неполные | Приведенные | Не приведенные | Общий балл |
+ | + | ||||
+ | + | ||||
+ | + | ||||
+ | + | ||||
+ | + | ||||
8х – 5 = 0 |
(учитель подводит итоги и выставляет оценки)
- Рефлексия. Светофор: красный цвет – мне было сложно и малопонятно,
желтый цвет – у меня не все получилось, но я доволен своей работой,
зеленый цвет – у меня все получилось, я доволен своей работой. (слайд 9)
- Домашнее задание: п. 21, №518, №519 – 1 уровень, №525 – 2 уровень
Учитель дает краткие рекомендации по выполнению домашнего задания
Литература:
- Учебник «Алгебра - 8» Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б Суворова; под. ред. С. А. Теляковского.-13-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2010
- Математика. 5-11 классы: предметные недели в школе. Авт. –сост. С.В. Виноградова, Н.Н. Дементьева, 2008 г.
- Мордкович А. Г. Алгебра 8 класс. – М.: Мнемозина, 2011.г в 2-х ч.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики
по теме «Неполные квадратные уравнения»
Дата проведения:
Учитель: Башурова Инна Николаевна
Количество часов по теме «Квадратные уравнения»:19 часов
Место урока в данной теме: 1-ый
Формы работы: коллективная, фронтальная, индивидуальная
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: организация деятельности учащихся по усвоению понятий квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения, способов решения неполных квадратных уравнений;
Задачи урока: образовательные: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по приобретению новых знаний и расширению понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, таких как квадратные уравнения и неполные квадратные уравнения; обеспечить усвоение способов решения неполных квадратных уравнений;
развивающие: формировать умения классифицировать уравнения и решать неполные квадратные уравнения; стимулировать познавательную деятельность учащихся; развивать интерес к предмету, четко формулировать свои мысли, применять свои знания на практике;
воспитательные: воспитывать умение работать коллективно и самостоятельно (в зависимости от задания), воспитывать дисциплинированность, формирование у учащихся навыков самооценки.
Основные этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы обучения | Прогнозируемый результат | Учебно-метододич. обеспечение | План. время |
1.Организационный этап | Психолог. подготовка к общению | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу, | Словесные | Психологическая готовность | Организация внимания | 1 мин |
2.Актулизация опорных знаний | Создать ситуацию, успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков; | Организует работу по актуализации опорных знаний | Устное решение или краткая запись решения выражений | практический | Быстрая проверка опорных знаний | Запись на доске и в тетрадях | 3мин |
3. Постановка проблемы. Определение совместной цели деятельности | Обеспечить деятельность по определению целей урока | Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу, наблюдает, консультирует. | Отвечают на вопросы, формулируют цель урока | Словесные | отвечают верно | беседа | 2 мин |
4.Изучение нового материала | способствовать деятельности учащихся по усвоению понятий квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения, способов решения неполных квадратных уравнений; | Организует работу учащихся по усвоению способов решения неполных квадратных уравнений | Отвечают на вопросы, учатся классифицировать уравнения, записывают алгоритм решения уравнений в тетрадь | словесные | Верная классификация уравнений, верное составление алгоритма решения неполных квадратных уравнений в рабочих тетрадях | Запись на доске и в тетрадях | 15 мин |
5. Физкультминутка | Создать условия учебной деятельности, способствующих сохранению здоровья учащихся | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют упражнения (движения и приемы) | Практические | Снижение утомляемости, повышение работоспособности | - | 3 мин |
6. Первичное применение знаний | Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного | Предлагает выполнить задания | Выполняют задания | практические | Выполнят верно | Выполняют задания на доске и в тетрадях | 12 мин |
7. Итог урока и самопроверка знаний | Выявить качество усвоения материала | Предлагает проверить задания | Проверяют задания | самоконтроль | Выполнили верно | Проверяют задания | 5мин |
8. Рефлексия | Дать оценку работы класса | Подводит итоги урока, ставит задачи на следующий урок | Заполняют листы самоконтроля | самооценка | Осмысление результатов своей работы | Листы самоконтроля | 3 мин |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание содержания домашнего задания | Поясняет домашнее задание | Записывают дом. задание | словесные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Квадратные уравнения"
данная тема изучается в 8 классе, данный урок позволяет отработать навык решения квадратных уравнений по формулам....
конспект урока "Квадратные уравнения"
данная тема изучается в 8 классе, данный урок позволяет отработать навык решения квадратных уравнений по формулам....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение.
Предложенный урок по теме с использованием ЭОР....
Конспект урока "Квадратные уравнения"
Конспект уроку "Квадратные уравнения" с применением интерактивной доски...
Конспект урока "Квадратные уравнения"
Разработка урока алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения"...
конспект урока Квадратные уравнения
урок построен с примененим карты Тренажер технологии Биоинформатика и синергетика и направлен на закрепление навыков решения квадратных уравнений разного типа и уровня...
конспект урока Квадратное уравнение
в данном конспекте предложен материал для формирования умений решать квадратные уравнения на основе карты Алгоритм технологии "Биоинформатика и синергетика" . Данная карта позволяет формировать ...