Конспект урока "разность квадратов"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Представлен конспект урока по теме "Разность квадратов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.1.1.konspekt_uroka_raznost_kvadratov.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 65 г. Сочи
Конспект урока по теме
«Разность квадратов»
Автор работы: Колганова Светлана Петровна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 65 г. Сочи
Должность: учитель математики
Сочи - 2016
Тема: Разность квадратов
Тип урока: комбинированный, проблемный
Продолжительность: 1 урок (40 мин)
Класс: 7
Цели урока:
- Развивающие и воспитывающие
а) формировать понятие об общих и частных предложениях и умение с ними работать;
б) формировать умение кодировать информацию с помощью математических знаков;
в) развивать интуицию;
г) формировать образное и абстрактное мышление.
- Предметные ЗУН:
а) уметь выводить формулу (a − b)(a + b) = a2 − b2, уметь распознавать ее в различных ситуациях;
б) понимать то, что порядок следования слагаемых в многочлене вида (a − b)(a + b) = a2 − b2 не зависит от порядка множителей в произведении и от порядка слагаемых в сумме, а определяются разностью выражений;
в) формировать умение применять нужную формулу параллельно с использованием свойств степени с натуральными показателями. Упрощать выражения вида:
(12c2 − 7a3)(7a3 + 12c2), (−11p4 + 9)(11p4 + 9);
г) применять эту формулу, как разность квадратов:
a2 − b2 = (a − b)(a + b).
- ОУУН
а) уметь обобщать и исследовать полученные результаты;
б) уметь контролировать свою деятельность;
в) оценивать и выбирать оптимальный путь решения задачи;
г) уметь действовать по предложенному плану.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
А) Устно (Подготовка к восприятию нового материала)
а) Возведите в квадрат:
8с; 0,9d; ; ; 0,05y2.
б) Представьте в виде квадрата одночлена:
4а2; 9b4; 16c8; 0,04x10; 0,25x2y2; 0,64x16; .
в) Прочитайте выражения, как называются a и b в первых двух случаях?
а − b; a + b; (a − b)(a + b); a2 − b2; a2 + b2.
г) Решите уравнения:
x2 − 16x = 0 и –9 + 2x = 0.
д) Разложите на многочлены:
15x2y − 10x и x2 − y2.
3. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.
Создание проблемной ситуации способствует развитию познавательного интереса. Пробуем решить эту задачу, используя имеющиеся знания.
Письменно в тетрадях и на доске
Выполните умножение многочленов, где a и b – произвольные:
(a − b)(a + b) = a2 + ab − ab − b2= a2− b2
(a− b)(a + b) = a2 − b2 - формула сокращенного умножения.
Верно ли полученное равенство, не вычисляя, при a = − 5, b = 100; a = − 12.8, ?
Вывод: a и b – любые числа или алгебраические выражения.
Опр: (Дети самостоятельно формулируют)
Произведение разности двух выражений и их сумма равно разности квадратов этих выражений.
4. Закрепление нового материала. Формирование алгоритма применения формулы разности квадратов.
№ 1. Переставьте выражения в столбцах так, чтобы между ними можно было поставить знак равенства:
(1 + a)(1 − a) y2 − 9
(y − 3)(y + 3) 1 − a2
(3 − y)(3 + y) 9 − y2
№ 2. Выберите выражения, которые могут быть преобразованы по формуле произведения разности чисел на их сумму, и преобразуйте их по формуле:
а) (x − y) − (x+ y) Замените формулы схемой:
б) (b − c)(b + c) ( − )( + ) = 2 − 2
в) (0,2 − x)(0,2−x) ( + )( − ) = 2 − 2
г) (3 + 2)(3 − 2)
На основе выполнения этого задания составьте вопросы, выявляющие сущность данной формулы (дети задают вопросы):
- Влияет ли порядок записи выражений в произведении на результат преобразований в формуле?
- Важен ли порядок записи выражений, входящих в разность, на результат преобразований по этой формуле?
- По какому множителю (сумме или разности) удобно составить результат?
- Важен ли порядок множителей в произведении?
Далее дети самостоятельно на основе полученного опыта формируют алгоритм:
- Является ли выражение произведением.
- Является ли один сомножитель – суммой двух выражений.
- Является ли другой сомножитель – разностью этих выражений.
Если это не выполняется, то это выражение не может быть преобразовано по формуле (a – b)(a + b) = a2 − b2, а если да, то
- Выделить сомножитель – разность.
- Записать разность, составленную из квадрата уменьшаемого и квадрата вычитаемого.
№ 3. Выполните умножение по выбранному алгоритму письменно в тетрадях и на доске.
(7x − 2)(7x + 2) = (7x)2 − 22 = 49x2 − 4
(a − 2)(a + 2) = a2 − 22 = a2 − 4
84 − 76 = (80 + 4)(80 − 4) = 802 − 42 = 6400 − 16 = 6384
103 − 97 = (100 + 3)(100 − 3) = 1002 − 32 = 10000 − 9 = 9991
(0,7x + y2)(0,7x − y2) = 0,49x2 − y4
(a3 − b2)(a3 + b2) = (a3)2 − (b2)2 = a6 − b4
(5x2 + 2y3)(5x2 − 2y3) = 25x4 − 4y6
№ 4. Решите уравнения:
(x + 2)(x − 2) − (x − 3)x = 2 8m(1 + 2m) − (4m + 3)(4m − 3) = 2m
Посмотрим с другой стороны на тождество: a2 – b2 =(a–b)(a+b) – разность квадратов двух выражений.
Разность квадратов двух выражений равна произведению разности этих выражений на их сумму.
№ 5. Устно. Какие выражения являются разностью квадратов?
а) x2 ⋅ (3у)2 г) (2a)2 − b2 ж) a2 − 27 k) 4a2 − 25b2
б) a − b д) a2 − 3b2 з) 10 −
в) x2 − y е) 152 − 132 и) a2 + b2
По какому плану действовали, выполняя задание?
Дети предлагают свои варианты ответов.
- Представимо ли выражение в виде разности квадратов?
- Выделим основание квадратов
- Разность квадратов надо приравнять к произведению
один множитель – разность оснований в том же порядке,
другой множитель – сумма оснований в любом порядке
Письменно:
№ 6. Разложите на множители:
64− y4 = 82 − (y2)2 = (8 − y)(8 + y)
25m6 − n2 = (5m3)2− n2=(5m3 − n)( 5m3 + n)
81− a4b4 = 92 − (a2b2)2 = (9 − a2b2)( 9 + a2b2)
№ 7. Решите уравнение:
x2 − 16 = 0 и 4x2 − 9 = 0
5. Проверочная работа.
Самопроверка по готовым ответам.
- Преобразуйте в многочлен:
(k + m)(k − m)
(3x + 5y)(3x − 5y)
- Представьте в виде произведения:
m2 − n2
c2 − 81
0,16x6 − 9y8
- Решите уравнение:
(x − 1)(x + 1) − (x − 3)x = 2 и x2 – 1 = 0
6. Итог урока
- Произведение разности двух выражений на их сумму равно разности квадратов этих выражений и наоборот.
- (a + b)(a − b)= a2 − b2 – верно для любых a, b, где a и b – числа или выражения (многочлены и одночлены).
- Формулой (a − b)(a + b)= a2 − b2 можно пользоваться, когда выражение является произведением двух множителей (разности и суммы) и порядок слагаемых зависит только от разности выражений.
- Формулой a2 − b2 =(a − b)(a + b) можно пользоваться, когда выражение представлено в виде разности квадратов: выделяем основание квадратов, записываем произведение разности оснований в том же порядке как в разности квадратов, а в сумме можно по-другому.
7. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и квадрат разности.
Предлагаю к использованию конспект урока с указываемыми УУД на каждом этапе .Акцентируется внимание на учебно-познавательной компетенции на уроке алгебры в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умнож...
План-конспект урока "Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений" с применением ЦОР
Конспект урока алгебры 7 класс "Квадрат суммы и квадрат разности разработан с применением цифровых образовательных ресурсов. Урок проходит в компьютерном классе, каждый ученик работает за ПК. ЦОР прим...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Знакомство с геометрическими фигурами кругом и квадратом. Обводка по точкам круга и квадрата».
Работа о различении геометрических фигур круга и квадрата....
Конспект урока по алгебре для 7 класса по теме: "Возведение в квадрат суммы и квадрат разности двух выражений"
Закрепить умение возводить в квадрат сумму и разность двух выражений, выработка навыка применения формул к различным вариантам з...
Конспект урока "Квадрат суммы. Квадрат разности".7 класс
Используется совместно с разработкой SmartNotebook...
Конспект урока по алгебре 8 класса по теме "Квадрат суммы. Квадрат разности"
Конспект урока алгебры 8 класса по теме "Квадрат суммы. Квадрат разности". В процессе урока изучаются формулы сокращенного умножения, формируются навыки упрощения алгебраических выраже...
Конспект урока по алгебре "Разложение многочлена на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности" 7 класс
В публикации представлен конспект урока по алгебре в 7 классе "Разложение многочлена на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности" (тема 33) (авт. Ю.Н. Макарычев и др.)...